№ 2а-798/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сибай 19 сентября 2019 года
Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Суфьяновой Л.Х.,
при секретаре судебного заседания Гаскаровой В.В.,
с участием представителя административного истца Малиховой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пономарева НМ к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору о признании незаконными актов проверки и их отмене,
УСТАНОВИЛ:
Пономарева НМ обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору о признании незаконными актов проверки и их отмене.
Исковые требования мотивирует тем, что является собственников помещения в многоквартирном <адрес> по ул. <адрес> в <адрес> РБ, который управляется товариществом собственников недвижимости «Восточный». Согласно п. 3 (4) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставления коммунальных услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, определенный по нормативам, при оплате равномерно в течение календарного года, корректируется в 1 квартале года, следующего за расчетным. В связи с отсутствием перерасчета платы за 10 месяцев (январь-октябрь) 2018 года собственники помещений обратились с заявлением о перерасчете в адрес председателя ТСН. Заявление было направлено письмом ДД.ММ.ГГГГ. перерасчет по заявлению сделан не был. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору с заявлением о проведении проверки по указанному факту привлечении виновных лиц к ответственности. За время проведения проверки (в мае 2019) ТСН «Восточный» была произведена корректировка платы за отопление за январь 2018 года, которая была отражена в платежном документе. По результатам проверки актом от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком был сделан вывод об отсутствии оснований для привлечения к ответственности проверяемого лица на основании предоставленного ТСН «Восточный» протокола заседания членов Правления ТСН «Восточный» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого правление ТСН «Восточный» приняло решение о разбивке сумм корректировки платежных документах на шесть месяцев и Устава ТСН, которым к компетенции правления отнесено «решение иных вопросов».
Однако отмечает, что при проведении проверки административным ответчиком не учтено следующее. Порядок проведения корректировки платы за отопление жителя многоквартирного дома, предполагающий ее проведение в 1 квартале года, следующего за отчетным, и за весь предшествующий год, установлен Постановлением Правительства РФ № 354. Постановление Правительства является актом управления общенормативного содержания, обязательным для исполнения на территории РФ. Устав ТСН, определяющий полномочия правления, является учредительным документом юридического лиц регулирующего определяющий порядок принятия решений в рамках отдельной организации. Устав ТСН не содержит в числе полномочий правления ТСН изменение порядка расчета платы, установленного федеральным нормативным актом, кроме того Устав не должен противоречить законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. Принятие правлением решения, нарушающего порядок корректировки платы является превышением полномочий правления, а такое решение является принятым за пределами компетенции правления, предоставленной ему действующим законодательством. Минстрой России, являющийся органом, официально уполномоченным давать разъяснения в области жилищного законодательства, письмом от ДД.ММ.ГГГГ№-АЧ/04 отдельно указал, что нормами жилищного законодательства не допускается определение отличного от установленного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации способа оплаты коммунальной услуги по отоплению решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, решениям собственников жилых домов или решениями исполнителей коммунальных услуг. Кроме того, должностными лицами Госкомитета при проведении проверки оставлен без внимания тот факт, что п. 3(4) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предписывает произвести корректировку платы за отопление в 1 квартале года, следующего за отчетным, т.е. корректировка должна быть произведена до ДД.ММ.ГГГГ. Протокол правления, на который ссылается Госкомитет в ответе, датирован ДД.ММ.ГГГГ, корректировка платы за отопление за январь 2018 года произведена в мае 2019 года, т.е. факт нарушения ТСН «Восточный», выразившийся в не проведении корректировки платы в первом квартале 2019 года очевиден, т.к. указанное решение принято по окончании 1 квартала.
Государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по результатам проверки составляется акт, в котором указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения. Данное требование предполагает, что при проведении проверки фактические обстоятельства, отраженные в жалобе и действия проверяемого лица должны быть сопоставлены с требованиями законодательных актов и нормативных документов на предмет выявления расхождений и нарушений. Проверка может считаться законной, только в том случае, если проверяющее лицо при ее проведении правильно применило закон, которой может быть нарушен, и сделало верные выводы по наличию/отсутствия нарушений. В связи с этим считает акт проверки незаконным и подлежащим отмене.
Далее указывает, что на основании жалобы собственников помещений в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком была проведена проверка законности действий ТСН «Восточный» в части выставления платы за содержание и текущий ремонт в 2017-2018 гг. в отсутствие утвержденного перечня работ и тарифа на СЖиТР. При этом факт отсутствия утвержденного тарифа подтверждался ранее в ходе проверки в марте 2018 года, по результатам которой ТСН было выдано предписание об устранении нарушений со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, тариф на 2017-18 гг. был утвержден только протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ. Взимание платы в течение 2017 и 10 месяцев 2018 года проводилось необоснованно. Оспариваемым актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ нарушений в порядке утверждения и сбора платы не обнаружено.
Полагает, что указанный акт также является незаконным по следующим основаниям: согласно ст. 156 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано ТСН, вносят плату за СЖиТР в размере и в порядке, установленных органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товариществ собственников жилья. В силу ст. 137, 145 ЖК РФ установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, где создано товарищество собственников жилья, относится к компетенции общего собрания товарищества собственников жилья. Процесс утверждения тарифа на содержание жилья установлен нормативно-правовыми документами. В соответствии со ст.ст. 39 и 156 ЖК РФ Правительством PФ было утверждено Постановление № 491 от 13.08.2006, детализирующее положения ЖК РФ и их применение. Указанные Правила регламентируют и порядок установления размера платы. Пункт 17 Правил предусматривает, что «перечень услуг и работ, условия оказания и выполнения, а также размер их финансирования утверждают на своем собрании собственники помещений». Пункт 35 уточняет, что «размеры платы за содержание и ремонт…. должны быть соразмерны перечню, объемам и качеству работ и услуг», из чего следует, что первичен перечень работ и услуг, утверждаемый жильцами на общем собрании, как и размер платы. Таким образом, определение размера платы находится в исключительной компетенции общего собрания. Такой же порядок установлен и пп. 4 п. 9.1 Устава ТСН «Восточный». При этом п. 5.4 Устава определяет, что Товарищество может распоряжаться денежными средствами на основании финансового плана. Если собственники помещений не приняли решение о способе управления доме или не проголосовали за утверждение тарифа, размер платы может быть установлен решением органа местного самоуправления (п.п. 34. 36 Правил). Иных способов установления размера тарифа законом не предусмотрено. При этом смета доходов и расходов, перечень работ и услуг по содержанию, финансовый план также не утверждались. В отсутствие тарифа на содержание жилья, утвержденного с соблюдением установленного законом порядка, ТСН не вправе был выставлять плату за содержание жилья и получать денежные средства. Утверждение тарифа на 2017 год по истечении года с его окончания нельзя считать правомерным по следующим основаниям: протокол - это не требующий утверждения локальный акт вспомогательного характера, составляемый при коллегиальном рассмотрении соответствующих текущих и (или) оперативных вопросов. Протокол общего собрания собственников помещений как нормативный акт, его содержание и назначение устанавливаются нормами гражданского и жилищного законодательства (ГК РФ, ЖК РФ, Постановления Правительства РФ), и является нормативным актом, порождающим гражданские права и обязанности для определенного сообщества - собственников помещений многоквартирного дома, т.е. входит в систему гражданского законодательства. Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Наличие (отсутствие) в законе прямого указания на сроки (время) утверждения тарифа не является необходимым в силу действия основных принципов гражданского законодательства. Акт проверки не содержит выводов по факту неисполнения проверяемым лицом требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок. Полагает, что акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ нельзя считать законным.
Просит признать незаконными и отменить акты проверок Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец Пономарева НМ, представитель административного ответчика Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании ст. 150 КАС РФ суд находит возможным рассмотрение дела при установленной явке.
Представитель административного истца Малихова НА в судебном заседании административное исковое заявление поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений должностных лиц, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица в, принявших оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 № 616 (далее - Положение), Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля, государственного контроля в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 4 Положения Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору осуществляет региональный государственный жилищный надзор, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Республики Башкортостан, соответствием жилых помещений жилищного фонда Республики Башкортостан установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, выдает предписания о прекращении нарушений обязательных требований законодательства, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности.
Согласно п. 4.23 Положения организует и проводит в пределах установленных полномочий проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 4.24 Положения выдает предписания о прекращении нарушений обязательных требований законодательства, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в установленном законодательством порядке.
Согласно п. 4.32 Положения Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору рассматривает обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан по вопросам, входящим в компетенцию Госкомитета, принимает по ним решения в установленный срок.
ДД.ММ.ГГГГ в Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору поступило обращение Пономарева НМ о ненадлежащем ведении бухгалтерской документации и нецелевом использовании денежных средств руководством ТСН «Восточный» <адрес> РБ, привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав собственников <адрес> по ул. <адрес> в <адрес> РБ.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ в рамках регионального жилищного надзора в отношении ТСН «Восточный» была назначена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении от ДД.ММ.ГГГГ вх. №.
В рамках проверки Госкомитетом РБ по жилищному и строительному надзору в адрес ТСН «Восточный» направлялся запрос № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении документов.
По результатам документарной проверки в отношении ТСН «Восточный» должностным лицом Госкомитета РБ оформлен оспариваемый акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, по представленной ТСН «Восточный» информации, установлено, что акты выполненных работ и ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ТСН «Восточный» имеются и не противоречат п. 5 ст. 148 Жилищного кодекса РФ о ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Кроме того, в ходе проведения проверки согласно представленным документам внеочередного собрания членов ТСН «Восточный» в форме очно-заочного собрания, по вопросам касающейся проверки, установлено, что на собрании рассмотрены вопросы, включенные в повестку дня внеочередного собрания и относящиеся к компетенции собрания, решения приняты при наличии необходимого кворума.
Таким образом, Госкомитетом РБ по жилищному и строительному надзору проверка в отношении ТСН «Восточный» проведена в пределах компетенции, процессуальных нарушений при проведении проверки Госкомитетом РБ не допущено. Акт проверки является законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересы административного истца.
ДД.ММ.ГГГГ в Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору поступило обращение Пономарева НМ по вопросу корректировки размера платы по услуге отопление в многоквартирном <адрес> по ул. <адрес> в <адрес> РБ.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ в рамках регионального жилищного надзора в отношении ТСН «Восточный» была назначена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении от ДД.ММ.ГГГГ вх. №.
По результатам документарной проверки ТСН «Восточный» был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым установлено, что протоколом заседания членов Правления ТСН «Восточный» от ДД.ММ.ГГГГ№ большинством голосов членов Правления ТСН «Восточный» принято решение произвести корректировку платы за отопление по результатам проверки 2018 года. Поскольку собственники помещений своевременно не вносят плату за оказанные жилищно-коммунальные услуги, обеспечить осуществление корректировки платы за отопление путем отражения суммы корректировки в платежных квитанциях с разбивкой суммы корректировки на шесть месяцев. В связи с чем оснований для принятия Госкомитетом РБ по жилищному и строительному надзору мер к ТСН «Восточный» отсутствовали.
Следует отметить, что оспариваемые акты проверок составлены по результатам документарных проверок в отношении юридического лица ТСН «Восточный». Указанными проверками Госкомитет РБ затрагивал права и законные интересы именно ТСН «Восточный», а не административного истца.
Кроме того, акты проверок органов государственной власти в соответствии с действующим законодательством РФ не являются ненормативными правовыми актами.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Оспариваемые акты проверки не обладают признаками ненормативного акта. По своей правовой природе они являются процессуальными документами, в которых излагаются установленные в ходе проверки обстоятельства, например, факт совершения правонарушения или выводы об отсутствии нарушений. Обжалование процессуальных документов действующим процессуальным законодательством не предусмотрено.
Сам по себе акт проверки не создает обязанность лица, в отношении которого проводилась соответствующая проверка, нести ответственность за совершенные правонарушения. Каких-либо властно-распорядительных предписаний, распоряжений, нарушающих права и интересы административного истца в оспариваемом акте не содержится. При этом проверка проводилась не в отношении заявителя, а юридического лица ТСН «Восточный».
Доказательств обратного в материалы дела административным истцом не представлены.
В соответствии с п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (далее — Постановление Пленума ВС РФ от 27.09.2016 года №36) исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Согласно п. 62 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору, являясь республиканским органом исполнительной власти, самостоятельно определяет порядок разрешения обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Госкомитета РБ и принимает по ним решения в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что согласно п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Пономарева НМ к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору о признании незаконными актов проверки и их отмене – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Сибайский городской суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Председательствующий: Л.Х.Суфьянова