административное дело № 2а-799/2021
(УИД №)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2021 года г. Новопавловск
Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кулик П.П., при секретаре Царевой В.В., с участием представителя административного истца ФИО2 - ФИО3, действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика администрации Кировского городского округа Ставропольского края ФИО5, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда Ставропольского края административное дело по административному иску ФИО2 к администрации Кировского городского округа Ставропольского края о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации Кировского городского округа Ставропольского края о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство.
Из поданного административного искового заявления следует, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – склада для хранения сельскохозяйственной продукции, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого планируется строительство объекта №, расположен по <адрес>, наименование объекта капитального строительства, краткие проектные характеристики: площадь участка 56300 кв.м., общая площадь 298,0 кв.м., площадь застройки 314,1 кв.м., высота здания 3,96 м., строительный объем 1243, 8 куб.м., в том числе надземной части - 1243, 8 куб.м.,, этажность – 1 этаж. К заявлению была приложена следующая документация: выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№ на земельный участок с КН №; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции раздел 1 «Пояснительная записка»; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции 033-2021-П-РА текстовая часть; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции 033-2021-П-РА графическая часть; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка»; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции раздел 3 «Архитектурные решения»; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции № графическая часть; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения»; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции № Графическая часть; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции раздел 6 «Проект организации строительства»; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции раздел 9 «Мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности»; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции 033-2021-П-МПБ графическая часть; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции раздел 10 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий»; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции № текстовая часть; градостроительный план земельного участка РФ№1 от ДД.ММ.ГГГГ; технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий для подготовки проектной документации 038-2020 ИГДИ том 1 инженерно-геодезические работы.
Однако от администрации поступил отказ в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№, мотивированный тем, что разрешение на строительство в силу самого характера названного документа дает застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства в течение срока его действия, в связи с чем, выдача разрешения на строительство должна предшествовать проведению строительных работ, в виде фактического существования объекта недвижимости администрация отказывает в выдаче разрешения на строительство испрашиваемого объекта капитального строительства. Административный истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку, по его мнению, фактическое начало строительства объекта недвижимости застройщиком не входит в исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче разрешения на строительство, следовательно, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Кроме того, администрацией не предоставлено доказательств подтверждающих её довод о фактическом существовании объекта.Также обращает внимание на то, что заявление на выдачу разрешения на строительство было подано ДД.ММ.ГГГГ, а оспариваемый отказ датирован ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока, предусмотренного законом на рассмотрение заявления.
На основании изложенного просит признать незаконным отказ администрации Кировского городского округа Ставропольского края ФИО2 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: склад для хранения сельскохозяйственной продукции, расположенный по адресу (местонахождение) объекта: примерно в 4,6 км. по направлению на север от ориентира, почтовый <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№; обязать администрацию Кировского городского округа Ставропольского края в пятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выдать ФИО1 разрешение на строительство объекта капитального строительства: склад для хранения сельскохозяйственной продукции, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого планируется строительство объекта капитального строительства №, адрес (местонахождение) объекта, участок находится примерно в 4,6 км. по направлению на север от ориентира, почтовый <адрес>, наименование объекта капитального строительства, краткие проектные характеристики: площадь участка 56300 кв.м., общая площадь 298,0 кв.м., площадь застройки 314,1 кв.м., высота здания 3,96 м., строительный объем 1243,8 куб.м., в том числе надземной части - 1243,8 куб.м.,, этажность – 1 этаж.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, поручив представлять свои интересы ФИО3
Представитель административного истца ФИО2 – ФИО3 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Кировского городского округа Ставропольского края ФИО5 в судебном заседании административный иск не признала и просила суд отказать в его удовлетворении.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО4 суду показал, что отказ ФИО2 был выдан на основании административного регламента № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 24 административного регламента, срок предоставления ответа составляет 5 рабочих дней. Заявление ФИО2 пришло 4 мая, а в мае выходными днями являлись с 1 по 3, с 8 по 10 мая. Дни с 4 по 7 мая, в соответствии с Указом Президента РФ №, являлись нерабочими днями. Отказ был выдан в связи наличием построенных объектов. Само разрешение на строительство подразумевает, что оно выдается до начала строительства. Сперва делается градостроительный план, проект и после этого застройщик начинает приступать к работам. А строительство объекта было начато до получения разрешения. Они выехали на место и было установлено, что согласно проекта объект был уже построен. У них была проверка из Мин.строя и было указано на то, что коммерческая деятельность и разрешение подразумевают уже выезд до начала строительства.
Суд, изучив административный иск, выслушав процессуальных участников, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено в судебном заседании, административный истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился к административному ответчику администрации Кировского городского округа Ставропольского края с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – склада для хранения сельскохозяйственной продукции.
Административным истцом испрашивалась муниципальная услуга – выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства: склада для хранения сельскохозяйственной продукции, кадастровый номер земельного участка в пределах которого планируется строительство объекта № по адресу (местоположение) объекта, участок находится, примерно в 4,6 км. по направлению на север от ориентира, почтовый <адрес>, наименование объекта капитального строительства, краткие проектные характеристики: площадь участка 56300 кв.м., общая площадь 298,0 кв.м., площадь застройки 314,1 кв.м., высота здания 3,96 м., строительный объем 1243,8 куб.м., в том числе надземной части - 1243,8 куб.м.,, этажность – 1 этаж.
К заявлению административным истцом была приложена следующая документация: выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № № на земельный участок с КН №; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции раздел 1 «Пояснительная записка»; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции 033-2021-П-РА текстовая часть; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции № графическая часть; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка»; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции раздел 3 «Архитектурные решения»; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции № графическая часть; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения»; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции № Графическая часть; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции раздел 6 «Проект организации строительства»; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции раздел 9 «Мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности»; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции № графическая часть; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции раздел 10 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий»; проектная документация на склад для хранения сельскохозяйственной продукции № текстовая часть; градостроительный план земельного участка РФ№1 от ДД.ММ.ГГГГ; технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий для подготовки проектной документации № том 1 инженерно-геодезические работы.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N 07-03-47-3525 административный ответчик отказал ФИО2 в выдаче разрешения на строительство, сославшись на то, что разрешение на строительство в силу самого характера названного документа дает застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства в течение срока его действия, в связи с чем, выдача разрешения на строительство должна предшествовать проведению строительных работ, в виду фактического существования объекта недвижимости администрация отказывает в выдаче разрешения на строительство испрашиваемого объекта капитального строительства.
Не согласившись с данным решением, административный истец обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации получению разрешения на строительство, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с положениями части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом.
Согласно требованиям части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 данной статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
По смыслу приведенных положений закона, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, к которым начало проведения строительных работ не отнесено.
Также из системного анализа положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, и возможности возведения на заявленном участке объекта капитального строительства по представленному проекту. В случае положительного заключения - законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют.
Однако как следует из материалов дела, администрация Кировского городского округа СК отказала ФИО2 в выдаче разрешения на строительство ввиду того, что им до получения разрешения на строительство было начато строительство склада, при этом, административный ответчик не предъявлял претензий к проектной документации и не ссылался, что строительство склада начато ФИО2 с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
При этом, судом учитывается, что ФИО2 при обращении в администрацию с заявлением о получении разрешения на строительство объекта была предоставлена предусмотренная законом градостроительная и проектная документация, и каких-либо ссылок на их несоответствие в отказе в выдаче разрешения на строительство не содержится.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 3 пункта 1 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В судебном заседании также установлено, что вся необходимая проектная документация у ФИО2 имеется. Свидетельств того, что строительство было им начато с нарушением проектной документации, материалы дела не содержат.
Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о добросовестном поведении административного истца и не могут квалифицироваться по статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таком положении суд считает, что оспариваемое решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, выразившееся в письме от ДД.ММ.ГГГГ N №, подлежит признанию незаконным, а заявленные административным истцом требования - подлежат удовлетворению.
Данный вывод суда основан, в том числе и на судебной практике Верховного Суда РФ, изложенной в частности в определении от ДД.ММ.ГГГГ№, а также в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от ДД.ММ.ГГГГ№.
Одновременно, не заслуживающими внимание судом признаны доводы административного истца о нарушении административным ответчиком срока рассмотрения поданного ФИО2 заявления. Так, по мнению административного истца, заявление на выдачу разрешения на строительство им было подано ДД.ММ.ГГГГ, а оспариваемый отказ датирован ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока, предусмотренного законом на рассмотрение заявления. Вместе с тем, выходными днями в ДД.ММ.ГГГГ являлись с 1 по 3 мая, в связи с празднованием Праздника Весны и труда, а также с 8 по 10 мая, в связи с празднованием Дня Победы, дни с 4 по 7 мая, на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, являлись нерабочими днями, с сохранением за работниками заработной платы. Таким образом, последним рабочим днем для дачи ответа, на поступившее от ФИО2 заявление, являлось ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Как установлено в судебном заседании, каких-либо данных свидетельствующих о пропуске административным истцом срока обращения в суд не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 - 228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО2 к администрации Кировского городского округа Ставропольского края о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Кировского городского округа Ставропольского края ФИО2 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: склад для хранения сельскохозяйственной продукции, расположенный по адресу (местонахождение) объекта: примерно в 4,6 км. по направлению на север от ориентира, почтовый <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать администрацию Кировского городского округа Ставропольского края в пятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выдать ФИО2 разрешение на строительство объекта капитального строительства: склад для хранения сельскохозяйственной продукции, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого планируется строительство объекта капитального строительства №, адрес (местонахождение) объект, участок находится примерно в 4,6 км. по направлению на север от ориентира, почтовый <адрес>, наименование объекта капитального строительства, краткие проектные характеристики: площадь участка 56300 кв.м., общая площадь 298,0 кв.м., площадь застройки 314,1 кв.м., высота здания 3,96 м., строительный объем 1243,8 куб.м., в том числе надземной части - 1243,8 куб.м., этажность – 1 этаж.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 6 октября 2021 года.
Судья П.П.КУЛИК.