ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-799/2023 от 15.12.2023 Курчатовского городского суда (Курская область)

Дело № 2а-799/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Курчатов Курской области «15» декабря 2023 года

Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего судьи Важениной Д.В.,

с участием представителя административного истца - помощника Курчатовского межрайонного прокурора Курской области Дуденко А.В.,

представителя административного ответчика администрации Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области Данец И.В., действующей на основании распоряжения от 14.11.2023 года № 9-р,

при секретаре Бездольной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Курчатовского межрайонного прокурора Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Курчатовского межрайонного прокурора <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Дичнянского сельсовета <адрес> и администрации <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, в обоснование указав следующее. Курчатовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации муниципального образования «Дичнянский сельсовет» <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения закона. Проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пожарный гидрант по адресу: квартал 7 <адрес>, пожарный гидрант по адресу: квартал 7 <адрес>, пожарный гидрант по адресу: квартал 8 <адрес>, пожарный гидрант по адресу: квартал 8 <адрес> находятся в неисправном состоянии. Кроме этого, проверкой установлено, что у мест нахождения пожарных гидрантов по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: 4 квартал <адрес>, по адресу: 5 квартал д.7 <адрес>, по адресу: д.Лукашевка <адрес>, по адресу: д.Полевая Лукашевка <адрес>, №,4,5,6,7 д.Полевая <адрес> – отсутствуют указатели пожарных гидрантов, места их расположения и направления движения к ним. По фактам выявленных нарушений в адрес главы Дичнянского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства. Вместе с тем, требования, изложенные в представлении, не исполнены.

Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Дичнянского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обеспечению выполнения первичных мер пожарной безопасности на территории Дичнянского сельсовета <адрес>, а именно: непринятии мер по приведению пожарных гидрантов по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес> в исправное состояние в соответствии с требованиями противопожарного режима; невыполнении мероприятия в части обеспечения наличия указателей пожарных гидрантов по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: 4 квартал <адрес>, по адресу: 5 квартал д.7 <адрес>, по адресу: д.Лукашевка <адрес>, по адресу: д.Полевая Лукашевка <адрес>, №,4,5,6,7 д.Полевая <адрес>, являющихся источниками противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним;

обязать администрацию Дичнянского сельсовета <адрес> в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу принять меры по обеспечению выполнения первичных мер пожарной безопасности на территории Дичнянского сельсовета <адрес>, а именно: привести пожарные гидранты по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес> в исправное состояние в соответствии с требованиями противопожарного режима; обеспечить наличие соответствующих указателей у пожарных гидрантов по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: 4 квартал <адрес>, по адресу: 5 квартал д.7 <адрес>, по адресу: д.Лукашевка <адрес>, по адресу: д.Полевая Лукашевка <адрес>, №,4,5,6,7 д.Полевая <адрес>, а также обозначить направление движения к ним;

обязать администрацию <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить администрации Дичнянского сельсовета <адрес> доступ к пожарным гидрантам по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес> для выполнения мероприятий по обеспечению первичных мер пожаротушения.

Представитель административного истца – помощник Курчатовского межрайонного прокурора ФИО2 в судебном заседании от заявленных требований в части требований о признании незаконным бездействия администрации Дичнянского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по приведению пожарных гидрантов по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес> в исправное состояние в соответствии с требованиями противопожарного режима; об обязании администрации Дичнянского сельсовета <адрес> принять меры по приведению в исправное состояние в соответствии с требованиями противопожарного режима пожарных гидрантов по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>; об обязании администрации <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить администрации Дичнянского сельсовета <адрес> доступ к пожарным гидрантам по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес> для выполнения мероприятий по обеспечению первичных мер пожаротушения, просила производство по делу в этой части прекратить. В остальной части заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Дичнянского сельсовета <адрес>ФИО3 в судебном заседании против прекращения производства по делу в части не возражала, против удовлетворения оставшейся части заявленных требований не возражала.

Представитель административного ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица МУП «Комфорт», привлеченного в ходе судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен. Заявлений, ходатайств не представил.

Определением Курчатовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований о признании незаконным бездействия администрации Дичнянского сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер по приведению пожарных гидрантов по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес> в исправное состояние в соответствии с требованиями противопожарного режима; об обязании администрации Дичнянского сельсовета <адрес> принять меры по приведению в исправное состояние в соответствии с требованиями противопожарного режима пожарных гидрантов по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>; об обязании администрации <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить администрации Дичнянского сельсовета <адрес> доступ к пожарным гидрантам по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес> для выполнения мероприятий по обеспечению первичных мер пожаротушения, прекращено, в связи с отказом административного истца.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с ч.2 ст.37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ч.3 ст.37 Федерального закона № 69-ФЗ).

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст.21 Федерального закона № 69-ФЗ).

Согласно ст.10 Федерального закона № 69-ФЗ, финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Статьей 19 Закона №69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В соответствии со ст. 62 Закона - ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.

Первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (ст. 63 Закона - ФЗ).

В соответствии со ст.68 Закона -Ф3 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся, в том числе централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод).

Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила).

В соответствии с п.48 Правил руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Пунктом 75 Правил установлено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В силу абзаца третьего пункта 48 ППР направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В приложении К1 к ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда, Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила. применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний (далее по тексту - ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-2015) установлены требования к знакам пожарной безопасности.

У мест нахождения подземных пожарных гидрантов на знаке должны быть цифры, обозначающие расстояние от знака до гидранта, м. Расстояние от знака до края проезда пожарных автомобилей должно быть не более расстояния опознавания знака.

Однако в нарушение действующего законодательства указанные требования закона на территории муниципального образования «Дичнянский сельсовет» <адрес> не соблюдаются.

Проведенной Курчатовской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что у мест нахождения пожарных гидрантов по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу квартал 8 <адрес>, по адресу: 4 квартал <адрес>, по адресу: 5 квартал, <адрес>, по адресу: д.Лукашевка, <адрес>, по адресу: д. Полевая Лукашевка, <адрес>, №, 4, 5, 6, 7 д. Полевая <адрес> отсутствуют указатели пожарных гидрантов, мест их расположения и направления движения к ним. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35), фотографиями.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Дичнянского сельсовета <адрес>ФИО5 внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. Однако, до настоящего времени должных мер к устранению установленных нарушений администрацией Дичнянского сельсовета <адрес> не принято.

Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Собрания депутатов муниципального образования «Дичнянский сельсовет» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ из муниципального собственности муниципального образования «Дичнянский сельсовет» в собственность муниципального района «<адрес>» <адрес> передано унитарное предприятие «Дичнянское ЖКХ» как имущественный комплекс.

В соответствии с постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ недвижимое имущество, согласно перечню, закреплено за муниципальным унитарным предприятием «Комфорт» муниципального района «<адрес>» <адрес> на праве хозяйственного ведения.

Поскольку пожарные гидранты находятся на территории муниципального образования «Дичнянский сельсовет», то в силу статьи 19 Закона № 69-ФЗ, части 4 статьи 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности муниципальным образованием «Дичнянский сельсовет» <адрес>. Кроме того, представитель административного ответчика администрации Дичнянского сельсовета <адрес>ФИО3 не возражала против удовлетворения требований.

Таким образом, оценивая изложенное, суд приходит к выводу, что требования заместителя Курчатовского межрайонного прокурора <адрес> подлежат удовлетворению, поскольку администрацией Дичнянского сельсовета <адрес> нарушено действующее законодательство о пожарной безопасности. Непринятие мер по неисполнению требования законодательства о пожарной безопасности на территории Дичнянского сельсовета <адрес> создает угрозу в случае возникновения пожаров на территории сельсовета, а также ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц.

Исходя из условий разумности и принципа исполнимости судебного решения, суд находит целесообразным установить срок исполнения решения суда – в течение 3-х месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, считая данный срок разумным для исполнения настоящего решения суда.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования заместителя Курчатовского межрайонного прокурора <адрес> (ИНН ) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области (ИНН о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Дичнянского сельсовета <адрес>, выразившееся в невыполнении мероприятия в части обеспечения наличия указателей пожарных гидрантов по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал <адрес><адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: 4 квартал <адрес>, по адресу: 5 квартал д.7 <адрес>, по адресу: д.Лукашевка <адрес>, по адресу: д.Полевая Лукашевка <адрес>, №,4,5,6,7 д.Полевая <адрес>, являющихся источниками противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним.

Обязать администрацию Дичнянского сельсовета <адрес> в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить наличие соответствующих указателей у пожарных гидрантов по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 7 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: квартал 8 <адрес>, по адресу: 4 квартал <адрес>, по адресу: 5 квартал д.7 <адрес>, по адресу: д.Лукашевка <адрес>, по адресу: д.Полевая Лукашевка <адрес>, №,4,5,6,7 д.Полевая <адрес>, а также обозначить направление движения к ним.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Курчатовский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Д.В. Важенина