ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-79/2022 от 04.05.2022 Чойского районного суда (Республика Алтай)

дело № 2а-79/2022

УИД 02RS0010-01-2022-000289-09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Чоя 04 мая 2022 года

Чойский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Романовой В.Н.,

при секретаре Казаниной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семейно-родовой общины коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» Чойского района Республики Алтай к администрации муниципального образования «Чойский район» о признании незаконным ответа №361 от 25 февраля 2022 года на обращение, возложении обязанности создать территорию традиционного природопользования местного значения,

УСТАНОВИЛ:

Семейно-родовая община коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» Чойского района Республики Алтай (далее также – Семейно-родовая община «Альбаган») обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Чойский район» (далее также – администрация МО «Чойский район») о признании незаконным ответа №361 от 25 февраля 2022 года на обращение, возложении обязанности создать территорию традиционного природопользования местного значения. Требования мотивированы тем, что 12.01.2021 года Семейно-родовая община «Альбаган» обратилась в администрацию МО «Чойский район» с обращением о создании территории традиционного природопользования местного значения, приложив письма Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, Комитета по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай о целесообразности создания территории традиционного природопользования. 09.03.2021 года получен ответ о невозможности создания территории традиционного природопользования местного значения. Решением Чойского районного суда Республики Алтай ответ административного ответчика от 09.03.2021 года признан незаконным. 25.02.2022 года администрацией МО «Чойский район» повторно отказано в удовлетворении обращения. В обжалуемом ответе нет ссылки на норму права, на основании которой принято решение об отказе в создании территории традиционного природопользования. Постановление Правительства Республики Алтай от 25.12.2009 года №301 не регулирует порядок создания территорий традиционного природопользования, а касается процедуры определения особо охраняемых природных территорий местного значения в Республике Алтай. Ответ административного ответчика лишает административного истца и коренной малочисленный народ Российской Федерации, проживающий на территории Чойского района, права на сохранение традиционного уклада жизни коренного малочисленного народа, сохранение объектов культурного наследия, природных комплексов, имеющих значение для сохранения исконной среды обитания, ведение традиционного образа жизни.

В судебном заседании представитель Семейно-родовой общины «Альбаган» Свиридов А.С. требования, изложенные в административном иске, поддержал.

Представитель администрации МО «Чойский район» Бобровских С.В. административное исковое заявление не признал.

Выслушав лиц, участвующих в административном деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу пп. 4 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 07.05.2001 года №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 07.05.2001 года № 49-ФЗ) территорией традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации является особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 5 Федерального закона от 07.05.2001 года №49-ФЗ с учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения.

Согласно ст. 9, 10 Федерального закона от 07.05.2001 года №49-ФЗ размеры и границы территорий традиционного природопользования определяются с учетом следующих условий: поддержание достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных; возможность осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам, различных видов традиционного природопользования; сохранение исторически сложившихся социальных и культурных связей лиц, относящихся к малочисленным народам; сохранение целостности объектов историко-культурного наследия. Границы территорий традиционного природопользования утверждаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На территориях традиционного природопользования могут выделяться следующие их части: поселения, в том числе имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов; участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений; объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность; иные части территорий традиционного природопользования, предусмотренные законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей (абз. 1 ст. 11 Федерального закона от 07.05.2001 года №49-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на незаконно возложены какие-либо обязанности.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (п. 7 ст. 6 КАС РФ).

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.

В нарушение правил ст. 226 КАС РФ административный ответчик не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих обоснованность и законность оспариваемого решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Семейно-родовая община «Альбаган» с 21.07.2017 года осуществляет свою деятельность на территории Чойского района Республики Алтай, в том числе с целью защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, сохранения, возрождения и развития традиционных отраслей хозяйственной деятельности, рационального природопользования, обеспечения традиционного уклада жизни, культуры и языка, сохранения территории расселения и среды обитания местного населения, содействия создания благоприятных условий для решения проблем социально-экономического и культурного возрождения и дальнейшего развития народа тубаларов, реализацию и защиту их гражданских, экономических, социальных и культурных прав и свобод; основной вид деятельности общины – лесозаготовки, дополнительные виды деятельности – сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений, сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, сбор и заготовка дикорастущих грибов, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, сбор и заготовка дикорастущих орехов, сбор лекарственных растений, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 07.06.2021 года, уставом Семейно-родовой общины «Альбаган».

12.01.2021 года Семейно-родовая община «Альбаган» направила в администрацию МО «Чойский район» обращение о создании на территории МО «Чойский район» территории традиционного природопользования местного значения «Кедр», расположенной в Каракокшинском урочище на территории Саракокшинского участкового лесничества.

Вступившим в законную силу решением Чойского районного суда Республики Алтай от 09.11.2021 года ответ администрации МО «Чойский район» №460 от 09.03.2020 года на обращение Семейно-родовой общины «Альбаган» о создании территории традиционного природопользования местного значения незаконным. На администрацию МО «Чойский район» возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о возможности создания территории традиционного природопользования местного значения по обращению Семейно-родовой общины «Альбаган».

25.02.2022 года административным истцом получен ответ администрации МО «Чойский район» №361, согласно которому для решения вопроса определения территории традиционного природопользования необходимо провести оценку соответствия рассматриваемого природного комплекса и (или) объекта провести данную оценку не представляется возможным, поскольку в обращении отсутствуют сведения, предусмотренные в п. 5 постановления Правительства Республики Алтай от 25.12.2009 года №301 «О порядке определения особо охраняемых природных территорий местного значения на территории Республики Алтай». В связи с недостаточностью информации, указанной в обращении о создании территории традиционного природопользования администрация МО «Чойский район» не может принять решение о создании территории традиционного природопользования местного значения «Кедр».

Однако оспариваемый ответ не содержит указания на конкретные основания, препятствующие рассмотрению вопроса о возможности создания территории традиционного природопользования, что является нарушением закона и препятствует административному истцу достоверно оценить имеющиеся недостатки и принять меры к их устранению, следовательно, указанный ответ не отвечает критерию исполнимости, нарушая права административного истца.

Более того, из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что ответ от 25.02.2022 года не является отказом, обращение Семейно-родовой общины «Альбаган» находится на рассмотрении, и в связи с отменой постановления Правительства Республики Алтай от 25.12.2009 года №301 от административного истца какие-либо документы не требуются.

При таких обстоятельствах вступившее в законную силу решение Чойского районного суда Республики Алтай от 09.11.2021 года административным ответчиком не исполнено, а ответ административного ответчика от 25.02.2022 года нельзя признать законным.

Вместе с тем, учитывая то, что решение вопроса о создании территории традиционного природопользования местного значения в Чойском районе до настоящего времени по существу не рассмотрено, а суд не вправе подменять орган местного самоуправления, к компетенции которого относится решение данного вопроса, суд полагает, что для устранения допущенного нарушения прав административного истца необходимо на административного ответчика возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о возможности создания территории традиционного природопользования местного значения на территории Чойского района по обращению Семейно-родовой общины «Альбаган» от 12.01.2021 года.

Руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Семейно-родовой общины коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» Чойского района Республики Алтай к администрации муниципального образования «Чойский район» о признании незаконным ответа №361 от 25 февраля 2022 года, возложении обязанности создать территорию традиционного природопользования местного значения на территории муниципального образования «Чойский район» удовлетворить в части.

Признать ответ администрации муниципального образования «Чойский район» №361 от 25 февраля 2022 года на обращение Семейно-родовой общины коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» Чойского района Республики Алтай о создании территории традиционного природопользования местного значения незаконным.

На администрацию муниципального образования «Чойский район» (ОГРН 1030400607962, ИНН 0409381852) возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о возможности создания территории традиционного природопользования местного значения по обращению Семейно-родовой общины коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» Чойского района Республики Алтай от 12 января 2021 года.

В удовлетворении административного искового требования Семейно-родовой общины коренного малочисленного народа тубаларов «Альбаган» Чойского района Республики Алтай к администрации муниципального образования «Чойский район» о возложении обязанности создать на территории муниципального образования «Чойский район» территорию традиционного природопользования местного значения «Кедр» отказать.

Разъяснить административному ответчику о необходимости сообщения об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Чойский районный суд Республики Алтай.

Судья В.Н. Романова

Мотивированное решение суда изготовлено 05 мая 2021 года.

Судья В.Н. Романова