ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7/17 от 09.03.2017 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы 9 марта 2017 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н.,

с участием

помощника прокурора Ольхонского района Байтурсыновой О.Г.

административного истца А.А.В.

при секретаре Имсыровой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ольхонского района в защиту интересов А.Л.В., А.А.В., А.К.А., А.А.А. к администрации Ольхонского МО о признании незаконным бездействия по устранению нарушений жилищных прав.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольхонского района обратился в суд в защиту интересов А.Л.В., А.А.В.А.К.А., А.А.А. к администрации Ольхонского МО о признании незаконным бездействия по устранению нарушений жилищных прав.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> в сентябре текущего года проведена проверка по обращению А.Л.В. о неудовлетворительном состоянии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, д. Петрова, <адрес>.

Установлено, что А.Л.В. вселена с семьей в вышеуказанное жилое помещение на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией <адрес> муниципального образования. Данное жилое помещение является муниципальной собственностью на основании свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Строительство рассматриваемого жилого дома осуществлялось ООО «Строн-Т» на основании заключенного с администрацией района муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ.277441. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов по муниципальному контракту осуществлена посредством подписания между администрацией района и ООО «Строн-Т» акта от ДД.ММ.ГГГГ Ввод жилого дома в эксплуатацию осуществлен ДД.ММ.ГГГГ.

Проверкой установлено, что в настоящее время жилое помещение по <адрес> в д. Петрова находится в неудовлетворительном состоянии: имеются многочисленные поражения стен, крыши и полов грибком, в помещении кухни локальный обвал полов, насыщение утеплителя водой, система водоснабжения имеет многочисленные протечки и другие недостатки.

Вышеуказанным муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ установлен гарантийный срок (5 лет со дня подписания акта выполненных работ), в пределах которого на подрядчика возлагается обязанность по устранению безвозмездно всех недостатков, выявленных при эксплуатации жилых домов.

В соответствии с информацией администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ по фактам выявленных недостатков в адрес ООО «Строн-Т» направлена претензия, с которой подрядчик не согласился, в связи с чем, администрацией принимаются меры по самостоятельному устранению недостатков.

При этом, учитывая, что дефекты в жилых помещениях в д. Петрова возникли еще в 2015 году, о которых администрации района было известно также в конце 2015 года, в том числе из обращений А.Л.В., меры в целях обязания подрядчика устранить недостатки в период гарантийного срока, в том числе в судебном порядке, не приняты, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.

По данному факту прокуратурой в адрес администрации <адрес> муниципального образования внесено представление об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ(а)-16.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление администрацией района сообщено о том, что осуществляется подготовка в Арбитражный суд <адрес> искового заявления о безвозмездном устранении недостатков работ, выявленных в период гарантийного срока.

Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> муниципального образования действенные меры по организации устранения препятствий в пользовании А.Л.В. и членами ее семьи жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, д. Петрова, <адрес>, не приняты. До настоящего времени исковое заявление к ООО «Строн-Т» в суд не направлено, самостоятельно недостатки, препятствующие использованию жилого помещения, администрацией района не устранены.

В результате бездействия администрации района семья А.Л.В. вынуждена была выехать из жилого помещения по <адрес> д. Петрова ввиду невозможности проживания в нем.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> муниципального образования по устранению нарушений жилищных прав А.Л.В. и членов ее семьи: А.А.В., А.К.А., А.А.А. Обязать администрацию <адрес> муниципального образования принять меры по устранению допущенного нарушения жилищных прав А.Л.В. и членов ее семьи: А.А.В., А.К.А., А.А.А., путем устранения препятствий в пользовании жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, д. Петрова, <адрес>.

В судебном заседании административный истец А.А.В. требования поддержал в полном объеме и суду показал, что дополнить к изложенному в исковом заявлении ему нечего.

Административный истец А.Л.В. не присутствовала, о дате рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ показала, что настаивает на требованиях, просит их удовлетворить, дополнив, что во всем доме прогнили полы, фанера на полах вздулась, крыша течет, фундамент тресн<адрес> включают бойлер, но температура в доме нагревается не больше +3 градусов. Жить в этом доме не возможно. Летом снимали утеплитель с дома, все просушили. Дом построен из пеноблоков. Дом весь продувает, на крыше на балки брошены обзольные доски, которые даже не прикреплены, а также почернели. В доме не проживают.

Административные истцы А.К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не явились в силу своего малолетства, их интересы в судебном заседании представляли законные представители А.Л.В., А.А.В..

Представитель административного ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия 1 год, в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ требования не признала, пояснила, что в 2015 году они производили в этом доме небольшой ремонт. В 2016 году они направили претензионное письмо подрядчику, производившему строительство этого дома, но ответа не получили. ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт, но доказательств уведомления не было.

Суд, выслушав пояснения административных истцов, представителя административного ответчика, оценивая исследованные № доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные требования прокурора <адрес> в защиту интересов А.Л.В., А.А.В., А.К.А., А.А.А. к администрации Ольхонского МО законны, обоснованы и подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ и п. 3 ч. 1 ст. <адрес> муниципального образования, к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В силу ст. 100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Согласно, п. 1.1 договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, администрация <адрес> муниципального образования (наймодетель) передала А.Л.В. (наниматель) сроком на 5 лет в возмездное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из 3 комнат, в доме площадью 76 м2, по адресу: <адрес>, д. Петрова, <адрес> для проживания в нем с членами семьи: А.А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., А.К.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., А.А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.9)

Подпунктом «е» п. 2.1. договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения, т.е. побелку, покраску, оклейку стен, потолков, оконных переплетов, оконных и дверных проемов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Если выполнение данных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов либо связано с производством капитального ремонта дома, то такие работы производятся за счет наймодателя. (л.д.9)

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Права и обязанности собственника жилого помещения определены в ст. 30 Жилищного кодекса РФ, согласно частям 3 и 4 которой собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения имеет право требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, а наймодатель, в силу п. 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ, обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт выявленных недостатков в период гарантийного срока эксплуатации зданий, построенных в соответствии с муниципальным контрактом .277441 «Строительство жилых домов в <адрес> для предоставления молодым семьям и молодым специалистам. По результатам осмотра, комиссия пришла к выводу что в следствии неправильной укладки пароизоляционной пленки, использования сырого (непросушенного) пиломатериала, отсутствия антисептической обработки древесины произошло накопление влаги под пароизоляционной пленкой и создались благоприятные условия для развития плесени и гниения деревянных конструкций перекрытия пола и потолка. Необходимо обеспечить просушивание деревянных конструкций, для чего необходимо провести разборку (демонтаж) полового покрытия, демонтаж пароизоляции, демонтаж утеплителя пола, демонтаж теплоизоляции и пароизоляции чердачного перекрытия. После просушивания провести дополнительное обследование деревянных конструкций. При необходимости произвести замену непригодных к дальнейшей эксплуатации деревянных конструкций. Провести очистку и обработку деревянных конструкций антисептическими материалами. Провести монтаж полового покрытия, монтаж пароизоляции, монтаж утеплителя пола, монтаж теплоизоляции и пароизоляции чердачного перекрытия. Провести работы по устранению течи в системе отопления. Провести ремонт отделки.

На основании ст. 66 Жилищного кодекса Российской Федерации, наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством. При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе защиту прав и законных интересов граждан, пользующихся жилыми помещениями на законных основаниях, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам. А.Л.В. с членами семьи в предоставленном жилом помещении неквалифицированный ремонт помещений не производила, указанные выше недостатки жилья не могли возникнуть вследствие неправильной эксплуатации нанимателем и членами его семьи помещений.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 15 Конституции РФ предусмотрено, что на территории государства действуют законы, которые обязаны соблюдать органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения.

Согласно, ч.1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административный ответчик не представил доказательств и не привел убедительных доводов невозможности устранению нарушений жилищных прав А.Л.В. и членов ее семьи.

Материалы административного дела также не содержат данных доказательств.

Следовательно, бездействие администрации <адрес> муниципального образования по организации устранения недостатков в жилом помещении, предоставленном А.Л.В. и членам ее семьи, нарушает конституционные права данных граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, а также свидетельствует о неисполнении обязанностей в качестве наймодателя, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.

Непринятие мер по проведению капитального ремонта жилых помещений ведет к обветшанию муниципального жилищного фонда и нарушает права нанимателя и членов его семьи, проживающих в жилых помещениях.

Таким образом, суд считает установленным факт ненадлежащего исполнения администрацией <адрес> муниципального образования обязанностей по принятию мер по устранению допущенного нарушения жилищных прав А.Л.В. и членов ее семьи. Поэтому следует признать бездействие администрации <адрес> муниципального образования незаконным относительно устранения нарушения жилищных прав А.Л.В. и членов ее семьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Следовательно, с администрацией <адрес> муниципального образования следует взыскать государственную пошлину в размере 300 ( триста ) рублей 00 коп., исходя из требований ст. 333.19 ч. 1 п. 7 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175, 177 - 180, КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Ольхонского района в защиту интересов А.Л.В., А.А.В., А.К.А., А.А.А. к администрации Ольхонского МО о признании незаконным бездействия по устранению нарушений жилищных прав удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> муниципального образования по устранению нарушений жилищных прав А.Л.В. и членов ее семьи: А.А.В., А.К.А., А.А.А..

Обязать администрацию <адрес> муниципального образования принять меры по устранению допущенного нарушения жилищных прав А.Л.В. и членов ее семьи: А.А.В., А.К.А., А.А.А., путем устранения препятствий в пользовании жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, д. Петрова, <адрес>.

Обязать административного ответчика - администрацию <адрес> муниципального образования направить сообщение об исполнении решения в суд, ФИО2, А.А.В. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации <адрес> муниципального образования государственную пошлину в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение суда, стороны вправе обжаловать в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Ольхонский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Л.Н. Холодова