Дело № 2а-7/2021 УИД 24RS0058-01-2020-000177-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2021 года город Шарыпово
Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Давыденко Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степановой Л.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности № от 25 июня 2018 года,
представителя административного ответчика администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края ФИО3, действующего по доверенности от 11 января 2021 года,
представителя заинтересованных лиц ФИО4, ФИО5 – ФИО6, действующей на основании доверенностей № от 13 мая 2020 года и № от 08 мая 2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешительный вид использования земельного участка, возложении обязанности принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, признании незаконным постановления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, признании незаконным постановления об утверждении схемы земельного участка и снятии земельного участка с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом последующих уточнений) к администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешительный вид использования земельного участка, возложении обязанности принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, признании незаконным постановления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, признании незаконным постановления об утверждении схемы земельного участка и снятии земельного участка с кадастрового учета.
Требования мотивированы тем, что 08 февраля 2018 года ФИО1 обратился в администрацию Шарыповского района Красноярского края с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес> (зона Ж5). Кроме административного истца на спорный земельный участок претендуют ФИО4 и ФИО5, являющиеся собственниками земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, и земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенных по <адрес>. 08 февраля 2018 года ФИО1 подано заявление об утверждении схемы земельного участка, которое администрацией Шарыповского района Красноярского края оставлено без рассмотрения. Решением Шарыповского районного суда от 15 ноября 2018 года (дело № 2а-238/2018) административные исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, бездействие администрации Шарыповского района, выразившееся в непринятии решения по заявлению ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка от 08 февраля 2018 года, признано незаконным; на администрацию Шарыповского района возложена обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО1 путем рассмотрения и принятия решения по заявлению ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка от 08 февраля 2018 года.
В рамках исполнения решения администрацией Шарыповского района приняты постановление от 17 января 2019 года № 11-п «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка», которое решением Шарыповского районного суда от 07 июня 2019 года (дело № 2а-148/2019) признано незаконным. До вступления решения суда от 07 июня 2019 года в законную силу администрацией Шарыповского района принято постановление от 13 июня 2019 года №254-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка», которое решением Шарыповского районного суда от 09 августа 2019 года (дело № 2а-285/2019) признано незаконным, на администрацию района возложена обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО1 путем рассмотрения заявления ФИО1 от 08 февраля 2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка и принятия по результатам его рассмотрения в установленные законом сроки мотивированного решения.
Между тем, 17 июля 2019 года земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по <адрес>, поставлен на кадастровый учет с присвоенным кадастровым номером №, и 21 августа 2019 года на земельный участок зарегистрировано право общей долевой собственности ФИО7 и ФИО5 (по 1/2 доли за каждым). Решением Шарыповского районного суда от 11 декабря 2019 года (дело №2а-358/2019) исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, соглашение №69/19С от 02 августа 2019 года о перераспределении земель признано недействительным; прекращено право общей долевой собственности ФИО5 и ФИО4 (доля в праве 1/2 у каждого) на земельный участок с кадастровым номером №; указанный земельный участок снят с кадастрового учета с восстановлением на кадастровом учете в прежних границах и сведений о праве общей долевой собственности (по 1/2 доли ФИО5 и ФИО4) на земельный участок, имевший кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м..
31 января 2020 года состоялись публичные слушания по проекту «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка». 06 февраля 2020 года администрацией Шарыповского района принято оспариваемое постановление № 50-п об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка. Решение по заявлению ФИО1 об утверждении схемы спорного земельного участка не принято. Результаты публичных слушаний, состоявшихся 31 января 2020 года, оформлены протоколом № 1 от 03 февраля 2020 года. По мнению административного истца, оспариваемое постановление администрации Шарыповского района № 50-п не содержит мотивированного обоснования причин отказа в предоставлении ФИО1 разрешения на условно разрешенный вид земельного участка. Испрашиваемая ФИО1 цель использования спорного земельного участка соответствует режиму территориальной зоны, на которой находится земельный участок, не нарушает внешний облик <адрес>. Условно разрешенный вид использования спорного земельного участка, в соответствии с Правилами землеустройства и застройки Парнинского сельсовета Шарыповского района соответствует видам условно-разрешенного использования, предусмотренным для земельных участков, находящихся в зоне «Ж5. Зона жилой застройки специального вида», в связи с чем, по мнению административного истца, заявление о несоответствии внешнего облика является несостоятельным. В сложившемся облике <адрес>, помимо жилых домов присутствуют многочисленные хозяйственные постройки – бани, дровяные сараи, стайки, гаражи и т.д., в связи с чем, нахождение на отгороженном забором земельном участке жилых вагончиков никаким образом не ухудшит внешний вид улицы. При этом, ФИО1 испрашивает спорный земельный участок не для осуществления предпринимательской деятельности, а в личных целях, в связи с чем, присутствие толп туристов на спорном земельном участке не предполагается.
Кроме того, 27 июля 2020 года административным истцом получена выписка из ЕГРН, содержащая сведения о земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес>, кадастровый №, из которой следует, что указанный земельный участок образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно к земельному участку с кадастровым № административным ответчиком присоединен испрашиваемый ФИО1 земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес>, с восточной стороны от <адрес>, по заявлению от 08 февраля 2018 года. Административный истец полагает, что администрация Шарыповского района не имела правовой возможности передать спорный земельный участок без торгов ФИО4 и ФИО5, в связи с чем, принятие решения об утверждении схемы земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес>, является незаконным. Решение административного ответчика и постановка указанного земельного участка на кадастровый учет нарушают права ФИО1, поскольку полностью исключают возможность утверждения схемы расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., по заявлению ФИО1 от 08 февраля 2018 года.
Кроме этого, по итогам рассмотрения заявления административного истца от 08 февраля 2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка администрацией Шарыповского района принято постановление от 06 марта 2020 года №100-п об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, о наличии которого административному истцу стало известно 03 августа 2020 года в ходе судебного заседания по настоящему делу, в качестве основания для отказа административный ответчик ссылается на ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ. Ссылаясь на письмо Минэкономразвития России от 12 марта 2014 года №, административный истец указывает на то, что действующее законодательство не раскрывает понятия, установленные п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ. При этом, земельный участок с кадастровым № уже был сформирован и поставлен на кадастровый учет до подачи ФИО1 заявления, в связи с чем, по мнению административного истца, утверждение схемы спорного земельного участка не приведет к нарушению границ или конфигурации уже сформированного земельного участка с кадастровым №. Границы указанного земельного участка сформированы по инициативе собственников данного земельного участка ФИО4 и ФИО5, которые самостоятельно определили границы и конфигурацию данного земельного участка в существующем виде, не оспаривали результаты межевания земельного участка. При этом отказ администрации Шарыповского района в утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению ФИО1 от 08 февраля 2018 года препятствует реализации права административного истца на приобретение земельного участка.
При таких обстоятельствах, административный истец просит признать постановление администрации Шарыповского района Красноярского края от 06 февраля 2020 года № 50-п «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» незаконным; обязать администрацию Шарыповского района Красноярского края принять решение о предоставлении ФИО1 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, площадью <данные изъяты>,00 кв.м., по <адрес>, расположенного в зоне «Ж5. Зона жилой застройки специального вида» с условно разрешенным видом: «Передвижное жилье (код 2.4), в части размещения сооружений, пригодных к использованию в качестве жилья (палаточные городки, жилые вагончики, жилые прицепы) с возможностью подключения названных сооружений к инженерным сетям, находящимся на земельном участке или на земельных участках, имеющих инженерные сооружения, предназначенных для общего пользования; признать постановление администрации Шарыповского района Красноярского края от 06 марта 2020 года № 100-п «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка» незаконным; обязать администрацию Шарыповского района Красноярского края утвердить схему расположения на кадастровом плане территории спорного земельного участка; признать незаконным постановление администрации Шарыповского района Красноярского края об утверждении схемы земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес>, снять указанный земельный участок с кадастрового учета.
Определением Шарыповского районного суда от 06 августа 2020 года ходатайство административного истца ФИО1 о применении мер предварительной защиты по административному иску удовлетворено, приняты меры предварительной защиты по административному иску в виде запрета администрации Шарыповского района Красноярского края заключать с третьими лицами соглашение о перераспределении земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>, расположенного в зоне «Ж5. Зона жилой застройки специального вида», Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю совершать регистрационные действия в отношении спорного объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес> (т. 1 л.д. 112-114).
25 сентября 2020 года определением судьи Шарыповского районного суда, занесенным в протокол судебного заседания, в качестве заинтересованных лиц привлечены сособственники смежного земельного участка – ФИО5, ФИО4, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (т. 1 л.д. 206-207).
22 января 2021 года определением суда произведена замена сторон в административном деле: административного ответчика – администрации Шарыповского района Красноярского края, заинтересованного лица - администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края на их правопреемника – администрацию Шарыповского муниципального округа Красноярского края (т. 2 л.д. 166-169).
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя – ФИО2 (т. 2 л.д. 208).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности в пределах предоставленных полномочий (т. 1 л.д. 97, 170-171), поддержала заявленные ФИО1 административные исковые требования в полном объеме, пояснив, что принятыми административным ответчиком постановлениями нарушаются права и интересы ФИО1. Дополнительно пояснила, что в постановлении от 06 марта 2020 года № 100-п указано о рассмотрении заявления ФИО1 от 12 февраля 2018 года, но заявление датировано 08 февраля 2020 года, указанное постановление не содержит правовое обоснование принятого решения, не указаны причины отказа в утверждении схемы земельного участка. Публичные слушания проведены по вопросу выдачи ФИО1 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с нарушениями, присутствовали 3 представителя комиссии, состав которой утвержден в количестве 12 человек, то есть при проведении публичных слушаний комиссия действовала неправомочным составом. Имеются совпадения: член комиссии указан также в составе участников публичных слушаний, список участников не заверен секретарем комиссии. В протоколе публичных слушаний секретарем указан член комиссии. На официальном сайте администрации Шарыповского района информация о публикации постановления от 06 февраля 2020 года № 50-п отсутствует. Администрацией Шарыповского района допущено злоупотребление правом, поскольку все действия административного ответчика направлены на предоставление испрашиваемого ФИО1 земельного участка заинтересованным лицам ФИО4 и ФИО5.
Согласно ч. 8 ст. 54 КАС РФ от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.
В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края ФИО3, действующий на основании доверенности (т. 1 л.д. 124-125, т. 2 л.д. 153-154), с исковыми требованиями не согласился, поддержав позицию, изложенную в отзыве и дополнении к нему на административный иск. Дополнительно пояснил, что обжалуемые административным истцом постановления содержат мотивы принятых решений, отсутствие публикации постановлений не влияет на их законность. Просил в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.
В отзыве на административное исковое заявление и дополнение к нему представителем административного ответчика администрации Шарыповского муниципального округа ФИО3 со ссылками на п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 30, 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации выражено несогласие с заявленными ФИО1 требованиями, в обоснование указано, что постановлением администрации Шарыповского района от 06 февраля 2020 года № 50-п ФИО1 отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, которое не может противоречить результатам публичных слушаний. Из протокола публичных слушаний от 03 февраля 2020 года следует, что принято отрицательное решение о предоставлении ФИО1 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, поэтому решение администрацией Шарыповского района принято в пределах компетенции, с соблюдением установленной процедуры, права ФИО1 оспариваемым решением не нарушены. Ссылаясь на ч. 2 ст. 11.10, п. 3 ч. 16 ст. 11.10, ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, представитель административного ответчика указывает, что заявление ФИО1 от 08 февраля 2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка администрацией Шарыповского района рассмотрено после проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, по результатам рассмотрения заявления принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженное в постановлении от 06 марта 2020 года № 100-п, о принятом решении было сообщено письмом от 16 марта 2020 года № 1116. Как следует из схемы расположения земельного участка, выписки из ЕГРН, спорный земельный участок вклинивается в земельный участок с кадастровым №. Ссылка истца на Письмо Минэкономразвития России от 12 марта 2014 года № ОГ-Д23-1534 необоснованна, поскольку отсутствие в ЗК РФ или ином нормативно-правовом акте определений «вклинивание», «вкрапливание» и «чересполосица» не может расцениваться как препятствие для правильного разрешения вопросов образования земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства. Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства РФ и его применения, письма Минэкономразвития России не являются нормативными правовыми актами и не запрещают руководствоваться положениями действующего законодательства. Доводы административного истца о том, что утверждение схемы расположения земельного участка не приведет к нарушению границ и конфигурации земельного участка с кадастровым №, которые определены его собственниками, не имеют правового значения, поскольку действия последних по неоднократному обращению в уполномоченный орган за перераспределением земельного участка с кадастровым № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, свидетельствуют об их намерении устранить изломанность границ земельного участка, привести его к правильной прямоугольной форме, исключить вклинивание (вкрапливание) иных земельных участков, что соответствует правовой природе института перераспределения земель (земельных участков), имеющей целью устранение недостатков земельных участков. Оспариваемое постановление администрации Шарыповского района от 06 марта 2020 года № 100-п «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка» соответствует закону и права административного истца не нарушает. Предъявляя требования о признании незаконным постановления администрации Шарыповского района от 10 марта 2020 года № 102-П «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым № и снятии данного земельного участка с кадастрового учета, в нарушение требований ст. 125 КАС РФ административный истец не приводит оснований и доводов в обоснование требований. 11 февраля 2020 года в администрацию Шарыповского района обратились собственники земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес>, с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым №. 10 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заявление было рассмотрено, принято постановление об утверждении схемы расположения земельного участка № 102-п. Оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, установленных ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, не имелось. Заявление собственников земельного участка с кадастровым № об утверждении схемы расположения земельного участка рассмотрено после принятия решения по заявлению ФИО1. Оспариваемое постановление администрации Шарыповского района от 10 марта 2020 года № 102-п соответствует закону и права административного истца не нарушает. Представитель административного ответчика, ссылаясь на положения ст. 125, 218, 227 КАС РФ, просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме (т. 1 л.д. 126-128, 218-219).
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не представителя не направило. Представитель Управления ФИО8 (по доверенности) ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица (т. 1 л.д. 216-217, т. 2 л.д. 206).
Заинтересованные лица ФИО5, ФИО4, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, обеспечили явку в судебное заседание представителя ФИО6 (т. 2 л.д.172, 208).
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц ФИО5 и ФИО4 – ФИО6, действующая на основании доверенностей (т. 1 л.д.235-237, 239-240), с административными исковыми заявлениями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в возражениях на административный иск, дополнительно пояснив, что принятые администрацией Шарыповского района постановления являются законными и обоснованными, просила в удовлетворении административного иска отказать.
В предоставленных возражениях представителем заинтересованных лиц ФИО6 указано, что 31 января 2020 года на территории администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района состоялись публичные слушания по заявлению ФИО1 по вопросу приобретения в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося в муниципальной собственности, расположенного по <адрес>, целью использования которого является передвижное жилье, палаточные городки, жилые вагончики, жилые прицепы. На собрании присутствовал административный истец, заинтересованное лицо ФИО4, жители/собственники иных земельных участков, расположенных в непосредственной близости к спорному земельному участку (жители <адрес>). За удовлетворение заявления выступил только ФИО1, остальные проголосовали против. Административный истец неоднократно обращался в администрацию Шарыповского района Красноярского края с аналогичными заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка с названной целью. Жители <адрес> обоснованно проголосовали против, заведомо зная, что действия по размещению передвижного жилья нарушат права и интересы не только собственников участков, расположенных в непосредственной близости, но и неопределенного круга лиц, пребывающих по соседству. Передача земельного участка под передвижное жилье негативно отразится на благоприятной окружающей среде <адрес>.
Ссылаясь на ч. 3 ст. 39.28 ЗК РФ, представителем указано, что 11 февраля 2020 года заявлением о перераспределении земельных участков ФИО4 просил утвердить администрацию Шарыповского района схему земельных участков с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., для использования в целях ИЖС, расположенного по <адрес>, и земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, площадью <данные изъяты> кв.м.. Постановлением администрации Шарыповского района Красноярского края № 102-п от 10 марта 2020 года утверждена схема расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по <адрес>, в территориальной зоне (Ж5): жилой застройки специального вида, из категории земель населенных пунктов, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым №. 14 апреля 2020 года на основании указанного постановления администрации земельные участки были перераспределены, образован новый земельный участок, о чем получена выписка ЕГРН. Действия администрации Шарыповского района Красноярского края по перераспределению земельных участков, отказу административному истцу в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отказу в утверждении схемы расположения земельного участка, законны и обоснованы, так как запрашиваемый ФИО1 земельный участок в нарушение п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ вклинивается в земельный участок с кадастровым №, принадлежащий ФИО4 и ФИО5 на праве совместной долевой собственности и препятствует его рациональному использованию. ФИО4 полагает, что испрашиваемый административным истцом земельный участок не является фактически обособленным, не может быть сформирован в качестве самостоятельного, так как формирование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другим федеральным законам. Учитывая, что административным ответчиком полностью соблюдены предусмотренные законом процедуры по мерам, предшествующим оформлению постановлений об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка», об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об утверждении схемы земельного участка, представитель заинтересованных лиц просит отказать в удовлетворении требований административного истца (т. 1 л.д. 225-229).
С учетом положений ст. 150 КАС РФ, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, поскольку явка заинтересованных лиц не была признана обязательной, а административный истец обеспечил явку в судебное заседание своего представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями, судом принято решение о рассмотрении административного дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Исследовав представленные материалы дела, заслушав участников процесса, суд пришел к следующему:
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч.ч. 1, 2 ст. 15).
Согласно положениям ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное должностным лицом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца. Требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2).
Согласно положениям ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
По смыслу положений статьи 7 Земельного кодекса РФ, ч.ч. 1–3 ст. 37 и 39 Градостроительного кодекса РФ при установлении в отношении земельного участка основных и условно разрешенных видов его использования приоритетным является использование этого участка в соответствии с основными видами его использования. Использование земельного участка в соответствии с условно разрешенными видами его использования возможно только с разрешения органа местного самоуправления, полученного в установленном законом порядке.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. Указанные общественные обсуждения или публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3, 4, 7 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
В соответствии с положениями ч.ч. 1-4, 7-9 ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Как видно из приведенных нормативных положений, одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Данный принцип включает в себя, в том числе необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания.
При этом наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.
В силу требований ч. 1 ст. 64 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 15 марта 2018 года ФИО1 обратился в администрацию Шарыповского района с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка – передвижное жилье, расположенного по <адрес>, в территориальной зоне Ж-5, с целью размещения палаточного городка, жилья-вагончики (т. 1 л.д. 191-193).
Земельный участок, в отношении которого ФИО1 подал заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, находится в зоне застройки специального вида Ж5 (т. 2 л.д. 49-50). Данная зона выделена для индивидуального жилищного строительства в части размещения индивидуального жилого дома с особыми условиями использования (дома, пригодного для постоянного или сезонного проживания, высотой не выше 3 надземных этажей), размещения индивидуальных гаражей и подсобных сооружений (код 2.1).
Статьей 30 Правил землепользования и застройки муниципального образования Парнинский сельсовет Шарыповского района Красноярского края закреплены условно разрешенные виды использования, в том числе передвижное жилье (код 2.4), в части размещения сооружений, пригодных к использованию в качестве жилья (палаточные городки, жилые вагончики, жилые прицепы) с возможностью подключения названных сооружений к инженерным сетям, находящихся на земельном участке или на земельных участках, имеющих инженерные сооружения, предназначенных для общего пользования (т. 2 л.д. 57-111).
В рамках рассмотрения указанного заявления администрацией Шарыповского района были приняты постановления от 25 мая 2018 года № 397-п «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка», от 15 февраля 2019 года № 68-п «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка», которые решениями Шарыповского районного суда от 15 ноября 2018 года, от 07 июня 2019 года соответственно признаны незаконными, с возложением на администрацию Шарыповского района Красноярского края обязанности устранить допущенное нарушение путем принятия решения по заявлению ФИО1 (т. 1 л.д. 38-52, 19-37).
Порядок деятельности и состав комиссий администрации Шарыповского района по подготовке проектов правил землепользования и застройки, в том числе Парнинского сельсовета, утверждён постановлением администрации Шарыповского района Красноярского края от 22 мая 2017 года № 321-П (с учетом постановления администрации Шарыповского района от 04 июня 2019 года № 237-п (т. 2 л.д. 28-46), который распространяется на правоотношения, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросам, в том числе рассмотрение вопросов о предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства.
Пунктами 4.4, 4.5, 4,7 названного Порядка предусмотрено, что комиссия направляет извещения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков или объекта капитального строительства, осуществляет подготовку заключений вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков или объекта капитального строительства.
Во исполнение решений суда постановлением администрации Шарыповского района от 10 января 2020 года № 3-п «О проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка», опубликованным в официальном печатном издании «Ведомости Шарыповского района» от 14 января 2020 года № 1 и размещенным на официальном сайте Шарыповского района в сети Интернет назначены публичные слушания по вопросу предоставления ФИО1 разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес>, расположенного в зоне «Ж5. Зона жилой застройки специального вида» с условно разрешенным видом «Передвижное жилье (код 2.4), в части размещения сооружений, пригодных к использованию в качестве жилья (палаточные городки, жилые вагончики, жилые прицепы) с возможностью подключения названных сооружений к инженерным сетям, находящимся на земельном участке, или на земельных участках, имеющих инженерные сооружения, предназначенных для общего пользования» в 10 часов 31 января 2020 года в здании администрации Парнинского сельсовета по <адрес> (т. 1 л.д. 132-133, 194-195, т.2 л.д. 209-210).
Информационное сообщение о проведении публичных слушаний в соответствии с постановлением от 10 января 2020 года № 3-п было вручено ФИО1 15 января 2020 года (т. 1 л.д. 134-136).
Согласно протоколу № 1 публичных слушаний по проекту «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» от 03 февраля 2020 года, публичные слушания были назначены постановлением администрации Шарыповского района от 10 января 2020 года № 3-п, опубликованным в официальном печатном издании «Ведомости Шарыповского района» от 14 января 2020 года № 1 и размещенным на официальном сайте Шарыповского района в сети Интернет, проведены 31 января 2020 года в здании администрации Парнинского сельсовета, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
Повестка дня, указанная в протоколе публичных слушаний – проект предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес>, расположенного в зоне «Ж5. Зона жилой застройки специального вида» с условно разрешенным видом «Передвижное жилье (код 2.4), в части размещения сооружений, пригодных к использованию в качестве жилья (палаточные городки, жилые вагончики, жилые прицепы) с возможностью подключения названных сооружений к инженерным сетям, находящимся на земельном участке, или на земельных участках, имеющих инженерные сооружения, предназначенных для общего пользования».
Участники публичных слушаний 9 человек согласно списку (т. 1 л.д. 196), в том числе ФИО1, ФИО4 (собственник ? доли жилого дома и земельного участка по <адрес>). В ходе проведения публичных слушаний от участников по проекту поступило 4 предложения: от ФИО4 (т. 1 л.д. 203-204), Б.Е.М., С.Н.А., возражавших против предоставления разрешения, поскольку передача земельного участка под передвижное жилье негативно отразиться на благоприятной окружающей среди деревни, палаточный городок и жилые вагончики не будет вписываться в сложившийся облик улицы, туристы будут нарушать общественный порядок и покой граждан, земельным участком пользуется более 40 лет семья Е.Т.Г., и ФИО1, поддержавшего заявление. Итоги голосования: 1 голос «за», 7 – «против», 1 – «воздержался».
Согласно заключению по итогам проведения публичных слушаний организованных Комиссией администрации Шарыповского района по подготовке Правил землепользования и застройки Парнинского сельсовета, проведенных 31 января 2020 года рекомендовано комиссии администрации Шарыповского района по подготовке Правил землепользования и застройки Парнинского сельсовета осуществить подготовку рекомендаций главе района, с учетом мнения участников публичных слушаний, об отказе в предоставлении ФИО1 разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес>, расположенного в зоне «Ж5. Зона жилой застройки специального вида» с условно разрешенным видом «Передвижное жилье (код 2.4), в части размещения сооружений, пригодных к использованию в качестве жилья (палаточные городки, жилые вагончики, жилые прицепы) с возможностью подключения названных сооружений к инженерным сетям, находящимся на земельном участке, или на земельных участках, имеющих инженерные сооружения, предназначенных для общего пользования» для размещения палаточного городка и жилых вагончиков (т. 1 л.д. 137-144, 197-204).
Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка должностными лицами администрации Шарыповского района проведены 31 января 2020 года с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе положений ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о чем был составлен протокол публичных слушаний, в протокол включены выступления, предложения и заявления участников, высказанные в ходе выступлений и поступившие в период проведения публичных слушаний и в установленный срок после их окончания.
Вопреки доводам представителя административного истца, присутствие на публичных слушаниях трех членов комиссии, ведение протокола публичных слушаний не секретарем комиссии, а членом комиссии, указание члена комиссии в составе участников публичных слушаний, не заверение списка участников публичных слушаний секретарем признаются судом несущественными нарушениями, которые не привели к нарушению прав и законных интересов административного истца ФИО1, принимавшего участие при проведении публичных слушаний.
Доводы стороны административного истца и его представителя о несогласии с заключением по результатам проведения публичных слушаний, принятых с учетом мнения участников слушаний, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку по смыслу закона такое заключение не может быть предметом рассмотрения в суде, так как не порождает у заявителя каких-либо прав и обязанностей и не является препятствием к их осуществлению.
Кроме того, возражения граждан относительно предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка также не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации этими гражданами предоставленного им законом права на выражение своего мнения по поводу изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Постановлением администрации Шарыповского района Красноярского края от 06 февраля 2020 года № 50-п, принятым в соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании рекомендации комиссии администрации Шарыповского района по подготовке Правил землепользования и застройки Парнинского сельсовета, ст. 19 Устава Шарыповского района, в предоставлении ФИО1 разрешения на условно разрешенный вид использования «Передвижное жилье (код 2.4), в части размещения сооружений, пригодных к использованию в качестве жилья (палаточные городки, жилые вагончики, жилые прицепы) с возможностью подключения названных сооружений к инженерным сетям, находящимся на земельном участке или на земельных участках, имеющих инженерные сооружения, предназначенных для общего пользования» земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес>, расположенного в зоне «Ж5. Зона жилой застройки специального вида» отказано (т. 1 л.д.131, 205).
Действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по принятию положительного решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не устанавливает оснований для отказа в предоставлении такого разрешения, орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка вправе отказать в предоставлении такого разрешения, исходя из любых признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств.
Кроме того, действующее законодательство обязывает орган местного самоуправления принимать решение по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на основании рекомендаций комиссии (ч. 9 ст. 39 Градостроительный кодекс РФ).
Таким образом, оспариваемое решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка было принято уполномоченным на то должностным лицом - и.о. главы Шарыповского района, соответствует действующему законодательству, регулирующему данные правоотношения, принято в пределах предоставленных главе администрации муниципального образования полномочий, процедура предоставления разрешения осуществлена в порядке, установленном нормативными правовыми актами, при этом основанием для отказа послужили мотивированные рекомендации комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено.
При таких обстоятельствах, согласиться с доводами истца и его представителя о необоснованности и неправомерности постановления администрации Шарыповского района от 06 февраля 2020 года № 50-п об отказе в предоставлении административному истцу ФИО1 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для размещения сооружений, пригодных к использованию в качестве жилья (палаточные городки, жилые вагончики, жилые прицепы) суд оснований не находит и в удовлетворении исковых требований о признании вышеуказанного постановления незаконным и возложении обязанности принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка считает необходимым отказать.
Рассматривая административные исковые требования ФИО1 о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, суд исходит из следующего:
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
В силу п. 5 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно положениям ч. 1, 2, 4, 8, 9 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Часть 14 статьи 11.10 ЗК РФ содержит требования к содержанию решения об утверждении схемы расположения земельного участка. Указанной нормой предусмотрено, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Часть 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусматривает основания для отказа в утверждении вышеуказанной схемы, таковыми являются: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Положениями статьи 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, согласно которым:
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.п. 1, 2).
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (п. 3).
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (п. 4).
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (п. 5).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6).
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (п. 7).
В соответствии с ч. 20 ст. 11.10 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
08 февраля 2018 года административный истец ФИО1 обратился к главе Шарыповского района ФИО9 с письменным заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по <адрес>, в территориальной зоне жилой застройки специального вида, цель использования земельного участка – передвижное жилье, в части размещения сооружений, пригодных к использованию в качестве жилья (палаточные городки, жилье-вагончики). К данному заявлению приложена схема, оформленная на бумажном носителе (т. 1 л.д. 145-147, 186-188), заявление зарегистрировано администрацией района 12 февраля 2018 года.
Решением Шарыповского районного суда Красноярского края от 15 ноября 2018 года бездействие администрации Шарыповского района Красноярского края, выразившееся в непринятии решения по заявлению ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка от 08 февраля 2018 года, признано незаконным, с возложением на администрацию Шарыповского района обязанности устранить нарушение прав ФИО1 путем рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка от 08 февраля 2018 года (т. 1 л.д. 38-52)
В рамках рассмотрения данного заявления администрацией Шарыповского района было принято постановление от 17 января 2019 года № 11-п «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка», которое решением Шарыповского районного суда Красноярского края от 07 июня 2019 года признано незаконным, с возложением на администрацию обязанности устранить нарушение путем принятия в установленные законом сроки мотивированного решения по заявлению ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка от 08 февраля 2018 года (т. 1 л.д. 19-37).
Обжалуемым постановлением администрации Шарыповского района от 06 марта 2020 года №100-п «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка», в соответствии с п. 6 ст. 11.9, п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», принимая во внимание, что ФИО1 по результатам публичных слушаний отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка постановлением администрации Шарыповского района от 06 февраля 2020 года № 50-П «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка», ст. 19 Устава Шарыповского района, отказано по заявлению ФИО1 от 12 февраля 2018 года в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по <адрес>, в территориальной зоне (Ж5) жилой застройки специального вида, с разрешенным использованием: передвижное жилье, из категории земель населенных пунктов (т. 1 л.д. 189).
Вопреки доводам административного истца и его представителя, обжалуемое постановление содержит мотивы принятого решения со ссылками на нормы земельного законодательства.
Исследованной в судебном заседании схемой расположения земельного участка, приложенной ФИО1 к заявлению (т. 1 л.д. 146, 188), выкопировкой (т. 2 л.д. 48-50), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым № (т. 1 л.д.232-234), подтверждается, что формирование испрашиваемого административным истцом земельного участка может привести к вклиниванию в земельный участок, имевший на дату обращения кадастровый № (далее №), принадлежащий заинтересованным лицам ФИО4 и ФИО5, что в свою очередь не оспаривалось представителем административного истца в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, административный ответчик пришел к обоснованному выводу о том, что утверждение схемы расположения испрашиваемого ФИО1 земельного участка будет нарушать требования пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из пояснений в судебном заседании административных сторон и исследованных в судебном заседании материалов административного дела, следует, что с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка ФИО1 обратился в администрацию Шарыповского района 08 февраля 2018 года, более с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка ФИО1, в том числе 12 февраля 2018 года, не обращался.
Вместе с тем, указание в обжалуемом постановлении администрации Шарыповского района от 06 марта 2020 года № 100-п на рассмотрение заявления ФИО1 от 12 февраля 2018 года (дата регистрации заявления), а не от 08 февраля 2018 года, является технической ошибкой, не влекущей незаконность принятого администрацией Шарыповского района постановления.
Доводы стороны истца об отсутствии законодательного закрепления понятий, установленных п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ (вклинивание, вкрапливание, чересполосица), о формировании границ и конфигурации земельного участка с кадастровым № собственниками ФИО4 и ФИО5 не опровергают выводов должностного лица о разработке ФИО1 схемы расположения земельного участка с нарушением требований действующего земельного законодательства.
Учитывая установленные обстоятельства, указанные положения нормативных правовых актов и оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 в части признания незаконным постановления администрации Шарыповского района от 06 марта 2020 года № 100-п и возложении на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка.
Вопреки доводам представителя административного истца само по себе отсутствие публикации оспариваемых постановлений органа местного самоуправления не повлекло за собой существенного нарушения прав и законных интересов административного истца, который реализовал свое право на обжалование принятых администрацией Шарыповского района постановлений по итогам рассмотрения заявлений ФИО1, ввиду чего не может являться основанием для отмены постановлений от 06 февраля 2020 года № 50-п и от 06 марта 2020 года №100-п.
Рассматривая требования административного истца ФИО1 о признании незаконным решения об утверждении схемы расположения земельного участка и снятии земельного участка с кадастрового учета, суд исходит из следующего:
Из материалов настоящего дела следует, что фактически как ФИО1, так и ФИО4 и ФИО5 претендуют на оформление одного и того же земельного участка, обращаясь с заявлениями об утверждении схемы его расположения.
11 февраля 2020 года заинтересованное лицо ФИО4, действуя через своего представителя, обратился в администрацию Шарыповского района Красноярского края с заявлением о перераспределении земельных участков (т. 1 л.д. 221, 230), согласно которому просили подготовить соглашение о перераспределении земельного участка, находящегося у них в собственности с кадастровым №, расположенного по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., для использования в целях индивидуального жилищного строительства, и земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, площадью <данные изъяты> кв.м.; утвердить схему расположения вышеуказанных земельных участков.
Постановлением администрации Шарыповского района Красноярского края №102-п от 10 марта 2020 года утверждена схема расположения земельного участка, площадью <адрес> кв.м., расположенного по <адрес>, в территориальной зоне (Ж5): жилой застройки специального вида, из категории земель земли населенных пунктов, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым № (т. 1 л.д. 222, 231, т. 2 л.д.20, 126).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 14 апреля 2020 года (т. 1 л.д. 223) сведения о земельном участке с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства в части размещения индивидуального жилого дома с особыми условиями использования (дома, пригодного для постоянного или сезонного проживания, высотой не выше трех надземных этажей), расположенного по <адрес>, внесены в реестр недвижимости 14 апреля 2020 года.
При этом, земельный участок с кадастровым № образован из земельного участка с кадастровым №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д.232-234).
18 мая 2020 года между администрацией Шарыповского района Красноярского края, ФИО4, ФИО5, являющимися собственниками (по 1/2 каждый) земельного участка с кадастровым №, заключено соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, №37/20С, согласно которому стороны пришли к соглашению о перераспределении в соответствии со ст. 39.28 ЗК РФ, в результате перераспределения образуется новый земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, площадью № кв.м., с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, имеющего местоположение: <...>. Образуемый земельный участок передан в общую совместную собственность ФИО4 1/2 доля и ФИО5 1/2 доля. Разница в площади перераспределяемого земельного участка и образуемым земельным участком составляет <данные изъяты> кв.м. (т. 2 л.д. 197-198), соглашение подписано сторонами, что не оспаривалось в судебном заседании.
Вместе с тем, государственная регистрация прав была приостановлена в срок до 25 февраля 2021 года ввиду отсутствия полномочий на подписание соглашения у представителя заинтересованных лиц, указания в соглашении земельного участка с кадастровым №, который снят с кадастрового учета на основании решения суда, установления решением суда запрета на совершение регистрационных действий в отношении указанных объектов недвижимости (т. 2 л.д. 199-204).
Учитывая, что обжалуемыми административным истцом ФИО1 постановлениями администрации Шарыповского района от 06 февраля 2020 года № 50-п и от 06 марта 2020 года № 100-п рассмотрены заявления ФИО1 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка по существу, указанные постановления на дату принятия административным ответчиком решения по заявлению ФИО4 об утверждении схемы расположения земельного участка вступили в законную силу, суд приходит к выводу, что у администрации Шарыповского района не было препятствий для рассмотрения обращения заинтересованного лица. Принятым постановлением администрации Шарыповского района № 102-п от 10 марта 2020 года права, свободы и законные интересы ФИО1 не нарушены, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения административных требований истца в части признания незаконным постановления № 102-п от 10 марта 2020 года и снятия земельного участка с кадастрового учета.
При таких обстоятельствах, с учетом совокупности исследованных судом доказательств при установленных обстоятельствах, в удовлетворении требований административного истца в полном объеме надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края о признании постановления администрации Шарыповского района Красноярского края от 06 февраля 2020 года № 50-п «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» незаконным; возложении обязанности принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>, расположенного в зоне «Ж5. Зона жилой застройки специального вида» с условно разрешенным видом: «Передвижное жилье (код 2.4), в части размещения сооружений, пригодных к использованию в качестве жилья (палаточные городки, жилые вагончики, жилые прицепы) с возможностью подключения названных сооружений к инженерным сетям, находящимся на земельном участке или на земельных участках, имеющих инженерные сооружения, предназначенных для общего пользования; признании постановления администрации Шарыповского района Красноярского края от 06 марта 2020 года № 100-п «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка» незаконным; возложении обязанности утвердить схему расположения на кадастровом плане территории спорного земельного участка; признании незаконным постановления администрации Шарыповского района Красноярского края об утверждении схемы земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес>, снятии указанного земельного участка с кадастрового учета, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения, то есть с 25 февраля 2021 года.
Председательствующий: Д.В. Давыденко