ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8007/18КОПИ от 27.11.2018 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-8007/2018 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 27 ноября 2018 года

Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:

председательствующего: судьи Губановой А.Ю.,

при секретаре Фарахутдиновой Г.А.,

с участием:

административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2,

представителей административных ответчиков ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконными действий, выразившихся в неправомерном отказе исключить персональные данные из пофамильной картотеки оперативно-справочного учета полиции, обязании исключить информацию из банка данных,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконными действий, выразившихся в неправомерном отказе исключить персональные данные из пофамильной картотеки оперативно-справочного учета полиции, обязании исключить информацию из банка данных, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ он направил в УМВД России но Хабаровскому краю обращение, в котором потребовал исключить сведения о факте прекращения уголовного преследования из пофамильной картотеки оперативно-справочного учета полиции. Требование мотивировал тем, что административный ответчик длительное время, с <данные изъяты>, осуществляет обработку сведений следующего содержания: «<данные изъяты>». Такой длительный срок обработки не согласуется с целями оперативно-справочного учета, а также противоречит статье 17 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции». ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком подготовлен ответ , в котором сообщалось, что сведения по фату уголовного преследования подлежат дальнейшему хранению в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, оснований для изъятия сведений не имеется. Действия административного ответчика, выразившиеся в неправомерном откате административного ответчика oт исключения персональных данных из пофамильной картотеки оперативно-справочного учета полиции, противоречат: Положению о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденному Приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 К«39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений"; абзацу V подпункта 15.2 пункта 15 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе, привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении который установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (Приложение №1 к приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министерства финансов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации но контролю за оборотом наркотиков. Федеральной службы охраны Российской Федерации. Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной таможенной службы. Федеральной миграционной службы. Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 февраля 2012 года89дсп/19дсн/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/119дсп «Об утверждения Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации», (далее - Приложение №1 к Наставлению). Действия административного ответчика создают препятствия к осуществлению прав истца, предусмотренных частью 1 статьи 37 Конституции РФ, и нарушают права, предусмотренные частью 1 статьи 23 Конституции РФ. В отношении него действительно было возбуждено уголовное дело по ст.116 УК РФ, производство по которому прекращено на основании ст. 9 УПК РСФСР в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. В связи с этим на основании параграфа 12 Инструкции о едином учете преступлений (3-е издание), утвержденной приказом Генерального прокурора РФ №20-1 -85-94 от 14.12.1994. согласованной с министром внутренних дел РФ 13 12.1994 и введенной в действие приказом Генеральной прокуратуры РФ и МВД России №66.418 от 14.12.1994 "О введении в действие Инструкции о едином учете преступлений", он был поставлен Информационным центром на учет лиц, совершивших преступления. Пунктом 4 приказа Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 №39/1070/1021 /253/780/353/399 "О едином учете преступлений» приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России №-66/418 от 14.12.1994 признан утратившим силу. Этим же нормативным документом введено в действие Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (приложение №2), которое, как указано в п.1 этого документа, определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета. В соответствии с п.43 Положения снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям, в том числе в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым по делам частного обвинения (ч.2 ст. 20 УПК РФ). Согласно п.2.13 Положения, устанавливающему перечень реабилитирующих оснований, к таковым также относится прекращение уголовного дела частного обвинения в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (ч.2 ст.20 УПК РФ). Таким обратом, для целей анализируемого учета прекращение производства по деду частного обвинения в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым считается реабилитирующим основанием. Преступление, предусмотренное ст. 116 УК РФ в редакции, действовавшей на момент его совершения, в силу ст.27 УПК РСФСР в редакции, действовавшей до 01.07.2002., относилось к категории дел частного обвинения. Производство по данному делу прекращено на основании ст.9 УПК РСФСР в той же редакции, то есть в связи с примирением лица, впервые совершившего преступление небольшой тяжести, с потерпевшим. В настоящее время положения, аналогичные ст.9 УПК РСФСР, содержатся в ст.25 УПК РФ, действующего с 01.07.2002. Перечень дел, относящихся к категории частного обвинения установлен ч.2 ст.20 УПК РФ. Таким образом, на основании п.43 вышеуказанного Положения в настоящее время он не подлежит учету как лицо, совершившее преступление. В связи с изложенным, административный истец просит суд признать действия административного ответчика Управления МВД России по Хабаровскому краю, выразившиеся в неправомерном отказе от исключения персональных данных из пофамильной картотеки оперативно-справочного учета полиции: противоречащими Положению о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденному Приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 №39/1070/1021 /253/780,-353/399 "О едином учете преступлении", абзацу "е" подпункта 15.2 пункта 15 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении который установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения к привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (Приложение № 1 к приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министерства финансов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной таможенной службы. Федеральной миграционной службы. Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации. Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации oт 12 февраля 2012 года 89дсп/19дсн/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/119дсп «Об утверждения Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации; создающими препятствия к осуществлению прав административного истца, предусмотренных частью 1 статьи 37 Конституции РФ: нарушающими права административною истца, предусмотренные частью 1 статьи 23 Конституции РФ. Также просит обязать административного ответчика Управление МВД России но Хабаровскому краю принять необходимые меры по снятию документов о факте прекращения уголовного преследования с пофамильного учета оперативно-справочных картотек, перевести их в архивные фонды автоматизированных оперативно-справочных картотек путем присвоения знака логическою удаления.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования, просит суд признать действия административного ответчика УМВД России по Хабаровскому краю, выразившиеся в неправомерном отказе от исключения персональных данных из пофамильной картотеки оперативно-справочного учета полиции, создающими препятствия к осуществлению прав административного истца, предусмотренных частью 1 статьи 19 Конституции РФ. В остальной части исковые требования оставлены без изменения.

Административный истец и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, на их удовлетворении настаивали; в обоснование заявленных требований дали пояснения, аналогичные изложенным в иске и уточнении к нему.

Представители административного ответчика УМВД России по Хабаровскому краю в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь в обоснование возражений на то, что по данным информационного центра УМВД России по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ Краснофлотским РОВД г. Хабаровска по признакам состава преступления, предусмотренного <данные изъяты>, в отношении неустановленного лица было возбуждено уголовное дело . В ходе проведенного предварительного расследования лица, совершившие данное преступление, установлены. Одним из них являлся ФИО1, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ Ему было предъявлено обвинение и уголовное дело было направлено в районный суд ДД.ММ.ГГГГ. для рассмотрения по существу предъявленного обвинения и принятия решения. По результатам рассмотрения уголовного дела ДД.ММ.ГГГГ Краснофлотским районным судом г. Хабаровска принято решение о прекращении уголовного преследования в отношении ФИО1 в установленном законом порядке на основании <данные изъяты><данные изъяты>). Согласно ст. 133 УПК РФ прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 9 УПК РСФСР или ст. 25 УПК РФ) не является реабилитирующем основанием и не влечет за собой реабилитации лица. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР предусматривал прекращение уголовных дел частного обвинения (дело, возбужденное не иначе как по заявлению потерпевшего). Согласно определению суда Краснофлотского района г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу органами дознания было проведено предварительное расследование в отношении неустановленного лица. В ходе расследования лица, совершившие преступления, были установлены, дело на основании абзаца 3 ст.27 УПК РСФСР, возбужденное прокурором, было направленно после производства дознания в суд в общем порядке. Такое дело прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым (по реабилитирующим основаниям ст.5 п. 6 УПК РСФСР или ст. 20 ч.2 УПК РФ) не подлежит. Примирение сторон применительно к уголовным делам публичного и частно - публичного обвинения не являются реабилитирующими. Учитывая, что уголовное дело было прекращено по ст.9 УПК РСФСР (прекращение уголовного преследования в связи с примирением сторон - по нереабилитирующему основанию) информация о привлечении к уголовной ответственности и сведения о прекращении уголовного дела содержится в информационном центре УМВД России по Хабаровскому краю на основании нормативных документов МВД РФ, регулирующих деятельность органов внутренних дел. Сроки хранения учетных документов в отношении лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности, к пофамильных картотеках ФКУ « ГИАЦ МВД России» и информационных центров на региональном уровне установлены межведомственным приказом правоохранительных ведомств и содержатся независимо от погашения и снятия судимости. Информация на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены в связи с примирением сторон, подлежит хранению до достижения 80-летнего возраста. Информация в отношении ФИО1, содержащиеся в банке данных информационного центра УМВД России по Хабаровскому краю, является в настоящее время актуальной и изъятию не подлежит. В связи с этим обжалуемые действия УМВД России по Хабаровскому краю являются обоснованными, принятыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем, просят в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.

Выслушав участников процесса, изучив и оценив письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно статье 5 этого Федерального закона обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 7 указанного Федерального закона лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Статьей 17 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" предусмотрено, что полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Внесению в банки данных подлежит информация о лицах, осужденных за совершение преступления.

Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (утверждено Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г.), далее - Положение, предусмотрено, что Положение определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

Согласно пункту 2.2 Положения под учетом понимается фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

Пунктами 2.4, 4.2 Положения установлено, что объектами учета являются преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу, а субъектом учета преступлений, в числе прочих, - Информационные центры, указанные в пункте 2 Положения, на которые возложена обязанность по включению в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

Согласно пункту 40 Положения учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.

Пунктом 43 Положения предусмотрено, что снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора по основаниям, перечисленным в этом пункте.

В качестве одного из таких оснований указано примирение потерпевшего с обвиняемым по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ);

В соответствии с подпунктом "е" пункта 15.2 приложения N 1 к Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (утверждено приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министерства обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 февраля 2014 г. N 89дсп/ 19дсп/ 73дсп/ 1адсп/ 113дсп/ 108дсп/ 75дсп/ 93дсп/ 19дсп/ 324дсп/ 133дсп/ 63дсп/ 14дсп/ 95дсп) учетные данные на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы, хранятся до достижения ими 80-летнего возраста.

В судебном заседании установлено, что по данным информационного центра УМВД России по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ Краснофлотским РОВД г.Хабаровска по признакам состава преступления, предусмотренного ст.116 УК РФ, в отношении неустановленного лица было возбуждено уголовное дело .

В ходе проведенного предварительного расследования лица, совершившие данное преступление, были установлены. Одним из них являлся ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которому было предъявлено обвинение и уголовное дело было направлено в районный суд ДД.ММ.ГГГГ. для рассмотрения по существу предъявленного обвинения и принятия решения.

По результатам рассмотрения уголовного дела ДД.ММ.ГГГГ Краснофлотским районным судом г. Хабаровска принято решение о прекращении уголовного преследования в отношении ФИО1 в установленном законом порядке на основании ст. 259,9 УПК РСФСР (в связи с примирением сторон).

Согласно ст. 133 УПК РФ прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 9 УПК РСФСР или ст. 25 УПК РФ) не является реабилитирующем основанием и не влечет за собой реабилитации лица.

Согласно ч.1 ст.27 УПК РСФСР, действующего на момент постановки истца на пофамильный учет, дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115, 116, 129 частью первой и 130 Уголовного кодекса Российской Федерации (дела частного обвинения), возбуждались не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежали прекращению в случае примирения его с обвиняемым.

В исключительных случаях, если дело о каком-либо преступлении, предусмотренном статьями 115, 116, 129 частью первой, 130, 146 частью первой и 147 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, имеет особое общественное значение или если потерпевший по этому делу либо по делу о преступлении, предусмотренном статьей 131 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам, не в состоянии защищать свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы потерпевшего. Дело, возбужденное прокурором, направляется для производства дознания или предварительного следствия, а после окончания расследования рассматривается судом в общем порядке. Такое дело прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежит (ч.3 ст.27 УПК РСФСР).

Статьей 259 УПК РСФСР было установлено, что дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115, 116, 129 частью первой и 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым не проводилось предварительное следствие или дознание, подлежат прекращению при примирении потерпевшего с подсудимым, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 27 настоящего Кодекса.

Таким образом, УПК РСФСР предусматривал прекращение уголовных дел частного обвинения (дел, возбужденных не иначе как по заявлению потерпевшего).

Согласно ст. 43 УПК РФ частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК. Такое обвинение поддерживается самим потерпевшем в частном порядке.

Согласно ч.3 ст.318 УПК РФ уголовное дело возбуждается следователем, а также с согласия прокурора дознавателем в случаях, предусмотренных ч. 4 ст.20 УПК РФ. При этом следователь приступает к производству предварительного расследования, а дознаватель - дознания. В соответствии с ч.5 ст. 20 УПК РФ такие дела считаются уголовными делами частно-публичного обвинения. Частно-публичное обвинение, как и публичное, в суде поддерживается прокурором.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что по уголовному делу органами дознания было проведено предварительное расследование в отношении неустановленного лица, в ходе которого лица, совершившие преступление, были установлены, и дело на основании абзаца 3 ст.27 УПК РСФСР возбужденное прокурором было направленно после производства дознания в суд в общем порядке, такое дело не может рассматриваться как дело частного обвинения и прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым (по реабилитирующим основаниям ст.5 п. 6 УПК РСФСР или ст. 20 ч.2 УПК РФ) не подлежит. Примирение сторон применительно к уголовным делам публичного и частно - публичного обвинения не являются реабилитирующими.

Как отмечалось выше, в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующем внесением полученной информации в банки данных о гражданах.

Согласно пунктам 1 и 2, части 3 статьи 17 Закона о полиции внесению в банки данных подлежит информация о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах осужденных за совершение преступления.

В соответствии с частью 8 статьи 17 Закона о полиции персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижению целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. Необходимость в обработке, хранении и предоставлении указанных сведений обусловлена требованиями нормативных документов МВД РФ.

Учитывая, что уголовное дело прекращено по ст.9 УПК РСФСР (прекращение уголовного преследования в связи с примирением сторон по нереабилитирующему основанию) суд соглашается с доводами представителей административного ответчика о том, что информация о привлечении к уголовной ответственности истца и сведения о прекращении уголовного дела содержатся в информационном центре УМВД России по Хабаровскому краю правомерно. Данные сведения внесены в учеты информационного центра на законных основаниях, носят достоверный характер и подлежат хранению в соответствии с действующими нормативными правовыми актами до достижения истцом 80-летнего возраста.

В соответствии со статьей 1 главы 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 «О персональных данных» субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирование или уничтожение в случаях, если персональные данные являются не полными или устаревшими.

Вместе с тем в ходе рассмотрения дела установлено, что информация в отношении ФИО1, содержащаяся в банке данных информационного центра УМВД России по Хабаровскому краю, является актуальной и изъятию не подлежит, поскольку административный истец был поставлен на учет как лицо, в отношении которого имелись сведения об уголовном преследовании, и в настоящее время отсутствуют предусмотренные законодательством основания для снятия его с такого учета, в связи с чем оспариваемые действия, выразившихся в отказе исключить персональные данные истца из пофамильной картотеки оперативно-справочного учета полиции, совершены в пределах полномочий УМВД России по Хабаровскому краю.

Учитывая изложенное, суд не находит правовых оснований для признания действий УМВД России по Хабаровскому краю, выразившихся в отказе исключить персональные данные истца из пофамильной картотеки оперативно-справочного учета полиции, незаконными, и возложении на ответчика обязанности исключить информацию из банка данных, поскольку решение об отказе принято в соответствии с действующим законодательством, права и законные интересы административного истца не нарушает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 к УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконными действий, выразившихся в неправомерном отказе исключить персональные данные из пофамильной картотеки оперативно-справочного учета полиции, обязании исключить информацию из банка данных, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – 30.11.2018 года.

Председательствующий подпись Губанова А.Ю.

Копия верна: судья А.Ю.Губанова