ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-800/18 от 05.09.2018 Туапсинского городского суда (Краснодарский край)

дело № 2а-800/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2018 года город Туапсе

Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Желдаковой В.П.,

представителя административного истца ФИО1, действующего по доверенности ФИО2,

представителя административного ответчика администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, действующего по доверенности ФИО3,

при секретаре Минасян А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района об оспаривании постановления об отмене разрешения на строительство,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в Туапсинский городской суд с административным исковым заявлением к администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района об оспаривании постановления об отмене разрешения на строительство, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ Отделом архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района ФИО1 было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства «Пристроенное здание к жилому дому с помещениями административного - делового, социально - бытового и торгового назначения», находящегося по адресу: <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации Туапсинского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено разрешение на строительство . Полагает оспариваемое постановление незаконным, поскольку основания для отмены разрешения на строительство, предусмотренные ч.21.1 ст.51 ГрК РФ отсутствовали, иных оснований для отмены разрешения на строительство Градостроительный кодекс не предусматривает. Ранее вступившим в законную силу решением Туапсинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ действия администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района об отмене действия разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ признавались незаконными. Также, решением Туапсинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административного иска ФИО4 о признании действий администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района по выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №№RU23534110- 1079-2015 незаконными и обязании отменить разрешение на строительство отказано. ДД.ММ.ГГГГ в Туапсинскую межрайонную прокуратуру подано обращение об отмене представления и.о. заместителя Туапсинского межрайонного прокурора об устранении нарушений градостроительного законодательства. ДД.ММ.ГГГГ однако ответа до настоящего времени в адрес административного истца не поступило. Просит восстановить административному истцу срок на обжалование постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отмене разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконными действия администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, в лице главы Туапсинского городского поселения Туапсинского района ФИО5 при вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отмене разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий по доверенности ФИО2 обжалуемое постановление Представитель административного ответчика администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, действующий по доверенности ФИО3 в судебном заседании требования административного иска не признал, пояснил, что административным истцом пропущен процессуальный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, полагал постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отмене разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, поскольку оно принято в рамках осуществления функции по самоконтролю, в порядке предусмотренном ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 3 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г., суд удовлетворяет заявление об оспаривании действий (бездействия) заинтересованного лица, если установит наличие двух условий: оспариваемое действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя и не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу ч.1 ст.8 ГрК РФ, п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 3 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, в том числе, относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитальной строительства, расположенных на территориях поселений.

В силу п.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (ч.4 ст.51 Градостроительного кодекса РФ).

Материалами дела установлено, что 15.12.2015 года Отделом архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района ФИО1 было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства - Пристроенное здание к жилому дому с помещениями административного - делового, социально - бытового и торгового назначения, находящегося по адресу: <адрес>, сроком до 15.12. 2018 года.

12.03.2018 года в администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района поступило представление Туапсинского межрайонного прокурора об устранении нарушений градостроительного законодательства. В соответствии с которым 19.10.2012 года утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>. В соответствии со схемой планировочной организации земельного участка на данном земельном участке предусмотрена автомобильная парковка на 18 машино-мест, которая в нарушение требований ч.1 ст.48 ГрК РФ находится за пределами данного земельного участка. Разрешение на строительство не могло быть выдано ввиду наличия неисполненных судебных решений о сносе второго этажа, пристраиваемого здания и приведение его в соответствие с разрешением на строительство от 30.01.2014 года.

На основании поступившего представления Туапсинского межрайонного прокурора постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 26.04.2018 года №474, в порядке самоконтроля на основании ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отменено разрешение на строительство .

Согласно ч.1 ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.

Исходя из содержания указанной правовой нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.

Установив противоречие ранее принятого акта закону, глава администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района правомерно вынес постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отмене разрешения на строительство , восстановив имевшее место положение до его принятия.

Отменяя указанное постановление на основании представления Туапсинского межрайонного прокурора, администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района реализовала предоставленное ей ч.1 ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочие, ввиду чего оспариваемое постановление законно и обоснованно.

Вместе с тем, в соответствии со ст.219 КАС РФ поданное административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 статьи 219 КАС Российской Федерации или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Оспариваемое постановление получено представителем административного истца, действующим по доверенности ФИО6 03.05.2018 года, о чем свидетельствует его личная подпись на оспариваемом постановлении.

14.06.2018 года ФИО1 обратилась в Туапсинскую межрайонную прокуратуру с заявлением об ознакомлении с документами послужившими основанием к вынесению представления Туапсинского межрайонного прокурора, а также разъяснении причин вынесения представления, его отмене.

28.08.2018 года ФИО1 обратилась в администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района с заявлением о разъяснении оснований для отмены разрешения на строительство.

Анализ представленных обращений Туапсинскому межрайонному прокурору, в администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района позволяет сделать вывод о том, что указанные обращения не являются жалобой вышестоящему органу либо должностному лицу.

К доводам представителя административного истца о том, что процессуальный срок, предусмотренный ст.218 КАС РФ пропущен по уважительной причине, суд относится критически, поскольку представленные обращения не являются обжалованием оспариваемого постановления вышестоящему органу или должностному лицу.

Таким образом, учитывая, что административным истцом процессуальный срок для обращения в суд пропущен, доказательств уважительности причин пропуска срока, не представлено, а пропуск срока без уважительных причин в силу требований части 8 статьи 219 КАС РФ также является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении ходатайства представителя административного истца ФИО1, действующего по доверенности ФИО2 о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного иска отказать.

В удовлетворении административного иска административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района об оспаривании постановления об отмене разрешения на строительство отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме будет изготовлено 07.09.2018 года.

Судья

Туапсинского городского суда В.П. Желдакова