ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-800/202022МА от 22.05.2020 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-800/2020 22 мая 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Аксютиной К.А.

при секретаре судебного заседания Пышкиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному искового заявлению ШмЕ. Е. В., ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования «Город Архангельск», Главе администрации муниципального образования «Город Архангельск» об оспаривании распоряжения главы муниципального образования «Город Архангельск» от <Дата><№> «О предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска по ...»,

установил:

ШмЕ. Е.В., ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Администрация), Главе администрации муниципального образования «Город Архангельск» (привлеченному к участию в деле в качестве административного соответчика <Дата>) (далее – Глава Администрации) о признании незаконным распоряжения главы муниципального образования «Город Архангельск» от <Дата><№> «О предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска по ...».

В обоснование административного иска указали, что являются собственниками, соответственно квартир <***>... в городе Архангельске, находящегося в непосредственной близости от земельных участков с кадастровыми номерами <№>, площадью <***> кв.м, с кадастровым номером <№> площадью <***> кв.м, с кадастровым номером <№>, площадью <***> кв.м, с кадастровым номером <№>, площадью <***> кв.м. Оспариваемым распоряжением предоставлено разрешение на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на указанных земельных участках в части увеличения максимального процента застройки в границах земельного участка до 45; уменьшения отступа здания от границ земельного участка с северной стороны до 1 метра;
уменьшения отступа здания от границ земельного участка с восточной стороны до 1 метра; уменьшения отступа здания от границ земельного участка с южной стороны до 1 метра; уменьшения отступа здания от границ земельного участка с западной стороны до 0 метров; уменьшения отступа здания от красной линии до 1 метра (со стороны ...); уменьшения минимального количества машино-мест для хранения индивидуального транспорта до 20; уменьшения доли озелененной территории до 10 процентов; уменьшения удельного размера площадки для хозяйственных нужд до 0 кв.м; уменьшения удельного размера площадки для занятий спортом до 0 кв.м; увеличения коэффициента плотности застройки до 2,5. При этом увеличение максимального процента застройки приведет к размещению домов большей площади и этажности, увеличению количества квартир и жильцов, что создаст большую нагрузку на социальные объекты района. Также размещение зданий в непосредственной близости друг от друга создаст повышенную шумность, ухудшит комфорт проживания. Нарушаются требования строительных норм о соблюдении освещенности и пожарной безопасности, соблюдения режима инсоляции в их жилых помещениях, что нарушает их права на проживание в благоприятной окружающей среде, безопасное проживание, создает угрозу жизни и здоровью. Уменьшение отступа здания от кранной линии до 1 метра со стороны ... приведет к невозможности развития дорожной инфраструктуры в части расширения ... минимального количества машино-мест для хранения индивидуального транспорта до 20 также приведет к нарушению прав жильцов соседних домов, поскольку значительно ухудшит дорожно-транспортную ситуацию в районе перекрестков ... в г.Архангельске. Оспариваемое распоряжение принято с нарушением генерального плана, согласно которому земельные участки предполагается застроить зданиями средней этажности. Нарушается сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов, поскольку уменьшается доля озелененной территории, а также уменьшается удельный размер площадок для хозяйственных нужд и занятий спортом. Кроме того, оспариваемое распоряжение принято с нарушением норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) о порядке организации и проведении общественных обсуждений, поскольку оповещение о проведении общественных обсуждений размещено с нарушением семидневного срока, содержало неполную информацию, экспозиции были размещены в здании администрации, из двенадцати дней – девять были праздничными, что нарушило право административных истцов на участие в обсуждениях и право выразить свое мнение. На основании изложенного заявлен настоящий административный иск.

В судебном заседании административный истец ШмЕ. Е.В. и ее представитель ФИО3 требования административного иска поддержали. Дополнили, что административным ответчиком при принятии оспариваемого распоряжения был нарушен административный регламент при предоставлении муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории муниципального образования «Город Архангельск» Архангельской области», поскольку застройщик не являлся правообладателем всех земельных участков на момент подачи заявки, а, департамент муниципального имущества не обладал полномочиями на подачу такого заявления, так как является структурным органом Администрации. Ссылались также, что заявителями не были представлены сведения об объекте капитального строительства планируемого к размещению на земельном участке в виде пояснительной записки, в которой была бы раскрыта вся информация об объекте. Указывали, что в нарушение ч. 2 ст. 40 ГрК РФ в оспариваемом распоряжении предоставлено разрешение на отклонения от предельных параметров сразу на четыре участка. Обращали внимание, что организатором публичных слушаний выступила комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки Администрации, которая в нарушение требований ч. 6 ст. 31 ГрК РФ не была наделена соответствующими полномочиями.

Административные истцы ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.

Представитель административных ответчиков ФИО4 в судебном заседании против административного иска возражала по основаниям, изложенным в письменных отзывах. Настаивала на том, что процедура принятия оспариваемого распоряжения полностью соблюдена, распоряжение является законным, при этом истцами не доказан факт нарушения их прав оспариваемым распоряжением. Дополнительно указывала, что департамент муниципального имущества является функциональным органом Администрации и наделен полномочиями по распоряжению земельными участками. Обращала внимание, что не все разрешенные отклонения использованы застройщиком, при этом в рамках рассматриваемого административного дела права административных истцов восстановлены не будут.

Представители заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «СоломбалаСтрой» (далее – ООО СЗ «СоломбалаСтрой») ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании против административного иска возражали, просили в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзывах. Настаивали на том, что Администрацией полностью соблюден административный регламент при предоставлении муниципальной услуги по получению разрешения на заявленные отклонения. К совместному заявлению правообладателей земельных участков была представлена пояснительная записка в виде схемы, в которой содержалась вся необходимая информация об объекте. Нарушений прав административных истцов не усматривается, поскольку все требования строительных, санитарных, противопожарных и градостроительных норм и правил застройщиком в полной мере соблюдены.

Глава Администрации, представители заинтересованных лиц министерства строительства и архитектуры Архангельской области, департамента муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Архангельск» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

По определению суда административное дело рассмотрено в отсутствие административных истцов ФИО1 и ФИО2, Главы Администрации и представителей заинтересованных лиц министерства строительства и архитектуры Архангельской области и департамента муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Архангельск».

Заслушав административного истца ШмЕ. Е.В., ее представителя, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица ООО СЗ «СоломбалаСтрой», исследовав имеющиеся в административном деле доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (п. 1). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п. 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Статья 130 Конституции Российской Федерации предусматривает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Согласно частям 1 и 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 4 ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, административные истцы ШмЕ. Е.В., ФИО1 и ФИО2 являются, соответственно, собственниками квартир <***> в ... в городе Архангельске, находящегося в непосредственной близости от земельных участков с кадастровыми номерами <№>, площадью <***> кв.м, с кадастровым номером <№>, площадью <***> кв.м, с кадастровым номером <№>, площадью <***> кв.м, с кадастровым номером <№>, площадью <***> кв.м.

Также, в судебном заседании установлено, что указанные земельные участки с кадастровым номером <№>, с кадастровым номером <№> и с кадастровым номером <№>, принадлежат на праве аренды ООО СЗ «СоломбалаСтрой» (договоры аренды <№> (л), <№> (л), <№> (л) от <Дата>, заключенные с Администрацией), а земельный участок с кадастровым номером <№>, принадлежит ООО СЗ «СоломбалаСтрой» на праве собственности.

Все указанные выше земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов и имеют разрешенное использование – многоэтажная жилая застройка. Как следует из договоров аренды земельных участков, данные участки предоставлены арендатору для реализации масштабного инвестиционного проекта, восстановление нарушенных прав пяти граждан, пострадавших от недобросовестного застройщика путем выплаты денежных компенсаций.

На указанных выше земельных участках ООО СЗ «СоломбалаСтрой» ведется строительство двух многоэтажных жилых домов в составе многоквартирного жилого комплекса, ограниченного ... и ..., на основании разрешений на строительство <№> и <№> от <Дата>, выданных застройщику Администрацией.

В соответствии с п. 13 ст. 1 ГрК РФ строительство - это создание зданий строений и сооружений.

При этом, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство (за исключением предусмотренных законом случаев), под которым понимается документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов (части 1, 2 ст. 51 ГрК РФ).

Так, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений (п. 10.1 ст. 2 ГрК РФ), который предполагает установление исчерпывающего перечня процедур, прав, обязанностей и оснований принятия решений указанными субъектами.

Согласно ч. 5 ст.51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган с приложением к нему, в том числе разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса).

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административные истцы ссылались, что оспариваемое распоряжение о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства вышеуказанного объекта капитального строительства принято с нарушением как процедуры его принятия, так и с нарушением технических регламентов, нарушающим их права.

Согласно п. 1 ст. 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1, глава 4 ГрК РФ).

Пунктом 9 ст. 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (ч. 1 ст. 31 ГрК РФ) и включают в себя градостроительные регламенты (ч. 2 ст. 30 ГрК РФ).

На момент принятия оспариваемого распоряжения на территории муниципального образования «Город Архангельск» действовали «Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск» (далее - Правила землепользования и застройки), утвержденные Решением Архангельской городской Думы от 13 декабря 2012 года № 516.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ).

Федеральный законодатель ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдать требования градостроительного регламента, которым согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

В силу ч. 2 ст. 38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в ч. 1 ст. 38 ГрК РФ размеры и параметры, их сочетания.

Таким образом, содержание приведенных законоположений в их взаимосвязи позволяет сделать вывод, что установление минимальных отступов от границ земельных участков применительно к каждой территориальной зоне (подзоне) является дискрецией представительных органов местного самоуправления.

В силу ч. 4 ст. 5 Правил землепользования и застройки, принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений отнесено к компетенции Главы муниципального образования «Город Архангельск».

На основании положений ст. 40 ГрК РФ (в редакции здесь и далее на момент возникновения правоотношений) правообладатели земельных участков, имеющих размеры меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 Кодекса).

По правилам части 3 этой же статьи заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

Таким образом, положение ст. 40 ГрК РФ подразумевается получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства только в рамках специальной процедуры с участием заявителей за получением указанного разрешения.

На территории города Архангельска постановлением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 28 марта 2019 года № 433 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории муниципального образования «Город Архангельск» Архангельской области» (далее – административный регламент) и стандарт предоставления муниципальной услуги, включая сроки и последовательность административных процедур и административных действий Администрации при осуществлении полномочий по предоставлению муниципальной услуги.

В соответствии с п. 1.2.1 названного административного регламента заявителями при предоставлении муниципальной услуги являются: 1) физические лица, являющиеся правообладателями земельных участков и (или) объектов капитального строительства на территории муниципального образования «Город Архангельск» Архангельской области; 2) юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления), являющиеся правообладателями земельных участков и (или) объектов капитального строительства на территории муниципального образования «Город Архангельск» Архангельской области.

Как видно из материалов административного дела, <Дата> ООО СЗ «СоломбалаСтрой» и департаментом муниципального имущества Администрации председателю комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки МО «Город Архангельск» было подано совместное заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства, расположенного в Ломоносовском территориальном округе на земельных участках с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№> и <№>.

Данное заявление было принято комиссией, и инициирована дальнейшая процедура, несмотря на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 40 ГрК РФ отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов, в то время как в заявлении указаны четыре земельных участках, не объединенных посредством кадастровых работ в единый участок, на котором предполагалось строительство единого жилого комплекса и при отсутствии указаний о соблюдении технических регламентов отношении каждого участка.

Кроме этого, в соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте муниципального имущества Администрации муниципального образования «Город Архангельск», утв. Постановление мэра города Архангельска от 18 февраля 2014 года № 120, департамент муниципального имущества Администрации муниципального образования «Город Архангельск» является функциональным органом Администрации муниципального образования «Город Архангельск», созданным в целях осуществления функций управления, пользования, распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Город Архангельск», рационального использования земель и в соответствии с п. 1.4 данного Положения находится в непосредственном подчинении заместителя Главы муниципального образования «Город Архангельск» по вопросам экономического развития и финансам.

Таким образом, несмотря на то, что в соответствии с Положением департамент муниципального имущества наделен статусом юридического лица, он входит в структуру органов Администрации муниципального образования «Город Архангельск», наделен определенными полномочиями.

Между тем, исходя из положений п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», орган государственной власти (орган местного самоуправления) не является заявителем в понимании указанного Федерального закона № 210-ФЗ, который вправе обращаться с целью получения услуги, предоставляемой органом государственной власти (органом местного самоуправления).

Данное законоположение находится в нормативном единстве с требованиями ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

При таких обстоятельствах, департамент муниципального имущества Администрации не вправе был обращаться с заявлением о получении муниципальной услуги, поскольку налицо в данном случае делегирование органом местного самоуправления вопросов местного значения, поименованных в ст.ст. 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года &#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;????????????????????&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?j&#0;

На момент подачи заявления и вынесения оспариваемого распоряжения застройщику принадлежал только один земельный участок из четырех, о чем указано выше, в то время как отклонения от предельных параметров вопреки требованиям ч. 2 ст. 40 ГрК РФ рассмотрены в отношении всех участков.

Кроме этого суд учитывает, что основанием для применения ч. 1 ст. 40 ГрК РФ являются характеристики земельного участка, не позволяющие осуществить строительство или реконструкцию в соответствии с установленными разрешенными параметрами строительства или реконструкции. Орган местного самоуправления вправе рассмотреть вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров именно разрешенного строительства, то есть того объекта, на строительство которого получено разрешение. Иные основания для обращения с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции действующим законодательством не предусмотрены.

Заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции должно содержать обоснование невозможности осуществления строительства в соответствии с установленными предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции; взаимосвязь неблагоприятных характеристик, на которые ссылается заявитель, и характера испрашиваемого отклонения от разрешенных предельных параметров; подтверждение того, что испрашиваемое отклонение может повлиять на устранение (снижение) неблагоприятных факторов; соблюдение технических регламентов при отклонении от разрешенных предельных параметров. Любое испрашиваемое отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должно быть обосновано определенными градостроительными и земельными нормами, а равно реальными условиями ведения строительно-монтажных работ в границах используемого земельного участка.

Рассмотрение вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не может быть формальным.

В соответствии с проектной документацией на строительство многоквартирного жилого комплекса, ограниченного ... и ..., возводимый на поименованных земельных участках жилой комплекс состоит из двух зданий переменной этажности, общей площадью <***> кв.м (1 этап строительства) и <***> кв.м (2 этап строительства), имеет следующие параметры: процент застройки в границах земельного участка 42,2; отступ здания от границ земельного участка с северной стороны 3,2 м; отступ здания от границ земельного участка с восточной стороны 4,4 м; отступ здания от границ земельного участка с южной стороны 6,5 м; отступ здания от границ земельного участка с западной стороны 1,8 м; отступ здания от красной линии до 1 м (со стороны ...) 4,4 м; количество машино-мест для хранения индивидуального транспорта 41; доля озелененной территории 16,4%; размер площадки для хозяйственных нужд 23 кв.м; уменьшении удельного размера площадки для занятий спортом до 0 кв.м; коэффициент плотности застройки 2,1.

Между тем заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства не содержит обоснование невозможности осуществления строительства в соответствии с установленными предельными параметрами разрешенного строительства, какое-либо приложение к заявлению, в том числе в виде пояснительной записки с минимальным технико-экономическим обоснованием целесообразности строительства в испрашиваемых условиях, не представлено.

Однако, как видно из материалов дела, оспариваемым распоряжением предоставлено разрешение на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельных участках площадью <***> кв.м с кадастровым номером <№>, площадью <***> кв.м с кадастровым номером <№>, площадью <***> кв.м с кадастровым номером <№>, площадью <***> кв.м с кадастровым номером <№>, расположенных в Ломоносовском территориальном округе г.Архангельска по ...: увеличение максимального процента застройки в границах земельного участка до 45; уменьшение отступа здания от границ земельного участка с северной стороны до 1 метра; уменьшение отступа здания от границ земельного участка с восточной стороны до 1 метра; уменьшение отступа здания от границ земельного участка с южной стороны до 1 метра; уменьшение отступа здания от границ земельного участка с западной стороны до 0 метров; уменьшение отступа здания от красной линии до 1 метра (со стороны ...); уменьшение минимального количества машино-мест для хранения индивидуального транспорта до 20; уменьшение доли озелененной территории до 10 процентов; уменьшение удельного размера площадки для хозяйственных нужд до 0 кв.м; уменьшение удельного размера площадки для занятий спортом до 0 кв.м; увеличение коэффициента плотности застройки до 2,5.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч. 7 ст. 40 ГрК РФ).

Проверяя оспариваемое распоряжение Главы Администрации на предмет соответствия действующим градостроительным и санитарным нормам, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 34 Правил землепользования и застройки минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений определяются в соответствии с действующими противопожарными, санитарно-эпидемиологическими и иными нормативами, но не могут быть менее 3 метров. Если объект капитального строительства расположен в границах двух и более смежных земельных участков, то минимальные отступы определяются только от внешних границ всех смежных земельных участков, на которых расположен объект капитального строительства, в то время как минимальный отступ зданий, строений, сооружений от красных линий вновь строящихся или реконструируемых зданий, строений, сооружений должен быть на расстоянии не менее 3 метров (ст. 35 Правил землепользования и застройки).

Как видно из материалов дела, застройщиком в целом соблюдены Правила землепользования и застройки в части установленных параметров отступов от границ земельных участков, за исключением отступов с западной стороны на 1,8 м, что связано, как пояснила представитель административных ответчиков, с целью формирования единой линии застройки размещения проектируемого здания с жилым домом по ....

В соответствии с ст. 33 Правил землепользования и застройки максимальный процент застройки для многоэтажной жилой застройки определен в 40% при коэффициенте плотности застройки земельного участка - 2,0, в то время как в распоряжении коэффициент плотности застройки увеличен до 2,5.

В соответствии с ст. 37 Правил землепользования и застройки, все объекты капитального строительства и объекты, не являющиеся таковыми, независимо от их вида использования и функционального назначения должны быть обеспечены расчетным количеством машино-мест согласно техническим регламентам, строительным нормам и местным нормативам градостроительного проектирования. При отсутствии в технических регламентах, строительных нормах и местных нормативах градостроительного проектирования норм расчета стоянок автомобилей для отдельного вида разрешенного использования объекта капитального строительства минимальное количество машино-мест определяется исходя из 2 машино-мест на каждые 100 квадратных метров общей площади объекта.

В соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования МО «Город Архангельск», утв. решением Архангельской городской Думы от <Дата><№>, требуемое число машино-мест для хранения и паркования легковых автомобилей следует принимать в соответствии с требованиями действующего свода правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*»; в зонах жилой застройки следует предусматривать стоянки для хранения легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции - не более 1500 м.

В соответствии с п. 1.19 Свода правил № СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 года № 820, на селитебных территориях и на прилегающих к ним производственных территориях следует предусматривать гаражи и открытые стоянки для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой - не более 1500 м. Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать из расчета не менее чем для 70% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе жилые районы - 25%.

В данном случае, как пояснила представитель административных ответчиков, в соответствии с Генеральным планом МО «Город Архангельск» обеспеченность транспортом на территории г.Архангельска составляет 350 машин на 1000 человек. На момент получения отклонений в запроектированном жилом доме расчетное количество жильцов составляло 452 человека (из расчета 1 житель на 40 кв.м), в связи с чем минимальное количество открытых стоянок для временного хранения автотранспорта составляет 36 машино-мест, в то время как проектом предусмотрено 41 машино-место, что значительно превышает показатели отклонения в оспариваемом распоряжении.

Кроме того, уменьшена и доля озелененной территории до 10%, в то время как минимальная доля озелененной территории земельного участка - это часть территории земельного участка, покрытая зелеными насаждениями (газонами, цветниками, кустарником, высокоствольными растениями), устанавливается для участков, расположенных во всех территориальных зонах, за исключением производственных зон, рекреационных зон, и не должна быть менее 15 процентов площади земельного участка (ст. 38 Правил землепользования и застройки).

В соответствии со ст. 39 Правил землепользования и застройки, при проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения, размеры которых определяются в зависимости от вида и устанавливаются согласно нормам, при этом допускается уменьшение, но не более чем на 50 процентов, удельных размеров площадок для хозяйственных целей при застройке жилыми зданиями в 9 и выше этажей; для занятий физкультурой при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса микрорайона для образовательных учреждений и населения, административными истцами не представлено доказательств нарушения их прав как жильцов дома, расположенного на смежном земельном участке.

Данным оспариваемым распоряжением удельный размер площадки для хозяйственных нужд и занятий спортом сведен к 0.

В ходе рассмотрения дела представителями административных ответчиков и заинтересованного лица не приведено аргументированных доводов в части целесообразности, обоснованности и допустимости использования указанных параметров при строительстве объектов, которые бы с достаточной определенностью в полной мере соответствовали бы градостроительным и земельным нормам, а также не влияли на благоприятные условия проживания.

Проверяя соблюдение непосредственно процедуры принятия оспариваемого распоряжения, суд приходит к следующим выводам.

Как предусмотрено ч. 4 ст. 40 ГрК РФ, проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса.

На основании заключения о результатах общественных обсуждений по вопросу о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (ч. 5 ст. 40 ГрК РФ).

Частью 6 данной статьи предусмотрено, что глава местной администрации в течение 7 дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Аналогичные положения закреплены в ст. 12 Правил землепользования и застройки.

На основании положений ст. 6 Правил землепользования и застройки комиссия по Правилам землепользования и застройки (далее - Комиссия) является координационным органом, созданным для организации подготовки предложений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, а также осуществления функций, отнесенных к ее компетенции нормативными правовыми актами муниципального образования «Город Архангельск», настоящими Правилами землепользования и застройки.

Комиссия, в том числе, рассматривает заявления по вопросам предоставления разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; организует и проводит в установленном порядке публичные слушания по вопросам предоставления разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; готовит и направляет Главе муниципального образования «Город Архангельск» рекомендации о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений.

В силу указания ст. 11 Правил землепользования и застройки вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на общественных обсуждениях в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и нормативным правовым актом Архангельской городской Думы.

На территории муниципального образования «Город Архангельск» решением Архангельской городской Думой от 20 июня 2018 года № 688 утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности (далее - Положение).

В соответствии с п. 2.3 Положения обсуждения по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства назначаются решением комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования «Город Архангельск» (ранее до <Дата> – комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки МО «Город Архангельск»), при этом процедура проведения общественных обсуждений строго регламентирована и состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений (п.2.5 Положения).

Срок проведения общественных обсуждений с момента оповещения жителей муниципального образования «Город Архангельск» о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений не может быть более одного месяца по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 5.1 Положения).

В соответствии с п.п. 2.7, 2.8 Положения (в редакции на момент принятия оспариваемого распоряжения) оповещение о начале общественных обсуждений подлежит опубликованию в газете «Архангельск-город воинской славы» и на официальном сайте не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, а также на информационных стендах, оборудованных в здании Администрации.

В п. 2.9 Положения предусмотрено, что оповещение о начале общественных обсуждений должно содержать: информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях, перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях.

На основании п. 6.6 Положения, в период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта: посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений); в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний); в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний; посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В дальнейшем к протоколу общественных протоколу общественных обсуждений прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений, и на основании протокола общественных обсуждений организатор общественных обсуждений осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений, которое подлежит опубликованию в газете «Архангельск-город воинской славы» и на официальном сайте.

Аналогичные положения о порядке проведения общественных обсуждений предусмотрены ст. 5.1 ГрК РФ.

Из толкования приведенных норм материального права в их совокупности следует, что проведение общественных обсуждений по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.

Таким образом, приведенные положения призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников общественных обсуждений слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.

Как видно из материалов дела, комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки МО «Город Архангельск» в соответствии с заявлением департамента муниципального имущества Администрации от <Дата>, протоколом заседания комиссии от <Дата> были проведены общественные обсуждения по проекту решения Главы МО «Город Архангельск» о предоставлении отклонения от предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках площадью <***> кв.м с кадастровым номером <№>, площадью <***> кв.м с кадастровым номером <№>, площадью <***> кв.м с кадастровым номером <№>, площадью <***> кв.м с кадастровым номером <№>, расположенных в Ломоносовском территориальном округе г.Архангельска по ....

Оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано в газете «Архангельск-город воинской славы» № 31 (521) и на официальном информационном интернет-портале <Дата>, а сами общественные обсуждения проводились с <Дата> по <Дата>, то есть с нарушением 7-дневного срока.

Проект решения Главы МО «Город Архангельск» о предоставлении отклонения от предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках площадью <***> кв.м с кадастровым номером <№>, площадью <***> кв.м с кадастровым номером <№>, площадью <***> кв.м с кадастровым номером <№>, площадью <***> кв.м с кадастровым номером <№>, расположенных в Ломоносовском территориальном округе г.Архангельска по ..., были представлены на официальном информационном интернет-портале МО «Город Архангельск» и на экспозиции по адресу: г.Архангельск, ... с <Дата> по <Дата>. По этому же адресу принимались предложения и замечания участников общественных слушаний.

Учитывая небольшое количество рабочих дней, в период проведения общественных обсуждений никаких замечаний и предложений от участников общественных обсуждений не поступило.

В дальнейшем по окончании проведенных общественных слушаний был составлен протокол общественных обсуждений от <Дата>, а <Дата> составлен протокол заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки, из которого следует, что членами комиссии была обсуждена информация по указанному проекту, предложения и замечания к нему.

По результатам общественных слушаний комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки приняла решение о возможности разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на поименованных земельных участках.

Заключение комиссии опубликовано в газете «Архангельск-город воинской славы» от <Дата><№>

На основании заключения о результатах общественных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки подготовила рекомендации о предоставлении такого разрешения и направила указанные рекомендации Главе муниципального образования «Город Архангельск».

Распоряжение Главы муниципального образования «Город Архангельск» от <Дата><№> «О предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в Ломоносовском территориальном округе г.Архангельска по ...» было опубликовано на официальном интернет-портале.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, включая скрин-страницы Интернет-сайтов, суд считает, что административными ответчиками не была обеспечена достаточная информативность населения по рассматриваемому вопросу, поскольку срок для ознакомления с демонстрационными материалами до даты общественных обсуждений являлся неразумным и был недостаточен для реализации заинтересованными лицами права на представление замечаний и возражений. При этом административным ответчиком не представлено доказательств, что информационные материалы доведены до заинтересованных лиц в доступной и наглядной форме.

Между тем обязательность учета мнения населения, выраженного в ходе проведения публичных слушаний и общественных обсуждений, следует из положений Конституции РФ (статьи 2, 3, 32), Федерального закона от <Дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющего общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении, в том числе путем проведения публичных слушаний и общественных обсуждений по вопросам местного значения исходя из интересов населения (статьи 1, 28).

На обязательность учета мнения населения, выраженного в результате общественных слушаний, указывается и в Определении Конституционного Суда РФ от <Дата><№>-О-О.

В связи с изложенным, наличие или отсутствие согласия участников общественных обсуждений на предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.

Таким образом, проанализировав изложенное в совокупности с приведенными нормами, суд приходит к выводу, что процедура принятия и утверждения оспариваемого распоряжения Главы Администрации, в том числе в части требований градостроительного законодательства о проведении общественных обсуждений по проекту, соблюдена не в полной мере.

Учитывая, что при решении вопроса о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства на орган местного самоуправления возложена обязанность не только по проверке полномочий заявителей, комплектности представляемых заинтересованным лицом документов, содержащих аргументированное обоснование отклонений, но и их соответствия требованиям действующего законодательства, при полном соблюдении процедуры принятия соответствующего распоряжения, то нарушение на любой процедурной стадии влечет незаконность принимаемого решения, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

По правилам части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Таким образом, с Администрации в пользу ФИО2 подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ШмЕ. Е. В., ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования «Город Архангельск», Главе администрации муниципального образования «Город Архангельск» об оспаривании распоряжения главы муниципального образования «Город Архангельск» от <Дата><№> «О предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска по ...» удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение главы муниципального образования «Город Архангельск» от <Дата><№> «О предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска по ...».

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу ФИО2 судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 (Триста) руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий К.А. Аксютина