№ 2а-800/22
УИД 18RS0004-01-2021-007082-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2022 года г.Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска УР
под председательством судьи Суворовой В.Ю.
при секретаре судебного заседания Москвиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации г.Ижевска к начальнику отдела – старшему судебному приставу МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеевой Наталье Михайловне, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князеву Антону Анатольевичу, МОСП по ИОИП УФССП России по УР, УФССП России по УР об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г. Ижевска обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам начальнику отдела – старшему судебному приставу МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеевой Н.М., судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князеву А.А., Управлению ФССП России по УР, которым просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князева А.А. №№ от -Дата- года об отказе удовлетворения заявления (ходатайства), вынесенное в рамках исполнительного производства №№ от -Дата- года. Требования мотивированы тем, что -Дата- года на основании исполнительного листа ВС № от 01 апреля 2010 года возбуждено исполнительное производство №№ в отношении должника – Муниципальное образование «Город Ижевск». По результатам рассмотрения заявления Заместителя Главы Администрации по ЖКХ и строительству от 24 августа 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князевым А.А. -Дата- года вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) №№. Администрация г.Ижевска с оспариваемым постановлением не согласна, поскольку оно не соответствует нормам материального права и нарушает права Администрации г.Ижевска. Так, вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда г. Ижевска от -Дата- по делу №№ на ГЖУ возложена обязанность в срок до -Дата- года произвести капитальный ремонт кровли, трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, системы электрооборудования дома №... При недостаточности денежных средств у МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Ижевска» работы произвести за счет муниципального образования «Город Ижевск». Работы, выполнение которых возложено в соответствии с решением по делу №№ в разные периоды времени были выполнены как основным должником - МАУ ГЖУ, так и субсидиарным должником - Администрацией г.Ижевска. В настоящее время требования исполнительного документа исполнены в полном объеме, что подтверждается следующими документами: работы по капитальному ремонту трубопроводов системы холодного и горячего водоснабжения, канализации - акт от -Дата- года, работы по капитальному ремонту системы электроснабжения - акт от -Дата- года, работы по капитальному ремонту шиферной кровли - акт от -Дата- года, работы по капитальному ремонту системы отопления - акт от -Дата- года. Таким образом, требования исполнительного документа исполнены в полном объеме. Длительное бездействие судебного пристава-исполнителя, выражающееся в непринятии решения об окончании исполнительного производства либо об отказе в окончании исполнительного производства, нарушает права Администрации г.Ижевска. Специфика выполнения работ в совокупности с эксплуатацией многоквартирного дома как объекта жилищного фонда, небрежное отношение собственников и пользователей помещений многоквартирного дома к общему имуществу дома приводят к возникновению повреждений, нарушению целостности конструктивных элементов здания. Высказываемые взыскателем замечания являются голословными, поскольку сводятся к нежеланию считать работы выполненными, а решение суда исполненным. МАУ ГЖУ в соответствии с Уставом создано для осуществления деятельности по организации содержания и эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры в г.Ижевске. Кроме того, на учреждение возложены обязанности по участию в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, осуществлению капитального ремонта и обеспечению предоставления необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Во исполнение решения суда МАУ ГЖУ выполнены следующие виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома №...: ремонт кровли, ремонт трубопроводов системы холодного и горячего водоснабжения, канализации, ремонт системы электроснабжения. Администрацией г.Ижевска решение суда исполнено в части выполнения работ по капитальному ремонту системы отопления. В качестве заказчика на выполнение данного вида работ выступало МКУ г.Ижевска «СТО ЖКХ», подведомственное Администрации г.Ижевска учреждение, наделенное в соответствии с Уставом функциями муниципального заказчика, осуществляющего профессиональную деятельность в сфере проектирования. Таким образом, оснований считать выполненные работы не соответствующими требованиям действующих технических и строительных правил и норм, у судебного пристава-исполнителя не имелось. Помимо этого, поскольку основную часть работ по исполнению решения суда выполняло МАУ ГЖУ с привлечением подрядных организаций, поэтому предъявление требований об исполнении каких бы то ни было обязательств подрядчиками по выполненным работам, по истечении длительного времени не представляется возможным. В рамках данного исполнительного производства было вынесено постановление об участии в исполнительном производстве специалиста. В соответствии с вышеуказанным постановлением был осуществлен совместный выход на место специалиста, представителя Администрации г.Ижевска и судебного пристава-исполнителя. По результатам выхода на место получено заключение специалиста. Заключением специалиста подтверждается факт выполнения работ в данном многоквартирном доме. О выполнении каждого вида работ незамедлительно сообщалось судебному приставу с приложением подтверждающих документов. Однако выход на место совершения исполнительных действий с целью фиксации выполненных работ, часто затягивался. У взыскателя имелось множество замечаний к выполненным работам, которые, по сути, сводились к нежеланию считать работы выполненными. В связи с этим, судебный пристав не удовлетворял ходатайства Администрации г. Ижевска об окончании исполнительного производства. Новый срок выхода на место совершения исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не назначал сразу, а с назначением последующего также затягивал. Все это привело к тому, что отремонтированные элементы общего имущества многоквартирного дома, в том числе, расположенные на земельном участке многоквартирного дома, в процессе его естественной эксплуатации, воздействия окружающей среды и действий граждан, приводящих к их разрушению, вновь нуждаются в ремонте. Следовательно, у судебного пристава Князева А.А. отсутствовали основания считать решение суда исполненным. В полном объеме выполнение работ по исполнению решения суда завершены в декабре -Дата- года, о чем неоднократно сообщалось судебному приставу-исполнителю. Невыполнение действий со стороны судебного пристава-исполнителя по принятию этих работ и окончанию исполнительного производства является злоупотреблением право взыскателями и приставами. Обязанность по содержанию и обслуживанию элементов общего имущества многоквартирного дома, в том числе и после проведения ремонтных работ по капитальному ремонту, возложена на собственников помещений данного дома и управляющую организацию в рамках исполнения договора управления.
Определением от -Дата- года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена взыскатель по исполнительному производству Юнусова Г.Г.
Определением от -Дата- года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МОСП по ИОИП УФССП России по УР.
Определением от -Дата- года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены взыскатели по исполнительному производству Брызгалова Л.Л., Ворончихина Л.С.
В судебное заседание не явились стороны, заинтересованные лица, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представитель административного истца, административный ответчик - судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князев А.А. просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд, руководствуясь ст. 226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление Администрации г.Ижевска удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту решения – ФЗ №229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на все территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 ФЗ №229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Правильным исполнением исполнительных документов по смыслу приведенной нормы является исполнение данного документа в строгом соответствии с его содержанием.
Согласно ч.1 ст.5 ФЗ №229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
Согласно положениям ч. ч. 1, 2 ст. 30 ФЗ №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.
Согласно ч. ч. 11, 12 ст. 30 ФЗ №229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
15 апреля 2010 года судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по УР на основании исполнительного документа - исполнительного листа №№ от -Дата- года, выданного Индустриальным районным судом г.Ижевска по делу №№, вступившего в законную силу -Дата- года, возбуждено исполнительное производство №№ в отношении должника МО «Город Ижевск», предмет исполнения - обязать ГЖУ в срок до -Дата- года произвести капитальный ремонт кровли, трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения, канализации, систем электрооборудования дома .... При недостаточности денежных средств у МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Ижевска» работы произвести за счет муниципального образования «Город Ижевск». Обязать ГЖУ в срок до -Дата- года произвести капитальный ремонт трубопроводов системы отопления дома ... При недостаточности средств у МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» работы произвести за счет МО «Город Ижевск» в пользу взыскателей Малых Г.Н., Латышовой Н.Г., Ворончихиной Л.С., Юнусовой Г.Г.
Установлено, что исполнительный документ соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, срок предъявления документа к исполнению не истек. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
25 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князевым А.А. в соответствии со ст. ст. 14, 61, 116 ФЗ от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в целях полного и правильного исполнения требований исполнительного документа (по заявлению сторон(ы) исполнительного производства или по инициативе судебного пристава-исполнителя) для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний, вынесено постановление об участии в исполнительном производстве специалиста Мосягина И.Г. Перед специалистом поставлены следующие вопросы: произведен ли капитальный ремонт кровли в доме ... в соответствии с установленными строительными нормами и правилами; произведен ли капитальный ремонт трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения в доме ... в соответствии с установленными строительными нормами и правилами; произведен ли ремонт канализации в доме 243 по ул. 9 Января г.Ижевска в соответствии с установленными строительными нормами и правилами; произведен ли ремонт системы электрооборудования в доме ... в соответствии с установленными строительными нормами и правилами; произведен ли капитальный ремонт трубопроводов системы отопления в доме ... в соответствии с установленными строительными нормами и правилами; в случае установления нарушения строительных норм и правил, предложить свои профессиональные рекомендации по их устранению.
06 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князевым А.А. составлен акт совершения исполнительных действий. Из указанного акта следует, что судебным приставом-исполнителем осуществлен выход по адресу г.... по исполнительному производству в отношении Администрации г.Ижевска в пользу Юнусовой Г.Г., совместно с представителями Администрации г.Ижевска - Журавель И.Г. и Зыкиной Э.Г., специалиста Мосягина И.Г., взыскателя Юнусовой Г.Г. - с целью визуального осмотра произведенных работ по капитальному ремонту. Судебным приставом-исполнителем назначен повторный осмотр жилого дома ... на -Дата- года.
Согласно заключению специалиста по участию в исполнительном производстве №№ от -Дата- года по вопросу - произведен ли капитальный ремонт кровли в доме ... в соответствии с установленными строительными нормами и правилами? - специалистом дан ответ - капитальный ремонт кровли в доме ..., г. ... произведён, кровля выполнена из волнистых асбоцементных листов. Карнизная часть кровли выполнена из оцинкованных металлических листов собранных в фальц с гидроизоляцией битумной мастикой. Смонтированы водоотводные желоба и водоотводные воронки. Смонтирована система вентилируемого конька и два слуховых окна на кровле над торцами здания. Фрагментально поменяна обрешетка, из бруска 50x50 мм. Частично усилены стропила обрезной доской 150x50 мм. Заменённые конструкции из дерева обработаны огнебиозащитой. Конёк и ендовы изготовлены из оцинкованного металлического листа. Нарушена технология укладки волнистых асбоцементных листов, а именно шиферные листы укладываются горизонтальными полотнами, каждый нижний лист заведён под верхние листы по факту кровля выполнена вертикальными полотнами, что приводит к затеканию дождевых вод под нижние листы. Имеется множество сквозных трещин вдоль всего листа, особенно с восточной стороны. Требуется полная переукладка волнистых асбоцементных листов в соответствии с технологией укладки с заменой повреждённых листов на новые. Монтаж кровли произведён так, что возможна подтяжка воздуха через карнизы. По вопросу - произведен ли капитальный ремонт трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения в доме ... в соответствии с установленными строительными нормами и правилами? - специалистом дан ответ - монтаж трубопроводов ХВС и ГВС выполнен из труб ПВХ. В местах прохода трубопроводов ГВС через перекрытия отсутствуют компенсационные гильзы. Нарушены правила монтажа трубопроводов ГВС из труб ПВХ. Запорная арматура на трубопроводах ХВС и ГВС в квартирах установлена в труднодоступных местах. Магистральный трубопровод ГВС в подвале смонтирован без учёта линейных расширений - очень жёсткие крепления и недостаточное кол-во компенсаторов. На момент осмотра магистральный трубопровод ГВС из-за линейного расширения имеет множественные искривления. Нарушены правила монтажа трубопроводов ГВС из труб ПВХ - требуется перемонтировать в соответствии с технологией. По вопросу - произведен ли ремонт канализации в доме ... в соответствии с установленными строительными нормами и правилами? - специалистом дан ответ - канализационные стояки смонтированы из труб ПВХ диаметром 100 мм. Выходы канализационных стояков выведены за уровень кровли внутри чердачного помещения стояки теплоизолированы. В подвальном помещении канализация смонтирована со сверхнормативными уклонами и отклонением от вертикали. Нарушены правила монтажа канализационных труб из ПВХ. Требуется перемонтировать вшохветствии-с технологией. По вопросу - произведен ли ремонт системы электрооборудования в доме ... в соответствии с установленными строительными нормами и правилами? - специалистом указано - произведён ремонт электрооборудования общедомовых систем электроснабжения. Заменены автоматы. Открывающиеся створки электроддатков не заменены и не окрашены. Требуется или заменить открывающиеся створки или покрасить. По вопросу - произведен ли капитальный ремонт трубопроводов системы отопления в доме ... в соответствии с установленными строительными нормами и правилами? - специалистом указано - трубопроводы системы отопления заменены только в подвале, общедомовые стояки системы отопления не менялись. Отсутствуют компенсационные гильзы при прохождении через перекрытия. Трубопровод до отопительных приборов заменён только в квартире взыскателя Юнусовой Г. Г. Рекомендации по устранению нарушения строительных норм и правил содержатся в ответах на вопросы.
08 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князевым А.А. в адрес Администрации г.Ижевска направлено требование, в котором судебным приставом-исполнителем указано о необходимости в срок до 08 апреля 2021 года исполнить требование исполнительного документа: произвести капитальный ремонт трубопроводов ГВС и ХВС дома ...; произвести капитальный ремонт канализации дома №243 по ул. 9 Января г.Ижевска; произвести капитальный ремонт системы электрооборудования дома №...
Требование получено Администрацией г.Ижевска 08 февраля 2021 года.
04 мая 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князевым А.А. в адрес Администрации г.Ижевска направлено требование, в котором судебным приставом-исполнителем указано о необходимости в срок до 08 июня 2021 года исполнить требование исполнительного документа: произвести капитальный ремонт трубопроводов ГВС и ХВС дома №... произвести капитальный ремонт канализации дома №...; произвести капитальный ремонт системы электрооборудования дома №....
Требование получено Администрацией г.Ижевска -Дата- года.
-Дата- года Администрацией г.Ижевска в адрес УФССП по УР направлено заявление о признании решения суда исполненным, в котором указано о том, что работы по проведению капитального ремонта кровли, трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения, канализации, системы электрооборудования, отопления многоквартирного дома ... выполнены.
-Дата- года в адрес УФССП по УР Администрацией г.Ижевска направлено заявление об окончании исполнительного производства №№ИП, в котором указано о том, что работы по проведению капитального ремонта кровли, трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения, канализации, системы электрооборудования, отопления многоквартирного дома №... выполнены.
28 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князевым А.А. в соответствии со ст. 14, 64.1 ФЗ от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства). Из указанного постановления следует, что -Дата- года вх. №№ в МОСП по ИОИП УФССП по УР поступило заявление от 24 августа 2021 года исх. №162/юр Заместителя Главы Администрации по ЖКХ и строительству Сальникова И.Б. Рассмотрев доводы заявителя, судебный пристав-исполнитель признает обстоятельства, изложенные в заявлении (ходатайстве), не подлежащими удовлетворению. В соответствии с п.1 ст. 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем, в том числе, в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Однако, при имеющихся доказательствах, приложенных к заявлению, невозможно установить фактическое исполнение исполнительного документа.
В соответствии со ст. 64 ФЗ №229-ФЗ в рамках исполнительного производства судебный пристав вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Статьями 64, 68 указанного Закона определено, что судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.
Согласно ст. 64.1 ФЗ №229-ФЗ заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (ч.1).
Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (ч.2).
Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов (ч.3).
В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство (ч.4).
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (ч.5).
В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч.6).
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч.7).
Согласно ст. 47 ФЗ №229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:
1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона;
4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;
7) признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;
7.1) включения сведений о завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в части исполнения исполнительных документов по требованиям, указанным должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке. Окончание исполнительного производства осуществляется в порядке, установленном статьей 69.1 настоящего Федерального закона;
8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта (ч.1).
В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» окончание исполнительного производства в связи с фактическим исполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.
Фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере или иного определенного имущества либо совершение в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий.
Таким образом, признавая фактическое исполнение требований исполнительного документа, которым должнику предписано совершить определенные действия, судебный пристав-исполнитель должен убедиться в полном и правильном исполнении судебного акта, в строгом соответствии с выданным на его основании исполнительным документом.
Поскольку принятие решения по вопросу об окончании исполнительного производства относится к компетенции соответствующего судебного пристава-исполнителя, то именно он должен установить все юридически значимые фактические обстоятельства и принять законное и обоснованное решение по вопросу о наличии либо об отсутствии оснований для окончания спорного исполнительного производства.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что доказательства фактического исполнения требований исполнительного документа судебному приставу предоставлены не были, ходатайство об окончании исполнительного производства в части по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, обоснованно оставлено судебным приставом-исполнителем без удовлетворения.
Положения Закона об исполнительном производстве не предусматривают частичное прекращение исполнительного производства.
Заявление заместителя Главы Администрации по ЖКХ и строительству об окончании исполнительного производства в части рассмотрено судебным приставом-исполнителем в пределах предоставленных ему полномочий в установленный десятидневный срок, по существу поставленных вопросов.
По результатам рассмотрения вынесено постановление, которое соответствует положениям ст. 14 Закона об исполнительном производстве.
В силу ст. 10 ФЗ Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения (далее - подразделение судебных приставов).
Частью 2 ст. 10 указанного закона определены полномочия старшего судебного пристава, в том числе, он организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Законом №229-ФЗ.
Непосредственное осуществление функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц в силу положений ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель является самостоятельным должностным лицом и несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»).
Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» формой контроля за решением, действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя со стороны вышестоящего должностного лица является проверка таких решений, действий (бездействия) в порядке подчиненности на основании заявлений сторон исполнительного производства, иных заинтересованных лиц.
Из приведенных норм закона следует, что судебный пристав-исполнитель является самостоятельным должностным лицом, которое наделено правом совершать исполнительные действия в пределах полномочий и мер, предоставленных ему Федеральным законом «Об исполнительном производстве», чьи действия (бездействия) могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства.
Старшим судебным приставом осуществляется контроль за ходом исполнительного производства в пределах прав и обязанностей, определенных действующим законодательством.
Несмотря на указание административным истцом в качестве административного ответчика начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеевой Н.М., каких-либо требований к данному лицу административным истцом не заявлено.
Основанием для принятия решения суда о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является одновременное их несоответствие закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Исходя из изложенного выше, в связи с отсутствием нарушения прав и свобод административного истца Администрации г.Ижевска оспариваемым постановлением судебного пристава-исполнителя, а также его соответствием закону, административный иск удовлетворению не подлежит.
Доказательств обратного, в нарушении ст. 62 КАС РФ, административным истцом, не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований Администрации г.Ижевска к начальнику отдела – старшему судебному приставу МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеевой Наталье Михайловне, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князеву Антону Анатольевичу, УФССП России по УР о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по УР Князева Антона Анатольевича об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от -Дата- года №№ в рамках исполнительного производства от ... года №№ в отношении должника МО «Город Ижевск», – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2022 года.
Судья В.Ю.Суворова