Административное дело
№ 2а-801/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 28 июля 2016 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Кучуковой Н.В.,
при секретаре Качановой О.Д.,
с участием помощника прокурора Врублевской Г.А.,
с участием представителя административного ответчика - администрации Приморско-Ахтарского городского поселения – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Приморско-Ахтарский районный суд, в интересах неопределенного круга лиц, с административным иском к администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления (в порядке ст. 218 КАС РФ), мотивируя его тем, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения природоохранного и градостроительного законодательства, при обеспечении сохранности зеленых зон общего пользования, по результатам которой в деятельности администрации Приморско - Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района были выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере.
Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Закон № 7-ФЗ) регламентировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В силу ст. 61 Закона № 7-ФЗ зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Из смысла положений ч.ч. 1, 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов для обеспечения устойчивого развития территорий, обеспечения учета интересов граждан, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Указанные документы являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований разрабатываются правила землепользования и застройки, подготовка проекта которых осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования (п. 1 ч. 1 ст. 30, ч. 3 ст. 31 ГрК РФ).
Согласно п. 11 раздела 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой Постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 № 150 (применяемой в части не противоречащей ГрК РФ) определенные в генеральном плане зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон являются основой для разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.
Обязанность органов местного самоуправления по проверке проекта правил землепользования и застройки, ее критерии и основания возврата проекта на доработку, также свидетельствует о необходимости обязательного соответствия градостроительного зонирования правил землепользования и застройки функциональному зонированию генерального плана (ч.ч. 9, 10 ст. 31 ГрК РФ).
Как предусмотрено п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану, возникшее в результате внесения в него изменений является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в документ градостроительного зонирования.
Так, на территории Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района действующими являются генеральный план, правила землепользования и застройки городского поселения, утвержденные решениями Совета Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско- Ахтарского района от 25.09.2012 № 202 (в редакции от 20.11.2013 № 264), от 12.03.2014 № 299 (в редакции от 23.12.2015 № 112).
Природоохранной прокуратурой совместно с департаментом по архитектуре градостроительству Краснодарского края проведена проверка соответствия графических материалов (карты градостроительного зонирования) правил землепользования и застройки городского поселения (Правила) документам территориального планирования (схема функционального зонирования) генерального плана городского поселений (генеральный план), по результатам которой установлено, что территориальные зоны правил землепользования и застройки не соответствуют градостроительному зонированию генерального плана Приморско-Ахтарского городского поселения, в части установленных им зеленных зон.
Так, сквер по ул. Набережная, ул. Ленина в Правилах находится в зоне объектов санаторно-курортного и туристического назначения (P-К.), что противоречит зоне зеленых насаждений общего пользования генерального плана.
Таким образом, территориальная зона, установленная правилами землепользования и застройки в отношении территории сквера по ул. Набережная, ул. Ленина, не соответствует функциональной зоне, определенной схемой функционального зонирования генерального плана.
Предельные параметры разрешенного строительства (этажность, максимальный процент застройки, предельные размеры формируемых участков, отступ от границ и др.) для зон рекреационного назначения (P-К), (Р-П), (P-О), (Р- ТОС) администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения не установлены, чем нарушены требования ст.ст. 30, 36, 38 ГрК РФ.
Кроме того, вразрез ст.ст. 10, 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости сведения о зонах зеленых насаждений общего пользования, установленных правилами землепользования и застройки Приморско-Ахтарского городского поселения, не внесены.
Таким образом, соответствующая обязанность органа местного самоуправления по полному приведению действующей документации территориального планирования и градостроительного зонирования Приморско- Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района до настоящего времени не исполнена.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, прежде всего, для создания условий для устойчивого развития территории муниципальных образований, то есть обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов.
Непринятие администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района полных и своевременных мер в указанной сфере создает предпосылки к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих либо пребывающих на территории поселения.
В результате незаконного бездействия администрации Приморско- Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района по неприведению действующей документации территориального планирования и градостроительного зонирования Приморско-Ахтарского городского поселения в соответствие требованиям градостроительного законодательства, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе и на благоприятную окружающую среду.
Принимая во внимание общественную значимость вопросов исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе регулирования отношений в сфере охраны зеленых насаждений и соблюдения прав граждан, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, подобное является недопустимым и требует незамедлительного принятия мер, направленных на устранение допущенных нарушений.
Вышеперечисленные обстоятельства предоставляют право прокурору в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Поэтому Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор просил суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско- Ахтарского района, выразившееся в неприведении в полном объеме Правил землепользования и застройки Приморско-Ахтарского городского поселения, утвержденных решением Совета Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от 12.03.2014 № 299 (в редакции от 23.12.2015 № 112), в соответствие с требованиями Генерального плана Приморско-Ахтарского городского поселения, утверждённого решением Совета Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от 25.09.2012 № 202 (в редакции от 20.11.2013 № 264).
Обязать администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения принять исчерпывающие меры, направленные на приведение Правил землепользования и застройки на территории Приморско-Ахтарского городского поселения, утвержденных решением Совета Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от 12.03.2014 № 299 (в редакции от 23.12.2015 № 112), в соответствие с требованиями Генерального плана Приморско- Ахтарского городского поселения, утверждённого решением Совета Приморско- Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от 25.09.2012 № 202 (в редакции от 20.11.2013 № 264), в порядке и сроки, установленные ст.ст. 30, 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обязать администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения принять исчерпывающие меры, направленные на установление предельных параметров разрешенного строительства (этажность, максимальный процент застройки, предельные размеры формируемых участков, отступ от границ и др.) для зон рекреационного назначения (P-К), (Р-П), (P-О), (Р-ТОС), в порядке и сроки, установленные ст.ст. 30, 36, 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обязать администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения принять исчерпывающие меры, направленные на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах зеленых насаждений общего пользования, установленных правилами землепользования и застройки Приморско-Ахтарского городского поселения, в порядке и сроки, установленные ст.ст. 10,15 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В последующем исковые требования были уточнены.
В судебном заседании прокурор Врублевская Г.А. уточненные исковые требования поддержала и просила суд обязать администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения принять исчерпывающие меры, направленные на приведение Правил землепользования и застройки на территории Приморско-Ахтарского городского поселения, утвержденных решением Совета Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от 12.03.2014 года №299 (в редакции от 23.12.2015 № 112), в соответствие с требованиями Генерального плана Приморско- Ахтарского городского поселения, утверждённого решением Совета Приморско- Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от 25.09.2012 года № 202 (в редакции от 20.11.2013 № 264), в порядке и сроки, установленные ст.ст. 30, 31,32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
Обязать администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения принять исчерпывающие меры, направленные на установление предельных параметров разрешенного строительства (этажность, максимальный процент застройки, предельные размеры формируемых участков, отступ от границ и др.) для зон рекреационного назначения (P-К), (Р-П). (P-О), (Р-ТОС), в порядке и сроки, установленные ст.ст. 30, 36, 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обязать администрацию Приморско-Ахтарского городского поседения принять исчерпывающие меры, направленные на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах зеленых насаждений общего пользования, установленных правилами землепользования и застройки Приморско-Ахтарского городского поселения, в порядке и сроки установленными ст.ст. 10, 15 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости.
Административный ответчик – представитель администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района уточненные исковые требования не признал и суду пояснил, что в целях устранения замечаний, выявленных при проведении проверки соблюдения природоохранного и градостроительного законодательства, а также приведения правил землепользования и застройки Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района Краснодарского края в соответствие с генеральным планом Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, постановлением администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от 12 апреля 2016 года № 477 было принято решение о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района.
Публичные слушания по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района Постановлением администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от 6 мая 2016 года № 601. В газете «Азовские зори» от 13 мая 2016 г. было опубликовано сообщение о принятии решения о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско- Ахтарского района с указанием даты, места проведения и порядка направления в Комиссию по землепользованию и застройке Приморско- Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района предложений заинтересованных лиц.
Публичные слушания для жителей г. Приморско-Ахтарска назначены на 15 июля 2016 года на 16-00.
Учитывая процедуры проведения публичных слушаний, то после ее проведения составляется протокол проведения публичных слушаний. Затем готовиться итоговый документ, который обязателен публикации в СМИ.
После проведения этих процедур вопрос о внесении изменений в ПЗЗ выносится на Совет Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района.
Ориентировочная дата проведения сессии депутатов Совета Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района назначена на 25 августа 2016 года.
Помимо внесения изменений в картографическую часть правил землепользования и застройки Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района будут также внесены поправки в параметры территориальных зон P-К, Р-П, P-О, Р-ТОС в части максимального процента застройки.
В рамках Постановления Законодательного собрания Краснодарского края от 21 октября 2015 года № 1938-П «О состоянии зеленных зон на территории отдельных муниципальных образований Краснодарского края» установлено внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах зеленых насаждений общего пользования до 1 января 2017 года.
В установленный законом срок мероприятия в рамках Постановления ЗСК № 1938-П администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района будут исполнены. Поэтому он просит в удовлетворении административного иска отказать.
Суд, выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материала административного дела, пришел к выводу об удовлетворении уточненных административных исковых требований на основании следующего.
Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регламентировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В силу ст. 61 указанного Закона зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов для обеспечения устойчивого развития территорий, обеспечения учета интересов граждан, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Указанные документы являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований разрабатываются правила землепользования и застройки, подготовка проекта которых осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования (п. 1 ч. 1 ст. 30, ч. 3 ст. 31 ГрК РФ).
Согласно п. 11 раздела 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой Постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 № 150 (применяемой в части не противоречащей ГрК РФ) определенные в генеральном плане зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон являются основой для разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.
Обязанность органов местного самоуправления по проверке проекта правил землепользования и застройки, ее критерии и основания возврата проекта на доработку, также свидетельствует о необходимости обязательного соответствия градостроительного зонирования правил землепользования и застройки функциональному зонированию генерального плана (ч.ч. 9, 10 ст. 31 ГрК РФ).
Как предусмотрено п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану, возникшее в результате внесения в него изменений является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в документ градостроительного зонирования.
Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения природоохранного и градостроительного законодательства, при обеспечении сохранности зеленных зон общего пользования, по результатам которой в деятельности администрации Приморско - Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района были выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере.
Так, на территории Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района действующими являются генеральный план, правила землепользования и застройки городского поселения, утвержденные решениями Совета Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско- Ахтарского района от 25.09.2012 № 202 (в редакции от 20.11.2013 № 264), от 12.03.2014 № 299 (в редакции от 23.12.2015 № 112).
Природоохранной прокуратурой совместно с департаментом по архитектуре градостроительству Краснодарского края проведена проверка соответствия графических материалов (карты градостроительного зонирования) правил землепользования и застройки городского поселения (Правила) документам территориального планирования (схема функционального зонирования) генерального плана городского поселений (генеральный план), по результатам которой установлено, что территориальные зоны правил землепользования и застройки не соответствуют градостроительному зонированию генерального плана Приморско-Ахтарского городского поселения, в части установленных им зеленных зон.
Так, сквер по ул. Набережная, ул. Ленина в Правилах находится в зоне объектов санаторно-курортного и туристического назначения (P-К.), что противоречит зоне зеленых насаждений общего пользования генерального плана.
Таким образом, территориальная зона, установленная правилами землепользования и застройки в отношении территории сквера по ул. Набережная, ул. Ленина, не соответствует функциональной зоне, определенной схемой функционального зонирования генерального плана.
Предельные параметры разрешенного строительства (этажность, максимальный процент застройки, предельные размеры формируемых участков, отступ от границ и др.) для зон рекреационного назначения (P-К), (Р-П), (P-О), (Р- ТОС) администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения не установлены, чем нарушены требования ст.ст. 30, 36, 38 ГрК РФ.
Кроме того, вразрез ст.ст. 10, 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости сведения о зонах зеленых насаждений общего пользования, установленных правилами землепользования и застройки Приморско-Ахтарского городского поселения, не внесены.
Таким образом, соответствующая обязанность органа местного самоуправления по полному приведению действующей документации территориального планирования и градостроительного зонирования Приморско- Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района до настоящего времени не исполнена.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, прежде всего, для создания условий для устойчивого развития территории муниципальных образований, то есть обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов.
Непринятие администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района полных и своевременных мер в указанной сфере создает предпосылки к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих либо пребывающих на территории поселения.
Вышеперечисленные обстоятельства предоставляют право прокурору в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Поэтому уточненные исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненное административное исковое заявление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, удовлетворить.
Обязать администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения принять исчерпывающие меры, направленные на приведение Правил землепользования и застройки на территории Приморско-Ахтарского городского поселения, утвержденных решением Совета Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от 12.03.2014 года №299 (в редакции от 23.12.2015 года № 112), в соответствие с требованиями Генерального плана Приморско - Ахтарского городского поселения, утверждённого решением Совета Приморско - Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от 25.09.2012 № 202 (в редакции от 20.11.2013 года № 264), в порядке и сроки, установленные ст.ст. 30, 31,32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обязать администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения принять исчерпывающие меры, направленные на установление предельных параметров разрешенного строительства (этажность, максимальный процент застройки, предельные размеры формируемых участков, отступ от границ и др.) для зон рекреационного назначения (P-К), (Р-П). (P-О), (Р-ТОС), в порядке и сроки, установленные ст.ст. 30, 36, 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обязать администрацию Приморско-Ахтарского городского поседения принять исчерпывающие меры, направленные на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах зеленых насаждений общего пользования, установленных правилами землепользования и застройки Приморско-Ахтарского городского поселения, в порядке и сроки установленными ст.ст. 10, 15 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В.Кучукова