ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-801/2017 от 28.02.2017 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-801/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 28 февраля 2017 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 ча к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, администрации города Ялты Республики Крым об оспаривании действий и обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, администрации города Ялты Республики Крым, уточнив требования которого просит суд признать незаконным действие Департамента имущественных и земельных отношений Администрации муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, выраженное в форме ответа от 10.03.2016г. №02-1/1454 об отказе в рассмотрении его заявления от 11.02.2016 года о завершении оформления прав на земельный участок ориентировочной площадью 0,0090 га, для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: <адрес> на основании решения 24-ой сессии 6-го созыва Гаспринского поселкового совета Автономной республики Крым от 13 августа 2012 года № 17 «О разрешении на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков в собственность с разрешением использования ранее изготовленных материалов по землеустройству» и обязать Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым рассмотреть его заявление о завершении начатого до принятия Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года оформления прав на указанный земельный участок.

Исковые требования мотивированы тем, что решением Гаспринского поселкового Совета № 22 от 05.09.2007 года ему было дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка площадью 0,0090 га, для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: <адрес> В связи с истечением двенадцатимесячного срока действия указанного решения, решением 24-й сессии 6-го созыва Гаспринского поселкового совета от 13.08.2012 года № 17 ему повторно было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность указанного земельного участка. 11.02.2016 года им было подано в порядке, предусмотренном положениями Закона № 38-3PK, заявление в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты о завершении оформления прав на данный земельный участок. Ответом ДИЗО от 10.03.2016 года №02-1/1454 на его заявление ему было отказано в завершении оформления прав на указанный выше земельный участок в порядке завершения оформления прав согласно Закона № 38-3PK, поскольку в содержании предоставлено им решения 24-ой сессии 6-го созыва Гаспринского поселкового совета АРК от 13.08. 2012 года №17, а именно в пункте 2 указано, что данное решение считается утратившим силу по истечение 12 месяцев с момента его принятия в случае не предоставления в указанный срок на утверждение поселкового совета разработанных материалов по землеустройству. Считает такие действия административного ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта незаконными, существенно нарушающими его права и законные интересы.

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил суду письменные пояснения на иск, в которых просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента с учетом позиции, изложенной в предоставленных пояснениях на иск. Считает, что на сегодняшний день данное решение является недействующим в силу Земельного кодекса Украины и внесений изменений и дополнений к нему. В результате внесения изменений в Земельный Кодекс Украины, все решения, принятые органами местного самоуправления до 14.10.2008 года. В соответствии с Земельным кодексом Украины, а именно, законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительства» от 16.09.2008 № 509-VI, срок действия решений на разработку проекта отвода земельного участка и требований к ее отводу устанавливается один год и может быть продлено единожды на тот же срок. В связи с чем считает, что решение Гаспринского поселкового совета 24-ой сессии 6-го созыва от 13 августа 2012 года № 17 является недействующим. Также указывает на то, что ФИО1 первоначально предоставлялось решением Гаспринского поселкового совета 19-ой сессии 5-го созыва от 05 сентября 2007 года № 22, разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельных участков в собственность ориентировочной площадью 0,0090 га, для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: <адрес> Согласно п. 2 решения, срок на составление проекта отвода земельного участка определен в 12 месяцев, после чего решение считается утратившим силу. Истец на протяжении длительного времени не реализовал свое право на оформление документации, не обращался в Гаспринский поселковый совет за продлением срока действия решения от 13 августа 2012 года № 17 после срока его окончания, а именно в 2013 - 2014 гг. В соответствии с Законом Украины от 29.06.2010 № 2367- IV, принятые и неисполненные до вступления в силу указанного Закона решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о разрешении на разработку проектов землеустройства сохраняют силу в течении двух лет со дня вступления в силу данного Закона.

Представитель ответчика администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки представителя суду не сообщил.

В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.

Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением 19-й сессии 5-го созыва Гаспринского поселкового Совета № 22 от 05 сентября 2007 года ФИО1 чу было дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка ориентировочной площадью 0,0090 га для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: <адрес>

Пунктом 2 данного Решения было установлено при оформлении документации руководствоваться решением 8 сессии Гаспринского поселкового совета 24-го созыва от 27.12.2002г. с внесением изменений к нему п. 2 решения 18 сессии 5-го созыва №5 от 03.08.2007г. «Об установлении сроков на оформление документов» п. 2 «Решения, на составление проекта отвода земельного участка и в течении 12 месяцев не предоставленные материалы на утверждение поселкового совета, считать утратившим силу».

Пунктом 3 настоящего Решения на ФИО1 были возложены обязанности заказать проект отвода в проектировочной фирме, имеющей лицензию.

Решением 47-й сессии 5-го созыва Гаспринского поселкового совета от 25.06.2010 года был утвержден ФИО1 генеральный план застройки на земельном участке площадью 0,0090 га, расположенный по адресу: <адрес>

Решением 24-й сессии 6-го созыва Гаспринского поселкового совета от 13.08.2012 года № 17 ФИО1 повторно было дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка ориентировочной площадью 0,0090 га для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: <адрес>.

Пунктом 2 данного Решения было установлено, что при оформлении документации руководствоваться решением 8 сессии Гаспринского поселкового совета 24-го созыва от 27.12.2002г. с внесением изменений к нему п. 2 решения 18 сессии 5-го созыва №5 от 03.08.2007г. «Об установлении сроков на оформление документов» п. 2 «Решения, на составление проекта отвода земельного участка и в течении 12 месяцев не предоставленные материалы на утверждение поселкового совета, считать утратившим силу».

Пунктом 3 настоящего Решения на ФИО1 также были возложены обязанности заказать проект отвода в проектировочной фирме, имеющей лицензию.

Во исполнение решения № 17 от 13.08.2012 года, между ФИО1 и землеустроительной организацией - ООО «Гео-Сервис» 31 октября 2012 года был заключен договор на изготовление топографической съемки земельного участка, то есть истцом была выполнена обязанность, возложенная на него решением № 17 от 13.08.2012 года.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Согласно ст. 13 Закона № 38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1).

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5).

Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.

Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила № 37).

Пунктом 4 решения Ялтинского городского Совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).

В соответствии с пунктом 8 Правил, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил, Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:

1) В Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.

Пунктом 12 Правил № 37 установлено, что решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления.

Судом установлено, что 11 февраля 2016 года ФИО1 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым с заявлением, в котором указал, что осуществляет завершение оформления прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на основании решения Гаспринского поселкового Совета № 17 от 13.08.2012 года, в связи с чем просил сообщить, действительно ли данное решение на сегодняшний день.

10 марта 2016 года Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта был дан ФИО1 ответ, из которого следует, что предоставленное истцом решение № 17 от 13.08.2012 года, по мнению Департамента утратило силу и не может быть основанием для завершения оформления прав на земельный участок в порядке завершения оформления прав в соответствии с процедурой, установленной Постановлением Совета министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В обоснование правомерности своих действий ответчик ссылается на п. 3 Раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 года № 509 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству», согласно которому принятые и не исполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона.

Указанный закон вступил в силу 14 октября 2008 года.

Законом Украины от 29.06.2010 года № 2367-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства жилья» п. 3 раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 года № 509 изложен в новой редакции, в соответствии с которой принятые и не исполненные до вступления этим Законом решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на составление проекта отвода земельного участка сохраняют действие на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона, а разработанные в соответствии с этими решениями проекты землеустройства по отводу земельных участков рассматриваются в установленном законом порядке. Передача в аренду таких земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности осуществляется без проведения земельных торгов (аукционов).

Указанный Закон вступил в законную силу 23 июля 2010 года.

Ссылаясь на вышеперечисленные нормы законодательства Украины, ответчик полагает, что решение Гаспринского поселкового Совета № 17 от 13.08.2012 года о даче истцу разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка по состоянию на 21 марта 2014 года считалось утратившим в силу, в связи с чем не является основанием для завершения оформления прав на земельный участок в порядке, установленном ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и Постановления Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года.

Вместе с тем, суд не может согласиться с вышеуказанными доводами ответчика, исходя из следующего.

Так, из представленной истцом землеустроительной документации следует, что 31 октября 2012 года ФИО1 был заключен с землеустроительной документацией договор на выполнение землеустроительных работ, то есть истец выполнил в установленный срок обязанность, возложенную на него решением Гаспринского поселкового Совета № 17 от 13.08.2012 года, а, следовательно данное решение повлекло те правовые последствия, в целях наступления которых оно было принято.

Таким образом, вышеуказанное решение было реализовано истцом в установленные законом сроки.

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству» от 16 сентября 2008 № 509-VI были внесены изменения в Земельный Кодекс Украины, в том числе в ст. 151, частью 11 которой было установлено, что срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по его отводу составляет один год и может быть продолжен единоразово на такой же срок. В случае если на протяжении установленного срока проект отвода земельного участка не подано на утверждение соответствующего органа, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и требования по его отводу считаются аннулированными.

При этом судом установлено, что решением 5-й сессии 6-го созыва Ялтинского городского Совета № 57 от 26 января 2011 года было приостановлено принятие решений по заявлениям граждан о передаче в их собственность земельных участков, расположенных в двухкилометровой прибрежной защитной полосе вдоль Черного моря в городе Ялта до утверждения в установленном законом порядке отдельного проекта землеустройства по установлению границ вышеуказанной защитной полосы.

Проект землеустройства по установлению границ прибрежной защитной полосы и пляжной зоны Черного моря в границах города Ялта был утвержден решением 8-й сессии 6-го созыва Ялтинского городского Совета № 55 от 08 июня 2011 года, после чего принятие решений о передаче земельных участков было возобновлено.

Вместе с тем, решением 8-й сессии 6-го созыва Ялтинского городского Совета № 111 от 16 июня 2011 года, с целью установления границ города Ялта, разграничения государственной и коммунальной собственности, была утверждена Программа землеустройства города Ялта, в части установления границ города Ялта, в связи с чем принятие решений о передаче в собственность земельных участков, находящихся за границами территории города Ялта (за обводной трассой) вновь было приостановлено.

Таким образом, судом установлено, что проект землеустройства по отводу ФИО1 в собственность земельного участка, разработанный им на основании решения Гаспринского поселкового Совета № 17 от 13.08.2012 года не был своевременно рассмотрен и утвержден не по вине истца, не вследствие его бездеятельности, а в связи с принятием Ялтинским городским Советом нормативных актов, устанавливающих прямой запрет на рассмотрение подобных заявлений.

Более того, Законом Украины от 5 ноября 2009 года № 1702-17 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению порядка приобретения прав на землю» статья 151 ЗК Украины была вновь изложена в новой редакции, в соответствии с которой органы местного самоуправления и органы исполнительной власти при решении вопросов о даче разрешения на разработку проектов землеустройства не были наделены полномочиями по установлению сроков действия таких решений.

Таким образом, на момент вынесения 13 августа 2012 года Гаспринским посСоветом решения о предоставлении ФИО1 разрешения на составление проекта землеустройства, полномочия по установлению срока его действия у органа местного самоуправления отсутствовали.

При этом судом установлено, что решение Гаспринского поселкового Совета № 17 от 13.08.2012 года не было признано незаконным, никем не отменено, повлекло для истца правовые последствия, для наступления которых оно было принято, со стороны истца было выполнено в полном объеме и в кратчайшие сроки, в связи с чем суд считает, что основания для признания указанного решения утратившим силу отсутствуют.

Таким образом, суд считает, что выводы Департамента имущественных и земельных отношений, изложенные в ответе от 10 марта 2016 года, о невозможности рассмотрения поданного истцом 11 февраля 2016 года заявления в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК и в порядке, установленном Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 года № 313, противоречат действующему законодательству, нарушают права истца, вследствие чего являются незаконными.

Согласно п. 6 Порядка № 313, заявление о предоставлении земельного участка должно содержать: имя (наименование) заявителя; просьбу о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона. При этом должен быть указан желаемый вид права на земельный участок (при условии, что допускается предоставление земельного участка на различных видах прав); адрес, телефон или иной способ связи с заявителем; ссылка на правовое основание льготного (бесплатного) предоставления земельного участка.

Пункт 7 Порядка содержит перечень прилагаемых к нему документов.

В соответствии с п. 8 Порядка № 313, подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.

Из представленных Департаментом имущественных и земельных отношений документов следует, что заявление ФИО1, в котором он указал, что осуществляет завершение оформления прав на земельный участок на основании решения Гаспринского посСовета от 13.08.2012 года, не соответствовало требованиям пунктов 6,7 Порядка № 313, в связи с чем подлежало оставлению без рассмотрения в соответствии с п. 8 Порядка № 313.

В тоже время, из ответа Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта от 10 марта 2016 года следует, что заявление истца было рассмотрено ответчиком в соответствии с требованиями Закона «Об обращениях граждан», то есть с нарушением установленной процедуры.

Таким образом, требования истца о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в рассмотрении поданного им заявления путем предоставления письменного ответа от 10 марта 2016 года, суд считает обоснованными.

Судом также установлено, что истцу об оспариваемых им действиях Департамента имущественных и земельных отношений стало известно из содержания ответа заместителя главы администрации г. Ялта ФИО2 от 26.09.2016 года исх. вследствие чего срок на обращение в суд им не пропущен. Доказательств получения истцом письма Департамента до указанной им даты ответчиком суду не представлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку суд пришел к выводу о незаконности действий ответчика, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца на Департамент имущественных и земельных отношений города Ялта Республики Крым и Администрацию города Ялта следует возложить обязанность рассмотреть заявление ФИО1 от 11 февраля 2016 года в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК, в порядке и в сроки, установленные Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 года № 313.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск ФИО1 ча удовлетворить.

Признать незаконными действия Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым по рассмотрению заявления ФИО1 ча путем оформления ответа № 02-1/1454 от 10.03.2016 года об утрате действия решением Гаспринского посСовета № 17 от 13 августа 2012 года.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений города Ялта Республики Крым рассмотреть заявление ФИО1 ча от 11 февраля 2016 года в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК; в сроки и в порядке, установленные Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 года № 313.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений города Ялта Республики Крым в течение одного месяца со дня исполнения судебного решения сообщить об его исполнении суду, а также ФИО1 чу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова