Дело № 2а-801/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2021 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филипова В.А.,
при секретаре Михайловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абросимовой А.В. к администрации г. Канска о признании незаконным постановления, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Абросимова А.В. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4 обратилась с административным исковым заявлением к администрации г. Канска о признании незаконным постановления, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что Абросимова А.В. обратилась с заявлением об участии в подпрограмме «Обеспечение комфортным и доступным жильем жителей города» программы «Обеспечение жильем молодых семей». Для участия в вышеуказанной программе, заявитель должна быть поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении. Постановлением №120жк от 20.10.2020 администрацией г. Канска в удовлетворении заявления о постановке на указанный учет отказано, поскольку истец с семьей из 4-х человек включая Абросимову А.В., зарегистрированы по адресу: <адрес>, общей площадью 59,7 кв.м., и обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляет более учетной нормы – 14,9 кв.м.
Ссылаясь на то, что право пользования указанным жилым помещением существует в т.ч., у его собственников Герасимович Е.С., Герасимович И.Е., Герасимович Д.Е., что не было учтено жилищной комиссией администрации г. Канска, и соответственно обеспеченность истца и членов ее семьи составит менее учетной нормы на человека, просит отменить вышеуказанное постановление, возложить обязанность на администрацию г. Канска включить истца в число участников подпрограммы «Обеспечение комфортным и доступным жильем жителей города» программы « Обеспечение жильем молодых семей».
В судебное заседание административный истец не явился, извещался своевременно и надлежащим образом.
Представитель административного ответчика администрации г. Канска Игнатова А.В., в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании указывала, что единственной причиной для отказа в постановке административного истца с семьей на учет нуждающихся в жилых помещениях, являлась обеспеченность общей площадью на одного человека исходя площади жилого помещения по адресу: <адрес>, в которой они зарегистрированы.
Заинтересованное лицо Абросимов С.И., в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом.
Суд, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании, исследовав материалы дела приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ, суд при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст. 49 ч.1 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч.2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанными по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимся в жилом помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В силу частей 4, 5 статьи 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
На основании ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
На основании ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
По смыслу ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Постановлением администрации г. Канска от 05.05.2011 №627 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Канска» установлена учетная норма для принятия на жилищный учет в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Как установлено в судебном заседании, Постановлением №120 жк от 20.10.2020 администрацией г. Канска в удовлетворении заявления Абросимовой А.В. о принятии административного истца с составом семьи из четырех человек на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обеспечение комфортным и доступным жильем жителей города» программы « Обеспечение жильем молодых семей», отказано, поскольку истец с семьей зарегистрирована по адресу: <адрес>, общей площадью 59,7 кв.м., и обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляет более учетной нормы – 14,9 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ собственниками жилого помещения по адресу: <адрес> являются Герасимович Д.Е., Герасимович Е.С., Герасимович И.Е. по 1/3 в праве общей долевой собственности.
По сведениям ЕГРН, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за истцом и членами семьи: Абросимовым С.И., ФИО3, ФИО4
В жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы Абросимова А.В., ФИО3, Абросимов С.И., ФИО4, что подтверждается выпиской из домовой книги.
Оценивая представленные доказательства, суд учитывает, что основанием для отказа административному истцу в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, явилась обеспеченность, жилой площадью, более учетной нормы, установленной в г. Канске.
Вместе с тем, суд не может согласится с такими выводами, поскольку определять учетную норму площади без учета площади которая приходится в т.ч. на собственников жилого помещения, неправомерно, т.к. никто не может ограничить собственников в пользовании принадлежащим им жилым помещением, несмотря на отсутствие регистрации в нем. Из чего следует, что обеспеченность площадью на одного человека семьи административного истца составляет менее учетной нормы (59,70 кв.м / 7=8,53 кв.м).
В таком положении суд находит правовые основания для признания Постановления №120жк от 20.10.2020 администрации г. Канска об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обеспечение комфортным и доступным жильем жителей города» программы «Обеспечение жильем молодых семей», незаконным.
Учитывая, что отказом в принятии административного истца с составом ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий послужило лишь обеспеченность общей площадью на одного человека, иных оснований для отказа не было установлено, что также не оспаривалось представителем ответчика, суд полагает возможным возложить на административного ответчика обязанность по постановке административного истца с составом семьи из 4-х человек на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обеспечение комфортным и доступным жильем жителей города» программы « Обеспечение жильем молодых семей».
При этом включение административного истца в подпрограмму «Обеспечение комфортным и доступным жильем жителей города» программы « Обеспечение жильем молодых семей», не может являться прерогативой суда, поскольку суд не может подменять собой орган, в чью компетенцию входит разрешение данного вопроса, в этой связи в удовлетворении требований в указанной надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Абросимовой А.В. к администрации г. Канска о признании незаконным постановления, возложении обязанности, удовлетворить частично.
Признать Постановление администрации г. Канска №120жк от 20.10.2020 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обеспечение комфортным и доступным жильем жителей города» программы «Обеспечение жильем молодых семей» Абросимовой А.В., незаконным.
Признать Абросимову А.В. с составом семьи из 4-х человек (Абросимова А.В., Абросимов Станислав Игоревич, ФИО3, ФИО4) нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обеспечение комфортным и доступным жильем жителей города» программы «Обеспечение жильем молодых семей».
Возложить обязанность на администрацию г. Канска рассмотреть вопрос о включении Абросимовой А.В. с вышеуказанным составом семьи
в подпрограмму «Обеспечение комфортным и доступным жильем жителей города» программы «Обеспечение жильем молодых семей».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Филипов В.А.
Мотивированное решение изготовлено 17.05.2021.