ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-801/2022 от 22.04.2022 Шадринского районного суда (Курганская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Шадринск Курганской области 22 апреля 2022 года

Шадринский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Бузаева С.В.,

при секретаре судебного заседания Соколовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Севостьянова А.Н. к инспекции г.Шадринска и Шадринского района управления гостехнадзора Департамента агропромышленного комплекса Курганской области, Департаменту агропромышленного комплекса Курганской области о возложении обязанности произвести государственную регистрацию трактора,

УСТАНОВИЛ:

Севостьянов А.Н. обратился в суд с административным иском к инспекции г. Шадринска и Шадринского района управления гостехнадзора Департамента агропромышленного комплекса Курганской области (далее также – инспекция г. Шадринска и Шадринского района, инспекция) о возложении обязанности произвести государственную регистрацию, указав, что по договору купли-продажи трактора от 13.07.2011 купил у Х.Н.И. трактор, 1990 года выпуска, двигатель , на который продавцом был предоставлен паспорт самоходной машины и других видов техники АА , в котором наименование и марка машины указаны как трактор самодельный. Паспорт ТС выдан 03.05.2021. Свидетельство о регистрации машины АА на трактор колесный, 1990 года выпуска, марка: самодельный, цвет синий, двигатель . Административный истец обратился в инспекцию г. Шадринска и Шадринского района с заявлением о регистрации трактора, однако 18.03.2022 в этом было письменно отказано со ссылкой на положения Технического регламента Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Полагая, что представил в Инспекцию все необходимые документы Севостьянов А.Н. просил обязать инспекцию зарегистрировать указанный трактор.

Определением Шадринского районного суда Курганской области от 28.03.2022 к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечён Департамент агропромышленного комплекса Курганской области.

Административный истец Севостьянов А.Н. в судебном заседании подержал доводы и требования административного иска, просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика инспекции г. Шадринска и Шадринского района управления гостехнадзора Департамента агропромышленного комплекса Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела административный ответчик был извещён надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Департамента агропромышленного комплекса Курганской области, надлежаще извещённого о времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, от административного ответчика поступил письменный отзыв, согласно которому Департамент просит отказать в удовлетворении административного иска Севостьянова А.Н. и рассмотреть дело без участия представителя административного ответчика.

На основании ст.ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения административного истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Исходя из ч. 11 ст. 226 КАС РФ по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, – на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1507 утверждены Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники (далее – Правила), вступившие в силу с 01.01.2021, которые определяют порядок государственной регистрации самоходных машин (тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, коммунальных, сельскохозяйственных машин, внедорожных автомототранспортных средств и других наземных безрельсовых механических транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории «L», «M», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники), и других видов техники (прицепов (полуприцепов) самоходных машин), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) (далее - техника).

Согласно п.п. 2, 3 Правил государственная регистрация техники осуществляется в целях государственного учета техники и допуска ее к эксплуатации и проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (далее - органы гостехнадзора), за собственником техники (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим техникой на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителем либо опекуном (попечителем) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником техники, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником техники (далее - владелец техники).

На основании п. 5 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 13.12.1993 № 1291) органы гостехнадзора осуществляют регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации).

В соответствии с п.п. 14, 15 ст. 8 Положения о Департаменте агропромышленного комплекса Курганской области (утверждено постановлением Правительства Курганской области от 21.12.2015 № 412) к его полномочиям отнесены осуществление в установленном действующим законодательством порядке государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, аттракционов; проведение технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием.

Судом установлено, что 18.03.2022 Севостьянов А.Н. обратился в инспекцию г. Шадринска и Шадринского района управления гостехнадзора Департамента агропромышленного комплекса с заявлением о регистрации самоходного транспортного средства, указав в отношении него следующие сведения: тип – колесный, марка, модель, коммерческое наименование – трактор, год производства – 1990, модель, номер двигателя (двигателей) – , цвет – синий, представив с заявлением паспорт самоходной машины и других видов техники АА , свидетельство о регистрации машины АА

Письмом от 18.03.2022 инспекция сообщила, что при осмотре трактора самодельного, двигатель номер , 1990 года выпуска, установлено, что на нём отсутствует маркировочная табличка с наименованием техники, заводским номером, номером технических условий, год выпуска трактора не установлен. В соответствии с п. 4 Правил в органах гостехнадзора не регистрируются транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и агрегатов. Согласно ст. 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 60) трактор – колесное или гусеничное механическое транспортное средство, имеющее не менее двух осей и максимальную скорость не менее 6 км/ч, использующее преимущественно тяговое усилие и предназначенное в основном для буксирования, толкания, транспортирования или приведения в действие рабочего оборудования, применяемое в сельском или лесном хозяйстве. При визуальном осмотре установлено, что трактор самодельный в большей части относится к колесным транспортным средствам категорий N, предназначенных для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси, которые указаны в Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877). В связи с этим трактор самодельный, собранный индивидуально из запасных частей и агрегатов в органах гостехнадзора не регистрируется; информация о тракторе самодельном в информационной системе Российского Союза Автостраховщиков о страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности отсутствует; идентификация марки, модели, заводского номера и года выпуска трактора самодельного невозможна. В связи с этим Севостьянову А.Н. в регистрации трактора самодельного, двигатель номер , 1990 года выпуска.

Оценивая данный отказ суд принимает во внимание следующее.

Согласно представленному административным истцом договору купли-продажи трактора от 13.07.2011 Севостьянов А.Н. купил у Х.Н.И. трактор, 1990 года выпуска, двигатель , цвет синий, на который оформлены паспорт самоходной машины и других видов техники АА от 03.05.2021 и свидетельство о регистрации машины АА от 03.05.2001.

В свидетельстве о регистрации машины АА и паспорте самоходной машины и других видов техники АА указано, что трактор является самодельным, зарегистрирован за Х.Н.И. 03.05.2001.

В силу п. 58 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники основаниями для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные являются: обращение с заявлением о государственной регистрации техники, которая не подлежит государственной регистрации в соответствии с настоящими Правилами; отсутствие документов или сведений, наличие которых является обязательным в соответствии с настоящими Правилами; несоответствие представленных документов требованиям, установленным нормативными правовыми актами или нормативно-техническими документами; наличие в представленных (полученных) документах (сведениях) противоречивой либо недостоверной информации; несоответствие полученных при осмотре данных представленным (полученным) документам (сведениям). При наличии оснований для отказа в государственной регистрации орган гостехнадзора направляет заявителю или его представителю в письменной форме, в том числе в личный кабинет на Едином портале, соответствующее уведомление с указанием оснований отказа.

Согласно п. 4 Правил в органах гостехнадзора не регистрируются транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и агрегатов.

Из паспорта самоходной машины и других видов техники АА и свидетельства о регистрации машины АА , усматривается, что указанный трактор является самодельным, то есть собранным индивидуально из запасных частей и агрегатов, что исключает возможность его регистрации в органах гостехнадзора.

Произведённая 03.05.2001 государственная регистрация трактора за Х.Н.И. в настоящем случае правового значения не имеет, поскольку действовавшие на обозначенную дату и утратившие силу с 01.01.2021 Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утверждённые Минсельхозпродом России 16.01.1995, допускали возможность государственной регистрации машин, изготовленных в порядке индивидуального творчества, отремонтированных с изменением конструкции, собранные копии серийно выпускаемых машин (п. 2.8.7), чего не допускают Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, действовавшие на дату обращения административного истца в инспекцию с заявлением о регистрации самоходного транспортного средства (18.03.2022).

На основании п. 6 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1507, для государственной регистрации техники представляется страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, который может быть представлен по инициативе заявителя, либо сведения об оформлении страхового полиса страхования гражданской ответственности могут быть запрошены с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Вместе с тем, на момент рассмотрения заявления Севостьянова А.Н. инспекцией г. Шадринска и Шадринского района сведения о страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности, оформленном на трактор, представленный на государственную регистрацию, отсутствовали.

В соответствии с п. 20 Правил при осмотре техники осуществляется ее идентификация и проверка отсутствия признаков изменения, сокрытия, уничтожения заводского, идентификационного номера техники или номера основного компонента техники. При осмотре техники проводится проверка соответствия ее конструкции представленным документам, а в необходимых случаях - проверка соответствия изменений, внесенных в конструкцию техники, документам о соответствии техники с внесенными в ее конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Как указано должностным лицом инспекции г. Шадринска и Шадринского района идентификация марки, модели, заводского номера и года выпуска трактора самодельного, предъявленного на государственную регистрацию, невозможна, при этом отмечено, что при визуальном осмотре установлено, что трактор самодельный в большей части относится к колесным транспортным средствам категорий N, предназначенных для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси, которые указаны в Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», то есть данный трактор не подпадает под категории самоходных машин или других видов техники. Данные обстоятельства, не опровергнутые материалами дела, по мнению суда, объективно препятствуют в идентификации трактора и его государственной регистрации в порядке, установленном для самоходных машин и других видов техники.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что инспекцией правомерно принято решение об отказе в государственной регистрации трактора по заявлению Севостьянова А.Н. от 18.03.2022, в связи с чем, оснований для удовлетворения его административного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного иска Севостьянова А.Н. к инспекции г. Шадринска и Шадринского района управления гостехнадзора Департамента агропромышленного комплекса Курганской области, Департаменту агропромышленного комплекса Курганской области, о возложении обязанности произвести государственную регистрацию трактора.

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.

Судья С.В. Бузаев