Дело №2а-802/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Псков 11 февраля 2020 года
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Жбановой О.В.,
при секретаре Федорчук Ю.М.,
с участием
представителя административного истца Алякритской Н.Н.,
представителя административного ответчика Москвиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Псковской области к Управлению Министерства юстиции РФ по Псковской области о признании недействительным предупреждения №44-ПО от 25.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Псковской области обратилось в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции РФ по Псковской области о признании недействительным предупреждения №44-ПО от 25.12.2019.
В обоснование заявленных требований указано, что в результате внеплановой выездной проверки деятельности регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Псковской области было установлено, что председатель совета Брячак О. М. в связи с завершением в отношении него процедуры реализации имущества 12.03.2018 в течение трех лет не вправе занимать должности в органах управления юридического лица в соответствии с ч. 3 ст. 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности («банкротстве)». В связи с чем, 25.12.2019 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области в адрес регионального отделения политической партии Справедливая Россия было вынесено предупреждение № 44-ПО, в котором предложено устранить данные нарушения в срок до 28.02.2020. С данным предупреждением административный истец не согласен, поскольку председатель совета регионального отделения партии не является руководящим органом юридического лица в смысле ст. 53 ГК РФ, так как региональное отделение не имеет своего устава, осуществляет свою деятельность на основании устава политической партии Справедливая Россия, не занимается извлечением прибыли из своей деятельности, не распоряжается денежными средствами политической партии Справедливая Россия. Предметом деятельности партии являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами РФ права на объединение в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Деятельность политической партии Справедливая Россия основывается на Конституции РФ и регулируется Федеральным законом «О политических партиях», а также Уставом политической партии Справедливая Россия. Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» не установлены ограничения на право занимать должности в органах управления политических партий и их региональных отделений.
Представитель административного истца регионального отделения политической партии Справедливая Россия Алякритская Н.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Министерства юстиции РФ по Псковской области Москвина С.С. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать, полагала, что оспариваемое предупреждение вынесено в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" обоснованно в связи с тем, что Брячак О.М. в нарушение требований части 3 статьи 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности («банкротстве)» не может занимать должность в органах управления регионального отделения до 16.03.2021, так как региональное отделение зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке.
Выслушав представителей административных истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административный иск удовлетворению не подлежащим по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ).
Под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях").
Согласно ст. 38 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.
В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона "О политических партиях" в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца.
Согласно п.1, подпункту 30.10 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за деятельностью в том числе политических партий.
Судом установлено, что на основании распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Псковской области от 20.12.2019 № 409-р и требования прокуратуры Псковской области о проведении внеплановой проверки от 12.12.2019 № 7-562-2019 в отношении регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Псковской области Управлением Министерства юстиции РФ по Псковской области проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка сведений об исполнении региональным отделением обязательных требований, предусмотренных Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях", в том числе о замещении должности в органах управления регионального отделения в рамках соответствия части 3 статьи 213.30 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», о чем 25.12.2019 составлен соответствующий акт проверки № 26.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки деятельности регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Псковской области выявлены нарушения ч. 3 ст. 213.30 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Российской Федерации, в связи с чем 25.12.2019 в адрес регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Псковской области вынесено предупреждение № 44-ПО, которым установлен срок выявленных нарушений – до 28.02.2020.
Приходя к выводу о законности оспариваемого предупреждения суд основывается на следующем.
23.12.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации политической партии «Родина».
Решением политической партии «Родина», оформленным протоколом общего собрания о создании регионального отделения политической партии «Родина» в Псковской области от 06.09.2004 создано региональное отделение политической партии «Родина» в Псковской области.
Решением Президиума Центрального совета политической партии Справедливая Россия от 25.06.2009 № 54 ПР изменены наименования структурных подразделений, так региональное отделение политической партии «Родина» в Псковской области переименовано в региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Псковской области.
22.07.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о внесении изменений в учредительные документы некоммерческой организации в связи с изменением ее наименования на - политическая партия Справедливая Россия.
Региональное отделение не имеет собственного устава и в своей деятельности руководствуется уставом партии, утверждённым в новой редакции 23.04.2016 на VIII Съезде партии и зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 13.05.2016 (л.д. 11-74).
Согласно пункту 7 статьи 30 устава партии лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени регионального отделения, является председатель совета регионального отделения.
Председателем совета регионального отделения на заседании Конференции регионального отделения 06.06.2018 на основании решения президиума Центрального совета партии от 24.05.2018 № 1111 ПР избран Брячак О.М. сроком на два года.
В соответствии со статьями 30-31 устава партии председатель совета регионального отделения осуществляет организационно-распорядительные функции от имени регионального отделения.
В силу пункта 3 статьи 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 13.02.2017 Брячак О.М. признан несостоятельным (банкротом).
Согласно определению Арбитражного суда Псковской области по делу № А52-4235/2016 от 12.03.2018 в отношении Брячака О.М. процедура реализации имущества завершена.
Таким образом, с момента принятия определения Арбитражного суда Псковской области по делу № А52-4235/2016 от 12.03.2018 Брячак О.М. не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
Однако, в нарушение п. 3 ст. 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и судебного акта Арбитражного суда Псковской области по делу № А52-4235/2016 от 12.03.2018 Брячак О.М. избран председателем совета регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Псковской области.
Доводы административного истца о том, что председатель совета регионального отделения не является руководящим органом юридического лица, являются несостоятельными.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с п. 2 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим ГК РФ.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Псковской области зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке 10.09.2004. Управлением Федеральной налоговой службы России по Псковской области 14.09.2004 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации регионального отделения с присвоением основного государственного регистрационного номера 1046000902860 (л.д. 82-96).
Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" действительно не предусмотрены ограничения на право занимать должности в органах управления политических партий и их региональных отделений.
Вместе с тем, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части ограничений на право занимать должности в органах управления юридических лиц распространяется на все юридические лица и не содержит исключений для существующих организационно-правовых форм юридических лиц, указанных в статье 50 ГК РФ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Управлением Министерства юстиции РФ по Псковской области законно и обоснованно вынесено предупреждение в адрес регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Псковской области в связи с тем, что Брячак О.М. в нарушение требований ч. 3 ст. 213.30 Закона № 127-ФЗ не может занимать должность в органах управления регионального отделения до 16.03.2021, которое является юридическим лицом и зарегистрировано в установленном законом порядке.
В силу положений статьи 227 КАС РФ удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности оспариваемого решения и реального нарушения при этом прав истца.
Между тем установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, ввиду чего в удовлетворении требований надлежит отказать в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Псковской области к Управлению Министерства юстиции РФ по Псковской области о признании недействительным предупреждения №44-ПО от 25.12.2019 отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Жбанова
Решение в окончательной форме изготовлено 17 февраля 2020 года.