ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8038/2021 от 30.07.2021 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-8038/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

в составе:

председательствующего судьи Арзумановой И.С.,

при секретаре Джаримок З.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Империал Град», Пашниной Р. С. к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,

установил:

Пашнина Р.С., ООО «Империал Град» обратились в суд с административным исковым заявление о признании незаконным решения департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, выраженного в письме от 24.06.2021 № 29/9121-1, которым ООО «Империал Град» отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; возложении обязанности на департамент архитектуры выдать ООО «Империал Град» () разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Многоэтажные жилые дома со встроенными помещениями, общественные здания по <адрес> в г. Краснодаре. Корректировка 2» 1 этап строительства Литер 1», без истребования дополнительных документов в течение 5 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что между ООО «Империал Град» и Пашниной Р.С. заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 25.10.2018 № 12/298/М, согласно которому Застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) объект капитального строительства «Многоэтажный 2-х секционный жилой дом со встроенными помещениями, общественное здание по адресу: РФ, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес> и, после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, при условии выполнения Участником долевого строительства условия об оплате цены договора, передать Участнику долевого строительства объект долевого строительства, а именно: <адрес>, расположенную на этаже – 2, блок-секция 1, количество жилых комнат – 2, проектной общей площадью жилого помещения с учетом холодных помещений – 59,10 кв.м, а Участник долевого строительства обязуется уплатить цену договора в порядке и сроки согласно условиям договора и принять объект долевого строительства при условии получения Застройщиком разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (с учётом договора от 07.07.2021 № 12/1/М/у уступки права требования по договору). Застройщик до настоящего времени не передал объект долевого строительства Участнику долевого строительства в связи с тем, что несмотря на принятые им меры, не получил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. ООО «Империал Град», в свою очередь, обратилось к директору департамента архитектуры с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта: «Многоэтажные жилые дома со встроенными помещениями, общественные здания по <адрес> в г. Краснодаре. Корректировка 2» 1 этап строительства Литер 1», строительство которого осуществлялось на основании разрешения на строительство от 07.07.2016 (в редакции приказов департамента архитектуры от 06.06.2018 № 208, от 15.02.2019 № 51, от 28.10.2019 № 309, от 06.11.2020 № 373, от 20.11.2020 № 406, от 30.12.2020 № 487, от 20.05.2021 № 159). Решением департамента архитектуры, выраженном в письме от 24.06.2021№29/9121-1, Обществу отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта в связи с тем, что, по мнению департамента архитектуры, Застройщиком представлен неполный пакет документов в соответствии со статьёй 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Административные истцы с вышеуказанным решением административного ответчика не согласны, полагают, что оно является незаконным, противоречащим статье 55 ГрК РФ, нарушает их права и законные интересы, а именно создаёт препятствия в исполнении Застройщиком обязательств по передаче объектов долевого строительства участникам долевого строительства, что в свою очередь препятствует получению Участником долевого строительства объекта долевого строительства и регистрации права собственности на него.

Пашнина Р.С. и представитель ООО «Империал Град» Макян А.С. в судебном заседании настаивали на удовлетворении административного искового заявления в полном объёме, просили иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика – департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар и заинтересованного лица - администрации муниципального образования г. Краснодар, по доверенности, Вострецова Я.Ю. возражала против заваленных административных исковых требований, просила в иске отказать по доводам, изложенным в возражениях.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).

Судом установлено, что, выполнив строительство объекта капитального строительства в полном объеме, 18.06.2021 Застройщик в соответствии с частью 2 статьи 55 ГрК РФ через МФЦ обратился в департамент архитектуры с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Во исполнение части 3 статьи 55 ГрК РФ застройщик (истец) наряду с вышеуказанным заявлением представил в департамент архитектуры следующие документы:

- договор купли-продажи от 25.05.2018земельного участка с кадастровым номером ;

- выписка из ЕГРН от 31.05.2018 в отношении земельного участка с кадастровым ;

- градостроительный план земельного участкас кадастровым номером , утверждённый приказом департамента архитектуры от 24.11.2015 № 2073-ГП;

- разрешение на строительство от 07.07.2016 (в редакции приказов департамента архитектуры от 06.06.2018 №208, от 15.02.2019 № 51, от 28.10.2019 № 309, от 06.11.2020 № 373, от 20.11.2020 № 406, от 30.12.2020 № 487, от 20.05.2021 № 159);

- акт № 2 приёмки законченного строительством объекта от 19.04.2021;

- акт о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

- акт приёма-передачи в эксплуатацию приборов учёта от 20.05.2021 (ООО «Империал Град», ООО «Кедр»);

- технические условия от 05.12.2018 № 301-2018 (ООО «ОТИС Лифт» Южный филиал);

- справка о выполнении технических условий (ООО «ОТИС Лифт» Южный филиал);

- технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям водоотведения от 30.08.2018 № 38;

- акт о подключении (технологическом присоединении) объекта к сетям водоотведения от 05.03.2021;

- технические условия от 14.02.2020 № 07/0220-1414 на предоставление комплекса услуг связи (ПАО «Ростелеком»);

- справка о выполнении технических условий от 02.12.2020 № 0407/05/14127/20 (ПАО «Ростелеком»);

- справка о выполнении технических условий от 19.11.2020 № 0407/05/13466/20 (ПАО «Ростелеком»);

- технические условия для присоединения к электрическим сетям от 15.07.2019 № 082-2-К4/2-062019 с приложением изменений в них (ООО «Краснодарэнерго»);

- акт об осуществлении технологического присоединения от 04.03.2020 № 082-2-К4/2-062019СУ (ООО «Краснодарэнерго»);

- акт о выполнении технических условий от 23.12.2020 № 082-К4/2-1эт (ООО «Краснодарэнерго»);

- акт об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2020 № 082-2-К4/2-062019-1этап (ООО «Краснодарэнерго»);

- разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 29.12.2020 № 776-100/27;

- разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 31.12.2020 № 793-70/27;

- акт о выполнении технических условий от 02.03.2020 № 082-К4/2 (ООО «Краснодарэнерго»);

- технические условия от 12.07.2018 № 211-27Т-2108 на подключение к тепловым сетям АО «Краснодартеплосеть»;

- справка от 26.01.2021 № 297-1/226 о выполнении технических условий подключения к тепловым сетям АО «Краснодартеплосеть»;

- условия подключения к ливневой канализации (письма департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар от 20.11.2020 № 12648/39,от 17.09.2019№ 10663/39);

- справка о выполнении условий (письмо департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар от 08.04.2021 № 3349/39);

- технические условия от 12.10.2017 № 37, от 02.03.2020 № 158 (с условиями № 158а) на подключение объекта капитального строительства к сетям водоснабжения (ООО «Водоканал»);

- акт о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения от 15.02.2021 (ООО «Водоканал»);

- справка о выполнении технических условий подключения к централизованной системе водоснабжения от 25.01.2021 № 114 (ООО «Водоканал»);

- схема расположения построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположения сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочная организация земельного участка, подписанная генеральным подрядчиком ООО «РУСС-МОДУЛЬ» и Застройщиком;

- заключение о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов от 28.05.2021, утверждённое приказом заместителя руководителя департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 28.05.2021 № 121-133-09/МК;

- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте№ ;

- технический план здания и технические планы сооружений;

- технические планы в электронном виде.

Дополнительно Общество также направило в департамент архитектуры следующие документы:

- декларации от 05.04.2021 о соответствии и акты технического освидетельствования на 6 лифтов;

- приказ департамента архитектуры о присвоении адреса земельному участку и объекту недвижимости от 21.01.2021 № 359-А;

- топографический план от 10.02.2021;

- справка о выполнении благоустройства и озеленения прилегающей территории построенного, реконструированного объекта капитального строительства;

- фотографии многоквартирного дома и придомовой территории;

- энергетический паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов рег. № СРО-Э-104-048-1/216сп;

- технический отчёт тепловизионного обследования № СРО-Э-104-048-1/216сп объекта «Многоэтажные жилые дома со встроенными помещениями, общественные здания по <адрес> в г. Краснодаре» Литер 1;

- отчёт по определению воздухопроницаемости ограждающих конструкций объекта «Многоэтажные жилые дома со встроенными помещениями, общественные здания по <адрес> в г. Краснодаре» Литер 1;

- справка ГБУ Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация – краевое БТИ» от 04.03.2021.

Учитывая изложенное, судом установлено, что Застройщик представил в уполномоченный орган все документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что подтверждается распиской МФЦ в получении документов от 18.06.2021.

В соответствии с частью 6 статьи 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

- отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 статьи 55 ГрК РФ (пункт 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ);

- несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка (пункт 2 части 6 статьи 55 ГрК РФ);

- несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 статьи 55 ГрК РФ (пункт 3 части 6 статьи 55 ГрК РФ);

- несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 статьи 55 ГрК РФ (пункт 4 части 6 статьи 55 ГрК РФ);

- несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 ГрК РФ, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию(пункт 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ).

Департамент архитектуры по результатам рассмотрения заявления Общества принял решение об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выраженное в письме от 24.05.2021 № 29/9121-1, сославшись на то, что представлен неполный пакет документов (пункт 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ).

В оспариваемом решении департамента архитектуры отмечается, что не представлен акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора).

При этом, как отмечалось выше, распиской МФЦ в получении документов от 18.06.2021 подтверждается, что данный акт представлен.

В силу части 3.1 статьи 55 ГрК РФ указанные в пунктах 6 и 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В судебном заседании установлено, что вышеуказанную информацию в полном объёме содержат в себе представленные акт о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, подписанный генеральным подрядчиком ООО «РУСС-МОДУЛЬ» и Застройщиком, и заключение о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов от 28.05.2021, утверждённое приказом заместителя руководителя департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 28.05.2021 № 121-133-09/МК.

Кроме того, сведения о соответствии требованиям энергетической эффективности также содержатся в таблице 10 энергетического паспорта потребителя топливно-энергетических ресурсов рег. № СРО-Э-104-048-1/216сп (лист 5), который представлен в департамент архитектуры по инициативе Застройщика.

Таким образом, доводы департамента архитектуры о том, что нормативные показатели в акте о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов не приведены, не нашли своего подтверждения.

В оспариваемом решении департамента архитектуры также указано, что Обществом не представлены:

- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;

- схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда).

При этом судом установлено, и подтверждается распиской МФЦ в получении документов от 18.06.2021, что Обществом представлены все необходимые документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а именно:

- акт приёма-передачи в эксплуатацию приборов учёта от 20.05.2021 (ООО «Империал Град», ООО «Кедр»);

- технические условия от 05.12.2018 № 301-2018 (ООО «ОТИС Лифт» Южный филиал);

- справка о выполнении технических условий (ООО «ОТИС Лифт» Южный филиал);

- технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям водоотведения от 30.08.2018 № 38;

- акт о подключении (технологическом присоединении) объекта к сетям водоотведения от 05.03.2021;

- технические условия от 14.02.2020 № 07/0220-1414 на предоставление комплекса услуг связи (ПАО «Ростелеком»);

- справка о выполнении технических условий от 02.12.2020 № 0407/05/14127/20 (ПАО «Ростелеком»);

- справка о выполнении технических условий от 19.11.2020 № 0407/05/13466/20 (ПАО «Ростелеком»);

- технические условия для присоединения к электрическим сетям от 15.07.2019 № 082-2-К4/2-062019 с приложением изменений в них (ООО «Краснодарэнерго»);

- акт об осуществлении технологического присоединения от 04.03.2020 № 082-2-К4/2-062019СУ (ООО «Краснодарэнерго»);

- акт о выполнении технических условий от 23.12.2020 № 082-К4/2-1эт (ООО «Краснодарэнерго»);

- акт об осуществлении технологического присоединения от 31.12.2020 № 082-2-К4/2-062019-1этап (ООО «Краснодарэнерго»);

- разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 29.12.2020 № 776-100/27;

- разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 31.12.2020 № 793-70/27;

- акт о выполнении технических условий от 02.03.2020 № 082-К4/2 (ООО «Краснодарэнерго»);

- технические условия от 12.07.2018 № 211-27Т-2108 на подключение к тепловым сетям АО «Краснодартеплосеть»;

- справка от 26.01.2021 № 297-1/226 о выполнении технических условий подключения к тепловым сетям АО «Краснодартеплосеть»;

- условия подключения к ливневой канализации (письма департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар от 20.11.2020 № 12648/39, от 17.09.2019 № 10663/39);

- справка о выполнении условий (письмо департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар от 08.04.2021 № 3349/39);

- технические условия от 12.10.2017 № 37, от 02.03.2020 № 158 (с условиями № 158а) на подключение объекта капитального строительства к сетям водоснабжения (ООО «Водоканал»);

- акт о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения от 15.02.2021 (ООО «Водоканал»);

- справка о выполнении технических условий подключения к централизованной системе водоснабжения от 25.01.2021 № 114 (ООО «Водоканал»).

Также распиской МФЦ в получении документов от 18.06.2021 подтверждается, что ООО «Империал Град» представило схему расположения построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположения сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочная организация земельного участка, подписанную генеральным подрядчиком ООО «РУСС-МОДУЛЬ» и Застройщиком.

Доводы департамента архитектуры о том, что вышеуказанная схема не содержит сведения о количестве вводимых парковочных мест, а также об элементах благоустройства предусмотренных проектными решениями при получении разрешения на строительство, отклонены судом ввиду следующего.

В части довода об отсутствии сведений о количестве вводимых парковочных мест следует отметить, что согласно пункту 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, схема планировочной организации земельного участка в графической части должна отображать:

- места размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним;

- границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии);

- зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии);

- решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории;

- этапов строительства объекта капитального строительства;

- схемы движения транспортных средств на строительной площадке.

Таким образом, приведение сведений о парковочных местах на схеме планировочной организации земельного участка не предусмотрено.

При этом судом установлено, что на представленном в департамент архитектуры документе парковочные места отображены между ТП 8/1 и ТП 8/2, а также по обе стороны вдоль дома (примыкающие к внутридворовым проездам). Отсутствие соответствующей отметки в условных обозначениях не свидетельствует о том, что сведения не представлены. Также данные сведения подтверждаются фотографиями, представленными в материалы дела.

В части довода об отсутствии сведений об элементах благоустройства судом в результате анализа представленной схемы установлено, что отчётливо прослеживается их наличие (отмечены жёлто-зелёным цветом). Отсутствие соответствующей отметки в условных обозначениях не свидетельствует о том, что сведения не представлены. Кроме того, Обществом дополнительно представлены справка о выполнении благоустройства и озеленения, фотографии.

Суд, исследовав материалы дела в полном объёме, пришёл к выводу, что ни в оспариваемом решении департамента архитектуры, ни в возражениях не приведены сведения о том, что построенный объект капитального строительства не соответствует каким-либо требованиям и ограничениям, в том числе разрешению на строительство, проектной документации. Следовательно, построенный многоквартирный дом полностью соответствует всем действующим нормам, что департаментом архитектуры не опровергнуто.

Более того, соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов, подтверждается заключением от 28.05.2021, утверждённым приказом заместителя руководителя департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 28.05.2021 № 121-133-09/МК.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Департамент архитектуры в судебном заседании не доказал законность оспариваемого решения, не подтвердил факты, на которые ссылается в возражениях.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, в том числе должно содержаться указание на признание оспоренного решения не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение, и на существо оспоренного решения. В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Таким образом, довод административного ответчика о том, что у суда, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, отсутствуют правовые основания возлагать на департамент архитектуры обязанность принять решение по конкретному вопросу, в данном случае выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, отклонён судом, как незаконный и необоснованный.

Учитывая изложенное, суд в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административных истцов наряду с признанием оспариваемого решения незаконным, возлагает на административного ответчика обязанность выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Возможность устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов вышеуказанным способом находит свое подтверждение также в определениях Верховного суда Российской Федерации от 12.02.2021 по делу № 308-ЭС20-24320,от 11.01.2016 по делу № 307-ЭС15-16866.

Довод административного ответчика о нарушении правил подсудности также отклонён судом ввиду того, что в силу статьи части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В судебном заседании истец Пашнина Р.С. пояснила, что оспариваемое решение департамента архитектуры нарушает её права, как физического лица, не связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, создавая препятствия для передачи ей объекта долевого строительства и регистрации права собственности на него, проживания в нём, следовательно, ею выбран надлежащий способ защиты и восстановления нарушенного права и не нарушены правила подсудности, с чем суд согласился.

Иной подход противоречил бы конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод каждого (часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, суд

решил:

Признать незаконным решение департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, выраженное в письме от 24.06.2021 № 29/9121-1, которым обществу с ограниченной ответственностью «Империал Град» отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар() выдать ООО «Империал Град» () разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Многоэтажные жилые дома со встроенными помещениями, общественные здания по <адрес> в г. Краснодаре. Корректировка 2» 1 этап строительства Литер 1» без истребования дополнительных документов в течение 5 (пяти) календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд гор. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено: 02.08.2021.

Судья: