Дело № 2а-8039/2022
УИД 24RS0048-01-2022-002983-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2022 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Худик А.А.,
при секретаре Волковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к агентству ЗАГС Красноярского края, Территориальному отделу агентства ЗАГС Красноярского края по Советскому району г. Красноярка в лице руководителя ФИО4 об оспаривании действий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к агентству ЗАГС Красноярского края, Территориальному отделу агентства ЗАГС Красноярского края по Советскому району г. Красноярка в лице руководителя ФИО4 о признании действий незаконными, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Отдел ЗАГС г. Красноярск с заявлением о предоставлении справки с указанием степени родства, перечисленных в нем лиц, а также справки о смерти указанных заявителем лиц.
Ответом руководителя территориального отдела по Советскому району г. Красноярска ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано.
В связи с чем, просит признать действия ответчика незаконными, обязать ответчика выдать ФИО1 справки о родстве, направить справку о смерти родственника, направить справку о его родителях.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве административного ответчика привлечено агентство ЗАГС Красноярского края.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Руководитель территориального отдела агентства ЗАГС Красноярского края по Советскому району г. Красноярка ФИО4 исковые требования не признала, пояснила, что отдел готов был выдать свидетельство о рождении, но только при условии уплаты гос.пошлины, для предоставления сведений о родстве с лицами, которые умерли, заявитель должен предоставить свидетельство о смерти, кроме того, заявитель просил сведения о родственниках супруги, это конфиденциальная информация, которую они не могут выдать без разрешения данных лиц, сведения по усыновлению могут выдать только по решению суда, либо если сам усыновитель обращается. В общем, без уплаты госпошлины, сведения представить не представляется возможным.
Представитель агентства ЗАГС Красноярского края в зал суда не явился, извещен надлежаще и своевременно, представил возражения на исковое заявление.
Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, с согласия явившихся лиц, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы записи актов гражданского состояния). Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона.
Пунктом 8 статьи 6 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 N 143-ФЗ установлено, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой органичен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат.
Порядок предоставления сведений органами записи актов гражданского состояния регулируется ст. 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".
Законодательством об актах гражданского состояния установлено два типа документов, подтверждающих сведения, содержащиеся в актовых запиться, а именно, свидетельство и справка. Иные документы органами ЗАГС предоставляться не могут. Как видно из материалов дела, ФИО1 желал получить направленную в его адрес справку.
Статьей 9 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" установлен порядок выдачи повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие государственной регистрации акта гражданского состояния.
В соответствии с п. 2 ст. 9 ФЗ "Об актах гражданского состояния" повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается:
лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;
родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;
иному лицу в случае предоставления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Согласно п. 7 ст. 9 вышеуказанного закона при получении повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, в органе записи актов гражданского состояния необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя, и документы, подтверждающие право на получение документа о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Пунктами 3, 4, 5 приказа, утвержденного Министерством юстиции Российской Федерации от 19.08.2016 N 194, установлен перечень документов, подтверждающих в соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, являются свидетельство (справка) о смерти лица, в отношении которого истребуется документ о государственной регистрации акта гражданского состояния, либо его (ее) нотариально удостоверенные копии, документы, подтверждающие родственные отношения с умершим, либо документы, подтверждающие заинтересованность лица в получении документов о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении умершего.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" за государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) которой определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 333.26 НК РФ предусмотрено, что за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
5) за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, включая выдачу свидетельств, - 650 рублей;
6) за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния - 350 рублей;
7) за выдачу физическим лицам справок из архивов органов записи актов гражданского состояния и иных уполномоченных органов - 200 рублей.
Статьей 333.27 НК РФ предусмотрены особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами.
Статьей 333.35 предусмотрены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций.
От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются: 11) физические лица - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы - по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, которые совершают нотариальные действия, и в органы, которые осуществляют государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Статьей 333.39 НК РФ установлены льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния.
От уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами, освобождаются:
1) физические лица:
за внесение изменений в запись акта о рождении в связи с усыновлением (удочерением), включая выдачу нового свидетельства о рождении;
за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
за выдачу справок о регистрации актов гражданского состояния для представления в уполномоченные органы по вопросам назначения либо перерасчета пенсий и (или) пособий;
за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов о смерти необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий, включая выдачу свидетельств о смерти, а также за выдачу повторных свидетельств о смерти лиц указанной категории;
за выдачу извещений об отсутствии записей актов гражданского состояния для восстановления утраченных записей актов гражданского состояния в установленном порядке;
за государственную регистрацию рождения, смерти, включая выдачу свидетельств.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Отдел ЗАГС г. Красноярск с заявлением о предоставлении справки с указанием степени родства, перечисленных в нем лиц, а также справки о смерти указанных заявителем лиц.
Ответом руководителя территориального отдела агентства ЗАГС Красноярского края по Советскому району г. Красноярска ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано. Отказ мотивирован отсутствием оплаты госпошлины.
Из материалов дела видно, что ФИО1 не имеет льготы по уплате госпошлины а также не освобожден от ее уплаты.
Разрешая заявленные требования, принимая во внимание положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что действия руководителя территориального отдела агентства ЗАГС Красноярского края по Советскому району г. Красноярска ФИО4 по направлению заявителю письма от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ, не противоречат действующему законодательству, в связи с чем, не могут быть признаны незаконными.
Кроме того, заявитель, не предоставил необходимые документы, для получения соответствующей справки, а именно у него отсутствовали доверенность, документы, подтверждающие в установленном законом порядке родство его и лица, в отношении которого запрошена справка, документы о смерти родственников.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований административного истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к агентству ЗАГС Красноярского края, Территориальному отделу агентства ЗАГС Красноярского края по Советскому району г. Красноярка в лице руководителя ФИО4 об оспаривании действий, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Худик