ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8045/18 от 28.09.2018 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2а-8045/18

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

28 сентября 2018 года г. Казань

Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Бусыгина Д.А.

с участием административных истцов Ахматянова Т.Ф., Хуснутдиновой Л.Н.

представителя административных истцов Абитова Ф.Р.

представителя административного ответчика Зотиной Л.Ф.

при секретаре Перваковой М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2, ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения об отказе в государственной регистрации при создании юридического лица незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений, суд

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2, ФИО1 (далее по тексту – административные истцы) обратились в суд с вышеуказанным административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее по тексту – Управление Минюста по РТ, административный ответчик) в обоснование требований указав, что 10 июля 2018 года они обратились в адрес административного ответчика с заявлением о государственной регистрации Профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной и народной медицины «Хиджама Сунна (вакуумная терапия по пророческой медицине)» (далее по тексту – ассоциация). 25 июля 2018 года административный ответчик отказал в государственной регистрации ассоциации. Основаниями для отказа послужило несоответствие устава ассоциации требованиям действующего законодательства, а именно:

1. указание в уставе на осуществление «иных направлений деятельности (пункт 16 статьи 17 устава ассоциации), «совершение любых сделок» (пункт 3 статьи 22 устава ассоциации) противоречит требованиям и специальной правоспособности некоммерческих организаций, установленных в Федеральном законе от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

2. пункт 1 статьи 19 устава ассоциации нуждается в редакционной доработке с учетом требований пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». При этом необходимо учесть, что в соответствии с пунктом 4 статьи 11 названного Федерального закона, члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации в размере и порядке, которые предусмотрены ее учредительными документами;

3. в нарушении требований статьи 28 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уставом не определен срок полномочий президента ассоциации;

4. в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительными документами некоммерческих организаций является устав, утвержденный их учредителями. Пункт 3 статьи 19 устава ассоциации противоречит указанным требованиям;

5. устав ассоциации в целом нуждается в редакционной доработке (неполное указание органов, создание хозяйственных ассоциаций и т д.);

6. наименование ассоциации, указанное в гарантийном письме, не соответствует заявленному.

По мнению административных истцов указанный отказ является незаконным и необоснованным, поскольку в уставе ассоциации имеется указание на возможность осуществления иной деятельности, не запрещенной действующим законодательством и отвечающим целям деятельности ассоциации. Как следствие указание в уставе ассоциации на право совершать любые сделки не является нарушением, а наоборот, прямо следует из общих положений и начал гражданского законодательства. Указание на недостаток в части «осуществления иных направлений деятельности» является надуманным, поскольку данная фраза «вырвана» из контекста, так как ассоциация может заниматься иными направлениями деятельности только в том случае, если они отвечают основанным целям деятельности Ассоциации, а также не запрещены действующим законодательством, как это указано в уставе. Более того, в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в пункт 1 статьи 19 устава ассоциации был внесен полный перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции органа управления некоммерческой организации. В пункте 7 статьи 8 устава ассоциации указывается, что члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере вступительного взноса в порядке, предусмотренном уставом. Следовательно, устав ассоциации не нуждается в реакционной доработке, так как учтены требования, предъявляемые к уставам некоммерческих организаций. В пункте 2 статьи 20 устава ассоциации указано, что президент ассоциации назначается общим собранием членов ассоциации на неопределенный срок, между тем положения Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не содержит в себе обязательного требования на ограничение срока полномочий руководителя. Учредители ассоциации, а впоследствии и ее члены, свободны в выборе срока полномочий руководителя, следовательно, установить определенный пресекательный срок полномочий руководителя ассоциации они могут в будущем. Пункт 3 статьи 19 устава ассоциации не противоречит требованиям статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», так как учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения. Указание административного ответчика, что наименование ассоциации в гарантийном письме от 27 июня 2018 года не соответствует заявленному, административный истцы считают неправомерным, поскольку прямого указания как должен выглядеть документ, подтверждающий сведения об адресе – месте нахождения постоянно действующего органа некоммерческой организации в Федеральном законе от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не имеется.

На основании изложенного административные истцы просят суд признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации при создании юридического лица, выраженное в виде уведомления Управления Минюста по РТ об отказе в государственной регистрации юридического лица при создании №16/03-4965 от 25 июля 2018 года; обязать Управление Минюста по РТ осуществить государственную регистрацию Профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной и народной медицины «Хиджама Сунна (вакуумная терапия по пророческой медицине)», учрежденную административными истцами от 27 июля 2018 года.

На судебном заседании административные истцы и их представитель явились, требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержали в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в заявлении. Также пояснили, что в ходе разработки проекта устава был взят за основу аналогичный устав ассоциации, которая ранее была зарегистрирована на территории другого субъекта России.

Представитель административного ответчика требования не признала согласно представленного суду отзыва на административное исковое заявление, пояснила, что в случае устранения выявленных нарушений, административные истцы могут повторно обратиться с заявлением о государственной регистрации ассоциации.

Изучив материалы дела, выслушав административных истцов и их представителя, а также представителя административного ответчика, суд приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Статья 2 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В силу положений статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

Ассоциация (союз) является собственником своего имущества. Ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении ассоциаций (союзов) отдельных видов.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом.

Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами.

Согласно статьи 123.9 ГК РФ, число учредителей ассоциации (союза) не может быть менее двух. Законами, устанавливающими особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному числу учредителей таких ассоциаций (союзов).

Устав ассоциации (союза) должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, сведения о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза).

В силу статьи 123.10 ГК РФ, к исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом.

В ассоциации (союзе) образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

По решению высшего органа ассоциации (союза) полномочия органа ассоциации (союза) могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

Согласно частей 1 и 2 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться, в том числе, предмет и цели деятельности, источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В статье 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» приведены основания для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации.

В частности пунктом 1 части 1 статьи 23.1 названного Федерального закона предусмотрено, что в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующие целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года №455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - Административный регламент), пунктом 73 которого установлено, что уполномоченный специалист проверяет: соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации; соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации и Административным регламентом; соответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации; отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной некоммерческой организации с тем же наименованием; соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации; достоверность и непротиворечивость представленных сведений.

Судом установлено, что 25 июля 2018 года Управление Минюста по РТ отказало административным истцам ФИО2, ФИО1 в государственной регистрации Профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной и народной медицины «Хиджама Сунна (вакуумная терапия по пророческой медицине)» при создании (л.д. 22-23).

В обосновании отказа указано следующее: «указание на осуществление «иных направлений деятельности» (пункта 16 статьи 7 устава ассоциации), «совершение любых сделок» (пункт 3 статьи 22 устава) противоречит указанным требованиям и специальной правоспособности некоммерческих организаций…».

Проанализировав приведенные пункты устава, суд приходит к выводу, что включение в его положение возможности осуществления «иных направлений деятельности», в том числе и не запрещенных законодательством Российской Федерации и «совершение любых сделок» без конкретизации закрепляет за некоммерческой организацией более широкий перечень направлений деятельности, в том числе и право на осуществление предпринимательской деятельностью, что не предусмотрено специальной правовой нормой - статьей 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с чем, суд считает, что указанное основание для отказа является законным и обоснованным.

Также в обоснование отказа указано: «пункт 1 статьи 19 устава ассоциации нуждается в редакционной доработке с учетом требований пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». При этом необходимо учесть, что в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой Ассоциации в размере и порядке, которые предусмотрены ее учредительными документами. В нарушение указанных требований закона, устав ассоциации не предусматривает положений о порядке субсидиарной ответственности».

Проанализировав устав, суд приходит к выводу, что в тексте устава ассоциации не закреплен конкретный порядок привлечения к субсидиарной ответственности ее членов, в нарушение положений части 3 статьи 123.8 ГК РФ, которая указывает, что члены ассоциации не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов. Следовательно, если учредители некоммерческой организации предусматривают возникновение субсидиарной ответственности по ее обязательствам, соответственно порядок привлечения к ней должен быть прописан в уставе, для того, чтобы все члены Ассоциации могли оценивать возникновение возможных неблагоприятных последствий в результате наступления субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации. В данном случае конкретный порядок привлечения к субсидиарной ответственности в уставе не указан. Следовательно, суд приходит к выводу, что указанное основание отказа является законным и обоснованным.

Кроме того, в качестве обоснования указано: «Пункт 3 статьи 19 Устава Ассоциации противоречит части 4 статьи 123.8 ГК РФ». Проанализировав указанный пункт Устава, суд приходит к выводу, что указанное замечание вполне обоснованно, поскольку в силу части 4 статьи 123.8 ГК РФ, ассоциация может быть преобразована только по решению своих членов, в то время как в уставе закреплено, что решение по вопросу преобразования принимается всеми членами ассоциации, заключившими договор о ее создании. Указанный пункт ограничивает права остальных членов ассоциации, которые не принимали участия в ее создании, но присоединились к ней позднее. Таким образом, указанное замечание административного ответчика законно и обоснованно.

Далее идет указание на несоответствие наименования ассоциации в тексте гарантийного письма, в котором указано следующее: «ООО «ТатБизнесИнвест, в лице директора, действующая на основании Устава, гарантирует Профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной и народной медицины «Хиджама Сунна» предоставление офисного помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в субаренду качестве фактического местонахождения и юридического адреса Профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной и народной медицины «Хиджама Сунна (вакуумная терапия по пророческой медицине)» с правом внесения сведений о данном адресе в ЕГРЮЛ» (л.д. 24). Проанализировав текст вышеуказанного гарантийного письма, суд отмечает, что в уставе ассоциации (Раздел I «Общие положения», статья 1. Общие положения) в качестве официального наименования некоммерческой организации указано - Профессиональная медицинская ассоциация специалистов традиционной и народной медицины «Хиджама Сунна (вакуумная терапия по пророческой медицине)». Следовательно, использование в официальных документах, деловых письмах, коим является гарантийное письмо, иного наименования, отличного от того, что закреплено в Уставе организации, недопустимо, поскольку это ведет к невозможности достоверной идентификации некоммерческой организации. Следовательно, указанное замечание административного ответчика является законным и обоснованным.

Следовательно, представленный устав ассоциации противоречит законодательству Российской Федерации в части требований к некоммерческим организациям, что является предусмотренным законом основанием для отказа в государственной регистрации создаваемого юридического лица.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО2, ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения об отказе в государственной регистрации при создании юридического лица незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд.

Судья Советского

районного суда г. Казани Д.А. Бусыгин

Мотивированное решение суда составлено 3 октября 2018 года

Судья Д.А. Бусыгин