Дело № 2а-8046/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2017 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи О.М. Князевой,
при секретаре Т.В. Стариковой,
с участием административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2,
с участием представителя административного ответчика Управления Росреестра по Оренбургской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права собственности, об обязании зарегистрировать право собственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что жилой дом, расположенный по адресу: ... ранее принадлежал ФИО 1, по договоренности с которой в период с 1995 по 1996 на этом же земельном участке без получения разрешительной документации отцом заявителя был построен жилой дом.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от ... за ФИО1 признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: .... Решение суда вступило в законную силу.
В качестве правоустанавливающего документа ФИО1 представила Земельную запись на право пользования землею, находящейся в городской черте города Оренбурга от ....Регистратором неверно оценена Земельная запись. В указанном выше решении суда суд дал правовую оценку, указав, что Земельная запись подтверждает право бессрочного пользования землей.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от ...Nгосударственная регистрация права собственности (переход права) ФИО1 приостановлена не более чем на три месяца, которые истекают ....
Административный истец полагает, что предусмотренных законом оснований для приостановления регистрации права у административного ответчика не имелось и просит суд признать уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от ...N о приостановлении государственной регистрации права собственности незаконным и обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение одноэтажного жилого дома с кадастровым номером N, местоположение: ... земельном участке расположен индивидуальный жилой ....
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга.
В судебном заседании представить заинтересованного лица департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом.
В судебном заседании административный истец ФИО1, ее представитель ФИО2, допущенная к участию в деле в порядке ст. 57 КАС РФ поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности от ... полагал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Выслушав пояснения лиц участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как предусмотрено частями 1, 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации прав, иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года № 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 4 статьи 18 названного Закона к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 26 указанного выше Федерального закона осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
49) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости);…
По смыслу ч.1 ст. 218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельства, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законно возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Судом проверялось соблюдение административным истцом срока на обращение в суд, установлено, что оспариваемое уведомление вынесено ..., административное исковое заявление в суд поступило ..., то есть в пределах трех месяцев со дня вынесения уведомления. Процессуальные сроки истцом соблюдены.
Согласно договору купли-продажи от ... заключенному между ФИО 1 (Продавец) и ФИО4 следует, что продавец продал, а покупатель приобрел в собственность жилой дом общей площадью ... кв. м., с кадастровым номером N, расположенный по адресу: .... Согласно пп 1.2, п. 1 указанного договора купли-продажи на момент заключения настоящего договора указанный жилой дом принадлежит продавцу на основании договора купли-продажи от ..., удостоверенного нотариусом г. Оренбурга ФИО 2, зарегистрирован Государственным предприятием «Техническая инвентаризация» записано в реестров. кн. часть 4 стр. 437 N от ....
Согласно кадастровому паспорту от ... земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов расположен по адресу: ... земельном участке расположен индивидуальный жилой .... Разрешенное использование: размещение одноэтажного жилого дома с кадастровым номером: N.
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Оренбурга и просила признать за ней право собственности на жилой дом. Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от ... исковые требования ФИО1 удовлетворены, судом постановлено признать за ФИО1 право собственности на жилой дом, общей площадью ... кв. м., кадастровый номер N, расположенный по адресу: .... Решение суда вступило в законную силу.
... представитель заявителя ФИО1- ФИО2 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области за регистрацией права собственности в отношение земельного участка с кадастровым номером N и представила на регистрацию в том числе Земельную запись «На право пользования землею, находящейся в городской черте города Оренбурга», распоряжение департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от ...N-р «О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: ...».
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от ...N государственная регистрация права собственности (перехода права) в отношении объекта: земельный участок с кадастровым номером N приостановлена в связи с не предоставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права, до предоставления документов подтверждающих права собственности на заявленный объект, но не более чем на три месяца, которые истекают ....
Дополнением к уведомлению о приостановлении государственной регистрации права собственности от ...N указано на противоречие в представленных документах между сведениями об объекте недвижимости, что является основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации права в соответствии с п.49 ст. 26 Закона.
В соответствии с пунктом 6 статьи 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Пункт 1 статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определяет, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Пунктом 2 статьи 49 указанного выше закона установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Исходя из названных норм, право собственности на указанный земельный участок может быть зарегистрировано в случае, если земельный участок предоставлен на праве собственности, пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документ, устанавливающем или удостоверяющим право гражданина на земельный участок не указано право, на котором предоставлен земельный участок или невозможно определить вид этого права.
Истцом в качестве документа, подтверждающего право собственности на земельный участок представлена «Земельная запись на право пользования землею, находящейся в городской черте города Оренбурга» от ..., согласно которой означенное землепользование площадью ... кв.м., по адресу ... предоставлено ФИО 3, вид пользования: аренда; срок пользования: бессрочно; условия пользования: рента.
Данный документ заключен в период действия Земельного кодекса РСФСР, введенного в действие постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета от 30.10.1992.
Согласно положениям ст. 29 Земельного кодекса РСФСР сдача земли в аренду допускается на срок не более того времени, которое необходимо для проведения на арендуемом участке двух севооборотов при севообороте шестипольном или выше шестипольного и на срок не свыше двенадцати лет, - при севообороте ниже шестипольного, а также при отсутствии правильного севооборота.
Если по истечении указанных в ст. 29 сроков сдатчик окажется не в состоянии вести самостоятельно хозяйство на сдававшейся в аренду земле, то земля зачисляется, для удовлетворения потребности в земле нуждающегося трудового земледельческого населения, в запасный фонд местного земельного общества, если сдатчик принадлежит к его составу, и в государственный запасный фонд - в прочих случаях (ст. 30).
Распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации ...N-р от ... предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 431 кв. м. из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В оспариваемом уведомлении указано, что вышеуказанное распоряжение не устанавливает факт наличия, возникновения, перехода, прекращения права и, соответственно не может рассматриваться как правоустанавливающий документ к заявлению, земельная запись не может рассматриваться в качестве правоустанавливающего документа, поскольку земельный участок предоставлен на праве аренды. Иные документы, подтверждающие право собственности на заявленный объект для целей государственной регистрации не представлены. На основании изложенного государственная регистрация права приостанавливается, поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Государственная регистрация приостановлена до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, которые истекают ....
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что Управление Росреестра по Оренбургской области действуя в рамках предоставленных ему законом полномочий обоснованно принял решение о приостановлении государственной регистрации права, поскольку согласно Земельной записи означенное землепользование площадью ... кв.м. предоставлено ФИО 3, документов на жилой дом (здание, строение) на данном земельном участке на имя последнего не представлено. Из распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от ...N-р следует, что спорный земельный участок площадью ... кв.м относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, из представленных документов следует, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, что также является основанием для приостановления государственной регистрации права. Вопрос о регистрации права собственности либо в отказе в государственной собственности Управлением Росреестра по Оренбургской области не решался. В связи с изложенным, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов решением о приостановлении государственной регистрации.
Несостоятельна ссылка административного истца в обоснование доводов на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от ..., поскольку данным решением признано за истцом право собственности на жилой дом, а не земельный участок. В данном решении указано, что жилой дом ранее принадлежал ФИО 1, а земельный участок был предоставлен предыдущему владельцу, без указания наименования данного владельца.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца и приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права собственности, об обязании зарегистрировать право собственности – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись О.М. Князева
Решение в окончательной форме принято 14 декабря 2017 года
Судья: подпись О.М. Князева