ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-804/2022 от 05.09.2022 Верхнеуфалейского городского суда (Челябинская область)

74RS0014-01-2022-001253-52

Дело № 2а-804/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Верхний Уфалей 05 сентября 2022 года

Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Шубаковой Е.С.,

при секретаре Бычковой О.Ф.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Шамилова Азамата Динаритовича к государственному инженеру-инспектору Инспекции государственного технического надзора Нязепетровского района Челябинской области Болдыреву Михаилу Юрьевичу, Министерству сельского хозяйства Челябинской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации самоходной машины, возложении обязанности поставить на государственный регистрационный учет самоходную машину (трактор)

У С Т А Н О В И Л:

Шамилов А.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному инженеру-инспектору Инспекции государственного технического надзора Нязепетровского района Челябинской области Болдыреву М.Ю., Министерству сельского хозяйства Челябинской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации самоходной машины, возложении обязанности поставить на государственный регистрационный учет самоходную машину (трактор).

В обоснование своих требований административный истец указал, что 27.05.2022 года им у ФИО9 был приобретен по договор купли-продажи самоходной машины трактор <данные изъяты> года выпуска, заводской , номер двигателя ), мощность двигателя, кВт (л.с.) - 3160, коробка передач № отсутствует, основной ведущий мост , цвет <данные изъяты>. Стоимость трактора составила 25000 рублей. Договор купли-продажи заключался в исправительном учреждении посредством почтовых пересылок.

После заключения договора купли-продажи истец обратился в Инспекцию государственного технического надзора Нязепетровского района Челябинской области (далее - ИГТН Нязепетровского района Челябинской области) с заявлением о постановке трактора на учет, в чем ему было отказано, поскольку в системе учета указанный трактор зарегистрирован на иное лицо - ФИО9, который по причине отбывания наказания в местах лишения свободы прибыть в ИГТН Нязепетровского района Челябинской области для снятия трактора с учета не может.

Административный истец считает, отказ в государственной регистрации трактора не законным, нарушающим его права, как собственника транспортного средства.

Просит обязать ответчика поставить на государственный учет трактор <данные изъяты> года выпуска, заводской , номер двигателя ), мощность двигателя, кВт (л.с.) - 3160, коробка передач № отсутствует, основной ведущий мост , цвет <данные изъяты> на имя Шамилова А.Д., государственную регистрацию на трактор с ФИО6 снять.

Административный истец Шамилов А.Д. в судебном заседании участия не принимал, судебное извещение, направленное судом по адресу административного истца, указанному в административном исковом заявлении, возвращено в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения. Имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие административного истца, исковые требования поддерживает.

Административный ответчик – государственный инженер-инспектор Инспекции государственного технического надзора Нязепетровского района Челябинской области Болдырев М.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что трактор зарегистрирован за ФИО9, который самостоятельно или через своего представителя должен снять трактор с регистрационного учета. Только после этого Шамилов А.Д. сможет поставить трактор на регистрационный учет.

Представитель административного ответчика – Министерства сельского хозяйства Челябинской области, привлеченный судом к участию в деле на основании ч. 1 ст. 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в судебном заседании участия не принимал, представил возражения по делу, в которых просил в удовлетворении требований отказать.

Заинтересованное лицо ФИО9, участвовавший в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, пояснил, что действительно заключал договор купли-продажи трактора, доверенность на снятие трактора с регистрационного учета не выдавал. Претензий к инспектору не имеет.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункта 2 статьи 227 КАС РФ).

Таким образом, для признания действий (бездействия) должностных лиц, органов государственной власти, незаконными необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.

В судебном заседании установлено, что 27 мая 2022 года между ФИО9 (продавец) и Шамиловым А.Д. (покупатель) заключен договор купли-продажи самоходной машины, по которому ФИО9 продал, а ФИО7 купил трактор <данные изъяты> года выпуска, заводской , номер двигателя мощность двигателя, кВт (л.с.) - 3160, коробка передач № отсутствует, основной ведущий мост , цвет <данные изъяты>. Указанная самоходная машина оценена сторонами в 25000 руб.

Продавец денежные средства в сумме 25000 руб. получил. Покупатель самоходную машину получил.

14.07.2022 года Шамилов А.Д. обратился в ИГТН Нязепетровского района Челябинской области с заявлением о постановке трактора на регистрационный учет, о выдаче свидетельства о регистрации и о выдаче государственного регистрационного знака.

В этот же день государственным инженером-инспектором ИГТН Нязепетровского района Челябинской области Болдыревым М.Ю. принято решение об отказе в регистрации трактора МТЗ-80, 1984 года выпуска, заводской , номер двигателя ), мощность двигателя, кВт (л.с.) - 3160, коробка передач № отсутствует, основной ведущий мост , цвет <данные изъяты>, на основании п. 58 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1507 «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники», в связи с наличием в системе учета сведений о государственной регистрации техники, которая не снята с государственного учета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ «О безопасности дорожного движения») транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

Правовые и организационные основы деятельности в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, в том числе деятельности, связанной с допуском к эксплуатации самоходных машин и других видов техники, запрещением эксплуатации такой техники, государственной регистрацией и государственным учетом самоходных машин и других видов техники, техническим осмотром такой техники и региональным государственным контролем (надзором) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, установлены Федеральным законом от 02.07.2021 № 297-ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники» (далее – ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники»).

Согласно статье 1 ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники» самоходные машины - тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, на которые оформляются паспорта самоходных машин и других видов техники (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники).

В соответствии со статьей 6 ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники» государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в целях их государственного учета и допуска их к эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (ч. 1). Государственную регистрацию самоходных машин и других видов техники осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники (ч. 2). Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации (ч. 4). По результатам государственной регистрации самоходной машины и других видов техники выдается свидетельство о государственной регистрации самоходной машины и других видов техники, а также государственный регистрационный знак. Форма указанного свидетельства устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 5).

Статьей 7 ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники» предусмотрено, что государственный учет самоходных машин и других видов техники, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным (ч. 1). Государственному учету в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, подлежат, в том числе самоходные машины и другие виды техники, на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники).

Постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 № 407 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства сельского хозяйства Челябинской области» (вместе с «Положением о Министерстве сельского хозяйства Челябинской области», «Структурой Министерства сельского хозяйства Челябинской области», «Штатной численностью Министерства сельского хозяйства Челябинской области») утверждено Положение о Министерстве сельского хозяйства Челябинской области, в соответствии с п.п. 22, 22-1, 22-2 которого Министерство сельского хозяйства Челябинской области осуществляет региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов; осуществляет государственную регистрацию самоходных машин и других видов техники, аттракционов; проводит технические осмотры самоходных машин и других видов техники.

В структуру Министерства сельского хозяйства Челябинской области входит Управление Гостехнадзора.

Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1507 «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники» утверждены Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники (далее - Правила), которые определяют порядок государственной регистрации самоходных машин (тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, коммунальных, сельскохозяйственных машин, внедорожных автомототранспортных средств и других наземных безрельсовых механических транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории «L», «M», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники), и других видов техники (прицепов (полуприцепов) самоходных машин), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) (далее - техника).

Правилами предусмотрено, что владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или в течение 10 календарных дней со дня выпуска техники в свободное обращение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, либо со дня выдачи паспорта техники или дня оформления электронного паспорта техники (для техники, не подлежащей таможенному декларированию), либо со дня временного ввоза техники на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, либо со дня приобретения прав владельца техники, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 5). Государственная регистрация техники производится органом гостехнадзора по месту обращения владельца техники вне зависимости от места регистрации физического лица, индивидуального предпринимателя или места нахождения юридического лица, являющихся владельцами техники, в пределах одного субъекта Российской Федерации (п. 8). Государственная регистрация техники осуществляется только за одним юридическим или физическим лицом (п. 26). Владельцы обязаны снять технику с государственного учета, в том числе, в случае прекращения права собственности на технику (п. 49). Снятие с государственного учета техники осуществляется органом гостехнадзора на основании документов, указанных в абзацах третьем - пятом и седьмом пункта 6 настоящих Правил, а также при предъявлении свидетельства о государственной регистрации техники и государственного регистрационного знака (п. 50). Снятие с государственного учета техники в случае ее отчуждения осуществляется органом гостехнадзора на основании заявления прежнего владельца техники о снятии с государственного учета техники по формам, приведенным в приложениях № 1 и 2 к настоящим Правилам, с приложением документов, удостоверяющих личность заявителя, документов о заключении сделки, направленной на отчуждение техники, паспорта техники (выписки из электронного паспорта техники, представляемой по инициативе заявителя), государственного регистрационного знака и свидетельства о государственной регистрации техники, при условии отсутствия подтверждения государственной регистрации техники за новым владельцем (п. 51).

Пунктом 58 Правил предусмотрено, что основаниями для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные являются, в том числе, наличие в системе учета сведений о государственной регистрации техники, которая не снята с государственного учета (при обращении с заявлением о государственной регистрации техники).

Таким образом, поскольку спорный трактор зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации за ФИО9, возложение на административного ответчика обязанности по постановке спорного трактора на учет, противоречит требованиям выше приведенных норм права, и исковые требования Шамилова А.Д. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Шамилову Азамату Динаритовичу в удовлетворении исковых требований к государственному инженеру-инспектору Инспекции государственного технического надзора Нязепетровского района Челябинской области Болдыреву Михаилу Юрьевичу, Министерству сельского хозяйства Челябинской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации самоходной машины, возложении обязанности поставить на государственный регистрационный учет самоходную машину (трактор), отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области.

Председательствующий: Е.С. Шубакова

Решение принято в окончательной форме 08 сентября 2022 года.

Судья: Е.С. Шубакова