ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-804/2023 от 22.03.2023 Ставропольского районного суда (Самарская область)

УИД 63RS0027-01-2022-004050-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Милованова И.А.,

при секретаре судебного заседания Шебалиной Ю.М.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Ставропольского района Самарской области Бульбовой Е.Н.,

представителя административного ответчика – администрации сельского поселения Бахилово муниципального района Ставропольский Самарской области Андреевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-804/2023 по административному исковому заявлению прокурора Ставропольского района Самарской области к администрации сельского поселения Бахилово муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконном бездействия администрации сельского поселения Бахилово,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ставропольского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц предъявил административное исковое заявление о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, в котором просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Бахилово муниципального района Ставропольский Самарской области, выразившееся в неисполнении требований законодательства о государственных и муниципальных услугах, законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, и обязать административного ответчика устранить нарушения действующего законодательства: организовать предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Ставропольского района Самарской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о государственных и муниципальных услугах, законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, в ходе которой выявлены нарушения.

По указанному факту прокуратурой Ставропольского района 27.12.2022 г. в адрес администрации с.п. Бахилово внесено представление об устранении нарушений закона.

Исходя из предоставленного ответа администрации с.п. Бахилово м.р. Ставропольский Самарской области, представление является обоснованным, однако устранить нарушения указанные в представлении в настоящий момент невозможно ввиду отсутствия технической возможности и ввиду отсутствия бюджета. В настоящее время нарушения законодательства не устранены.

Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 25.01.2023г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация м.р. Ставропольский Самарской области.

Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 27.02.2023г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено правительство Самарской области.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Ставропольского района Самарской области Бульбова Е.Н. административные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика – и.о. главы сельского поселения Бахилово муниципального района Ставропольский Самарской области Андреева Н.В. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований прокурора отказать, поскольку в настоящее время во многих муниципальных образованиях существует необходимость приведения административных регламентов предоставления социально значимых муниципальных услуг (далее МСЗУ) в соответствии с требованиями типовых административных регламентов (далее ТАР) предоставления МСЗУ.

Согласно п. 2 Требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 г. № 326, следует, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» порталов государственных и муниципальных услуг субъектов РФ, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В настоящее время в Самарской области Ассоциацией «Совет муниципальных услуг Самарской области» совместно с Департаментом информационных технологий и связи Самарской области проводится работа по обеспечению предоставления муниципальных услуг в электронной форме (в том числе через официальный сайт муниципального органа путем размещения на официальном сайте органа местного самоуправления ссылки о предоставлении соответствующей муниципальной услуги, обеспечивающей переход заявителя на «Портал государственных и муниципальных услуг» или на единый портал государственных и муниципальных услуг).

Однако реальное предоставление муниципальных и государственных услуг в электронной форме на региональном портале государственных и муниципальных услуг возможно только посредством создания единого алгоритма предоставления таких муниципальных услуг. Таким образом, для реального предоставления муниципальных услуг в электронной форме, в том числе не относящихся к МСЗУ, также необходимы ТАР.

Несмотря на направление федеральными органами исполнительной власти ТАР предоставление многих МСЗУ, отмечается непригодность данных ТАР, в том числе ввиду их противоречия законодательству Самарской области, в связи с чем необходима разработка ряда ТАР предоставления МСЗУ, адаптированных под нужды муниципальных образований Самарской области и актуализированных с учетом изменений законодательства.

Адаптированные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления подлежат приведении в соответствии с требованиями ФЗ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ поэтапно в срок до 01.11.2025 г. в соответствии с планом-графиком, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в том числе на оснований предложений органов местного самоуправления, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ.

Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2020 г. №509-ФЗ, постановлением Правительства Самарской области от 07.06.2022г. №255-р утвержден график-план, которым определен срок приведения административных регламентов в соответствие с требованиями федерального законодательства – поэтапно до 01 января 2024 года. Распоряжением правительства Самарской области от 19.01.2023г. №18-р внесены изменения в распоряжение правительства от 07.06.2022г. №255-р и определен новый срок приведения административных регламентов в соответствие с требованиями федерального законодательства – поэтапно до 01 октября 2024 года.

Представитель заинтересованного лица администрации м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву, полагал требования прокурора заявленными преждевременно, так как срок приведения административных регламентов в соответствие с требованиями федерального законодательства продлен до 01 октября 2024 года.

Представитель заинтересованного лица - Правительства Самарской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Суд на основании ст.150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся заинтересованных лиц. Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч.ч.1, 6 ст.150, 152 КАС РФ, судом не установлено.

Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Основы правового (законодательного) статуса органов местного самоуправления определены Конституцией РФ (ст. ст. 12, 130 - 133), конституциями и уставами субъектов РФ. Базовым законодательным актом, определяющим правовой статус и сами полномочия органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ юридически значимыми обстоятельствами по данной категории дел являются следующие:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

(Обязанность доказывания указанных обстоятельств в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд).

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

(Обязанность доказывания вышеперечисленных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Срок на обращение в суд административным истцом не пропущен, поскольку об оспариваемом бездействии ему стало известно 28.12.2022 г. и в этот же день административное исковое заявление подано в суд.

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В силу п. 6 ст. 4 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" основным принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Согласно ч. 6 ст. 2 указанного Федерального закона предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме – это предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1-3 ст. 5 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при получении муниципальных услуг заявители имеют право на получение муниципальных услуг в электронной форме.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральных о государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг» на территории Российской Федерации функционирует Единый портал государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с постановлениями Правительства Самарской области от 15.10.2013 г. № 546 «О государственной информационной системе Самарской области «Система автоматизированного межведомственного взаимодействия» и от 27.04.2015 г. № 218 «О государственной информационной системе Самарской области «Портал государственных и муниципальных услуг» в Самарской области создана инфраструктура электронного правительства, автоматизирующая процесс предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Ставропольского района Самарской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о государственных и муниципальных услугах, законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, в ходе которой выявлены нарушения.

В ходе проверки прокурором района установлено, что на основании постановления администрации с.п. Бахилово от 15.04.2021г. №19 «Об утверждении Реестра муниципальных услуг, оказываемых администрацией с.п. Бахилово м.р. Ставропольский Самарской области», администрацией сельского поселения Бахилово оказываются муниципальные услуги.

Их получателями являются как граждане, так и субъекты предпринимательской деятельности, однако администрацией сельского поселения предоставление муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг не осуществляется.

По указанному факту прокуратурой Ставропольского района 27.12.2022 г. в адрес администрации с.п. Бахилово внесено представление об устранении нарушений закона.

Из ответа главы с.п. Бахилово м.р. Ставропольский Самарской области Писарцева Ю.А. от 28.12.2022 г. следует, что представление является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Однако, устранить нарушения указанные в представлении в настоящий момент не возможно ввиду отсутствия технической возможности и ввиду отсутствия бюджета. В настоящее время нарушения законодательства не устранены.

В соответствии с постановлением Главы сельского поселения Бахилово м.р. Ставропольский Самарской области от 22.12.2022 г. № 81 утвержден реестр муниципальных услуг, оказываемых администрацией сельского поселения Бахилово м.р. Ставропольский Самарской области.

Из ответа Департамента информационных технологий и связи Самарской области от 22.03.2023 г. следует, что порталы государственных и муниципальных услуг в Самарской области функционируют. На текущее время в Самарской области реализована технологическая возможность предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Принимая во внимание, что порталы государственных и муниципальных услуг в Самарской области функционируют и в Самарской области имеется технологическая возможность предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, суд приходит к выводу о том, что своим бездействием администрация с.п. Бахилово м.р. Ставропольский Самарской области нарушает вышеуказанные требования Федерального закона от 27.07.2010г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ и права лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых прокурором Ставропольского района подано административное исковое заявление.

Доводы административного ответчика о том, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» порталов государственных и муниципальных услуг субъектов РФ, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также о необходимости адаптирования регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями ФЗ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ в соответствии с планом-графиком, не свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия администрация с.п. Бахилово м.р. Ставропольский Самарской области.

На основании изложенного суд полагает необходимым требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации с.п. Бахилово м.р. Ставропольский Самарской области - удовлетворить.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

В случае признания бездействия незаконным в соответствии со ст. 227 КАС РФ на соответствующий орган или должностное лицо может быть возложена обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия, направленные на устранение выявленных нарушений.

Оценив установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности в девятимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 218, 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Ставропольского района Самарской области к администрации сельского поселения Бахилово муниципального района Ставропольский Самарской области -удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения Бахилово муниципального района Ставропольский Самарской области, выразившееся в не организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, - незаконным.

Обязать административного ответчика - администрацию сельского поселения Бахилово муниципального района Ставропольский Самарской области в девятимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области.

Председательствующий судья И.А. Милованов

Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2023 года.