ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-804/2023470007-01-2023-001038-13 от 26.10.2023 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-804/2023 47RS0007-01-2023-001038-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2023 года в городе Кингисеппе

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Башковой О.В.,

При секретаре Дюсембековой О.Ж.,

При участии представителя административным истцов Ушкова К.А., Колчанова Д.В. – адвоката Бамбергера О.С., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на три года и от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на три года, а также на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика – администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Прокопчик Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на три года, представителя заинтересованного лица администрации Котельского сельского поселения Орлова И.В., действующего на основании доверенности N 1 от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ушкова Константина Андреевича, Колчанова Дмитрия Валентиновича к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» <адрес>, о признании публичных слушаний незаконными и их отмене

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Ушков К.А. и Колчанов Д.В. ДД.ММ.ГГГГ путем направления искового заявления заказной почтовой корреспонденцией обратилась в Кингисеппский городской суд <адрес> с административным иском к администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконными публичных слушаний по Проекту правил землепользования и застройки муниципального образования «Котельское сельское поселение» Кингисеппского района Ленинградской области как проведенных с нарушением процедуры проведения публичных слушаний; о признании незаконным заключения о результатах публичных слушаний по Проекту ПЗЗ муниципального образования «Котельское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N ; об отмене результатов публичных слушаний по проекту ПЗЗ муниципального образования Котельское сельское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области, оформленные заключением от ДД.ММ.ГГГГ; о признании указанных публичных слушаний несостоявшимися, указав в иске, что Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N Главы Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области назначены публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки (Проект ПЗЗ) МО «Котельское сельское поселение. Полагают нарушенными требования, предъявляемые к каждому из этапов, составляющих процедуру проведения публичных слушаний, предусмотренных ст. 5.1 ГрК РФ, а именно:

- не проводилось оповещение о начале публичных слушаний путем распространения на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений иои публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, не был обеспечен полный доступ участников публичных слушаний к указанной информации, оповещение о начале публичных слушаний только путем размещения на официальном сайте и в средствах массовой информации противоречит требованиям ч. 8 ст. 5.1 ГрК РФ;

- в период с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в сам период проведения собраний участников публичных слушаний, градостроительной экспозиции в отведенных Постановлением N местах не было (не была размещена в течение всего периода размещения - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (нарушение ч. 9, п. 3 ч. 6 ст. 5.1 ГрК РФ, п.п. 1.1, 3.1, 4,6 Постановления N 2;

- отсутствие градостроительной экспозиции в установленном месте и в установленное время нарушает права участников публичных слушаний, предусмотренные ч. 1 ст. 5.1 ГрК РФ и ч. 10 ст. 5.1 ГрК РФ, согласно которой в период размещения градостроительной экспозиции участники публичных слушаний имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта, тогда как предложения и замечания на отсутствующий проект внести невозможно, нарушено также право на равный доступ к проекту;

- нарушение п. 15 Положения о публичных слушаниях, от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Решением Совета Депутатов МО «Кингисеппский муниципальный район» , о том, что срок от даты опубликования (обнародования) решения о проведении публичных слушаний до даты их проведения не может быть менее 15 дней, в данном случае указанный срок с ДД.ММ.ГГГГ (момент публикации Постановления ) и до ДД.ММ.ГГГГ составил всего 12 дней, кроме того полагают, что в нарушение п. 1 ч. 8 ст. 5.1 ГрК РФ и абз. 1 ст. 15 Положения Постановление было опубликовано позднее, чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, в то время как Проект ПЗЗ размещен на официальном сайте ДД.ММ.ГГГГ;

- публичные слушания проводились при плохих погодных условиях (зимнее время, минусовая температура) на улице;

- на каждый этап публичных слушаний было выделено не более <данные изъяты>, включая время на переезд из одного поселения в другое, тогда как в соответствии с п. 42 Положения срок окончания публичных слушаний должен был завершиться не ранее ДД.ММ.ГГГГ, такие короткие сроки проведения публичных слушаний были установлены с целью ограничения времени на реализацию гражданами своего волеизъявления;

- при проведении публичных слушаний в <адрес> члены комиссии не предоставили документы, подтверждающие их полномочия; комиссия присутствовала ее в полном составе; протокол публичных слушаний не велся; не фиксировались предложения и замечания участников публичных слушаний; не давались пояснения и комментарии, отсутствовали ответы на заданные вопросы; регистрация участников публичных слушаний проводилась без проверки документов, предусмотренных ч. 12 ст. 5.1 ГрК РФ; на собрании отсутствовал проект ПЗЗ и графические и информационные материалы к нему; нарушены п.п. 21, 22 Положения, так как отсутствовал председатель комиссии;

- сведения о предоставленных ДД.ММ.ГГГГ жителями <адрес> предложений и замечаний к ПЗЗ и их замечаний относительно нарушения порядка проведения публичных слушаний отсутствуют в заключении о результатах общественных обсуждений в нарушение п. 4 ч. 22 ст. 5.1 ГрК РФ, при этом ответчик незаконно обобщил похожие (аналогичные) предложения и замечания, заданные в различных деревнях Котельского сельского поселения;

- нарушение п. 5 ст. 18 ГрК РФ, согласно которому в протоколе проведения публичных слушаний должны быть изложены все поступившие замечания и предложение, их обобщение не допускается, тогда как из протокола проведения публичных слушаний усматривается, что поданные жителями <адрес> замечания и предложения не были включены в протокол (л.д. 4-13).

В судебном заседании административные истцы не участвовали, направили в суд своего представителя, который доводы иска поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме, представил дополнительные письменные пояснения (л.д. 231-234), в которых дал критическую оценку доводам возражений ответчика.

Представитель административного ответчика – администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в судебном заседании с исковыми требования не согласилась, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме, в том числе по доводам письменных возражений на иск (л.д.107-124), в которых ссылается на то, что в полномочия администрации входит только организация проведения публичных слушаний на территории соответствующего поселения, остальные вопросы, включая вопросы о принятии решения о подготовке проекта ПЗЗ и сама подготовка проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, и направлению копии такого решения заявителям, по осуществлению проверки Проекта ПЗЗ, проекта о внесении изменений в ПЗЗ требованиям технических регламентов и генеральному плану соответствующей территории, по направлению проекта о внесении изменений в ПЗЗ главе МО для принятия решений о проведении публичных слушаний по такому проекту, или на доработку, по внесению изменений в ПЗЗ, находятся в компетенции органа исполнительной власти Ленинградской области; ссылается на то, что в ДД.ММ.ГГГГ гг. в связи с изменениями действующего законодательства (в ч. 13 ст. 31 ГрК РФ – относительно сроков проведения публичных слушаний) с момента оповещения жителей муниципального образования и до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может превышать один месяц, в связи с чем администрация определила количество времени проведения публичных слушаний в каждой из деревень с учетом большого количества деревень в Котельском сельском поселении и необходимости своевременно закончить процедуру проведения публичных слушаний в установленные законом сроки; ссылается на то, что проведение публичных слушаний предусмотрено действующим законодательством, порядок проведения публичных слушаний утвержден представительным органом местного самоуправления с учетом положений ст. 5.1 ГрК РФ и не ограничивает свободу участия административных истцов в осуществлении градостроительной деятельности, ссылается на то, что обязательное указание в Постановлении на оповещение путем распространения на информационных стендах не предусмотрено действующим законодательством, а потому отсутствие в Постановлении указание на оповещение путем распространения на информационных стендах на незаконность проведения процедуры публичных слушаний не влияет; считает также, что нарушений п. 2 ч. 8 ст. 5.1 ГрК РФ не имеется, поскольку требования указанной нормы Закона не устанавливает закрытый перечень видов оповещения граждан, при этом, в ходе проведения публичных слушаний жалоб на отсутствие оповещения граждан не поступало, указывает также, что согласно представленным доказательствам Колчанов Д.В. имел возможность ознакомиться с экспозицией, о чем имеется запись в журнале учета посетителей экспозиции, а Ушков К.А. желания посетить экспозицию не изъявлял, при этом полагает, что утверждение истцов об отсутствии экспозиции с ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действительности; указывает/, что сроки работы экспозиции установлены в соответствии с требованиями Положения, участники публичных слушаний не были ограничены в праве на ознакомление с экспозицией, о чем имеются отметки в журнале учета посетителей; при этом публичные слушания призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер; указывает, что административные истцы в составе жителей <адрес> воспользовались своим правом и представили в администрацию ДД.ММ.ГГГГ предложения по Проекту ПЗЗ, следовательно, они были ознакомлены с вынесенным на публичные слушания проектом ПЗЗ; ссылется на соблюдение 15-дневного срока, установленного в ст. 15 Положения; на соблюдение 7-дневного срока, установленного п. 1 ч. 8 ст. 5.1 и абз. 1 ст. 15 Положения, и на соблюдение срока общей продолжительности публичных слушаний с учетом внесенных Федеральным законом N 58-ФЗ изменений, ссылается на то, что подготовка и проведение публичных слушаний были поручены члену Комиссии по ПЗЗ ФИО9; указывает, что обязательных требований о месте подготовки протокола публичных слушаний, об обязательном представлении документов о подтверждении полномочий членов Комиссии по ПЗЗ, по форме ведения протокола, а также по обязательности ведения протокола в каждой из деревень, в которых проходили публичные слушания, действующее законодательство и положения п. 21,22,26 Порядка проведения публичных слушаний не содержат; законодательством РФ и Порядком проведения слушаний не установлены также требования и к местам проведения публичных слушаний; все поступившие в ходе проведения процедуры публичных слушаний замечания и пожелания были учтены и включены в протокол публичных слушаний, в дальнейшем комиссия провела обобщение поступивших замечаний и предложений, поступившие замечания и предложения в обобщенном виде были включены в протокол публичных слушаний; на все заданные вопросы члены комиссии давали ответы в пределах их компетенции; на каждом собрании участникам публичных слушаний демонстрировалась карта проекта ПЗЗ, указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию обратился Колчанов Д.В. с предложением по Проекту ПЗЗ и актом, подписанным группой жителей <адрес>, в том числе Ушковым, К.А., однако, поскольку поступившие замечания были аналогичны ранее поступившим, они отдельно в протоколе не учитывались, в протоколе отражены обобщенные данные о всех поступивших замечаниях жителей <адрес>; указывает, что грубых нарушений при проведении процедуры публичных слушаний допущено не было, равно как и не было допущено ограничений возможности административных истцов на участие в слушаниях и на ознакомление с проектом ПЗЗ, участия в собраниях, и на получение ответов на заданные вопросы.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации Котельского сельского поселения в судебном заседании с иском не согласился по доводам, аналогичным доводам представителя административного ответчика.

Представитель привлеченного к участию в деле по инициативе суда заинтересованного лица - Комитета градостроительной политики Ленинградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом (том 2 л.д. 204), о причинах неявки не сообщил, возражений на иск не представил.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно статье 7 указанного Закона гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 настоящего Федерального закона.

Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия, территории объекта культурного наследия, зонах охраны объекта культурного наследия, защитной зоне объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Право гражданина на обращение в суд с требованием об оспаривании решения, действия органа государственной власти, должностного лица, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, предусмотрено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

Согласно требованиям ГрК РФ в нем определены такие понятия как градостроительная деятельность – это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства; территориальное планирование – это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В ч. 5 ст. 2 ГрК закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах (в том числе): участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

В ч. 5,6 ст. 27 ГрК РФ закреплено, что в целях совместной подготовки проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования в соответствии с частью 2 настоящей статьи федеральные органы исполнительной власти, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, получившие указанные в части 4 настоящей статьи предложения, в течение тридцати дней со дня их поступления должны направить ответ о даче согласия на совместную подготовку проекта документа территориального планирования или проектов документов территориального планирования либо о необходимости уточнения предусмотренных частью 4 настоящей статьи положений об организации скоординированных работ.

Отказ от совместной подготовки документов территориального планирования в установленных частью 1 настоящей статьи случаях не допускается.

Исходя из основных принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть затронуты в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 5.1, 45 и 46).

Пунктом 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки предусмотрено проведение публичных слушаний или общественных обсуждений в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Процедура и порядок проведения общественных слушаний по проекту правил землепользования и застройки (далее ПЗЗ) определены нормативными положениями статьи 5.1 ГрК РФ, согласно которым в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале публичных слушаний; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; 4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; 5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний; 6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать:

1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;

2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;

4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний:

1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;

2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.

В течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта. В ходе работы экспозиции должны быть организованы консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления или созданного им коллегиального совещательного органа (далее - организатор общественных обсуждений или публичных слушаний) и (или) разработчика проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта:

1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений);

2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний);

3) в письменной форме или в форме электронного документа в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи.

Участники общественных обсуждений или публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения соответственно о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства.

Не требуется представление указанных в части 12 настоящей статьи документов, подтверждающих сведения об участниках общественных обсуждений (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц), если данными лицами вносятся предложения и замечания, касающиеся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, посредством официального сайта или информационных систем (при условии, что эти сведения содержатся на официальном сайте или в информационных системах). При этом для подтверждения сведений, указанных в части 12 настоящей статьи, может использоваться единая система идентификации и аутентификации.

Обработка персональных данных участников общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляется с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, не рассматриваются в случае выявления факта представления участником общественных обсуждений или публичных слушаний недостоверных сведений.

Организатором общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивается равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, всех участников общественных обсуждений или публичных слушаний (в том числе путем предоставления при проведении общественных обсуждений доступа к официальному сайту, информационным системам в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций).

Официальный сайт и (или) информационные системы должны обеспечивать возможность:

1) проверки участниками общественных обсуждений полноты и достоверности отражения на официальном сайте и (или) в информационных системах внесенных ими предложений и замечаний;

2) представления информации о результатах общественных обсуждений, количестве участников общественных обсуждений.

18. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются:

1) дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний;

2) информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний;

3) информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования;

4) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания;

5) все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).

Участник общественных обсуждений или публичных слушаний, который внес предложения и замечания, касающиеся проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, имеет право получить выписку из протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, содержащую внесенные этим участником предложения и замечания.

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны:

1) дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

2) наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

3) реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний;

5) аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.

Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.

Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются:

1) порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам;

2) организатор общественных обсуждений или публичных слушаний;

3) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) официальный сайт и (или) информационные системы;

5) требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний;

6) форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

7) порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил благоустройства территорий со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

В случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, по решению главы местной администрации поселения, главы местной администрации муниципального округа, главы местной администрации городского округа допускается одновременное проведение публичных слушаний и (или) общественных обсуждений по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, и по проекту документации по планировке территории, подлежащей комплексному развитию.

Согласно ч. 11 ст. 31 ГрК РФ глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Согласно ч. 12 указанной нормы Закона общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

Согласно ч. 13 указанной нормы Закона продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не более одного месяца со дня опубликования такого проекта (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

Согласно ч. 14 указанной нормы Закона в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, а также в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в связи с принятием решения о комплексном развитии территории, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент, в границах территории, подлежащей комплексному развитию.

Согласно ч. 15 указанной нормы Закона после завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.

Согласно ч. 16 указанной нормы Закона глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение об утверждении правил землепользования и застройки (в случае принятия нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении правил землепользования и застройки местной администрацией), о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 17 ст. 31 ГрК РФ).

Требованиями ст. 25 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" установлены дополнительные условия проведения процедуры публичных слушаний, так, под общественными (публичными) слушаниями в настоящем Федеральном законе понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Общественные (публичные) слушания проводятся в помещении, пригодном для размещения в нем представителей различных групп населения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные (публичные) слушания. Организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей.

Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания.

Порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организатор общественных (публичных) слушаний в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов. При этом организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.

По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.

Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу требований ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ, п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение ПЗЗ поселения относится к вопросам местного значения органа местного самоуправления.

Согласно Областному закону Ленинградской области от 07.07.2014 N 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» ряд полномочий органа местного самоуправления (в том числе вопросы, связанные с принятием решения о подготовке проекта ПЗЗ, по подготовке проекта ПЗЗ, проверки проекта ПЗЗ, утверждение ПЗЗ), отнесены к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, Приказом Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 17.03.2021 N 28 утверждено Положение о подготовке проектов правил землепользования и застройки, проектов о внесении изменений в правила землепользования и застройки, об утверждении правил землепользования и застройки, о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в том числе путем их уточнений», согласно п.п. 1.1 и 4.1 которого подготовка проекта ПЗЗ осуществляется Государственным казенным учреждением «Градостроительное развитие территорий Ленинградской области», в соответствии с п. 4.7 указанного Положения полномочия, связанные с проверкой и утверждением проекта ПЗЗ в том числе спорного района (Котельское сельское поселение Кингисеппского района Ленинградской области), предоставлены Комитету градостроительной политики Ленинградской области, тогда как в полномочия администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» входит обеспечение проведения публичных слушаний и представление в Комитет проекта, в отношении которого проведены публичные слушания, с внесенными изменениями в соответствии с заключением о результатах общественных слушаний по проекту.

Из материалов дела следует, что Решением Совета депутатов МО «Кингисеппский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ-с утверждено Положение о порядке назначения, организации и проведения публичных слушаний, а также учета мнения граждан, высказанного в ходе публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в МО «Кингисеппский муниципальный район», в котором определен порядок проведения публичных слушаний на территории поселения, в котором определены права граждан, в том числе на участие в публичных слушаниях, а также форма публичных слушаний, и порядок их проведения (л.д. 125-149).

Постановлением главы МО «Кингисеппский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания по проекту ПЗЗ МО Котельское сельское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области.

Согласно указанному постановлению, Комиссия по подготовке проектов ПЗЗ Кингисеппского района действует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии по подготовке проектов ПЗЗ» (л.д. 156).

Состав и порядок создания Комиссии административными истцами не оспариваются.

Установлено также, что Постановление N 2 было опубликовано в СМИ – еженедельной газете <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, в указанном СМИ опубликованы также: оповещение о начале публичных слушаний, о времени и месте проведения публичных слушаний в каждом населенном пункте, порядок, срок и форма внесения предложений и замечаний, касающихся проекта (л.д. 169).

Истцы являются жителями <адрес> (л.д. 4).

Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, из материалов дела, и не оспорено в рамках настоящего судебного спора, в каждой из деревень Котельского сельского поселения состоялись в назначенное время этапы публичных обсуждений, собрания в деревнях проходили по <данные изъяты> минут, в обсуждениях участвовали местные жители каждой деревни, в <адрес> собрание участников публичных слушаний проводилось ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> у детской площадки (л.д. 16), в собрании принимали участие и истцы (л.д. 58-60), последний этап общественных обсуждений – собрание с участием представителей органов местного самоуправления, жителей и объединений граждан - состоялся в <адрес>, в помещении дома культуры, время заключительного собрания составило около <данные изъяты>, истец Ушков К.А. принимал участие в указанном собрании (л.д. 243).

Из материалов дела следует, что в рамках проводимых публичных слушаний от участников слушаний поступали письменные и устные замечания и предложения, в том числе от жителей <адрес>, как следует из содержания протокола публичных слушаний, замечания и предложения были обобщены в зависимости от их тематики и впоследствии внесены в протокол публичных слушания и в заключение о результатах публичных слушаний, которое ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в еженедельной газете «Восточный берег» (л.д. 72-90).

Также установлено, что в открытом доступе участникам публичных слушаний демонстрировались необходимые для ознакомления с проектом ПЗЗ документы и экспозиции, при этом, все участники публичных слушаний, включая истцов, имели возможность высказать свои замечания в письменной форме, чем некоторые из них и воспользовались (л.д. 61-62) вне зависимости от участия в публичных обсуждениях, осуществляемых по графику в соответствующих населенных пунктах, как следует из пояснений истцов, к моменту заключительного собрания в <адрес>, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ, у участников публичных обсуждений во всех деревнях уже имелись на руках акты о нарушениях при проведении публичных слушаний, в которых имелись предложения, внесенные участниками слушаний, все составленные гражданами акты и замечания были отправлены в Комиссию и приняты органом местного самоуправления, сведения о наличии замечаний и предложений жителей <адрес> внесены в протокол публичных слушаний и в Заключение о результатах публичных слушаний (л.д. 50-57, 58-60, 65,66, 67-71, 72-93).

Как следует из доводов административных истцов, истцы ссылаются на нарушение ответчиком всех этапов процедуры проведения публичных слушаний, установленной требованиями ст. 5.1 ГрК РФ и Положения N 550/3-с, устанавливающих процедуру и порядок проведения публичных слушаний.

Согласно ст. ст. 1,3 Положения о порядке проведения публичных слушаний N 550/3-с, публичные слушания есть одна из форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления и реализации прав на участие в осуществлении местного самоуправления, на участие в осуществлении градостроительной деятельности, на благоприятную среду жизнедеятельности; на получение полной и достоверной информации по вопросам местного значения и иных прав, на территории МО «Кингисеппский муниципальный район», в том числе на территории сельских поселений МО «Кингисеппский муниципальный район»; по вопросам градостроительной деятельности публичные слушания на территории МО «Кингисеппский муниципальный район» проводятся в форме обсуждения материалов и документов, выносимых на рассмотрение публичных слушаний и заканчиваются собранием (заседанием) с участием представителей органов местного самоуправления, жителей (населения), объединений граждан.

Статьей 13 Положения определены полномочия комиссия по подготовке и проведению публичных слушаний (далее организатор публичных слушаний): определяет список докладчиков-разработчиков проекта муниципального правового акта и содокладчиков и направляет им официальные обращения с просьбой представить проект и информационные материалы к нему; определяет перечень должностных лиц, специалистов, организаций, а также представителей общественности, приглашаемых к участию в публичных слушаниях; проводит обобщение материалов, представленных инициаторами публичных слушаний, экспертных заключений, а также предложений, поступивших от граждан по вопросам, выносимым на обсуждение; оповещает население района в средствах массовой информации о дате, места и времени проведения публичных слушаний; обеспечивает опубликование (обнародование) перечня вопросов, выносимых на публичные слушания, а также возможность ознакомления граждан со всеми материалами, представляемыми на публичные слушания; доводит до жителей (населения) информацию о содержании проекта муниципального правового акта; при необходимости создает рабочие группы для решения конкретных задач и привлекает к своей деятельности специалистов для выполнения консультационных и экспертных работ.

Согласно ст. 15 Положения, решение о проведении публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. С момента опубликования (обнародования) решения о проведении публичных слушаний их участники считаются оповещенными о времени и месте проведения публичных слушаний.

Срок от даты опубликования (обнародования) решения о проведении публичных слушаний до даты их проведения не может быть менее 15 дней.

Согласно ст. 16 Положения, в период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники публичных слушаний, прошедшие идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта, для включения их в протокол публичных слушаний:

- посредством официального сайта или информационных систем;

- в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний;

- в письменной форме в адрес организатора публичных слушаний;

- посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

Предложения и замечания, зарегистрированных участников публичных слушаний и иных участников, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором публичных слушаний.

Согласно ч. 4 и предпоследнему абзацу ст. 17 Положения, текст оповещения о предстоящих публичных слушаниях должен содержать в частности, информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками публичных слушаний предложений и замечаний. В случаях, предусмотренных ГрК РФ, в течение всего периода размещения на официальном сайте проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему, проводится экспозиция или экспозиция такого проекта

Согласно ст. 18 Положения проведение экспозиции или экспозиций обеспечивается представителями организатора публичных слушаний и (или) разработчиками проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях. Экспозиция организуется путем размещения на информационных стендах демонстрационных материалов к проекту, подготовленных разработчиком проекта. Демонстрационные материалы представляют собой копии фрагментов текста, отражающих основные положения проекта, таблиц, а также (при наличии) основных чертежей (карт)

В ходе работы экспозиции или экспозиций представителями организатора публичных слушаний, представителями разработчика проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, осуществляется консультирование посетителей экспозиции, организуется распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на публичных слушаниях. Консультирование посетителей проводится в часы работы экспозиции в устной форме.

Посещение экспозиции предусматривается в рабочие дни с ДД.ММ.ГГГГ за исключением дня проведения собрания (заседания) участников публичных слушаний.

В день проведения собрания участников публичных слушаний экспозиция закрывается за два часа до проведения публичных слушаний.

Согласно ст. 20 Положения участники публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе.

Организатором публичных слушаний осуществляется регистрация участников публичных слушаний путем указания соответствующей информации в регистрационных листах. В случае выявления факта представления участником публичных слушаний недостоверных сведений их предложения и замечания не рассматриваются.

Согласно ст. 21 Положения, председательствует на публичных слушаниях председатель комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний или по его поручению член комиссии.

Регистрацию участников публичных слушаний и протокол публичных слушаний ведет секретарь комиссии.

Согласно ст. 22, 23 Положения после завершения регистрации председательствующий на публичных слушаниях сообщает собравшимся: количество зарегистрированных участников публичных слушаний; названия зарегистрированных в качестве участников слушаний юридических лиц и число их представителей; председательствующий оглашает тему публичных слушаний, инициаторов их проведения, состав комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний, перечень вопросов, выносимых на публичные слушания, и вносит предложение о начале слушаний. Председательствующий оглашает список докладов с указанием их докладчиков, представляет предложения комиссии по порядку проведения и регламенту собрания. Время, отведенное на доклад и прения, устанавливаются в начале слушаний председательствующим. Председательствующий публичных слушаний в соответствии с предложенным порядком и регламентом слушаний предоставляет слово докладчикам, которые информируют участников публичных слушаний о существе и содержании проектов, выносимых на публичные слушания, отвечают на вопросы участников публичных слушаний. Участники публичных слушаний задают вопросы докладчикам либо в письменной форме, либо с места после предоставления им слова председателем, записки с вопросами передаются в комиссию, озвучивает вопросы председательствующий публичных слушаний. Заявки на выступления в прениях участниками публичных слушаний направляются в комиссию в письменной форме или оглашаются ими устно после обращения председательствующего публичных слушаний к их участникам с предложением выступить в прениях.

Согласно ст. 24 Положения, участник публичных слушаний в ходе публичных слушаний не может быть ограничен в праве задать вопрос или выступить в прениях. Публичные слушания не могут быть прекращены раньше, чем получат ответы на вопросы и выскажутся в прениях по существу обсуждаемого проекта (вопроса) все желающие участники публичных слушаний в соответствии с регламентом. Высказанные участниками слушаний замечания и предложения в краткой форме в обязательном порядке заносятся в протокол публичных слушаний. Участник публичных слушаний не может быть ограничен в праве постановки вопроса на голосование, если сформулированный им вопрос имеет непосредственное отношение к теме публичных слушаний. В случае, если обсуждение выходит за рамки предложенного регламента, председательствующий публичных слушаний может принять решение о прекращении дальнейших прений. Решения, принятые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер.

Как усматривается из материалов дела, нарушений при проведении процедуры публичных слушаний, которые бы повлияли на реализацию административными истцами своих прав участников публичных слушаний, допущено не было, при этом суд отмечает, что административные истцы указывают на существо нарушений, которые напрямую права и законные интересы истцов не затрагивают, поскольку изложенные истцами нарушения не повлияли на реализацию ими прав выразить свои замечания и предложения, а также на реализацию права на участие в публичных слушаниях.

В этой связи следует отметить, что незначительные нарушения проведения процедуры проведения публичных слушаний (в частности, отсутствие необходимых для проведения публичных слушаний помещений в деревнях, нарушение регламента проведения публичных слушаний, надлежащей идентификации и регистрации всех участников публичных слушаний), не являются обстоятельствами, свидетельствующими о нарушении прав и законных интересов административных истцов, поскольку публичные слушания были проведены, факт их проведения членами соответствующей комиссии ничем не опровергнут, процедура регистрации участников слушаний в соответствии со смыслом статьи 20 Положения необходима только в целях идентификации участников публичных слушаний, кроме того, указанная процедура проводилась, при этом, административные истцы реализовали в полной мере свои права, связанные с возможностью представить замечания и предложения в период проведения публичных слушаний, в том числе представили письменные замечания и предложения, также административным истцам была предоставлена возможность представить замечания и предложения и задать вопросы по теме в течение всего периода проведения публичных слушаний и заключительного собрания, которое проходило в <адрес>, в этой связи суд также отмечает, что административные истцы имели возможность принять участие в публичных слушаниях неоднократно, а доводы административных истцов сводятся к тому, что их замечания и предложения не были учтены при создании проекта ПЗЗ.

Вместе с тем, как уже ранее было указано судом, обстоятельства, связанные с внесением замечаний и предложений в проект ПЗЗ предметом настоящего спора являться не могут, поскольку выходят за пределы заявленных истцами исковых требований, в этой связи суд отмечает, что как следует из содержания протокола публичных слушаний, все поступившие замечания и предложения были рассмотрены, то есть административный ответчик не только принял к сведению поступившие замечания, но и выполнил свою обязанность по даче рекомендаций организатора публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний, вместе с тем, административные истцы не заявили требования, связанные с оспариваем действий организатора публичных слушаний, связанных с дачей рекомендаций об отклонении заявленных предложений и замечаний.

Действующим законодательством не предусмотрено, что каждое замечание и предложение дословно должно быть внесено в протокол публичных слушаний, также действующее законодательство не предусматривает обязанности дословного фиксирования в протоколе публичных слушаний высказывания каждого участвующего в публичных слушаниях лица, в связи с чем все поступившие замечания и предложения правомерно обобщены и отражены в протоколе публичных слушаний согласно соответствующей тематике.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформированной в определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, согласно которой проведение общественных обсуждений является обязательным, между тем, их результаты имеют рекомендательный характер ввиду отсутствия властного начала., при этом содержание ПЗЗ в соответствии с нормами действующего законодательства возможно оспорить в самостоятельном порядке.

Отсутствие факта нарушения прав административных истцов, требующих восстановления в судебном порядке путем удовлетворения заявленных исковых требований в соответствующем контексте, указывает на отсутствие необходимой для признания незаконными оспариваемых действий совокупности условий, установленных статьей 227 КАС РФ.

В этой связи суд отмечает, что нарушенными права истца следовало бы считать только в том случае, если бы административные истцы не были уведомлены о начале проведения процедуры публичных слушаний, и все этапы публичных слушаний проводились бы в таких условиях, при которых административные истцы объективно были бы лишены возможности на протяжении всего периода проведения публичных слушаний реализовать свои права как участники публичных слушаний, и представить свои замечания и предложения, вместе с тем, такую возможность административные истцы могли реализовать и реализовали вне зависимости от условий проведения обсуждений.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.8, 62,84, 218, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В административном иске Ушкова Константина Андреевича, Колчанова Дмитрия Валентиновича к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, о признании публичных слушаний незаконными и их отмене отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Судья

Решение в окончательной форме принято 10 ноября 2023 года.