ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8056/18 от 12.10.2018 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 2а-8056/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2018 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Горпинич Н.Н.,

при секретаре Медведевой П.В.,

с участием представителя административных истцов Иванова М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ященко В.Е., Агапченко С.П., Бояриневой А.С. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании отказа незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Ященко В.Е., Агапченко С.П., Бояринева А.С. обратились в суд с указанным административным иском. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы приобрели нежилое здание, общей площадью 426,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> в общую долевую собственность, по 1/3 доле в праве каждый. ДД.ММ.ГГГГ собственники нежилого здания обратились в Департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска для согласования схемы расположения земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ были донесены дополнительные документы. Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ административным истцам отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ и пп. 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Административный ответчик указал, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки и межевания территории постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки и межевания территории жилого района «Пашенный». Отказ в согласовании схемы расположения земельного участка административные истцы считают незаконным. Несоответствие схемы расположения земельного участка проекту планировки и межевания территории не может являться основанием для отказа. Административные истцы приобрели нежилое здание на основании договора купли-продажи недвижимости с отсрочкой платежа от ДД.ММ.ГГГГ, их право общей долевой собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности у продавца <данные изъяты> возникло в 1998 году, объект был введен в эксплуатацию в 1998 году. Решением Центрального районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ отказ Управления архитектуры администрации г. Красноярска во внесении изменений в проект планировки и межевания признан незаконным. Проект планировки и межевания был утвержден ДД.ММ.ГГГГ, то есть значительно позднее постройки объекта административных истцов. Невозможность сформировать земельный участок под объектом недвижимости создает для административных истцов правовую неопределенность относительно возможности использования земельного участка и расположенного на нем здания, что противоречит п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, п. 4 ст. 85 ЗК РФ. Административные истцы просят суд признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 696 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов, а именно – предварительно согласовать предоставление земельного участка без проведения торгов, площадью 696 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в срок не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Административные истцы Ященко В.Е., Агапченко С.П., Бояринева А.С., извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, обеспечили явку представителя.

Представитель административных истцов Иванов М.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил.

В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Выслушав представителя административных истцов, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.

В силу положений статьи 46 Конституции РФ, статьи 218 КАС РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу пп. 5 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В силу п.п. 8, 17 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Согласно п. 49 Положения о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации города Красноярска от 23 мая 2013 г. № 110-р, Департамент утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Распоряжением администрации города Красноярска от 7 ноября 2011 г. № 1311-ж утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно п. 1 регламента данная муниципальная услуга осуществляется Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.

Действие настоящего Регламента распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа города Красноярска, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с федеральным законодательством возложены на органы местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании, Ященко В.Е., Агапченко С.П., Бояриневой (Агапченко) А.С. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью 426,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, по 1/3 доле каждому. Указанное нежилое здание приобретено административными истцами на основании договора купли-продажи недвижимости с отсрочкой платежа от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с <данные изъяты> Право общей долевой собственности административных истцов на данное здание зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту приемки законченного строительством объекта нежилое здание по адресу: <адрес> введено в эксплуатацию в 1998 году.

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы, в лице представителя Иванова М.Ю., обратились в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 696 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории.

К заявлению представитель административных истцов приложил копию паспорта, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, решение Центрального районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения обращения заявителям дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.

Отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска мотивирован тем, что схема разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам (пп. 5 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса). Испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки и межевания территории постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки и межевания территории жилого района «Пашенный». Представленная заявителями схема не соответствует данному проекту планировки, поскольку образование земельного участка в целях размещения принадлежащего им объекта недвижимости указанным проектом планировки не предусмотрено.

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обращались в Управление архитектуры администрации г. Красноярска с требованием о внесении изменений в проект планировки и межевания территории жилого района «Пашенный» с целью формирования и дальнейшего выкупа земельного участка, занимаемого нежилым зданием.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцам направлен ответ исх. об отказе во внесении изменений в проект планировки и межевания в связи с несоответствием назначения предполагаемого к формированию земельного участка под нежилым зданием регламенту градостроительной зоны (Р3).

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы повторно обращались к административному ответчику с аналогичным требованием, при этом, истцами был указан вид использования земельного участка согласно градостроительному регламенту зоны Р3 (коммунальное обслуживание населения).

ДД.ММ.ГГГГ исх. административным истцам повторно отказано во внесении изменений в проект планировки и межевания территории жилого района «Пашенный».

Решением Центрального районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным в указанной части без изменения апелляционным определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, признаны незаконными изложенные в письмах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ отказы Управления архитектуры администрации г. Красноярска во внесении изменений в проект планировки и межевания жилого района «Пашенный», утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, в части формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания, с кадастровым номером , общей площадью 426,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

При разрешении указанного спора суд руководствовался положениями Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ и исходил из того, что основания для отказа административным истцам, приведенные в оспариваемых письмах административного ответчика являются несостоятельными, в связи с тем, что градостроительные регламенты не распространяются на эксплуатацию принадлежащего административным истцам здания, поскольку первоначальные права на нежилое здание возникли у заказчика и продавца здания <данные изъяты> задолго до утверждения проекта планировки и межевания территории жилого района «Пашенный».

Так, проект планировки и межевания жилого района «Пашенный» утвержден постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, а нежилое здание введено в эксплуатацию в 1998 году и на основании акта приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано на праве собственности за <данные изъяты>

Судом указано на то, что администрация г. Красноярска и её структурное подразделение – Управление архитектуры администрации г. Красноярска должны были при утверждении проекта планировки и межевания жилого района «Пашенный» учесть нежилое здание, принадлежащее административным истцам, и сформировать земельный участок в границах, необходимых для эксплуатации нежилого здания, чего сделано не было.

Административные истцы как собственники недвижимого имущества имеют право на приобретение в аренду земельного участка, на котором расположено строение.

Доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель общего пользования, административным ответчиком не представлено.

Таким образом, наличие проекта планировки и межевания само по себе не может служить правовым препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка, поскольку, в противном случае административные истцы лишаются гарантированной им законом возможности оформить права на земельный участок под принадлежащим им на праве собственности объектом недвижимости.

Каких-либо доказательств, подтверждающих законность принятия оспариваемого решения, административным ответчиком в соответствии с положениями частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ суду не представлено.

При таких обстоятельствах оспариваемый отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска суд признает незаконным и в порядке восстановления нарушенных прав административных истцов возлагает на административного ответчика обязанность предварительно согласовать предоставление земельного участка без проведения торгов, площадью 696 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в срок не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 696 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска предварительно согласовать предоставление без проведения торгов земельного участка, площадью 696 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в целях эксплуатации нежилого здания, для оформления земельного участка на праве аренды, в срок не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Н.Н. Горпинич

Копия верна.

Судья: Н.Н. Горпинич