ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-806/18 от 02.11.2018 Урюпинского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2а- 806/2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Урюпинск 02 ноября 2018 года

Судья Урюпинского городского суда Волгоградской области Ковалева Е.В.,

с участием прокурора Ярошинской М.С.,

при секретаре Протопоповой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску административного истца Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области к административному ответчику администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области, заинтересованное лицо администрация Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создать условия для предоставления транспортных услуг и организовать транспортное обслуживание населения,

УСТАНОВИЛ

Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд административным иском к административному ответчику администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия администрации Урюпинского муниципального района незаконным и о возложении обязанности создать условия для предоставления транспортных услуг и организовать транспортное обслуживание населения. Мотивирует свои требования тем, что проведенной Урюпинской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства об организации транспортного обслуживания населения жителей х. Лучновского и х. Дубовского Урюпинского муниципального района в деятельности администрации Урюпинского муниципального района, установлено, что автомобильные дороги между населенными пунктами Дубовского сельского поселения в границах Урюпинского муниципального района в том числе между х. Дубовский и х. Лучновский отсутствуют, в реестре муниципального имущества Урюпинского муниципального района Волгоградской области не числятся. Между х. Дубовский и х. Лучновский имеется грунтовая дорога, которая проходит по землям сельхозназначения. Проведенное обследование указанной полевой дороги Урюпинской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста ГИБДД МО МВД России «Урюпинский» показало, что на момент проверки проезд по указанной полевой дороге возможен, однако, проезд затруднен (имеются просадки, колеи), в связи с чем, проезд легкового транспорта по указанной грунтовой дороге во время зимнего периода и в период обильных осадков не предоставляется возможным. Согласно информации главы Урюпинского муниципального района от 06.07.2018 года осуществить полноценное транспортное обслуживание возможно только пори наличии автодороги с твердым покрытием. Мероприятия по строительству автодорог с твердым покрытием являются весьма затратными, и выполнить их не предоставляется возможным. Условия для предоставления транспортных услуг населению не созданы, транспортное обслуживание населения не обеспечено, транспортное сообщение между х. Лучновским и х. Дубовским фактически отсутствует, что в свою очередь создает угрозу здоровью и жизни населения х. Лучновского Дубовского сельского поселения. Причиной этого является то, что администрацией Урюпинского муниципального района Волгоградской области на протяжении длительного времени не принимается никаких мер по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, как того требует п.6ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал административное исковое заявление, просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель административного ответчика администрации Урюпинского муниципального района административный иск прокурора не признал, указав, что администрация не бездействовала в этом направлении.10.01.2017 года и 08.10.2018 года в адреса индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа были направлены запросы о возможности открытия внутримуниципального маршрута регулярных перевозок х. Дубовский-х. Лучновский Дубовского сельского поселения Урюпинского района. Кроме того, спорный участок дороги относится к пятой категории дороги, не имеет твердого дорожного покрытия (дорога грунтовая); в реестре имущества Урюпинского муниципального района Волгоградской области отсутствует.

Представитель заинтересованного лица администрации Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, направив в суд письменные возражения.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в виду следующего.

В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие)не соответствует нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению из прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирая место пребывания и жительства.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района отнесена е вопросам местного значения муниципального района. Также к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Статьёй 50 данного Федерального закона предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в частности, в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В силу п.6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного назначения.

При этом согласно п.6 ст.3, ч.3 ст.15 названного Закона под дорожной деятельностью понимается деятельность про проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно п.6 ч.1 ст.5 Устава Урюпинского муниципального района Волгоградской области, принятого постановлением Урюпинской районной Думы Волгоградской области от 19.065.2005 года № 41/263 в ред. 28.10.2016г. создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Урюпинского муниципального района отнесены к вопросам местного значения Урюпинского муниципального района(л.д.20).

Согласно ст.2 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» муниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах поселения субъекта Российской Федерации либо двух и более поселений одного муниципального района.

Таким образом, на органы местного самоуправления муниципального района законодательством возложена обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного сообщения между населенными пунктами в границах муниципального района, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района.

Отсутствие транспортного сообщения между х.Лучновским и х.Дубовским Урюпинского района нарушает права граждан на свободу передвижения, транспортную доступность.

В соответствии с актом поверки от 27 августа 2018 года дорога, ведущая в хутор Лучновский Дубовского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области берет своё начало от автомобильной дороги 18 ОП РЗ 18К-22 Урюпинск –Дубовсктй - Алексеевская и окончание в ул. Садовой х. Лучновский, имеет грунтово-песочное покрытие, ширина полосы движения в среднем составляет 5 метров, протяженность данной дороги составляет 4500 метров, проходит вдоль лесополосы по землям сельхозназначения. В реестре муниципального имущества Урюпинского муниципального района Волгоградской области не числятся.

Согласно предоставленной справке главы Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района в хуторе Лучновском проживают 47 человек, из них 7-несовершеннолетних; в хуторе Дубовском проживают 922 человека, из них 113 несовершеннолетних.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается представителем административного ответчика, в хуторе Лучновском из 7 несовершеннолетних детей двое детей являются школьниками, посещают образовательное учреждение в хуторе Дубовском, куда доставляются автобусом, то есть в указанных условиях транспортное обслуживание населения возможно.

Сам по себе отказ местных предпринимателей, оказывающих гражданам транспортные услуги, в открытии внутримуниципального маршрута регулярных перевозок не освобождает орган местного самоуправления района об обязанности организовать транспортное обслуживание граждан.

Администрация Урюпинского муниципального района не принимает меры по организации транспортного обслуживания населения между указанными населенными пунктами, находящимися в границах муниципального образования Урюпинский муниципальный район, не обеспечивает бесперебойное и качественное обслуживание населения, что является неисполнением требований закона и нарушение прав и законных интересов граждан.

Руководствуясь ст. 178-180 КАС РФ, судья

РЕШИЛ

Исковое заявление Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области к административному ответчику администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области, заинтересованное лицо администрация Дубовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создать условия для предоставления транспортных услуг и организовать транспортное обслуживание населения,- удовлетворить.

Признать бездействие администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в неисполнении обязанности по созданию условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения по маршруту хутор Лучновский Урюпинского муниципального района Волгоградской области - хутор Дубовский Урюпинского муниципального района Волгоградской области незаконным; возложить на администрацию Урюпинского муниципального района Волгоградской области обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг и организовать транспортное обслуживание населения по указанному маршруту.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Ковалева