ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-807/19 от 19.04.2019 Железнодорожного районного суда г. Рязани (Рязанская область)

№2а-807/19

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2019 года г. Рязань

Судья Железнодорожного районного суда г.Рязани Маслова О.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области к Некоммерческому партнерству «Рязанская Ассоциация Застройщиков» о ликвидации некоммерческой организации,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Некоммерческому партнерству «Рязанская Ассоциация Застройщиков» о ликвидации некоммерческой организации.

Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ2009г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области было принято решение о регистрации в качестве юридического лица Некоммерческого партнерства «Рязанская Ассоциация Застройщиков». ДД.ММ.ГГГГ2009г. сведения об административном ответчике внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером – <данные изъяты>. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, место нахождения административного ответчика: г.Рязань, ул.Татарская, д.47, лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, исполнительный директор – <данные изъяты>

27.08.2018г. Управлением вынесено распоряжение о проведении плановой документарной проверки Некоммерческого партнерства «Рязанская Ассоциация Застройщиков» на предмет соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным её учредительными документами и законодательству РФ. Запрос Управления о предоставлении документов для проведения плановой документарной проверки, направленный по адресу места нахождения Партнерства, административным ответчиком не исполнен.

В результате проведения проверки по материалам, находящимся в распоряжении органа осуществляющего государственный надзор, были выявлены нарушения положений устава Партнерства и федерального законодательства, а именно п.5 ст.3, п.1 ст.28, п.3, п.3.1, п.3.2 и п.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п.1 ст.6, ст.8 Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

26.06.2017г. Партнерству было вынесено предупреждение с указанием нарушений п.3, 3.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и срока их устранения до 13.08.2018г., которое направлено по месту нахождения Организации, указанному в ЕГРЮЛ. Почтовая корреспонденция возвращена в адрес Управления с отметкой «Адресат отсутствует», указанные правонарушения устранены не были. 23.11.2018г. Управлением было направлено предупреждение сроком исполнения до 29.12.2018г., конверт возвращен с отметкой «Адресат отсутствует», указанные в предупреждении нарушения не устранены.

29.06.2018г. Партнерству было вынесено предупреждение №62/02-2784 с указанием нарушений п.3.2 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и срока их устранения до 13.08.2018г., которое направлено по месту нахождения Организации, указанному в ЕГРЮЛ. Почтовая корреспонденция возвращена в адрес Управления с отметкой «Адресат отсутствует», указанные правонарушения устранены не были. 23.11.2018г. Управлением было направлено предупреждение сроком исполнения до 29.12.2018г., конверт возвращен с отметкой «адресат отсутствует», указанные в предупреждении нарушения не устранены.

Административный истец просит суд ликвидировать Некоммерческое партнерство «Рязанская Ассоциация Застройщиков».

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит суд рассмотреть дело в упрощенном порядке.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Согласно п.39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Материалами дела подтверждается, что в адрес административного ответчика (г.Рязань, ул.Татарская, д.47) направлялась копия определения суда о принятии административного искового заявления к производству, подготовке дела, назначении судебного заседания от 22.03.2019г., в котором административному ответчику устанавливался срок для представления возражений по существу административного иска, а также относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства. Между тем, данное судебное извещение возвращено в суд без вручения адресату.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик уведомлен о времени и месте судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

В силу ч.7 ст.150, ч.4 ст.263, гл.33 КАС РФ, административное дело рассмотрено в отсутствие сторон, заинтересованных лиц в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ 2009 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области было принято решение о регистрации в качестве юридического лица Некоммерческого партнерства «Рязанская Ассоциация Застройщиков».

ДД.ММ.ГГГГ 2009 года сведения об административном ответчике внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером – <данные изъяты>

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, место нахождения Партнерства: 390000, г.Рязань, ул.Татарская, д.47, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является исполнительный директор – <данные изъяты>.

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 07.03.2019 год, материалами регистрационного дела начато 25.03.2009г.

В силу ст.32 Федерального закона РФ от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях и Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014г. №26, Управление Министерства юстиции РФ по Рязанской области осуществляет контроль за деятельностью некоммерческих организаций.

Распоряжением начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области от 27.08.2018г. была назначена плановая документарная проверка «Рязанская Ассоциация Застройщиков» с 24.09.2018г. по 19.10.2018г. Задачами проверки являлось: проверка соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным её учредительными документами и законодательству Российской Федерации.

28.08.2018г. Управлением по месту нахождения Партнерству был направлен запрос о предоставлении документов для проведения плановой документарной проверки в течении десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса, но не позднее даты начала проверки (п.5 ст.11 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Однако, необходимые для проведения проверки документы в установленный срок представлены не были, запрос, направленный по адресу места нахождения Партнерства, возвращен в Управление с отметкой «Адресат отсутствует».

В ходе проведения проверки было выявлено, что Некоммерческим партнерством «Рязанская Ассоциация Застройщиков» допущены нарушения норм действующего законодательства РФ:

В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно пункта 7.1 Устава Партнерства органами управления Партнерства является, в том числе постоянно действующий коллегиальный орган управления Партнерства – Правление Партнерства.

Однако, в Уставе Партнерства отсутствуют сведения о сроке полномочий постоянно действующего коллегиального органа управления - Правления Партнерства, что является нарушением п.1 ст.28 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Согласно п.5 ст.3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

В пункте 1.8 Устава Партнерства указано, что организация имеет зарегистрированную в установленном порядке эмблему, однако описание символики в учредительных документах не содержится, что является нарушением п.5 ст.3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Согласно п. 8.1 Устава Общее собрание членов партнерства является высшим органом управления Партнерства, полномочным рассматривать отнесенные к его компетенции действующим законодательством вопросы деятельности Партнерства. Общее собрание членов Партнерства созывается и проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год (п.8.2 Устава).

Протоколы заседаний Общего собрания за 2015-2017 года на проверку административным ответчиком представлены не были, в связи с чем, не представилось возможным сделать вывод о работе высшего органа.

Согласно п.9.4 Устава заседания Правления Партнерства проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Однако, протоколы заседаний Правления за 2015-2017 года на проверку административным ответчиком представлены не были, в связи с чем, невозможно сделать вывод о работе постоянно действующего коллегиального органа управления.

Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является исполнительный директор – <данные изъяты>, который был избран на учредительном собрания Некоммерческого партнерства «Рязанская Ассоциация Застройщиков» 02.03.2009г.

В соответствии с п.10.2 Устава Партнерства Исполнительный директор назначается Общим собранием членов Партнерства сроком на 2 (два) года.

В нарушение п.3 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», сведений о переизбрании <данные изъяты> или избрании нового исполнительного директора в Управление не поступало.

Согласно п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» действие настоящего Федерального закона распространяется на коммерческие и некоммерческие организации.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Частью 3 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

В связи с тем, что Партнерством не представлены на проверку документы по финансово-хозяйственной деятельности за 2015-2017 года, сделать вывод о ведении административным ответчиком бухгалтерского учета не представляется возможным, что является нарушением требований Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч.2 ст.8). Учетная политика должна применяться последовательно из года в год (ч.5 ст.8).

Согласно п.1 и п.3 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (далее - Положение), настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) (далее - организации), распространяется в части формирования учетной политики - на все организации.

Однако учетная политика Партнерством не представлена, что является нарушением ст.8 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно п.3 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании п.3.1. ст.32 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В соответствии с п.п.«а» п.2 постановления Правительства РФ от 15.04.2006г. №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральной законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» указанные документы предоставляются не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно п.3.2 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Из материалов учетного дела НП «Рязанская Ассоциация Застройщиков» следует, что административным ответчиком в нарушение требований, предусмотренных пунктами 3, 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996г. N7-ФЗ, сообщение о продолжении деятельности за 2017 год и отчет о деятельности за 2017 год на информационных ресурсах Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не размещены, сведения о размещении отчетов в средствах массовой информации в Управление Министерства РФ по Рязанской области не представлены.

Некоммерческое партнерство «Рязанская Ассоциация Застройщиков» выносились предупреждения: от 26.06.2018г. с указанием нарушений п.3, п.3.1 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и срока их устранения до 13.08.2018г.; от 29.06.2018г. с указанием нарушений п.3.2 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и срока их устранения до 13.08.2018г., которые были направлены по месту нахождения административного ответчика, указанному в ЕГРЮЛ.

Однако, требования Управления Минюста России по Рязанской области административным ответчиком в установленные сроки не выполнены, необходимые документы не представлены, почтовая корреспонденция возвращена административному истцу с отметкой «Адресат отсутствует».

13.11.2018г. НП «Рязанская Ассоциация Застройщиков» выносились предупреждения: с указанием нарушений п.3, п.3.1 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и срока их устранения до 29.12.2018г.; с указанием нарушений п.3.2 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и срока их устранения до 29.12.2018г., которые были направлены по месту нахождения административного ответчика, указанному в ЕГРЮЛ.

Однако, требования Управления Минюста России по Рязанской области административным ответчиком в установленные сроки не выполнены, необходимые документы не представлены, почтовая корреспонденция возвращена административному истцу с отметкой «Адресат отсутствует».

В соответствии с п.7 ст.32 Федерального закона РФ от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 31.01.2016г. №7-ФЗ) некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с положениями статьи 51 Гражданского Кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (части 1, 2 статьи 51 ГК РФ).

В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что юридическое лицо Некоммерческое партнерство «Рязанская Ассоциация Застройщиков» по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не находится. Данное обстоятельство подтверждается тем, что почтовая корреспонденция направленная по адресу: г.Рязань, ул.Татарская, д.47, возвращается отделениями связи с отметкой «Адресат отсутствует».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Некоммерческое партнерство «Рязанская Ассоциация Застройщиков» в нарушение положений п.7 ст.32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", сменив место нахождения (юридический адрес), не проинформировала Управление Минюста России по Рязанской области об изменении сведений об адресе в течение трех дней с момента таких изменений.

Следовательно, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Некоммерческого партнерства «Рязанская Ассоциация Застройщиков» не соответствуют действительности, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 31.08.2017 внесена запись.

Таким образом, до настоящего времени выявленные грубые и неоднократные нарушения законодательства РФ Некоммерческим партнерством «Рязанская Ассоциация Застройщиков» не устранены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В порядке ст.62 КАС РФ административному ответчику предлагалось представить суду доказательства, подтверждающие факт представления в регистрирующий орган сведений, предусмотренных законом, а также возражения по существу иска.

Однако от представления доказательств ответчик уклоняется, доводы административного истца не оспорил.

Учитывая длительный период непредставления административным ответчиком предусмотренных законом сведений, игнорирование организацией законных требований контролирующего органа – Управления Минюста России по Рязанской области, суд полагает, что требования законны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.177-180, 264, 293 КАС РФ,

решил:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области к Некоммерческому партнерству «Рязанская Ассоциация Застройщиков» о ликвидации некоммерческой организации – удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческое партнерство «Рязанская Ассоциация Застройщиков» (ОГРН <данные изъяты>).

Решение может быть обжаловано в Административную коллегию Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

<данные изъяты>