Дело №2а-807/2021
УИД 58RS0008-01-2021-001765-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пенза «06» июля 2021 года
Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Титовой Н.С.,
при секретаре Кругловой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Железнодорожному РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области, судебному приставу-исполнителю Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО2, заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО3, УФССП России по Пензенской области об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей, -
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском, указав, что 16 декабря 2019 года Железнодорожным районным судом г.Пензы было вынесено решение о взыскании с него денежных средств в пользу ФИО4 в размере 3 300 000 руб. и обращении взыскания на заложенное имущество. Данное решение вступило в силу 18 февраля 2020 года. ФИО5 были выданы исполнительные листы, которые им были предъявлены в Железнодорожный РОСП УФССП России по Пензенской области.
03 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем ФИО2 было возбуждено исполнительное производство №568767/20/58023-ИП от 03.03.2020. О возбуждении исполнительных производств ему стало известно примерно 13 марта 2020 года, о чем свидетельствует его подпись о вручении ему постановления о возбуждении исполнительного производства. Указанным постановлением ему было дано 5 рабочих дней для погашения задолженности.
16 марта 2020 года он и ФИО4 обратились в Железнодорожный районный суд г.Пензы с заявлением об утверждении мирового соглашения на стадии исполнения. Данное мировое соглашение было утверждено 06 мая 2020 года, согласно которому он в счет полного исполнения задолженности по делу №2-1969/2020 перед истцом ФИО4 передает ему право собственности на заложенное имущество, а ФИО4 отказывается от своих исковых требований по данному делу. Как указано в определении Железнодорожного районного суда г.Пензы от 06.05.2020 об утверждении мирового соглашения, оно подлежит немедленному исполнению.
21 мая 2020 года ФИО4 обратился в Железнодорожный РОСП УФССП России по Пензенской области с заявлением о возврате исполнительного документа, в связи с заключением мирового соглашения.
Согласно п.3 ч.2 ст.43 ФЗ от 02.10.2017 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях утверждения судом мирового соглашения, соглашения о примирении между взыскателем и должником.
Согласно данным с сайта Госуслуги 22 мая 2020 года исполнительное производство №568767/20/58023-ИП от 03.03.2020 было прекращено.
24 октября 2020 года на сайт Госуслуги ему пришло сообщение о внесении изменений в сумму задолженности по исполнительному производству № 4962237/20/58023-ИП от 12.10.2020, о том, что на основании постановления судебного пристава исполнителя №58023/20/4518538 от 02.10.2020 у него имеется задолженность в размере 231 000 руб., являющаяся исполнительским сбором по исполнительному производству №568767/20/58023-ИП от 03.03.2020, которое было прекращено еще 22 мая 2020 года, в силу утверждения мирового соглашения судом.
Не согласившись с постановлением о взыскании исполнительского сбора он обратился в Железнодорожный районный суд г.Пензы с административным иском к судебному приставу-исполнителю Железнодорожного РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО2, Железнодорожному РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области и УФССП России по Пензенской области о признании незаконным постановления судебного пристава- исполнителя №58023/20/4518538 от 02.10.2020.
В ходе рассмотрения судом данного административного дела заместителем руководителя УФССП России по Пензенской области было вынесено постановление от 08.02.2021 об отмене ранее вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора №58023/20/4518538 от 02.10.2020, в связи с чем, 09 февраля 2021 года он отказался от административного иска.
В силу п.5 ч.2 ст.43 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.
Исполнительное производство №4962237/20/58023-ИП от 12.10.2020 было возбуждено на основании исполнительного документа - постановления судебного пристава-исполнителя №58023/20/4518538 от 02.10.2020 на сумму 231 000 руб., что прямо указано в сведениях о задолженности на портале Госуслуг.
Таким образом, не позднее 24 февраля 2021 года, т.е. через 10 рабочих дней после вынесения заместителем руководителя УФССП России по Пензенской области от 08.02.2021 об отмене ранее вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора №58023/20/4518У38 от 02.10.2020, судебный пристав-исполнитель был обязан в силу п.5 ч.2 ст.43 ФЗ «Об исполнительном производстве» прекратить исполнительное производство №4962237/20/58023-ИП от 12.10.2020. Однако этого сделано не было.
Не дождавшись от судебного пристава-исполнителя действий по прекращению исполнительного производства №4962237/20/58023-ИП от 12.10.2020, возбужденного на основании постановления о взыскании исполнительского сбора № 58023/20/4518538 от 02.10.2020, 09 марта 2021 года он направил жалобу в прокуратуру Пензенской области, которая 15 марта 2021 года была перенаправлена в УФССП России по Пензенской области, а 18 марта 2021 года в Железнодорожный РОСП УФССП по Пензенской области.
Примерно с 13 апреля 2021 года на телефонные номера его представителей адвоката Байдарова А.Д. и Дашкина В.А. стали поступать телефонные звонки от судебного пристава-исполнителя ФИО2 по вопросу необходимости отказа ФИО1 от своей жалобы.
14 апреля 2021 года на сайте Госуслуги появились сообщения о том, что исполнительное производство №4962237/20/58023-ИП от 12.10.2020 на сумму 230 999,61 руб., т.е. возбужденное на основании постановления о взыскании исполнительского сбора №58023/20/4518538 от 02.10.2020 было прекращено, а также о появлении новой задолженности на сумму 3 527 829,13 руб. на основании исполнительного листа №2-1969 от 16.12.2019, который был отозван взыскателем ФИО4 21 мая 2020 года, в связи с заключением мирового соглашения. Исполнительному производству был присвоен номер 175323/21/58023-ИП от 03.03.2020, т.е. дата исполнительного производства осталась прежней, а номер исполнительного производства изменился, был №568767/20/58023-ИП, сейчас №175323/21/58023-ИП.
В силу ч.3 ст.43 ФЗ «Об исполнительном производстве» возобновление исполнительного производства допускается только в случае отмены судебного акта, ставшего основанием для прекращения исполнительного производства, либо изменения обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исполнительного производства.
В данном случае определение Железнодорожного районного суда г.Пензы от 06.05.2020 года об утверждении мирового соглашения отменено не было, обстоятельства никак не менялись и измениться не могли в связи с тем, что по мировому соглашению взыскатель ФИО4 отказался от иска, а 21 мая 2020 года попросил судебных приставов прекратить производство по делу, что и было сделано 22 мая 2020 года. Новое исполнительное производство в силу ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» может быть возбуждено только по заявлению взыскателя и только с приложением подлинника исполнительного документа, что невозможно по причине, названной выше.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО2 без имеющихся на то оснований, вопреки действующему законодательству и вступившему в законную силу определению Железнодорожного районного суда г.Пензы от 06.05.2020 об утверждении мирового соглашения, незаконно возобновил прекращенное 22 мая 2020 года исполнительное производство, чем существенным образом нарушил его права на судебную защиту, а именно: неисполнение судебным приставом обязанности по прекращению любых исполнительных действий и исполнительного производства в результате принятия судом судебного акта об утверждении мирового соглашения, которым сам взыскатель отказался от исковых требований, а суд прекратил производство по гражданскому делу №2-1969/2019, вследствие чего все исполнительные листы по данному делу также утратили силу. В данном случае судебным приставом-исполнителем данный судебный акт был полностью проигнорирован, и заведомо незаконно было возобновлено исполнительное производство.
Кроме того, по сведениям с сайта https://r58.fssp.gov.ru/iss/ip, предоставляющего актуальную информацию о текущей задолженности, за ним числится задолженность в пользу физических и юридических лиц в сумме 3 296 829,13 руб., т.е. не на 3 300 000 руб. как присуждено, а на меньшую сумму, т.к. до заключения мирового соглашения исполнительный лист был исполнен на сумму 3 170,87 руб. и переплата по исполнительскому сбору 0,39 руб.
Указанное подтверждает, что техническая возможность отражения данных о переплате существует. Таким образом, даже если административный ответчик возобновил производство в связи с переплатой, то должен был отразить именно переплату 3 170,87 руб. по основному взысканию и 0,39 руб. по исполнительскому сбору, а не задолженность 3 296 829,13 руб. по основному долгу и переплату 0,39 руб. по исполнительскому сбору.
Каких-либо документов, на основании которых административный ответчик производил указанные действия, он не получал.
На основании изложенного просил признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП УФССП России по Пензенской области ФИО2 по возобновлению исполнительного производства №175323/21/58023-ИП от 03.03.2020 на сумму 3 296 829,13 руб. по исполнительному листу, выданному Железнодорожным районным судом г.Пензы по делу №2-1969/2019; признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ФИО2 по размещению в Банке данных исполнительных производств и на сайте Портал государственных услуг в сети Интернет сведений о наличии у него задолженности на сумму 3 296 829,13 руб.; признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО2 по ненаправлению ему документов о возобновлении исполнительного производства.
Протокольным определением Железнодорожного районного суда г.Пензы от 09.06.2021 по делу в качестве соответчика привлечен заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО3
В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования изменил, просит признать незаконными: постановление заместителя начальника отделения - заместителя ст. судебного пристава Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО3 от 14.04.2021 об отмене постановления об окончании исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020 и возобновлении исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020; действия административных ответчиков по несвоевременному направлению ему постановления заместителя начальника отделения - заместителя ст. судебного пристава Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО3 от 14.04.2021 об отмене постановления об окончании исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020 и возобновлении исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020; действия судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП УФССП России по Пензенской области ФИО2 по возбуждению 14 апреля 2021 года исполнительного производства №175323/21/58023-ИП от 03.03.2020 по исполнительному листу, выданному Железнодорожным районным судом г.Пензы по делу №2-1969/2019.
Также просит признать незаконными действия административных ответчиков по размещению в Банке данных исполнительных производств на официальном сайте ФССП России в сети Интернет в апреле 2021 года (не ранее 14 апреля 2021 года) следующих сведений: «Должник (физ. лицо: ФИО, дата и место рождения; юр. лицо: наименование, юр. адрес, фактический адрес)» «ФИО1, дата<адрес>».
«Исполнительное производство (номер, дата возбуждения)» «175323/21/58023-ИП от 03.03.2020 71331/17/58023-СД».
«Реквизиты исполнительного документа (вид, дата принятия органом, номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ)» «Исполнительный лист от 16.12.2019 №2-1969 Постановление о взыскании исполнительского сбора Железнодорожный районный суд г.Пензы».
«Дата, причина окончания или прекращения ИП (статья, часть, пункт основания)» «Сервис» «Оплатить Р»
«Предмет исполнения, сумма непогашенной задолженности» «Иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц: 3 296 829,13 руб. Исполнительский сбор: - 0,39 руб.»
«Отдел судебных приставов (наименование, адрес) Судебный пристав-исполнитель» «Железнодорожное РОСП г.Пензы 440039, <...>, ФИО2 +78412906555».
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения данного дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представители истца Байдаров А.Д. и ФИО6, действующие на основании ордеров, измененные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить, пояснив по обстоятельствам, изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что после возбуждения ранее оконченного исполнительного производства исполнительные действия в отношении ФИО1 судебным приставом-исполнителем не совершались, в то же время, полагают, что действиями административных ответчиков были нарушены личные неимущественные права истца, порочащие его честь и достоинство. Истец испытывал моральные переживания и страдания в связи с тем, что на сайте УФССП в сети Интернет были размещены недостоверные сведения о наличии у него задолженности по исполнительным производствам о взыскании с него в пользу ФИО4 денежных средств и исполнительского сбора. При том, что исполнительное производство №175323/21/58023-ИП от 03.03.2020 было окончено, в связи с утверждением судом мирового соглашения, заключенного ФИО1 с ФИО4 на стадии исполнения решении суда, а постановление о взыскании с него исполнительского сбора было отменено. Оснований для возобновления исполнительного производства о взыскании с ФИО1 в пользу ФИО4 денежных средств у ответчиков не имелось.
Также пояснили, что ФИО1 имеет ограниченный доступ к услугам ЕСИА. Административными ответчиками не представлены доказательства направления истцу информации в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, а также размещения в едином личном кабинете ФИО1 копии оспариваемого постановления от 14.04.2021.
Полагают, что данное административное исковое заявление подано в суд с соблюдением предусмотренного ч.3 ст.219 КАС РФ срока, поскольку последние сведения о наличии у ФИО1 задолженности на сайте Госуслуг были размещены 14 апреля 2021 года, в суд с данным иском истец обратился 23 апреля 2021 года, т.е. в установленный законом 10-дневный срок. Информация о вынесенном заместителем начальника отделения - заместителем ст. судебного пристава Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО3 постановлении об отмене постановления об окончании исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020 и возобновлении исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020 им стала известна только в рамках настоящего дела.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО2 в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что 21 мая 2020 года ФИО4 обратился в Железнодорожный РОСП УФССП России по Пензенской области с заявлением, в котором просил вернуть ему исполнительный лист о взыскании с ФИО1 в его пользу денежных средств. В тот же день им было вынесено постановление об окончании исполнительного производства №568767/20/58023-ИП и возврате ФИО4 исполнительного документа.
В дальнейшем, в связи с неисполнением должником требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, встал вопрос о взыскании с ФИО1 исполнительского сбора. Для решения вопроса о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №568767/20/58023-ИП от 03.03.2020, им 02 октября 2020 года было вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 21.05.2020, и в тот же день на основании постановления от 02.10.2020 данное исполнительное производство снова было окончено.
08 февраля 2021 года заместителем руководителя УФССП по Пензенской области было вынесено постановление об отмене постановления о взыскании с ФИО1 исполнительского сбора. До отмены данного постановления со счета ФИО1 в счет погашения исполнительского сбора были списаны 0,39 руб., сумма задолженности по исполнительскому сбору составила 230 999,61 руб.
После отмены постановления о взыскании с ФИО1 исполнительского сбора возникла необходимость возвратить должнику взысканный с него исполнительский сбор в размере 0,39 руб. Вернуть исполнительский сбор можно было только в рамках исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 03.03.2020. В связи с этим, 14 апреля 2021 года заместителем начальника отделения - заместителя ст. судебного пристава Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО3 было вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020 и возобновлении данного исполнительного производства. Сделано это было чисто технически, чтобы вернуть исполнительский сбор.
14 апреля 2021 года им постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО1 не выносилось. После возбуждения исполнительного производства все данные по нему автоматически отобразились на сайте УФССП: сумма задолженности на момент окончания исполнительного производства в размере 3 296 829,13 руб., с учетом взысканных с должника 3 170,87 руб., и подлежащий возврату исполнительский сбор - 0,39 руб. По Инструкции №682 после возобновления исполнительного производства ему присваивается новый номер, поэтому номер исполнительного производства изменился
До настоящего времени денежные средства в сумме 0,39 руб., взысканные с ФИО1, ему не возвращены, поскольку истцом по его запросу не предоставлены банковские реквизиты для перечисления денег. Исполнительное производство в отношении ФИО1 было возобновлено формально для решения вопроса по исполнительскому сбору, после его возобновления к административному истцу никакие исполнительные действия не применялись, его права не нарушены, в связи с чем, просит в иске отказать.
В судебном заседании административный ответчик заместитель начальника отделения - ст. судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП г.Пензы ФИО3 с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что 14 апреля 2021 года в связи с нахождением начальника ФИО7 в очередном ежегодном отпуске, ею было вынесено постановление об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства о взыскании с ФИО1 денежных средств в пользу ФИО4 для обеспечения технической возможности возврата ФИО1 взысканного с него исполнительского сбора в сумме 0,39 руб.
В соответствии с письмом ФССП России от 23.03.2021 №00112/21/44984-ОП «О расширении пилотной зоны ГЭПС» в 2020 году УФССП России по Пензенской области включено в пилотную зону для тестирования функционала направления юридически значимых уведомлений ФССП России в личный кабинет ЕПГУ посредством Государственной электронной почтовой системы, реализованного в рамках государственного контракта на оказание услуг по реализации в составе Автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов компонентов суперсервиса «Цифровое исполнительное производство».
В случае наличия в исполнительном производстве согласия стороны исполнительного производства на получение юридически значимых действий уведомление о ходе исполнительного производства по исполнительному производству может направляться в электронной форме в личный кабинет стороны исполнительного производства на ЕПГУ, без формирования бумажной копии. При этом требуется обеспечить отслеживание статуса доставки сформированных электронных уведомлений (документов): успешно доставленная в личный кабинет ЕПГУ копия имеет статус «Отправлено в ЛК ЕПГУ», при входе пользователя в личных кабинет ЕПГУ и прочтении копия имеет статус «Доставлено». В случае, если по истечении 15 дней копия не перешла на статус «Доставлено», требуется обеспечить отправку уведомлений иным способом, предусмотренным законодательством РФ.
14 апреля 2021 года она в электронной форме направила истцу копию постановления от 14.04.221 об отмене постановления об окончании исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020 и возобновлении данного исполнительного производства. В связи с тем, что в течение 15 дней в списке рассылки отсутствовал статус «доставлено», данное постановление 28 апреля 2021 года было направлено ФИО1 заказной корреспонденцией по адресу его регистрации: <адрес>, что подтверждается почтовым реестром №5 от 28.04.2021 со штампом о принятии заказного письма в отделении почтовой связи. Согласно данным официального сайта «Почта России» данное постановление получено истцом 05 мая 2021 года. Просит в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.
Представители административных ответчиков УФССП России по Пензенской области и Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО8 и ФИО7, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, просили в удовлетворении иска отказать, пояснив, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно сумму задолженности изменить не может, она может менять только в случаях полного или частичного погашения задолженности либо окончания исполнительного производства. Поэтому после возобновления исполнительного производства существующая на момент его окончания сумма задолженности автоматически отображается на сайте УФССП. Исполнительное производство в отношении истца было возобновлено лишь с целью возврата ФИО1 исполнительского сбора.
Полагают, что права истца действиями судебных приставов не нарушены, какие-либо неблагоприятные последствия для истца в результате возобновления ранее оконченного в отношении него исполнительного производства не наступили.
Также просили применить последствия пропуска истцом срока исковой давности на обращении в суд с настоящим иском и в удовлетворении заявленных требований также отказать и по этому основанию.
В судебное заседание заинтересованное лицо ФИО4 не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела был извещен.
Суд, выслушав пояснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела №2-1969/2019, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В статье 12 Федерального закона РФ №118-ФЗ «О судебных приставах» закреплено, что судебный пристав-исполнитель обязан и вправе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
На основании ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
В соответствии со ст.50 Федерального закона «Об исполнительном производстве» до окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
Об утверждении мирового соглашения суд выносит определение (ч.3 ст.173 ГПК РФ), на основании которого судебный пристав-исполнитель прекращает исполнительное производство (п.3 ч.2 ст.43 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В силу ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 2 статьи 112 данного Закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из п.3 ч.2 ст.43, п.1 ч.10 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», утверждение судом мирового соглашения, заключенного в процессе исполнения судебного акта, которое влечет прекращение его исполнения, является основанием для прекращения исполнительного производства и исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
Согласно п.3 ч.10 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО2 на основании исполнительного листа №2-1969/20109 от 16.12.2019, выданного Железнодорожным районным судом г.Пензы, возбуждено исполнительное производство №568767/20/58023-ИП о взыскании с ФИО1 в пользу ФИО4 денежных средств в размере 3 300 000 руб.
Вступившим в законную силу определением Железнодорожного районного суда г.Пензы утверждено мировое соглашение на стадии исполнения заочного решения Железнодорожного районного суда г.Пензы от 16.12.2019 по иску ФИО4 к ФИО1 о взыскании суммы займа, неустойки и обращения взыскания на заложенное имущество, по условиям которого ответчик ФИО1 в счет полного погашения задолженности по договору займа передает истцу ФИО4 право собственности на заложенное имущество, расположенное по адресу: <адрес>.
21 мая 2020 года ФИО4 обратился в Железнодорожный РОСП УФССП России по Пензенской области с заявлением, в котором просил прекратить исполнительное производство, возбужденное по исполнительному листу серии ФС №033741716 и вернуть ему как взыскателю данный исполнительный лист.
В тот же день, т.е. 21 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО2 вынесено постановление об окончании исполнительного производства №568767/20/58023-ИП и возврате ФИО4 исполнительного документа.
Как следует из данного постановления, сумма задолженности по состоянию на 21 мая 2020 года составила 3 296 829,13 руб., с учетом взысканных с должника в рамках исполнительного производства денежных средств в размере 3 170,87 руб.
02 октября 2020 года для решения вопроса о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №568767/20/58023-ИП от 03.03.2020 судебным приставом ФИО2 было вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 21.05.2020.
02 октября 2020 года судебный пристав ФИО2, рассмотрев материалы исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 03.03.2020, и установив, что исполнительный документ должником ФИО1 в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, вынес постановление о взыскании с него исполнительского сбора в размере 231 000 руб. В тот же день на основании постановления того же судебного пристава от 02.10.2020 исполнительное производство №568767/20/58023-ИП от 21.05.2020 было окончено.
12 октября 2020 года на основании постановления судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО2 №58023/20/4518538 от 02.10.2020 возбуждено исполнительное производство №4962237/20/58023-ИП от 12.10.2020 о взыскании с ФИО1 исполнительского сбора в сумме 231 000 руб.
08 февраля 2021 года заместителем руководителя УФССП по Пензенской области ФИО9 вынесено постановление об отмене постановления №58023/20/4518538 от 02.10.2020 о взыскании с ФИО1 исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что до отмены постановления о взыскании исполнительского сбора, со счета ФИО1 в счет погашения исполнительского сбора были списаны денежные средства в размере 0,39 руб., в связи с чем, сумма задолженности по исполнительскому сбору составила 230 999,61 руб.
После отмены постановления №58023/20/4518538 от 02.10.2020 о взыскании с ФИО1 исполнительского сбора у административных ответчиков на основании п.3 ч.10. ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» возникла необходимость возвратить ФИО1 взысканный с него исполнительский сбор в размере 0,39 руб.
В связи с этим, 14 апреля 2021 года заместителем начальника отделения - заместителя ст. судебного пристава Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО3 вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020 и возобновлении исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020.
Как следует из пояснений представителей ответчиков, до настоящего времени денежные средства в сумме 0,39 руб., взысканные с ФИО1, истцу не возвращены, поскольку им не представлены банковские реквизиты для перечисления денежных средств.
Из представленного ответчиками в материалы дела письма ФССП России от 23.03.2021 №00112/21/44984-ОП «О расширении пилотной зоны ГЭПС» следует, что в 2020 году УФССП России по Пензенской области включено в пилотную зону для тестирования функционала направления юридически значимых уведомлений ФССП России в личный кабинет ЕПГУ посредством Государственной электронной почтовой системы, реализованного в рамках государственного контракта на оказание услуг по реализации в составе Автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов компонентов суперсервиса «Цифровое исполнительное производство». В случае наличия в исполнительном производстве согласия стороны исполнительного производства на получение юридически значимых действий уведомление о ходе исполнительного производства по исполнительному производству может направляться в электронной форме в личный кабинет стороны исполнительного производства на ЕПГУ, бумажная копия формироваться не будет. При этом требуется обеспечить отслеживание статуса доставки сформированных электронных уведомлений (документов): успешно доставленная в личный кабинет ЕПГУ копия имеет статус «Отправлено в ЛК ЕПГУ», при входе пользователя в личных кабинет ЕПГУ и прочтении копия имеет статус «Доставлено». В случае, если по истечении 15 дней копия не перешла на статус «Доставлено», требуется обеспечить отправку уведомлений иным способом, предусмотренным законодательством РФ.
Из материалов дела следует, что 14 апреля 2021 года копия постановления от 14.04.2021 об отмене постановления об окончании исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020 и возобновлении исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020 года в электронной форме была направлена истцу, поскольку он дал свое согласие на получение уведомлений в ЛК ЕПГУ.
В связи с тем, что в течение 15 дней в списке рассылки отсутствовал статус «доставлено», данное постановление 28 апреля 2021 года было направлено ФИО1 заказной корреспонденцией по почте, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений.
По сведениям официального сайта «Почта России» копия постановления от 14.04.2021 об отмене постановления об окончании исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020 и возобновлении исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020 получена ФИО1 05 мая 2021 года.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что возобновление ранее оконченного исполнительного производства в отношении ФИО1 связано с возвратом ему исполнительского сбора, правомерность действий судебных приставов о взыскании с него исполнительского сбора истцом не оспаривается, суд нарушений требований закона со стороны судебных приставов и оснований для удовлетворения требования истца о признании незаконным постановления заместителя начальника отделения - заместителя ст. судебного пристава Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО3 от 14.04.2021 об отмене постановления об окончании исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020, возобновлении исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020, а также о признании незаконными действий административных ответчиков по несвоевременному направлению истцу копии данного постановления не усматривает.
Согласно материалам дела, в результате взыскания с истца исполнительского сбора и отменой в связи с этим административным ответчиком ФИО3 постановления об окончании исполнительного производства №568767/20/58023-ИП в банке данных исполнительных производств в апреле 2021 года были размещены сведения о наличии у ФИО1 задолженности по оконченному исполнительному производству о взыскании с него денежных средств в пользу ФИО4 в размере 3 296 829,13 руб.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО12 суду пояснила, что работает в УФССП России по Пензенской области <данные изъяты>, в её обязанности входит обеспечение работоспособности автоматизированной информационной системы, исправление при появлении технических ошибок в данной системе. УФССП России по Пензенской области имеет официальный сайт в сети Интернет, ведение банка данных исполнительных производств осуществляется в электронном виде средствами государственной информационной системы «Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов» (АИС ФССП России).
Загрузка информации в банк данных исполнительных производств происходит при вынесении судебным приставом-исполнителем документов, сначала информация поступает на сервер РОСП, а потом автоматически выгружается на сайте. Вся информация на сайте отображается из базы данных, сформированной судебным приставом-исполнителем.
В случае, если у судебного пристава имеется неоконченное исполнительное производство, то сведения о нем, в том числе о сумме задолженности должника, автоматически попадают в банк данных. При окончании исполнительного производства по любым основаниям сумма долга обнуляется. При возобновлении оконченного исполнительного производства сведения о данном исполнительном производстве снова автоматически выгружаются в банк данных, технически предотвратить в таком случае выгрузку сведений на сайте невозможно.
Оценив представленные сторонами доказательства, в том числе показания свидетеля ФИО12, суд приходит к выводу о том, что действия ответчиков по размещению в банке данных исполнительных производств информации о наличии у ФИО1 задолженности по исполнительному производству также не противоречат закону.
Согласно ч.1 ст.6.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Как следует из части 3 этой же статьи, общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных: дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ; дата возбуждения исполнительного производства, номер исполнительного производства; наименование должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения); требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети "Интернет", и данных о взыскателе; сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу; наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство; данные об объявлении розыска должника, его имущества; сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 данного Федерального закона.
В силу ч.4 ст.6.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением данных об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, которые являются общедоступными до обнаружения указанных лиц или имущества, а также сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, которые являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства.
В соответствии с п.1.3 Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде, утвержденного Приказом ФССП России от 12.05.2012 №248, создание и ведение банка данных осуществляется в электронном виде средствами государственной информационной системы «Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов» (АИС ФССП России). Оператором банка данных является Федеральная служба судебных приставов.
Поскольку как установлено судом, постановление об окончании исполнительного производства №568767/20/58023-ИП от 02.10.2020 было отменено и исполнительное производство заново возобновлено для возврата истцу исполнительского сбора, действия административных ответчиков по размещению в банке данных исполнительных производств информации о наличии в отношении ФИО1 исполнительного производства с суммой задолженности, существующей на момент окончания исполнительного производства, не противоречат требованиям закона, поскольку в силу ч.4 ст.6.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» сведения, содержащиеся в банке данных, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из содержания п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Для признания незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного органа необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие решений, действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, оспариваемые истцом действия ответчиков требованиям закона не противоречат, действия по возобновлению ранее оконченного исполнительного производства были направлены на возврат ФИО1 взысканного исполнительского сбора т.е. в интересах административного истца, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.
Статья 152 ГК РФ предоставляет гражданину право требовать по суду опровержения порочащих его сведений (п.1), в том числе распространенных в средствах массовой информации (п.2).
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Определении от 01.03.2010 № 323-О-О, реальная защита прав и законных интересов лица, чьи честь, достоинство и доброе имя потерпели ущерб в результате распространения не соответствующей действительности негативной информации, в любом случае должна быть обеспечена.
В то же время, суд учитывает, что после возобновления оконченного исполнительного производства, возбужденного в отношении ФИО1, к нему со стороны судебных приставов исполнительные действия не принимались. Какие-либо негативные последствия в результате размещения на сайте информации о наличии у истца суммы задолженности по исполнительному производству не наступили. Доказательств обратного, истцом суду не предоставлено, несмотря на то, что судом данный вопрос выносился на обсуждение сторон.
Кроме того, вопрос о защите чести и достоинства истца и причинении ему нравственных страданий и переживаний в результате размещения на сайте УФССП недостоверной информации по исполнительному производству подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В порядке же административного судопроизводства подлежат защите нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Требования истца о признании действия судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП УФССП России по Пензенской области ФИО2 по возбуждению 14 апреля 2021 года исполнительного производства в отношении ФИО1 также удовлетворению не подлежат, поскольку как установлено судом, данное исполнительное производство было возбуждено на основании постановления заместителя начальника отделения - заместителя ст. судебного пристава Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО3 Действия по возбуждению исполнительного производства в отношении истца судебным приставом-исполнителем ФИО2 не совершались.
В судебном заседании ответчиками заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд с настоящим иском.
В силу ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, о нарушении своего права истцу стало известно 14 апреля 2021 года, когда на сайте Госуслуги появились сообщения о наличии в отношении него исполнительного производства. За защитой нарушенного права истец обратился в суд с настоящим иском 26 апреля 2021 года, то есть в пределах установленного законом 10-дневного срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд -
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Железнодорожному РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области, судебному приставу-исполнителю Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО2, заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области ФИО3, УФССП России по Пензенской области об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено «20» июля 2021 года.
Судья - Титова Н.С.