РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одоевский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Яшиной В.И.,
помощника Тюриной Н.Н.,
с участием пом. прокурора Одоевского района Тульской области Кошкаровой В.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-807/2023 по административному исковому заявлению и.о.прокурора Одоевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района о признании бездействия незаконным, обязании разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги,
установил:
и.о. прокурора Одоевского района Тульской области Шемберева О.А. в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к административному ответчику администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района о признании бездействия незаконным, обязании разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги. Требования мотивировал тем, что прокуратурой Одоевского района в администрации муниципального образования Южно-Одоевское проведена проверка соблюдения земельного законодательства, законодательства о предоставлении муниципальных услуг, в ходе которой установлено, что распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 N 2113-р услуга - установление сервитута в отношений земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включена в перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства в администрации муниципального образования Южно-Одоевское административный регламент предоставления вышеуказанной услуги не принят.
11.04.2023 главе администрации МО Южно-Одоевское внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Однако административный регламент предоставления муниципальной услуги не разработан. Просит признать бездействие администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района по не разработке административного регламента предоставления муниципальной услуги «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района в срок до 01.03.2024 разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности».
В судебном заседании пом. прокурора Кошкарова В.Е., заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия.
Выслушав пом. прокурора Кошкарову В.Е., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Статьей 11 Федерального закона N 210-ФЗ предусмотрено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (ст. 12). Административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги (п. 4 ст. 2).
На основании ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (ст. 10 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг.
Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 года № 2113-р.
Согласно п. 27 Перечня типовой государственной и муниципальной услугой является – «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности».
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; 2) проведение изыскательских работ; 3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии со ст. 39.26 Земельного кодекса РФ в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.
Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы в письменной форме или в форме электронных документов в порядке, установленном для подачи заявлений о предоставлении земельных участков.
Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, обязан выполнить одно из следующих действий: 1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах; 2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории; 3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса; 4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Одоевского района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района требований земельного законодательства, законодательства о предоставлении муниципальных услуг, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования Одоевский район не разработан и не утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности».
11.04.2023 главе администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района внесено представление, однако сведения так и не были размещены (л.д.18-20).
Согласно ответу главы администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района от 17.05.2023 № 01-15/180 в настоящее время разрабатывается проект постановления администрации «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Установление публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в муниципальной собственности» (л.д.21).
Судом установлен факт того, что административный регламент предоставления муниципальной услуги «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности» не разработан и не утвержден в настоящее время, что сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела (сведения с официального сайта АМО Южно-Одоевское Одоевского района (л.д.22).
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства дела, в совокупности с приведенными нормами материального права, суд приходит к выводу, что непринятие административным ответчиком мер по разработке и принятию административного регламента «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», противоречит вышеприведенным нормам Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", чем нарушаются права неопределенного круга лиц на получение гарантированной услуги в соответствии с административным регламентом, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос об установлении срока для исполнения указанных в решении действий, суд принимает во внимание объем действий и сроки, необходимые для проведения указанных в иске мероприятий, позиции сторон по данному вопросу, в связи с чем, приходит к выводу о необходимости установления административному ответчику срока для исполнения указанных в решении суда действий до 01.03.2024.
Руководствуясь ст.180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление и.о.прокурора Одоевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района о признании бездействия незаконным, обязании разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района по не разработке административного регламента предоставления муниципальной услуги «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района в срок до 01.03.2024 разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Одоевский межрайонный суд в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2023г.
Председательствующий В.И. Яшина.