ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8089/17 от 27.11.2017 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2а-8089/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2017 года город Липецк

Советский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего судьи Малюженко Е.А.,

при секретаре Корчагиной А.О.,

с участием представителя административного истца Мартынович ФИО9, представителя административного ответчика администрации Липецкой области – Савчук ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соколовой ФИО11 к администрации Липецкой области об отказе в рассмотрении обращения по существу, признании незаконной переадресации обращения, обязании рассмотреть обращение по существу,

УСТАНОВИЛ:

Соколова Т.Ю. обратилась с административным исковым заявлением к администрации Липецкой области о нарушении ответчиком ч. 1 ст. 10 ФЗ № 59 от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» путем уклонения административным ответчиком от рассмотрения ее обращения по существу, обязав административного ответчика рассмотреть его по существу, признав незаконной переадресацию административным ответчиком обращения в администрацию г. Липецка. В обоснование своих требований истец указала, что ею было получено сообщение административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ за подписью советника Колмакова В.Ю., из которого следует, что истец адресовал свое некое обращение в Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ, которое было переадресовано в соответствии с компетенцией в администрацию Липецкой области. Содержание обращения истца не указывается, как не указываются иные его реквизиты. Административный ответчик данное обращение переадресовал в администрацию г. Липецка. Считает, что действиями ответчика нарушены ее права на рассмотрение обращения по существу, поступившего из г. Москва в соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ № 59 от 2.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» для рассмотрения в соответствии с компетенцией администрации Липецкой области, признании переадресации из администрации Липецкой области в администрацию г. Липецка незаконной.

Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г. Липецка.

Административный истец Соколова Т.Ю., заинтересованное лицо администрация г. Липецка в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.

Представитель административного истца Мартынович Г.Ф., действующий на основании доверенности, административный иск поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, объяснив, что администрация Липецкой области, получив обращение Соколовой Т.Ю. из Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, не должно было перенаправлять его для дачи ответа в администрацию г. Липецка. Просил обязать административного ответчика рассмотреть обращение по существу, признать незаконной переадресацию обращения в администрацию г. Липецка.

Представитель администрации Липецкой области по доверенности Савчук Н.А. исковые требования не признала, объяснив, что в сопроводительном письме к обращению Соколовой Т.Ю. ДД.ММ.ГГГГ по поводу предоставления жилья нуждающимся многодетным семьям г. Липецка по договорам социального найма указана также администрация г. Липецка. Согласно положениям ФЗ № 59 Совет Федерации Федерального Собрания РФ не наделено полномочиями по рассмотрению вопросов о предоставлении жилья в г. Липецке. Администрация Липецкой области не является уполномоченным органом по учету и распределению жилья в г. Липецке льготной категории граждан. Обращение было перенаправлено в течение двух дней с момента поступления из Совета Федерации. Администрация ЛО неоднократно отвечала истцу об отсутствии нарушений по вопросам предоставления жилья. Кроме того, в законе не указано о переадресации обращения уполномоченному органу для его рассмотрения только один раз. Просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, поскольку права, свободы и законные интересы административного истца нарушены не были.

Представитель заинтересованного лица Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ в судебное заседание не явился, в письменном сообщении указал, что поступившее в Аппарат Совета Федерации обращение Соколовой Т.Ю. направлено согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в семидневный срок для рассмотрения в администрацию Липецкой области, о чем согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 данного закона было сообщено заявителю. Поставленные в обращении заявителя вопросы не подлежали разрешению, как в Аппарате Совета Федерации, так и в Совете Федерации ФС РФ, поскольку Совет Федерации согласно ст. 95 Конституции РФ является палатой высшего представительного и законодательного органа – парламента РФ, вопросы ведения которого определяются ст. 102 Конституции РФ. Аппарат Совета Федерации согласно ст. 96 и пункта «а» ст. 97 Регламента Совета Федерации ФС РФ является государственным органом, обеспечивающим деятельность Совета Федерации.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено, что административный истец Соколова Т.Ю. обратилась, в том числе, к председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Главе администрации г. Липецка, Главе администрации Липецкой области с предложением от ДД.ММ.ГГГГ по совершенствованию законов и иных нормативно-правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества для принятия мер по восстановлению нарушенного права 1609 многодетных семей г. Липецка – очередников жилищной очереди г. Липецка.

ДД.ММ.ГГГГ указанное обращение было получено в Управлении организационного обеспечения Аппарата Совета Федерации ФС РФ и зарегистрировано под входящим номером

ДД.ММ.ГГГГ данное обращение было направлено в администрацию Липецкой области, которое было получено ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано под входящим номером

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Липецкой области обращение Соколовой Т.Ю. было направлено в администрацию г. Липецка для рассмотрения по существу и сообщения результата его рассмотрения.

Указанные обстоятельства сторонами не оспорены.

На обращение административного истца Соколовой Т.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ несмотря на его направление администрацией Липецкой области для рассмотрения по существу администрации г. Липецка ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком подготовлен ответ и направлен заявителю ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кассовым чеком.

Факт получения указанного сообщения административным истцом не оспорен.

Административный истец считает незаконным отказ административного ответчика администрации Липецкой области в рассмотрении обращения по существу, чем нарушены положения ч. 1 ст. 10 ФЗ № 59 от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а также незаконной переадресацию административным ответчиком обращения истца в администрацию г. Липецка, обязав ответчика рассмотреть обращение истца по существу.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Статьей 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

В силу статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Срок рассмотрения письменного обращения гражданина установлен ст. 12 Закона и составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в других государственных органах и у иных должностных лиц, руководителю государственного органа или уполномоченному должностному лицу предоставлено право продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В соответствии со ст. 5 Закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами и должностными лицами установлен ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан", согласно которой государственный орган или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

При этом, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не содержит критериев признания рассмотрения обращения невсесторонним и необъективным, а также количество направлений в уполномоченные органы для дачи ответов по существу на поступившие обращения граждан.

Согласно ст.ст. 94, 95 Конституции РФ, Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.96, 97 Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" Аппарат Совета Федерации осуществляет обеспечение деятельности Совета Федерации. Основными задачами Аппарата Совета Федерации являются:

а) правовое, информационное, организационное, аналитическое, документационное, кадровое, финансовое, материально-техническое и хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации и его органов, членов Совета Федерации;

б) правовое, организационное и документационное обеспечение согласительных процедур, используемых для разрешения возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации;

в) правовое, организационное, информационное, аналитическое, протокольное и паспортно-визовое обеспечение межпарламентских связей;

г) организационное, информационное и документационное обеспечение работы членов Совета Федерации с индивидуальными и коллективными обращениями граждан, поступившими в Совет Федерации.

В соответствии со ст. 39 Устава Липецкой области Администрация области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области.

Администрация области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава области, законов и иных нормативных правовых актов области на территории области (п. 1, п. 2).

Администрацию области возглавляет глава администрации области - высшее должностное лицо области. В случае отсутствия главы администрации области или невозможности выполнения им своих обязанностей его полномочия осуществляет первый заместитель (п. 4).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Объем полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений определены в статье 14 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 7 Постановления Главы администрации Липецкой области от 9 июня 2012 г. N 226 "О распределении обязанностей между заместителями главы администрации Липецкой области", Наролин А.М. - заместитель главы администрации Липецкой области ведет вопросы топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства.

Непосредственно координирует и контролирует деятельность:

управления энергетики и тарифов Липецкой области;

управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.

Утверждает должностные регламенты руководителей и заместителей руководителей курируемых исполнительных органов государственной власти Липецкой области, согласовывает направление в служебные командировки и предоставление ежегодного отпуска указанным лицам.

Подписывает ответы на обращения граждан по вопросам, касающимся деятельности курируемых исполнительных органов государственной власти Липецкой области.

Согласно п. 1.1 Распоряжения Главы администрации г. Липецка от 27 декабря 2004 г. N 2376-р "О Положении об управлении по учету и распределению жилья", Управление по учету и распределению жилья (далее - Управление) является структурным подразделением администрации города.

Деятельность Управления направляет и координирует заместитель Главы администрации города (п.1.2)

Основными задачами Управления по учету и распределению жилья являются (п.2):

2.1. Организация ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

2.2. Обеспечение распределения муниципального и государственного жилья в соответствии с действующими законами и другими нормативными актами.

2.3. Оказание содействия предприятиям, организациям и учреждениям в организации учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределении и перераспределении жилья.

2.4. Выработка предложений по исполнению федеральных, областных и городских Программ, касающихся обеспечения граждан жильем.

2.5. Организация приема граждан по жилищным вопросам.

В соответствии с Распоряжением Администрации г. Липецка от 20 мая 2011 г. N 343-р «О распределении обязанностей между главой города Липецка, первым заместителем и заместителями Главы администрации города Липецк» заместитель Главы администрации города Липецка - председатель департамента ЖКХ:

Рассматривает вопросы функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и энергетического комплекса города.

Возглавляет департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка и руководствуется Положением о департаменте ЖКХ.

Имеет право подписи от имени администрации города Липецка писем, договоров (соглашений, контрактов) с юридическими и физическими лицами, смет и актов на производство работ.

Издает распоряжения заместителя главы администрации города Липецка по вопросам:

- мобилизационной работы;

- принятия и снятия с учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- снятия с учета, изменения состава семьи, переноса очереди граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях;

- принятия и снятия с учета граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) для строительства (приобретения) жилья.

Таким образом, анализируя в совокупности вышеприведенные нормы и нормативно-правовые акты, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений со стороны административного ответчика прав и законных интересов административного истца по перенаправлению обращения Соколовой Т.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Липецка, как уполномоченному органу, в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов по поводу предоставления жилья гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.

Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что в ходе рассмотрения административного дела, не нарушив срок рассмотрения обращений граждан, предусмотренный ст. 12 Федерального закона № 59, административным ответчиком в адрес административного истца был направлен ответ на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ, который ею был получен, что в судебном заседании представителем истца оспорено не было.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.

В данном случае из материалов дела следует, что обращение Соколовой Т.Ю. было своевременно рассмотрено уполномоченным лицом, письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ подписан заместителем главы администрации Липецкой области Наролиным А.М., в установленный законом срок в адрес заявителя направлено сообщение по результатам указанного обращения.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о нарушении администрацией Липецкой области ч. 1 ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» путем уклонения от исполнения обязанности по рассмотрению обращения истца по существу, признании незаконной переадресации обращения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Соколовой Т.Ю. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Соколовой ФИО11 к администрации Липецкой области об отказе в рассмотрении обращения по существу, признании незаконной переадресации обращения, обязании рассмотреть обращение по существу - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 04.12.2017г.