ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-80/18 от 12.12.2018 Кедровского городского суда (Томская область)

Дело № 2а-80/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2018 г. Кедровский городской суд Томской области в составе: председательствующего судьи Прохоровой Н.В.,

при секретаре Живаго Т.А.,

с участием представителя административного истца - заместителя прокурора города Кедрового Кильман Т.В.,

представителя административного ответчика – администрации города Кедрового Харенковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Кедрового в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Кедровый» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению в границах муниципального образования «Город Кедровый», за исключением земель лесного фонда, лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, лесничеств и лесопарков, расположенных в границах муниципального образования «Город Кедровый» и не относящихся к землям лесного фонда, организации и осуществлению мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования «Город Кедровый», за исключением земель лесного фонда, непредставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования «Город Кедровый», занятых городскими лесами; возложении обязанности по проведению лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, лесничеств и лесопарков, расположенных в границах муниципального образования «Город Кедровый» и не относящихся к землям лесного фонда, обеспечению организации и осуществлении мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования «Город Кедровый», за исключением земель лесного фонда, предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования «Город Кедровый», занятых городскими лесами,

установил:

прокурор города Кедрового обратился в суд с указанным административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Кедровый», ссылаясь на то что прокуратурой города Кедрового проведена проверка исполнения ранее внесенных представлений администрацией города Кедрового. Прокурорская проверка показала, что вопреки требованиям законодательства администрацией города Кедрового меры, направленные на проведение лесоустройства на территории муниципального образования «Город Кедровый», не приняты; лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, не разработан и не утверждён, не обеспечено проведение противопожарных мероприятий в соответствии с лесохозяйственным регламентом; границы и площадь земельных участков, занятых городскими лесами, не определены; в орган государственного кадастрового учёта документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования «Город Кедровый», занятых городскими лесами, не предоставлены. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес Мэра города Кедрового внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесных отношений, земельного законодательства, законодательства о муниципальном имуществе. Администрацией города на указанное представление были даны ответы от 01 июня 2018г. № 1790, от 18 октября 2018 г. № 3263, однако нарушения администрацией города Кедрового на момент проведения повторной проверки не устранены. Субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления. Администрацией города Кедрового меры для установления границ и постановки на кадастровый учет земельных участков, занятых городскими лесами, в пределах границ муниципального образования «Город Кедровый» на момент проведения повторной проверки не приняты. В ходе повторной проверки было установлено, что администрацией города Кедрового не исполняются обязанности в отношении городских лесов по проведению лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента городских лесов. Невыполнение администрацией города Кедрового требований действующего законодательства создает реальную угрозу потери леса, как природного ресурса и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего муниципального лесного контроля, обеспечения рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах. В связи с чем, административный истец просил суд: признать незаконным бездействие администрации города Кедрового, выразившееся в непринятии мер по проведению в границах муниципального образования «Город Кедровый», за исключением земель лесного фонда, лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, лесничеств и лесопарков, расположенных в границах муниципального образования «Город Кедровый» и не относящихся к землям лесного фонда, организации и осуществлению мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования «Город Кедровый», за исключением земель лесного фонда, непредоставлению в орган государственного кадастрового учёта документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования «Город Кедровый», занятых городскими лесами; возложить на администрацию города Кедрового обязанность по проведению в границах муниципального образования «Город Кедровый», за исключением земель лесного фонда, лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, лесничеств и лесопарков, расположенных в границах муниципального образования «Город Кедровый» и не относящихся к землям лесного фонда, обеспечению организации и осуществления мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования «Город Кедровый», за исключением земель лесного фонда, представлению в орган государственного кадастрового учёта документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования «Город Кедровый», занятых городскими лесами не позднее ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представитель административного истца - заместитель прокурора города Кедрового Кильман Т.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица – Департамента лесного хозяйства Томской области – Маткин В.Е., действующий на основании доверенности от 29 декабря 2018 г. №374д/2017, представил отзыв на административные исковые требования, в котором выразил мнение об обоснованности заявленных административных исковых требований, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.

Представитель административного ответчика - администрации города Кедрового - Харенкова Т.А., действующая на основании доверенности от 11 октября 2018 г. № 40, диплома квалификация юрист по специальности «юриспруденция», в судебном заседании признала административные исковые требования, ссылаясь на то, что работы по лесоустройству проводятся в осенне-летний период, соответственно предоставление в орган кадастрового учета сведений возможно только в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, просила установить срок исполнения обязанности не ранее ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Основными принципами в области лесных отношений, закрепленными п.п. 1-5 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, являются: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удостоверения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов.

В силу части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего кодекса, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лицами.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

По смыслу п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены: организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами (ст. 19 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из ч. 2 ст. 70 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Лесоустройство в соответствии с ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 ст. 23 настоящего Кодекса.

Лесной кодекс Российской Федерации в ч.1 ст. 23 установил, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. В силу ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В силу ч. 1 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Согласно п. 5 ч. 1 и ч. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами используются для отдыха граждан и туризма. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности земельного участка только к одной зоне.

В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (ч.1);

лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (ч. 3);

в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов (ч. 4).

В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со статьями 8, 32, 41 указанного выше Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ лесничеств, лесопарков.

Согласно информации представленной Департаментом лесного хозяйства Томской области от 07.10.2016 №74-09-5777 и от 25.04.2017 №74-11-2915 в государственном лесном реестре Томской области содержится документированная информация о составе и границах земель населенных пунктов, на которых расположены леса, в границах городского округа «Город Кедровый» площадью . Данные земли не относятся к землям лесного фонда.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты (спутниковые снимки), размещенной на официальном сайте органа кадастрового учета в сети «Интернет»: pkk5.rosreestr.ru, в границах муниципального образования «Город Кедровый» расположены лесные насаждения.

На территории Города Кедрового городские леса в установленном законом порядке не оформлены, инвентаризация лесов не проведена. Данные обстоятельства стороной административного ответчика не оспаривались.

Исходя из того, что в силу норм действующего законодательства, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, внесения сведений о землях, занятых городскими лесами в государственный кадастр недвижимости, является орган местного самоуправления, суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Кедрового, выразившееся в непринятии мер по проведению в границах муниципального образования «Город Кедровый», за исключением земель лесного фонда, лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, лесничеств и лесопарков, расположенных в границах муниципального образования «Город Кедровый» и не относящихся к землям лесного фонда, организации и осуществлению мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования «Город Кедровый», за исключением земель лесного фонда, непредоставлению в орган государственного кадастрового учёта документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования «Город Кедровый», занятых городскими лесами.

Возложить на администрацию города Кедрового обязанность по проведению в границах муниципального образования «Город Кедровый», за исключением земель лесного фонда, лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, лесничеств и лесопарков, расположенных в границах муниципального образования «Город Кедровый» и не относящихся к землям лесного фонда, обеспечению организации и осуществления мер пожарной безопасности в лесах в границах муниципального образования «Город Кедровый», за исключением земель лесного фонда, представлению в орган государственного кадастрового учёта документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о землях муниципального образования «Город Кедровый», занятых городскими лесами в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кедровский городской суд Томской области.

Председательствующий Н.В. Прохорова