ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-80/19 от 25.03.2019 Русско-полянского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-80/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Русско-Полянский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Никитиной Е.В.

при секретаре Прониной А.В.,

рассмотрев 25 марта 2019 года в открытом судебном заседании в р.п. Русская Поляна Омской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе муниципального образования, к Совету Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Русско-Полянского района Омской области обратился в суд с названными административными исковыми требованиями, в обоснование указав, что в ходе проверки соблюдения органами местного самоуправ-ления требований бюджетного законодательства установлено бездействие административного ответчика по проведению экспертизы муниципальной программы «Развитие экономического потенциала и социально-культур-ной сферы Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области» на 2014-2020 годы.

Просил суд признать незаконным бездействие административного ответчика по организации проведения экспертизы муниципальных про-грамм, обязать административного ответчика устранить нарушения пункта 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части непрове-дения экспертизы муниципальной программы Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области «Развитие экономического потенциала и социально-культурной сферы Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области на 2014-2020 годы», утверж-денной постановлением администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области от 09.12.2013 № 109а-п.

Впоследствии требования уточнил, просит суд признать бездействие Совета Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области по непроведению экспертизы муниципальной программы незаконным, обязать административного ответчика провести экспертизу муниципальной программы «Развитие экономического потенциала и социально-культурной сферы Новосан-жаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области на 2014-2020 годы», утвержденной 09.12.2013 постановлением главы Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области № 109а-п.

В судебном заседании представитель административного истца Тюль-кина Т.С., представившая служебное удостоверение, исковые требования, с учетом уточнений, поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Удалова Т.А., действую-щая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании административные иско-вые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать.

Заслушав представителей административного истца, административ-ного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Право прокурора на обращение в суд с иском о признании незаконным бездействия, понуждении к действию вытекает из совокупности положе-ний части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

В ходе судебного разбирательства установлено, что в 2005 году в единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о создании юридического лица администрации Новосанжаровского сельс-кого поселения Русско-Полянского муниципального района Омской облас-ти.

Из устава Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области усматривается наличие у такового правового статуса сельское поселение (статья 1) (л.д.8-28).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, на основании статьи 14 которого, а также Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к вопросам местного значения поселений отнесены составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

Из совокупности положений пункта 5 статьи 3, статьи 9, пункта 2 статьи 172, статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяющего основы бюджетного процес-са и межбюджетных отношений в Российской Федерации, усматривается наличие у органов местного самоуправления полномочий по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, основывающемуся, в том числе, и на муниципальных программах, утверждению этих программ путем принятия муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

На основании названных требований закона, 09.12.2013 главой Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области вынесено постановление № 109а-п, которым утверждена муниципальная программа «Развитие экономичес-кого потенциала и социально-культурной сферы Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области» на 2014-2020 годы (л.д.29-30).

По смыслу содержания статей 9, 157 и 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальная программа, на которой основы-вается составление проекта бюджета муниципального образования, нуждается в финансовом контроле, осуществляемом контрольно-счетным органом муниципального образования путем финансово-экономической экспертизы обоснованности финансово-экономических обоснований.

В 2018 году прокурором района главе сельского поселения, исполняю-щему полномочия председателя представительного органа муниципаль-ного образования на основании пункта 3 статьи 17 устава Новосанжаровс-кого сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, в соответствии с положением пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направлено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства (л.д.31-34). 03.05.2018 прокурору дан ответ о скором проведении экспертизы вышеназванной муниципальной программы (л.д.35).

Из результатов проверки, проведенной прокуратурой района с 08.02.2019 по 07.03.2019, усматривается отсутствие действий органа местного самоуправления по проведению экспертизы муниципальной программы (л.д.37,38-41,42-47). Принимая решение по настоящему делу, суд в соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, основываясь на положении статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходит из доказательств, имеющихся в материалах административного дела.

Оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказа-тельства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказа-тельств в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности нуждае-мости проведения финансово-экономической экспертизы муниципальной программы «Развитие экономического потенциала и социально-культурной сферы Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области» на 2014-2020 годы, на что прямо указано в ходе судебного рассмотрения спора сторонами по делу, несоответствии требованиям закона бездействия представительного органа поселения по обеспечению проведения таковой.

При этом, организационные действия по проведению экспертизы в силу положения статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных орга-нов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», устанавливающего общие принципы организации, деятельности и основ-ных полномочий контрольно-счетных органов муниципальных образо-ваний, возложены на представительный орган муниципального образова-ния, образующий контрольно-счетный орган муниципального образова-ния, являющийся постоянно действующим органом внешнего муниципаль-ного финансового контроля.

Возражения отвечающей стороны в ходе судебного разбирательства, не отрицающей действие на территории сельского поселения вышеназванной муниципальной программы, наличие у административного ответчика полномочий на организацию проведения экспертизы программы, необходимость ее проведения, относительно удовлетворения иска по причине отсутствия в бюджете поселения на 2019 год соответствующих ассигнований, не умаляют обязательности выполнения требований законо-дательства, регламентирующего действия органов местного самоуправ-ления по составлению бюджета муниципального образования.

Кроме того, отвечающей стороной не оспаривается правовая альтерна-тива обеспечения проведения экспертизы путем создания контрольно-счетного органа поселения, либо путем заключения соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, на что прямо указано в пунктах 2 и 11 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органа мест-ного самоуправления, регламентирован главой 22 Кодекса административ-ного судопроизводства Российской Федерации, статьей 219 которого предусмотрена подача в суд административного искового заявления в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено в ходе судебного рассмотрения настоящего дела, орга-ном местного самоуправления не произведены должные мероприятия с 2014 года, не устранены нарушения по непроведению экспертизы муници-пальной программы и в апреле 2018 года после представления прокурора, как и после требования прокурора в феврале 2019 года. Таким образом, прокурором оспаривается бездействие представительного органа местного самоуправления, относящееся к длящемуся нарушению действующего законодательства, что указывает на обращение в суд в пределах процес-суального срока, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска прокурора, поскольку законодателем администра-тивный ответчик уполномочен обеспечить проведение экспертизы муници-пальной программы, бездействие административного ответчика противо-речит действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административ-ного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным установить срок для устранения отвечающей стороной допущенных нарушений до 1 июля 2019 года, заявленный в суде представителем административного ответчика, находя его достаточным и обоснованным с учетом необходимости временных затрат для соблюдения процессуальных процедур, соблюдение которых регламентировано законом. При этом, судом учитываются разъяснения, данные 26 декабря 2014 года министерст-вом финансов Российской Федерации в письме № 02-10-11/67819 относи-тельно возможности проведения экспертизы муниципальных программ на любом этапе действия программы.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования удовлетворить.

Признать бездействие Совета Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области по непроведению экспертизы муниципальной программы незаконным.

Обязать Совет Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области до 01.07.2019 провести экспертизу муниципальной программы «Развитие экономического потенциала и социально-культурной сферы Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области» на 2014-2020 годы, утвержденной 09.12.2013 постановлением главы Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области № 109а-п.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Никитина

Мотивированное решение составлено 28.03.2019.