ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-80/2022 от 26.04.2022 Ржаксинского районного суда (Тамбовская область)

Дело № 2а-80/2022

68RS0022-01-2022-000099-39

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2022 года Ржаксинский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Черновой М.В.

с участием помощника прокурора Ржаксинского района Тамбовской области Ермина А.Ю.,

при секретаре Тормышевой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ржаксинского района Тамбовской области, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия по оборудованию водозабора подземных вод приборами учёта объема их добычи и устройствами для измерения уровня, обязании устранения допущенных нарушений,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ржаксинского района Тамбовской области обратился в Ржаксинский районный суд Тамбовской области с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия по оборудованию водозабора подземных вод приборами учёта объема их добычи и устройствами для измерения уровня, обязании устранения допущенных нарушений.

Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ржаксинского района Тамбовской области проведена проверка исполнения требований законодательства об охране и использовании недр, по результатам которой установлено, что артезианская скважина, расположенная в 50 метрах на юг от дома по <адрес>, снабжающая население питьевой водой, не оборудована прибором учета объема добычи подземных вод и устройством для измерения уровней подземных вод. Вместе с тем, в соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Кроме того, в соответствии с требованиями Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 года № 94, а также СанПИн 2.1.4.1110-02, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10, установлено, что с целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплутационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учёта объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод. Неисполнение органом местного самоуправления государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, создаёт угрозу жизни и здоровью человека, а так же угрозу возникновения и распространения заболеваний. На основании указанных обстоятельств, в силу положений ст.39 КАС РФ, прокурор Ржаксинского района Тамбовской области обратился в суд, ссылаясь на положения п.п. 4, 8 ч.1, ч.4 ст. 14, п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1, ч.3 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.4 ч.2 ст. 39 Водного кодекса РФ, просил: признать бездействие администрации Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области, выразившееся в неисполнении требований пункта 8 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 года № 94, а также пункта 3.2.1.5. СанПИн 2.1.4.1110-02, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10, незаконным; обязать администрацию Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области в срок 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, принять меры к оборудованию артезианской скважины, расположенной в 50 метрах на юг от дома по <адрес>, снабжающей население питьевой водой, а именно: приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод.

В судебном заседании помощник прокурора Ржаксинского района Тамбовской области Ермин А.Ю. административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске и просил их полностью удовлетворить, пояснив, что прокуратурой района длительное время проводится надзор в сфере ЖКХ, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения. За указанный период времени все артезианские скважины были подробно изучены, установлен их перечень, имеющихся на балансе сельсовета, проведена работа по постановке их на учет, оборудованию зон санитарной охраны вокруг артезианских скважин. Так же, в ходе проверки было установлено, что приборы учета объема добычи подземных вод и устройства для их измерения, на данных скважинах отсутствуют.

Представитель административного ответчика – администрации Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области Черкасов С.С., в судебном заседании заявленные административные требования прокурора Ржаксинского района Тамбовской области признал в полном объеме, пояснив, что указанная артезианская скважина находится в муниципальной собственности Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области, расположена на территории д. Недобровка и осуществляет ее водоснабжение. На данный момент сельсоветом заключено конституционное соглашение с АО "Тамбовская сетевая компания", проводится работа для передачи полномочий по обслуживанию данной скважины коммерческой организацией на платной основе. Считает, возможным установку указанного прибора учета, срок исполнения решения суда считает целесообразным.

Выслушав участников процесса, исследовав совокупность представленных документов, суд считает, что административные исковые требования прокурора Ржаксинского района Тамбовской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьёй 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Правовые нормы, содержащиеся в главе 3 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», развивают конституционные положения, закрепленные в статьях 130 и 132 Конституции Российской Федерации.

Часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Введя понятие вопросов местного значения, Конституция Российской Федерации закрепила основы компетенции местного самоуправления и в статье 132 предоставила органам местного самоуправления наиболее важные полномочия по их решению: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; введение местных налогов и сборов. Названная статья устанавливает, что органы местного самоуправления решают иные вопросы местного значения, а также предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Администрация Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области свою деятельность осуществляет, руководствуясь Уставом Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области, принятым решением Степановского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-13).

Согласно пунктам 4 и 5 статьи 1 Устава Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области, Степановский сельсовет – муниципальное образование, состоящее из нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, наделен статусом сельского поселения Законом Тамбовской области от 17.09.2004 года № 231-З «О наделении муниципальных образований Тамбовской области статусом сельского, городского поселений, городского округа, муниципального района».

В соответствии с пунктами 4, 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Указанные положения закреплены и в пункте 4 части 1 статьи 6 Устава Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с ч.2 ст.55 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ), при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с названным Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании подп. «б» п.2 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 года № 94 (далее Правила), охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов.

Согласно п.4, подп. «г» п.5 вышеназванных Правил, мероприятия, указанные в пункте 2 названных Правил, включают в себя профилактические и специальные мероприятия.

К профилактическим мероприятиям относятся в том числе, наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод и их уровенным режимом, путем анализов проб воды и измерений уровней подземных вод в эксплуатационных водозаборных и наблюдательных скважинах.

В соответствии с п.8 Правил, с целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод. Водозаборы подземных вод должны быть оборудованы наблюдательными скважинами для проведения систематических наблюдений за качеством и уровнем подземных вод на участке недр, предоставленном в пользование, за исключением участков недр местного значения, содержащих подземные воды, а также участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, содержащих подземные воды, объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Запрещается добыча подземных вод и размещение в недрах сточных вод, попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности устройствами (скважинами и каптажами), не оборудованными измерительными устройствами (счетчиками, расходомерами), которыми должны быть оборудованы все выпуски, в том числе аварийные (п.15 Правил).

Согласно п. 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10
«О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ржаксинского района Тамбовской области проведена проверка исполнения требований законодательства об охране и использовании недр, в ходе которой установлено, что артезианская скважина, расположенная в 50 метрах на юг от дома по <адрес>, снабжающая население питьевой водой, не оборудована прибором учета объема добычи подземных вод и устройством для измерения уровней подземных вод, меры направленные на оборудование указанным прибором администрацией Степановского сельсовета Ржаксинского района не приняты. Данные обстоятельства подтверждены, как пояснениями сторон в судебном заседании, так и справкой по результатам обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем сооружения – артезианская скважина, назначение: 10) сооружения коммунального хозяйства, глубиной 90 метров, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, является муниципальное образование – Степановский сельсовет Ржаксинского района Тамбовской области с ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации: (л.д.23-24).

Согласно п.4 ч.2 ст. 39 ВК РФ, собственники водных объектов обязаны в том числе своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

В данном случае, ненадлежащее выполнение администрацией Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области законодательства об охране окружающей среды, в том числе при использовании и охране водных объектов, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан при эксплуатации вышеуказанного сооружения, подающего питьевую воду населению, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Таким образом, бездействие администрации Степановского Ржаксинского района Тамбовской области по неисполнению требований пункта 8 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 года № 94, а также пункта 3.2.1.5. СанПИн 2.1.4.1110-02, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10, является незаконным. В связи с чем, заявленные прокурором Ржаксинского района административные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.3 ст.46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Поскольку рассматриваемые административные исковые требования прокурора Ржаксинского района Тамбовской области, поданные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области, законны и обоснованны, не нарушают права и интересы других лиц, признание административным ответчиком иска допустимо по данной категории административных дел, оно должно быть принято судом.

Исходя из положений части 9 статьи 227 КАС РФ, в случае признания действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Ржаксинского района Тамбовской области, удовлетворить:

Признать бездействие администрации Степановского Ржаксинского района Тамбовской области, выразившееся в неисполнении требований пункта 8 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 года № 94, а также пункта 3.2.1.5. СанПИн 2.1.4.1110-02, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10, незаконным.

Возложить на администрацию Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области обязанность принять меры к оборудованию артезианской скважины, глубиной 90 метров, кадастровый номер , расположенной в 50 м на юг от д.<адрес>, снабжающей население питьевой водой, приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод.

Решение суда исполнить в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу.

Обязать администрацию Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области в течение одного месяца со дня исполнения решения сообщить суду об устранении допущенных нарушений.

Решение может быть обжаловано в коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ржаксинский районный суд.

Судья: М.В. Чернова

Мотивированное решение составлено 12.05.2022 года.

Судья: М.В. Чернова