ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8109/17 от 02.11.2017 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-8109/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2017 г. г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бурлуцкого И.В., при секретаре Сагдеевой Г.Д., с участием административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации города Сургута, Комитету по земельным отношениям Администрации города Сургута о признании незаконной схемы расположения границ земельного участка, о признании незаконным распоряжения,

установил:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным иском, в котором просят признать незаконной и отменить схему расположения границ земельного участка с кадастровым номером , утвержденную распоряжением Администрации г.Сургута № 3245 от 10.10.2014 г.; признать незаконным и отменить распоряжение Администрации г.Сургута № 3245 от 10.10.2014 г.; определить границы земельного участка с кадастровым номером , согласно распоряжению № 1620 от 11.08.2005 г. Администрации г.Сургута.

В обоснование исковых требований с учетом доополнительного пояснения (л.д.56-60) указали, что являются собственниками жилых помещений дома по ул.30 лет Победы в г.Сургуте. 21.04.2003 года в государственный кадастр недвижимости внесен номер земельного участка , площадью 7 093 кв.метра, на котором расположен указанный многоквартирный жилой дом. Распоряжением Администрации г.Сургута № 3245 от 10.10.2014 г. утверждена схема расположения границ указанного земельного участка, в соответствии с которой площадь земельного участка была уменьшена до 5 994 кв.метров. Административные истцы считают схему расположения границ указанного земельного участка и распоряжение Администрации города о ее утверждении незаконными, утверждая, что земельный участок был уменьшен путем изъятия из него частей и их предоставления в собственность граждан ИП ХИМ, ДСГ, в собственность ООО «Парис». Предоставленные указанным лицам земельные участки сформированы таким образом, что их граница проходит по фундаменту много квартирного дома , и данные обстоятельства служат препятствием к устройству и асфальтированию тротуара вокруг дома для обеспечения безопасности его жителей. При этом границы выделенных участков установлены без их согласования с собственниками помещений многоквартирного дома. Уменьшение земельного участка многоквартирного дома привело к нарушению требований градостроительных нормативов, нарушены нормативы противопожарной безопасности, отсутствуют санитарные разрывы между жилым домом по ул.30 лет Победы и магазином «Продукты». О времени и месте межевания земельного участка, в результате которого были установлены его новые границы, истцы не уведомлялись.

В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 свои исковые требования поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что по заявлению ИП ГОВ от ДД.ММ.ГГГГ, являющейся собственником квартиры в доме , был утвержден проект границ земельного участка площадью 7 093 кв.метра. Кадастровый номер земельному участку был присвоен в 2003 году, и следовательно, он был сформирован. Поскольку границы земельного участка были утверждены, оснований для проведения в 2014 году межевания земельного участка не было. Утверждали, что межевание земельного участка проводилось кадастровым инженером ССФ по заявлению «Казны городского хозяйства». При этом результаты межевания не согласовывались с собственниками помещений дома, и не проводились общественные слушания по вопросу изменения границ земельного участка под домом. Ответчик не вправе был выделять земельные участки: ИП ХИМ – в 2001 году 300 кв.метров, ДСГ – в 2008 году 282 кв.метра, ООО «Парис» - в 2001 году 241 кв.метр. Об утверждении оспариваемой схемы границ земельного участка и об оспариваемом распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ узнали ДД.ММ.ГГГГ от ИП ГОВ, которая передала соответствующие документы по акту приема-передачи.

Представитель административного ответчика Администрации города Шигорин П.В. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал по доводам письменного отзыва. В обоснование возражений указал, что в 2003 году земельный участок под многоквартирным домом по ул.30 лет Победы был поставлен на кадастровый учет без определения границ в натуре, его границы были утверждены только в 2005 году. Границы земельного участка с кадастровым номером площадью 282 кв.метра и земельного участка с кадастровым номером площадью 241 кв.метр были утверждены раньше, поскольку они были поставлены на кадастровый учет в 2003 году, и их площади никак не учитывались при первоначальном утверждении границ земельного участка площадью 7 093 кв.метра. Уменьшение границ земельного участка под домом произошло в результате установления фактических границ и постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером под соседним домом А. Для такого уточнения границ земельных участков проведение общественных слушаний не требовалось, межевание земельного участка не проводилось. В соответствии со ст.35 Земельного кодекса РФ необходимость территории для использования под многоквартирным домом определяет кадастровый инженер. Администрация города лишь утверждает составленную кадастровым инженером схему на кадастровом плане территории. Представитель административного ответчика считал, что поскольку в случае удовлетворения административного иска будут затронуты права жильцов дома по ул.30 лет Победы, в данном случае имеет место гражданско-правовой спор, и производство по административному делу подлежит прекращению. Кроме того, считал, что административными истцами пропущен срок обращения с административным иском в суд.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Административные истцы являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме (МКД), расположенном по адресу: г.Сургут, ул.30 лет Победы, д., что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д.10-12).

Распоряжением Администрации г.Сургута № 1620 от 11.08.2005 г. по заявлению ИП ГОВ был утвержден проект границ земельного участка площадью 7093 кв.метра, распложенного в микрорайоне 17, ул.30 лет Победы, , под жилой дом (л.д.16).

Согласно копии кадастрового паспорта, номер этого земельного участка был внесен в государственный кадастр недвижимости 21.04.2003 года (л.д.17).

Проект границ данного земельного участка в графическом изображении исполнен 29.07.2005 г. (л.д.103-104).

Распоряжением Администрации г.Сургута от ДД.ММ.ГГГГ в связи с заявлением МКУ «Казна городского хозяйства» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале площадью 4968 кв.метров, относящегося к категории земель населенных пунктов, в территориальной зоне Ж.3.-17, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, <...> ул.30 лет Победы, , под 5-этажный многоквартирный жилой дом (л.д.69-70).

К распоряжению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на которой вновь образованный участок обозначен «:ЗУ1», и указаны границы земельных участков, включенные в государственный кадастр недвижимости и не изменяемые при проведении кадастровых работ (л.д.72).

На схеме отображены также земельные участки с кадастровыми номерами и , примыкающие к земельному участку .

Этим же распоряжением отменено вышеназванное распоряжение Администрации города от 11.08.2005 № 1620.

10.10.2014 г. распоряжением Администрации г.Сургута № 3245 в связи с заявлением МКУ «Казна городского хозяйства» были уточнены местоположение границы и площадь земельного участка с кадастровым номером , площадью 5 994 кв.метра, относящегося к категории земель населенных пунктов, в территориальной зоне Ж.3.-17, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, <...> ул.30 лет Победы, , под 9-этажный многоквартирный жилой дом (л.д.73-74).

Из кадастрового паспорта данного земельного участка от 23.09.2014 г., существующего на момент вынесения оспариваемого распоряжения от 10.10.2014, следует, что граница земельного участка не была установлена в соответствии с законодательством, и при проведении межевания возможно уточнение границ и площади (л.д.114).

Из представленных по запросу суда документов следует, что часть земельного участка , обозначенная на схеме расположения земельного участка 2014 года, и охватывающая торцевую часть дома , обращенную к проезжей части улицы 30 лет Победы, площадью 0,03 га, была отведена с 06.03.2000 года индивидуальному предпринимателю ХИМ в аренду под офис на основании распоряжения Администрации города № 916 от 11.04.2001 г. (л.д.125-126).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 25.10.2017 г., ограничение земельного участка в виде арендных прав ИП ХИМ сохраняется по настоящее время (л.д.113).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый земельному участку по адресу: <...> ул.30 лет Победы, , площадью 241 кв.метр, присвоен ДД.ММ.ГГГГ Его разрешенное использование – под магазин «Продукты» (л.д.25-26). Данное обстоятельство подтверждается также сведениями с официального Интернет-сайта: rosreestr.ru (л.д.48)

Сведениями с этого же Интерент-сайта Росреестра подтверждается, что кадастровый земельному участку по адресу: <...> ул.30 лет Победы, площадью 282 кв.метр, присвоен ДД.ММ.ГГГГ Его разрешенное использование – под модульный магазин «Продукты» (л.д.77).

Сравнительный анализ схем расположения земельных участков свидетельствует о том, что границы и площадь участков с кадастровыми номерами и были сформированы еще до утверждения проекта границ земельного участка площадью 7093 кв.метра на основании распоряжения № 1620 от 11.08.2005 г., и последняя указанная площадь сложилась независимо от существующей площади названных земельных участков.

Равным образом, на момент утверждения проекта границ земельного участка площадью 7093 кв.метра, в отношении указанного земельного участка уже существовало обременение арендой в пользу ИП ХИМ и площадь арендованного участка фактически входила в площадь 7093 кв.метра.

Учитывая изложенное, суд считает нашедшими свое подтверждение доводы представителя административного ответчика о том, что уменьшение площади земельного участка происходило не за счет предоставления земельных участков ИП ХИМ, ДСГ и ООО «Парис», а за счет утверждения схемы границ земельного участка с кадастровым номером под соседним домом А, что с очевидностью следует из сравнительного анализа графических изображений схем для домов и А.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Административные истцы утверждали, что узнали о схеме расположения земельного участка и о распоряжении Администрации г.Сургута № 3245 от 10.10.2014, утвердившем эту схему, 02.10.2017 г. при получении соответствующих документов от ИП ГОВ В подтверждение представили акт приема-передачи документов (л.д.64).

Сведений о том, что оспариваемые истцами схема и распоряжение были вручены им, или истцы были ознакомлены с ними ранее 02.10.2017 г., административным ответчиком не представлено, в связи с чем суд исходит из того, что срок, предусмотренный ч.3 ст.219 КАС РФ, административными истцами не пропущен.

Согласно пункту 2 статьи 36 ЗК РФ, действующей в рассматриваемый период, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28.05.2010 № 12-П указал, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка. Поэтому их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, вследствие чего органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

В соответствии с п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения от 10.10.2014 № 3245, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

На момент принятия оспариваемого распоряжения от 10.10.2014 № 3245 действовал Порядок подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города, утвержденный Постановлением Администрации города Сургута от 27.06.2005 № 84 (в ред. от 13.05.2014).

В соответствии с п. 5 ст.20 Порядка формирование земельного участка осуществляется в соответствии с требованиями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в части определения границ такого земельного участка, пунктом 10 статьи 19 настоящего Порядка и постановлением Администрации города от 01.06.2012 N 4095 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (с изменениями от 29.12.2012 N 10103).

Департамент имущественных и земельных отношений в течение месяца готовит проект решения о формировании земельного участка (п.6 ст.20).

Упомянутым Административным регламентом была утверждена форма заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (Приложение № 1).

Материалами дела подтверждается, что постановлением Администрации города от 21.01.2014 г. № 375 в соответствии со ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ, в целях реализации условий Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» были внесены изменения в постановление Администрации города от 23.05.2013 г. № 3354 «Об утверждении графика проведения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома» (л.д.132-135).

Муниципальному казенному учреждению «Казна городского хозяйства» предписано организовать проведение мероприятий по формированию и проведению кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, за счет средств местного бюджета. При этом согласно прилагаемому к постановлению № 375 новому графику проведения работ, в 2014 году должны были быть проведены работы в отношении в том числе домов 9 и 9А по улице 30 лет Победы в микрорайоне 17 г.Сургута (пункты 48, 50 графика).

19.09.2014 г. МКУ «Казна городского хозяйства» обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города с заявлением по установленной форме об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении 9-этажного многоквартирного жилого дома по адресу: г.Сургут, мкр.17, ул.30 лет Победы, (л.д.156-157).

Учитывая, что согласно кадастровому паспорту земельного участка, граница земельного участка не была установлена в соответствии с законодательством, и полномочие органа местного самоуправления инициировать формирование границы земельного участка было предусмотрено ст.ст.29, п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ, при поступлении соответствующего заявления Администрация города была не вправе отказать в рассмотрении соответствующего заявления и в уточнении схемы расположения земельного участка, подготовленной кадастровым инженером по заказу МКУ «Казна городского хозяйства».

При таких обстоятельствах, исковое требование административных истцов о признании незаконным и отмене распоряжения Администрации г.Сургута № 3245 от 10.10.2014 г. «Об уточнении местоположения границы и площади земельного участка» не подлежит удовлетворению.

Исследованными доказательствами подтверждается, что в силу действовавшего законодательного регулирования схема расположения земельного участка Администрацией города не составлялась. Согласование местоположения границ земельного участка к полномочиям органа местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном кадастре недвижимости» не относилось. Сама схема расположения земельного участка (ранее – проект границ земельного участка) представляет собой результат кадастровой деятельности, и по существу истцами оспариваются действия по созданию этой схемы.

Таким образом, Администрация г.Сургута является ненадлежащим ответчиком по требованию о признании незаконной и отмене схемы расположения границ земельного участка с кадастровым номером , в связи с чем данное требование не подлежит удовлетворению.

Административное исковое требование об определении границы земельного участка с кадастровым номером согласно распоряжению № 1620 от 11.08.2005 г. Администрации г.Сургута, является производным от первых двух требований; как установлено судом, распоряжение № 1620 от 11.08.2005 г. было отменено. С учетом изложенного, судом также принимается решение об отказе в удовлетворении этого требования.

Исковые требования к Комитету по земельным не могут быть удовлетворены, поскольку он является структурным подразделением отношениям Администрации города Сургута, не обладает правами юридического лица и собственной правосубъектностью.

Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 182, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации города Сургута, Комитету по земельным отношениям Администрации города Сургута о признании незаконной схемы расположения границ земельного участка, о признании незаконным распоряжения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Судья подпись И.В. Бурлуцкий