ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-810/2021 от 12.11.2021 Ардатовского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 2а-810/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Ардатов 12 ноября 2021года

Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Батяркиной Е.Н.,

при секретаре Юдиной Л.Д.,

с участием административного истца- Гороховой Н.А.,

представителя административного истца –адвоката Чернышевой Е.В., действующей на основании ордера № 3283 от 08.11.2021,

административного ответчика - судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Ардатовскому и Атяшевскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Масяйкиной О.Н.,

административного ответчика - отделения судебных приставов по Ардатовскому и Атяшевскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия в лице начальника Тимофеева А.Д.,

административного ответчика-Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия, в лице Янгляевой Е.О., действующей по доверенности от 11.01.2021,

заинтересованного лица Гусарова А.В.,

представителя заинтересованного лица –адвоката Земскова Д.В., действующего на основании ордера № 42 от 25.10.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гороховой Н.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия, отделению судебных приставов по Ардатовскому и Атяшевскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Ардатовскому и Атяшевскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия Масяйкиной О.Н., о признании незаконным постановления об определении задолженности по алиментам по исполнительному производству в отношении Гусарова А.В.,

установил:

административная истица Горохова Н.А. обратилась в суд с вышеназванным административным иском к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Ардатовскому и Атяшевскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия Масяйкиной О.Н. (далее по тексту – судебному приставу-исполнителю Масяйкиной О.Н.) и отделению судебных приставов по Ардатовскому и Атяшевскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия (далее по тексту –отделение службы судебных приставов), указав, что 28.07.2021 судебным приставом Масяйкиной О.Н. возбуждено исполнительное производство за № 24622/21/13001-ИП о взыскании с Гусарова А.В. в пользу Гороховой Н.А. алиментов на содержание дочери в размере <данные изъяты> части дохода. 29.09.2021 судебным приставом-исполнителем Масяйкиной О.Н. вынесено постановление об определении задолженности по алиментам, которое является незаконным и необоснованным, поскольку примененная ею методика расчета задолженности по алиментам противоречит требованиям законодательства и нарушает права административного истца. Судебным приставом-исполнителем Масяйкиной О.Н. в целях производства правильного и полного расчета задолженности по алиментам не истребована документация, подтверждающая реальные расходы должника, как индивидуального предпринимателя, применяющего общую систему налогообложения, для установления его фактического дохода от предпринимательской деятельности а именно: налоговая декларация 3-НДФЛ и первичная финансовая документация (накладные, счета-фактуры, квитанции, иные бланки строгой отчетности, расходные счета и др.), что нарушает требования пункта 5.3 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Федеральной службой судебных приставов России 19.06.2012 № 01-16, положения Налогового кодекса Российской Федерации и противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.07.2010 № 17-П., предписывающей производить расчет задолженности по алиментам с учетом сведений, отраженных в перечисленных выше документах. Представленная должником книга доходов и расходов не соответствует пункту 1.5 Приказа Минфина России от 22.10.2012 № 135н, которым утверждена форма данного документа. В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель Масяйкина О.Н. при расчете задолженности по алиментам должна была осуществить поверку бухгалтерии должника, что ею не сделано. В оспариваемом постановлении не указаны исходные данные, которыми руководствовался судебный пристав при подсчете задолженности по алиментам и арифметические действия, которые были осуществлены, что нарушает раздел 5 ранее названных Методических рекомендаций № 01-16. Просит суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Масяйкиной О.Н. о расчете задолженности по алиментам от 29.09.2021.

13.10.2021 определением судьи к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия.

В возражениях на заявленные административные исковые требования административный ответчик - Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия просит в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, указывая, что в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» оспаривание размера задолженности по алиментам, установленным судебным приставом-исполнителем производится в исковом порядке, но не административном. Административный истец в обоснование заявленных требований ссылается на утратившие силу Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов №01-16. В соответствии действующими Методическими рекомендациями по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденными 30.11.2016 №0001/14, удержание алиментов производится с доходов от предпринимательской деятельности, без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с предпринимательской деятельностью. Расчет задолженности производится с учетом выбранной индивидуальным предпринимателем налоговой базы, исходя из сведений налоговой декларации. Приказом Минтруда России № 703Н «Об утверждении разъяснения о порядке применения подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 №841» установлено, что документом, подтверждающим доход индивидуальных предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения является копия налоговой декларации, представленная в налоговый орган в установленном порядке, а документом, подтверждающим их расходы, является книга учета доходов, расходов и хозяйственных операций, форма которой установлена пунктом 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации. Вопреки доводам административного истца, книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения, должна вестись в соответствии с Приказом Минфина России № 86н «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей». Срок предоставления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2021 г. еще не наступил (30.04.2022), поэтому у судебного пристава-исполнителя отсутствовала реальная возможность для получения налоговой декларации за расчетный период. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации индивидуальные предприниматели на общей системе налогообложения освобождены от бухгалтерского учета, и ведут налоговый учет, регистрируя хозяйственные операции своей деятельности в книге учета доходов и расходов. В данном случае отсутствует нарушение прав и законных интересов взыскателя ввиду того, что в случае несоответствия в дальнейшем величины доходов должника (установленной на момент вынесения оспариваемого постановления), величине отраженной им в декларации по форме 3-НДФЛ и представленной в налоговый орган ( срок до 30.04.2022), сумма алиментов подлежит перерасчету. Поэтому отсутствует совокупность условий, необходимая для удовлетворения требований административного истца.

В возражениях на заявленные административные исковые требования заинтересованное лицо Гусаров А.В. просит в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, поскольку срок подачи им декларации по форме 3-НДФЛ за 2021 г. в налоговый орган еще не наступил (30.04.2022), для определения его доходов за данный период для исчисления размера алиментов им представлена судебному приставу-исполнителю книга учета доходов и расходов. Административная истица в обоснование своих требований ссылается на недействующие Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов №01-16 от 19.06.2012. Также ею неверно истолкована позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 20.07.2010 № 17-П, разъясняющая о порядке применения подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 №841 в отношении плательщиков алиментов-индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а не общую. Вопреки доводам административного истца, судебный пристав-исполнитель не наделен правом проверки бухгалтерской документации индивидуальных предпринимателей и не вправе истребовать первичные финансовые документы, подтверждающие расходы. В целях осуществления предпринимательской деятельности им открыт банковский расчетный счет, где отражены все операции с контрагентами. Операции по расчетному счету отражены и в книге учета доходов и расходов. Административным истцом не указано какие полученные им доходы не нашли своего отражения в расчетном счете и книге учета доходов и расходов за период с 01.06.2021 по сентябрь 2021 г. и не были учтены судебным приставом-исполнителем Масяйкиной О.Н. при расчете алиментов, и не представлено доказательств этого.

Административный истец Горохова Н.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, представила суду ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя.

Представитель административного истца Чернышева Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что оспаривается постановление должностного лица - судебного пристава-исполнителя, поскольку оно вынесено в отсутствие налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, без истребования первичных финансовых документов должника индивидуального предпринимателя Гусарова А.В., сведений об произведенных им страховых отчислений на работников, проверка которых позволила бы установить фактический доход индивидуального предпринимателя Гусарова А.В. за период с 01.06.2021 по 31.08.2021.

Административный ответчик-судебный пристав-исполнитель Масяйкина О.Н. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям аналогичным изложенным в возражениях Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия на заявленные требования, дополнив, что 21.10.2021 исполнительное производство по взысканию алиментов на содержание несовершеннолетней Г. в отношении должника Гусарова А.В. окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Представитель административного ответчика –начальник отделения судебных приставов по Ардатовскому и Атяшевскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия - Тимофеев А.Д. в судебное заседание не явился, о дне и времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом по электронной почте, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия - Янгляева Е.О. в судебное заседание не явилась, о дне и времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом по электронной почте, в поданных в суд возражениях просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения дела.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего административного дела, исполнительного производства № 24622/21/13001-ИП, суд приходит к следующему:

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на судебную защиту, путем обжалования решений и действий (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Статьей 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту –Закона об исполнительном производстве) предусмотрено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам регламентированы положениями статьи 102 Закона об исполнительном производстве и статьей 113 Семейного кодекса Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 102 Закона об исполнительном производстве размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам, исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Подпунктом «з» пункта 2 Переченя видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841, установлено, что удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 703н, Министерства финансов Российской Федерации № 112н, Министерства образования и науки Российской Федерации № 1294 от 29.11.2013 разъяснен порядок применения подпункта «з» пункта 2 вышеназванного Перечня видов заработной платы и иного дохода, согласно которого к документам, подтверждающим доходы для индивидуальных предпринимателей, применяющий общий режим налогообложения относится копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке; к документам, подтверждающим понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения относится книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, форма которой утверждена в соответствии с пунктом 2 стать 54 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 5.4 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных письмом Федеральной службы судебных приставов России от 30.11.2016 №0001/14, удержание алиментов производится с доходов от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с предпринимательской деятельностью. Расчет алиментов производится с учетом выбранной индивидуальным предпринимателем налоговой базы, исходя из сведений налоговой декларации.

При расчете алиментов (задолженности) должников-индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, судебному приставу-исполнителю следует истребовать налоговую декларацию (форма 3-НДФЛ) и производить расчет размера алиментов (задолженности) с учетом данных, указанных в декларации.

При этом во всех указанных случаях порядка расчета размера алиментов (задолженности) для должника-индивидуального предпринимателя судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать сумму его дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.

В случае уменьшения суммы дохода индивидуального предпринимателя на величину расходов судебному приставу-исполнителю следует руководствоваться пунктом 2 статьи 346.5 и пунктом 2 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, зарегистрированные в установлено действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,-по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности, предоставляют налоговую декларацию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется налогоплательщиком не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статьей 216 Налогового кодекса Российской Федерации разъяснено, что налоговым периодом признается календарный год.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела 23.07.2021 на основании решения Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 23.07.2021 судом выписан и выдан взыскателю Гороховой Н.А исполнительный лист ФС № - - о взыскании с Гусарова А.В. в пользу Гороховой Н.А. алиментов на содержание дочери Г., - - - года рождения в размере <данные изъяты> части заработка и (или) иного дохода до ее совершеннолетия, начиная с 01.06.2021.

28.07.2020 судебным приставом-исполнителем Масяйкиной О.Н. на основании исполнительного листа ФС № - - возбуждено исполнительное производство за №24622/21/13001-ИП по взысканию с должника Гусарова А.В. алиментов на содержание несовершеннолетней дочери.

В целях исполнения требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем произведены следующие действия:

- направлен запрос в Межрайонную ИФНС России № 3 по Республике Мордовия о предоставлении сведений является ли Гусаров А.В. индивидуальным предпринимателем, о применяемой им форме налогообложения и доходах за период с 01.06.2021 до 31.08.2021;

- истребованы у должника Гусарова А.В. документы о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о форме налогообложения, декларация за июнь 2021 г., список (в т.ч. с датами открытия) расчетных, валютных и иных счетов в банках (а также адреса и реквизиты данных кредитных учреждений), отчет и прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, сведения о владении акциями и долями в уставных капиталах, документы, подтверждающие расходы согласно «Книги доходов и расходов» за июнь –август 2021г.;

- направлен запрос в Межрайонную ИФНС России № 3 по Республике Мордовия о предоставлении налоговой декларации НДС индивидуального предпринимателя Гусарова А.В. за период с 01.06.2021 по 30.09.2021;

- направлены запросы: в ПФР на получение сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица, ГИБДД МВД России о зарегистрированных транспортных средствах, операторам связи, банки и иные кредитные организации.

Из поступивших судебному приставу-исполнителю сообщений Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Мордовия следует, что Гусаров А.В. является индивидуальным предпринимателем (дата присвоения ОГРИП 07.04.2005), применяет общий режим налогообложения. Сведениями о полученных доходах за период с 01.06.2021 по 31.08.2021 инспекция не располагает, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, срок предоставления налоговой отчетности установлен не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, срок предоставления налоговой отчетности за 2021 г. -не позднее 30.04.2022.

Должником Гусаровым А.В. представлены судебному приставу-исполнителю истребованные у него выписки из книги доходов и расходов за июнь, июль и август 2021 г., согласно которых его доход за минусом расходов за июнь 2021 составил -<данные изъяты> руб., за июль 2021 г.-<данные изъяты> руб., за август 2021 г.-<данные изъяты> руб..

29.09.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об определении задолженности по алиментам согласно которого задолженность Гусарова А.В. по состоянию на 29.09.2021 за период с 01.06.2021 по 31.08.2021 составляет <данные изъяты> руб.. Период начисления долга: 01.06.2021 по 30.06.2021-1/4 заработка составляет <данные изъяты> руб.; период начисления долга: 01.07.2021 по 31.07.2021-1/4 заработка составляет <данные изъяты> руб.; период начисления долга: 01.08.2021 по 31.08.2021-1/4 заработка составляет <данные изъяты> руб..

При производстве расчета задолженности по алиментам за период с 01.06.2021 по 31.08.2021 судебным приставом-исполнителем Масяйкиной О.Н. приняты сведения из выписок из книги доходов и расходов индивидуального предпринимателя Гусарова А.В. за июнь, июль и август 2021 г..

01.10.2021 должник Гусаров А.В. обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением об учете в счет выплат по алиментам денежных сумм, переведенных им на карту дочери Г. 03.07.2021 (<данные изъяты> руб.) и 22.06.2021 (<данные изъяты> руб.), предоставив чеки по операциям Сбербанк онлайн.

08.10.2021 судебным приставом-исполнителем Масяйкиной О.Н. направлено уведомление Гусарову А.Н. об отказе в зачете в счет алиментов денежных сумм, переведенных им 22.06.2021 и 03.07.2021 на банковскую карту дочери Г., поскольку последняя не является взыскателем по исполнительному производству.

21.10.2021 судебным приставом-исполнителем Масяйкиной О.Н. вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что постановление 29.09.2021 о расчете задолженности по алиментам за период с 01.06.2021 по 31.08.2021 вынесено судебным приставом-исполнителем Масяйкиной О.Н. в отсутствие налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2021 г., на основании сведений из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций ИП Гусарова А.В. за июнь, июль, август 2021 г. поскольку срок сдачи им налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2021 г. не наступил, и наступает лишь 30.04.2022.

Из содержания административного иска и пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что административным истцом Гороховой Н.А. оспаривается примененный должностным лицом способ исчисления алиментной задолженности, а именно без истребования налоговой декларации и сведений о реальных расходах должника как индивидуального предпринимателя для установления его фактического дохода, и в отсутствие финансовой проверки первичных бухгалтерских документов индивидуального предпринимателя Гусарова А.В..

Вместе с тем, из ответов Межрайонной ИФНС №3 по Республике Мордовия судебному приставу-исполнителю и на судебные запросы от 13.10.2021 и 08.11.2021 следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, срок предоставления налоговой отчетности (в том числе налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ) установлен не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за 2021 г. срок не позднее 30.04.2022. Поэтому декларация 3-НДФЛ за 2021 г. Гусаровым А.В. в инспекцию не предоставлялась.

Следовательно довод административного истца о том, что судебным приставом-исполнителем не была запрошена налоговая декларация о доходах должника –индивидуального предпринимателя Гусарова А.В. за 2021 г. полностью опровергается материалами исполнительного производства и административного дела.

Из представленных суду заинтересованным лицом Гусаровым А.В. разъяснений Межрайонной ИФНС №3 по Республике Мордовия от 21.10.2021 следует, что Гусаров А.В. является индивидуальным предпринимателем, применяющим общую систему налогообложения (далее по тесту – ОСНО). В соответствии со статьей 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) представляется физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) представляется налогоплательщиком не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно статье 216 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год, т.е. декларация за 2021 г. предоставляется не позднее 30.04.2022. индивидуальный предприниматель, применяющий ОСНО, т.е. являющийся плательщиком налога на доходы физических лиц, должен заполнять книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (КУДиР). Основанием для заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц являются данные книги КУДиР индивидуального предпринимателя. Индивидуальные предприниматели, заполняют КУДиР для того, чтобы на основе данных, указанных в книге, исчислить базу по НДФЛ по итогам налогового периода (календарного года) и соответственно заполнить декларацию по форме 3-НДФЛ.

Согласно пункту 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Из разъяснений, приведенных Министерством финансов Российской Федерации в письме от 26.07.2012 № 03-11-11/221, следует, что с 01.01.2013 индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, учет доходов и расходов осуществляют в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, утвержденной Приказом Минфина России № 86н и МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей». В связи с этим индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом.

Согласно пункта 16 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве судебному приставу-исполнителю предоставлена возможность осуществления проверки правильности удержания и перечисления периодических платежей по судебному акту по месту работы должника, а не обязанность по истребованию бухгалтерских и иных документов для финансовой проверки.

При таких обстоятельствах, довод административного истца о незаконности вынесенного постановления от 29.09.2021 о расчете задолженности по алиментам, мотивированный не истребованием судебным приставом-исполнителем Масяйкиной О.Н. у должника Гусарова А.В. первичных финансовых документов и не проведением финансовой проверки первичных бухгалтерских документов индивидуального предпринимателя Гусарова А.В. противоречит вышеприведенным нормам как налогового законодательства Российской Федерации, так и Закона об исполнительном производстве

Изложенная в постановлении от 20.07.2010 № 17-П «По делу о проверке конституционности подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей в связи с жалобой гражданина Л.Р. Амаякяна» позиция Конституционного Суда Российской Федерации административной истицей понята неверно, поскольку она касается плательщиков алиментов-индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а не общий режим налогообложения, как Гусаров А.В..

Представленная должником Гусаровым А.В. по запросу судебного пристава-исполнителя книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций, оформлена и заполнена в соответствии с Приказом Минфина России № 86н и МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» и вопреки доводам административного истца требования Приказа Минфина России от 22.10.2012 № 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения и порядок оформления утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н. на нее не распространяются.

Ссылка административной истицы на нарушение судебным приставом-исполнителем Масяйкиной О.Н. положений пункта 5.3 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Федеральной службой судебных приставов России 19.06.2012 № 01-16, безосновательна, поскольку письмом Федеральной службы судебных приставов России от 03.03.2021 № 00011821/34896, названные методические рекомендации признаны недействующими.

В соответствии со статьями 219, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 указанного Кодекса. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.05.2017 № 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

Исходя из изложенного, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

По мнению суда, расчет задолженности по алиментам за период с 01.06.2021 по 31.08.2021, произведенный судебным приставом-исполнителем на основании сведений о доходах и расходах должника, отраженных в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций ИП Гусарова А.В. за июнь, июль, август 2021 г., т.е. без учета сведений о доходах индивидуального предпринимателя, отраженных в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2021 г. никаких прав взыскателя Гороховой Н.А. не нарушил, поскольку срок сдачи должником налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2021 г. наступает лишь 30.04.2022, поэтому кроме сведений из вышеназванной книги учета судебный пристав-исполнитель ничего не мог положить в основу расчета задолженности по алиментам.

Более того, отмена названного выше постановления от 29.09.2021 в настоящее время никаким образом на права взыскателя Гороховой Н.А. не повлияет, поскольку иным способом рассчитать задолженность по алиментам за период с 01.06.2021 о 31.08.2021 в срок до 30.04.2022 невозможно.

Вопреки мнению стороны административного истца, сведения об произведенных индивидуальным предпринимателем страховых отчислениях на работников, равно как и имеющаяся в материалах исполнительного производства декларация по налогу на добавленную стоимость не являются источниками сведений о фактическом доходе индивидуального предпринимателя.

Доказательств недостоверности сведений, отраженных в представленной судебному приставу-исполнителю книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя Гусарова А.В. за июнь, июль, август 2021 г. материалы дела суду не представлено.

Также суд учитывает, что административная истица Горохова Н.А. не лишена возможности после наступления срока сдачи индивидуальным предпринимателем Гусаровым А.В. налоговой декларации -30.04.2021 обратиться в службу судебных приставов с заявлением о возобновлении исполнительного производства по вновь открывшимся обстоятельствам для перерасчета размера удержанных с должника Гусарова А.В. алиментов на содержание дочери с учетом сведений налоговой декларации должника.

Отсутствие в оспариваемом постановлении исходных данных, которыми руководствовался судебный пристав при подсчете задолженности по алиментам и подробного арифметического расчета, по мнению суда не умаляет прав Гороховой Н.А., как взыскателя по исполнительному производству, не свидетельствует о незаконности постановления должностного лица и не влечет за собой его отмену.

Исходя из смысла части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.

Между тем, такая совокупность условий для удовлетворения требований административного истца судом не установлена, так как судебным приставом-исполнителем Масяйкиной О.Н. иного расчета задолженности по алиментам не могло быть произведено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Масяйкиной О.Н. от 29.09.2021 о расчете задолженности по алиментам не имеется, и суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования к судебному приставу-исполнителю Масяйкиной О.Н. соответственно основания для удовлетворения требований к отделению судебных приставов и УФССП России по РМ отсутствуют.

Кроме того, частью 4 статьи 102 Закона об исполнительном производстве, установлено, что споры о праве в части определения размера взыскиваемых алиментов (задолженности по алиментам) выходят за рамки публичных правоотношений и подлежат разрешению в исковом порядке.

В связи с чем, в случае несогласия с размером задолженности по алиментам, Горохова Н.А. не лишена возможности обратиться в суд в порядке искового производства с иском об определении размера задолженности по алиментам.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административных исковых требований Гороховой Н.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия, отделению судебных приставов по Ардатовскому и Атяшевскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Ардатовскому и Атяшевскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия Масяйкиной О.Н., о признании незаконным постановления об определении задолженности по алиментам по исполнительному производству в отношении Гусарова А.В..

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы в Верховный Суд Республики Мордовия через Ардатовский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ардатовского районного суда

Республики Мордовия Е.Н. Батяркина

Мотивированное решение изготовлено 12.11.2021.

1версия для печатиДело № 2а-810/2021 ~ М-832/2021 (Решение)