РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Административное дело №2а-811/2017
16 ноября 2017г. г.Буйнакск
Судья Буйнакского городского суда Республики Дагестан Амирханов Р.А., при секретаре Гаджиевой И.А., с участием представителя административного истца пом. прокурора Омарова О.А. и представителя административного ответчика администрации городского округа «город Буйнакск» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц и РФ к Администрации ГО «город Буйнакск» о признании незаконным бездействие и обязании разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования и документацию по планировке территории,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Буйнакск обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Администрации городского округа «город Буйнакск» по тем основаниям, что прокуратурой города проанализировано состояние исполнения администрацией ГО «город Буйнакск» градостроительного законодательства. Администрацией ГО «город Буйнакск» нормативно - правовые акты, определяющие порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования, а также местные нормативы градостроительного проектирования не приняты. Кроме того, органами местного самоуправления городского округа не реализованы полномочия по утверждению документации по планировке территории. В соответствии с положениями ст. 41 Градостроительного кодекса РФ к документации по планировке территории относятся, в частности, проект планировки территории и проект межевания территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунальнобытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат: схему расположения элемента планировочной структуры; схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории; схему организации улично-дорожной сети, которая может включать схему размещения парковок (парковочных мест), и схему движения транспорта на соответствующей территории; схему границ территорий объектов культурного наследия; схему границ зон с особыми условиями использования территорий; схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории; иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов. Между тем, установлено, что администрацией ГО «город Буйнакск» проекты планировок территории и проекты межевания территории, также не утверждены. Таким образом, администрацией города не исполнены требования Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и документации по планировке территории. В этой связи прокуратурой города 23.08.2017 и.о. главы ГО «город Буйнакск» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Как следует из ответа первого заместителя главы администрации города от 28.09.2017 на 2017 финансовый год не предусмотрены средства на исполнение указанных в представлении прокуратуры требования. Между тем, полномочия по утверждению документации по планировке территории к органам местного самоуправления отнесены п. 4 ч. 1 ст. 8 ГПК РФ, введенного в действие в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 191-ФЗ. В данном случае прокурор защищает интересы неопределенного круга лиц (жителей города), выражающиеся в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Кроме того, не исполнением администрацией ГО «город Буйнакск» требований Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и документации по планировке территории, нарушаются интересы Российской Федерации, заключающиеся в неукоснительном соблюдении требовании федерального законодательства. Исходя из характера правоотношений и субъектного состава участников, возникший спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. Просит суд признать незаконным бездействие администрации городского округа «город Буйнакск», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению местных нормативов градостроительного проектирования, проектов планировок и межевания территории. Обязать администрацию городского округа «город Буйнакск» разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования, проекты планировки и межевания территории муниципального образования.
В судебном заседании пом. прокурора Омаров О.А. свои требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации городского округа «город Буйнакск» ФИО1 административный иск не признал и просил отказать в удовлетворении.
Выслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика и изучив материалы дела, суд находит, что требование прокурора г. Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц и РФ подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании исследованными и обозренными в суде письменными доказательствами и объяснениями сторон установлено, что Администрацией ГО «город Буйнакск» нормативно - правовые акты, определяющие порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования, а также местные нормативы градостроительного проектирования не приняты. Кроме того, органами местного самоуправления городского округа не реализованы полномочия по утверждению документации по планировке территории.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.
Частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ также закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории.
В соответствии с положениями ст. 29.2 Градостроительного кодекса РФ местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории).
Согласно ч. 8 ст. 29.4 Градостроительного кодекса РФ порядок подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и внесения изменений в них устанавливается муниципальными правовыми актами с учетом положений Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, т.е. обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ), а также в целях выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, т.е. обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ), а также в целях выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Статья 15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию России и законы.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, Наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, находит административный иск прокурора г.Буйнакска обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора г. Буйнакска удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа «город Буйнакск», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению местных нормативов градостроительного проектирования, проектов планировок и межевания территории.
Обязать администрацию городского округа «город Буйнакск» разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования, проекты планировки и межевания территории муниципального образования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Амирханов Р.А.