ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-811/20 от 09.07.2020 Ивановского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2а- 811/2020

37RS0005-01-2020-000728-87

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2020 года г.Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе

Председательствующего судьи Трубецкой Г.В.

При секретаре Грачевой Л.А.

С участием представителя административного ответчика – ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации Ивановского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Установил:

ФИО2 обратился в суд с соответствующим административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации Ивановского муниципального района в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 501 кв.м, расположенный по адресу <адрес> с кадастровым номером , категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «Для садоводства», выраженный в уведомлении от 04.03.2020г. № 1625-03

Требование мотивировано тем, что истец является собственником земельного участка площадью 501 кв.м., с кадастровым номером , категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для садоводства» в СНТ «Восход» в районе <адрес>, который расположен в территориальной зоне СХЗ-2, в качестве условно разрешенного вида использования в которой установлен в числе прочих вид «4.4. магазины». Истец обратился в администрацию муниципального образования с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего ему земельного участка «4.4. магазины», в чем ему было отказано. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку общественные обсуждения или публичные слушания, что регламентировано Градостроительным кодексом РФ, не проводились, в связи с чем выраженный в уведомлении отказ является не соответствующим законному.

Административный истец ФИО2 для участия в судебном заседании не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, действующий на основании доверенности ФИО1 просил в удовлетворении иска отказать, представил письменный отзыв.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно выписке ЕГРН ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью 501 кв.м., расположенный на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для садоводства, по адресу <адрес> в районе <адрес> СНТ «Восход» участок 28. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области с заявлением о разрешении сменить разрешенное использование земельного участка с .2 для садоводства» на «4.4. магазины» (условно разрешенный вид использования», в удовлетворении которого ему было отказано на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено использование земель по целевому назначению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Так, в пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Частью 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые делятся на: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне и указываются в градостроительном регламенте (ч. 2 ст. 37, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

В силу ч. 3 ст. 37 данного Кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка установлен в ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с п. п. 1, 2, 3, 8, 9 данной статьи лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

Постановлением Главы администрации Ивановского муниципального района от 30 декабря 2016 года № 1265 (с последующими изменениями) утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объектов капитального строительства».

Пунктом 2.9 указанного Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в том числе в случае нецелесообразности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Особенности использования земель сельскохозяйственного назначения установлены пунктом 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ, согласно которому земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно Классификатору видов разрешенного использования, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 содержание вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» включает в себя выращивание зерновых культур и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыболовство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Целевое назначение земельного участка истца – «садоводство», что является одним из видом сельскохозяйственного использования и предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, в точим числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

Испрашиваемый ФИО2 разрешенный вид использования земельного участка «4.4. магазины» не соответствует целевому назначению земельного участка.

Градостроительным регламентом, установленным Правилами землепользования и застройки Богородского сельского поселения, в зоне садоводства и огородничества СХЗ-2 основным видом и параметром разрешенного использования земельного участка объектов капитального строительства является в том числе «ведение садоводства» (13.2), условно разрешенным видом и параметрами использования является «магазина 4.4.).

При этом с учетом Решения Совета Ивановского муниципального района от 25 мая 2020 года №700 в Правила землепользования и застройки Богородского сельского поселения Ивановского муниципального района ивановской области внесены изменения, согласно которых в зоне садоводства и огородничества СХЗ-2 условно разрешенные виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства не регламентируется.

Вместе с тем, нахождение земельного участка административного истца в зоне садоводства и городничества с условно разрешенным видом и параметрами использования земельного участка само по себе не является основанием для предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования.

Доводы административного истца о том, что не проводились общественные обсуждения или публичные слушания, предусмотренные ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, не свидетельствуют о незаконности отказа администрации Ивановского муниципального района в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Исходя из положений Административного регламента по предоставлению муниципальной услугу «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объектов капитального строительства» постановление Администрации о назначении и проведении публичных слушаний проводится при отсутствии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанных в п. 2.9 Регламента.

Постановление Главы администрации Ивановского муниципального района от 30 декабря 2016 года № 1265 (с последующими изменениями) об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объектов капитального строительства» в установленном законом порядке не обжаловано.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением действием (бездействием) прав и законных интересов.

Поскольку наличие совокупности указанных условий в ходе рассмотрения дела не установлено, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст. 175-180,227 Кодека административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме

Председательствующий: Трубецкая Г.В.

Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2020 года