ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-811/2021 от 01.11.2021 Исилькульского городского суда (Омская область)

Дело № 2а-811/2021

55RS0013-01-2021-001750-43

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Исилькульский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Хоренко О.В.,

при секретаре Скок О.А.,

с участием прокурора Оберст Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Исилькуле

01 ноября 2021 года

административное дело по административному иску Исилькульского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов,

У С Т А Н О В И Л:

Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц.

В обоснование требований истец указал, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении и противодействии коррупции в деятельности администрации Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.

По результатам проверки установлено, что в истекшем периоде 2021г. администрацией Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов не проводилась.

В связи с выявленными нарушениями законодательства 29.09.2021г. в адрес главы Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области межрайонным прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.

Согласно ответу на представление антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, принятых в истекшем периоде 2021г. до настоящего времени не проведена.

Указывает, что бездействие административного ответчика по не проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов является незаконным, поскольку не позволяет выявить условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений при их применении, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования.

На основании вышеизложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, принятых в период с 01.01.2021г. по 15.10.2021г., обязать администрацию Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, принятых в период с 01.01.2021г. по 15.10.2021г.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал относительно удовлетворения заявленных требований.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным иском о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 39 КАС РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч.1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу ч.3 ст. 7 Федерального закона №131-ФЗ, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В соответствии с ч.4 ст. 7 Федерального закона 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 172-ФЗ, одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В силу п.3 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Федеральный закон №172-ФЗ), антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Частью 4 ст. 3 Федерального закона №172-ФЗ предусмотрено, что органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Согласно п.2 ч.1 ст. 4 Федерального закона №172-ФЗ, выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. №96 утверждены правила проведения и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

В соответствии с п.5 ст. 3 Закона Омской области от 29.06.2017г. №1983-ОЗ «О противодействии коррупции в Омской области», органы местного самоуправления Омской области в соответствии с компетенцией проводят государственную политику в области противодействия коррупции, а также осуществляют иные полномочия в области противодействия коррупции, предусмотренные федеральным и областным законодательством, муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 9 Закона Омской области «О противодействии коррупции», профилактика коррупции в Омской области осуществляется путем применения основных мер, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе, антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Омской области, муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.

Из анализа данных правовых норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным.

Как следует из материалов дела, в сентябре 2021г. Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении и противодействии коррупции в деятельности администрации Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области. По результатам проверки установлено, что администрацией Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в истекшем периоде 2021г. антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов не проводилась.

По результатам проверки Исилькульской межрайонной прокуратурой 29.09.2021г. в адрес администрации Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении и противодействии коррупции, подлежащее исполнению в месячный срок со дня его вынесения.

12.10.2021г. главой Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области предоставлен ответ на указанное представление, согласно которому представление Исилькульского межрайонного прокурора рассмотрено и удовлетворено в полном объеме. Специалист по организационным и архивным вопросам администрации привлечена к дисциплинарной ответственности и предупреждена о недопустимости повторных нарушений.

Из объяснения главы Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области ФИО1 на имя Исилькульского межрайонного прокурора следует, что в истекшем периоде 2021г. антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов не проводилась.

По состоянию на дату рассмотрения дела судом антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, приятых в истекшем периоде 2021г. администрацией Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области не проведена, доказательства обратного в материалы дела не представлены.

В связи с вышеизложенным, требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, принятых в период с 01.01.2021г. по 15.10.2021г. и обязании администрации Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, принятых в период с 01.01.2021г. по 15.10.2021г., подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, принятых в период с 01.01.2021г. по 15.10.2021г.

Возложить на администрацию Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области обязанность провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Украинского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, принятых в период с 01.01.2021г. по 15.10.2021г.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Исилькульский городской суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Хоренко

Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.11.2021г.