Дело №а-8122/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2016 г. <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Костюченко С.А.,
с участием представителя административного истца ФИО3, действующей на основании доверенности № <адрес>5 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №ДОВ-55,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, администрации Тополевского сельского поселения <адрес> о признании незаконным ответа об отсутствии сведений о разрешении на строительство, отказа в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, обязании осуществить государственную регистрацию прав собственности на объект незавершенного строительства,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, администрации Тополевского сельского поселения <адрес> о признании незаконным ответа об отсутствии сведений о разрешении на строительство, отказа в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, обязании осуществить государственную регистрацию прав собственности на объект незавершенного строительства, указав в качестве заинтересованного лица администрацию Хабаровского муниципального района <адрес>, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Управление Росреестра о регистрации незавершенного строительства в собственность. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу отказано в регистрации прав собственности на объект незавершенного строительства, в связи с ответом администрации Тополевского сельского поселения о том, что разрешение на строительство объекта незавершенного строительства на имя ФИО1 отсутствует. Данный отказ и ответ просит признать незаконным в силу следующего. В 2008 г. образован ЖСК «ФИО6» для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц - членов ЖСК в жилой и иной недвижимости путем строительства, объединения его членами имущественных паевых взносов для последующего инвестирования в строительство, а так же последующей эксплуатации и управления недвижимостью. ЖСК «ФИО7» заключил договор аренды земельного участка с администрацией Хабаровского муниципального района <адрес>. В 2015 г. данный договор был перезаключен на новый срок с пометкой «для комплексного освоения ЖСК «ФИО8» в целях индивидуального жилищного строительства образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства». В 2010 г. решением № от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> был утвержден проект планирования и межевания коттеджного поселка «ФИО17» и выдано разрешение на строительство с продлением до ДД.ММ.ГГГГ Истец вступил в ЖСК «ФИО9», внеся паевой взнос, заключил договор, в котором в пункте 1.2 указано: приобретение права пользования земельным участок для индивидуального строительства дома в коттеджном поселке «ФИО18». ДД.ММ.ГГГГ административный истец вышел из состава членов ЖСК «ФИО19». Между ЖСК «ФИО10» и истом был подписан договор уступки прав и обязанностей земельного участка с объектом капитального строительства, построенного за счет собственных средств. Данный договор согласован с главой Тополевского поселения и зарегистрирован в Росреестре. В дальнейшем истец обратился с заявлением в Росреестр о регистрации права собственности на объект капитального строительства со степенью готовности 36%. При направлении Росреестром запроса в Тополевское сельское поселение был получен ответ о том, что сведения о разрешении на строительство объекта незавершенного строительства, находящегося по вышеуказанному адресу, на имя ФИО1отсутствуют. Считает, что имеются все законные основания зарегистрировать право собственности на данный объект незавершенного строительства, так как разрешение выдавалось на весь срок строительства, при переходе права на земельный участок срок разрешения на строительство сохраняется. Просит признать ответ государственному регистратору на межведомственный запрос от ДД.ММ.ГГГГ№ Тополевского сельского поселения, что сведения о разрешении на строительства отсутствуют – незаконным; признать незаконным и отменить решение Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> об отказе в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1500 кв. м по адресу: <адрес>, северо-западнее <адрес>; обязать Росреестр осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 поддержала исковые требования в полном объеме, подтвердила изложенное в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признала, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в возражениях.
В судебном заседание истец, сторона ответчика администрация Тополевского сельского поселения <адрес>, представитель третьего лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании ч. 6 ст. 226 ч.6 КАС РФ, суд считает возможным с учетом сроков рассмотрения данной категории дел рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Разрешая требования административного истца о признании ответа государственному регистратору на межведомственный запрос от ДД.ММ.ГГГГ№ Тополевского сельского поселения, о том, что сведения о разрешении на строительства отсутствуют, незаконным установлено следующее.
Из представленного в материалы дела ответа Администрации Тополевского сельского поселения на основании запроса от ДД.ММ.ГГГГ№ Государственного регистратора Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что разрешение на строительство объекта в отношении ФИО1 администрацией Тополевского сельского поселения не выдавалось.
Данный ответ был направлен в адрес запрашивающего документы Государственного регистратора Управления Росреестра по <адрес>.
Указанные обстоятельства не оспариваются административным истцом и подтверждаются представленным ответом от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме того, данный ответ от ДД.ММ.ГГГГ содержит информацию о том, что полномочия в части выдачи разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ исполняет администрация Хабаровского муниципального района.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ по административным делам об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых действий (бездействия), но обязан: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведении о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
Таким образом, закон возлагает на административного истца обязанность доказать факт нарушения его прав, данным ответом.
В данном случае, административным истцом не подтверждено, что оспариваемым ответом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы, либо имеется реальная угроза их нарушения, а также затруднен доступ к правосудию.
Принимая во внимание, что материалами дела не подтвержден факт нарушения прав административного истца, а также не установлено несоответствие оспариваемого ответа действующему законодательству, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска в данной части.
Доводы истца сводятся к несогласию с оспариваемым ответом и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для удовлетворения иска и влияли на выводы суда, в связи с чем, признаются судом несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Судом установлено, что постановлением администрации Хабаровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ЖСК «ФИО11» на срок 3 года предоставлены земельные участки для жилищного строительства.
Материалами дела подтверждается, что по договору № аренды земель от ДД.ММ.ГГГГ управление архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района ЖСК «ФИО12» предоставлены в аренду земельные участки для жилищного строительства, в том числе земельный участок с кадастровым номером №
По договору уступки прав и обязанностей аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «ФИО13» передает безвозмездно свои права и обязанности по договору аренды в части земельного участка №, расположенного по адресу <адрес>, коттеджный поселок «ФИО20» с кадастровым номером № общей площадью 1500 кв. м (по договору о членстве в ЖСК «ФИО21» по адресу <адрес>, северо-западнее <адрес>), который образовался в соответствии с постановлением администрации Хабаровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в аренду ЖСК «ФИО14» по договору аренды земель» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, который добровольно прекратил членство в ЖСК «ФИО15».
Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ЖСК «ФИО16» и ФИО1 к договору уступки прав и обязанностей аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Управлением Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№, на данном земельном участке имеется объект капитального строительства, построенный за счет собственных средств ФИО1
ФИО1 обратился в Управление Росреестра о регистрации незавершенного строительства в собственность.
Согласно письму Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, истцу было отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости на основании абз. 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ввиду того, что согласно ответу администрации Тополевского поселения разрешение на строительство объекта незавершенного строительства, находящегося у ФИО1, отсутствует.
Порядок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество регулируется нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», одним из этапов государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов.
При наличии законных оснований, в соответствии со ст.ст. 19, 20 вышеуказанного Закона о регистрации, государственная регистрация может быть приостановлена, либо в государственной регистрации отказано.
Судом установлено, что в ходе проведения правовой экспертизы документов, ФИО5 обратился за государственной регистрацией права собственности в упрощенном порядке, а именно в соответствии со ст. 25.3 Закона о регистрации.
В соответствии с п. 4 ст. 25.3 Закона о регистрации, документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство.
В соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Как установлено судом ФИО1 разрешение на строительство на вышеуказанный объект самостоятельно представлено не было, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности была приостановлена в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации, государственным регистратором был направлен запрос в Тополевское сельское поселение Хабаровского муниципального района <адрес>.
Согласно ответу администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ разрешение на строительство объекта, расположенного по адресу: <адрес>, коттеджный поселок «ФИО22», № на земельном участке с кадастровым № в отношении ФИО1, администрацией Тополевского сельского поселения не выдавалось.
Таким образом, по истечении времени, установленного для осуществления государственной регистрации, принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект на основании абз. 13 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, а именно: ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
В силу п. 2 ст. 25, п. 4 ст. 25.3 Закона о регистрации право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
В соответствии с п. 21.5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.
Вместе с тем, ч. 21.10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что лица, указанные в части 21.5 настоящей статьи, обязаны уведомить в письменной форме о переходе к ним прав на земельные участки уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. В срок не более чем десять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в ч. 21.10 настоящей статьи, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления принимает решение о внесении изменений в разрешение на строительство (ч. 21.14 Градостроительного кодекса РФ) и уведомляет о таких изменениях орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения земельного участка (ч. 21.16 Градостроительного кодекса РФ).
Вместе с тем, в случае уведомления застройщиком ФИО1 уполномоченный орган Администрацию Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> о переходе прав на земельный участок, на котором расположен вышеуказанный объект незавершенного строительства, ответ уполномоченного органа на межведомственный запрос мог содержать сведения, устраняющие препятствия для проведения государственной регистрации.
В силу прямого указания закона п. 2 ст. 25, п. 4 ст. 25.3 Закона о регистрации, государственная регистрация на объект незавершенного строительства осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок и разрешения на строительство, которое согласно ответу ФИО1 не выдавалось.
Установив, что разрешение на строительство ФИО1 не выдавалось, суд приходит к выводу, что Управление Росреестра по <адрес> не могло провести государственную регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ не имеется.
Требование административного истца об обязании осуществить государственную регистрацию прав на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ№ является производным от ранее заявленного требования, в удовлетворении которого административному истцу отказано, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований в данной части также не имеется.
Кроме того, в соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений должностного лица может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о применении которых заявлено стороной ответчика в ходе судебного разбирательства.
Как установлено судом, решение об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ вынесено ДД.ММ.ГГГГ, получено представителем истца ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем административное исковое заявление должно быть подано административным истцом в соответствии со ст. 219 КАС РФ до ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, с настоящим иском ФИО1 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском трехмесячного срока.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Административным истцом ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, не заявлялось, равно как не указано мотивов уважительности причин пропуска установленного срока на обращение в суд.
Судом уважительных причин пропуска административным истцом трехмесячного срока на обращение в суд при рассмотрении административного дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, администрации Тополевского сельского поселения <адрес> о признании незаконным ответа об отсутствии сведений о разрешении на строительство, отказа в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, обязании осуществить государственную регистрацию прав собственности на объект незавершенного строительства отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы.
Срок изготовления решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
председательствующий: С.А. Костюченко
Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко