К делу № 2а-813/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 07 февраля 2020 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.
при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению финансового контроля администрации города Сочи, главному специалисту отдела финансового контроля администрации города Сочи ФИО2 об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации города Сочи»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным иском к Управлению финансового контроля администрации города Сочи, главному специалисту отдела финансового контроля администрации города Сочи ФИО2 об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации города Сочи».
Свои требования ФИО1 мотивировала тем, что в адрес административного истца ФИО1 поступило письмо от МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры Администрации города Сочи» (далее - МБУ «ЦБ УК») № от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными к нему копий акта выездной плановой проверки с приложениями от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акт), представления об устранении нарушений бюджетного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Представление), предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Предписание), дополнение к письму № от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными к нему копий возражений по акту выездной плановой проверки МБУ «ЦБ УК» от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ, (далее-Возражения), заключение от ДД.ММ.ГГГГ подписанного исполняющим обязанности начальника Управления финансового контроля Администрации города Сочи ФИО3, с требованием к административному истцу возвратить МБУ «ЦБ УК» излишне выплаченные ему ежемесячное денежное поощрение выплаченное с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 194649,68 руб., указанную в абзаце 4 страницы 7 Акта и премию без учета фактически отработанного времени в сумме 22460,88 руб. указанную в приложении № к Акту (абзац 7 страницы 6 Акта). Вменяемые нарушения, пунктами 7 и 8 заключения от ДД.ММ.ГГГГ подписанного исполняющим обязанности начальника Управления финансового контроля Администрации города Сочи ФИО3, признаны обоснованными. По смыслу пункта 1.6. Положения об управлении финансового контроля Администрации города Сочи, утвержденном Решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ№, управление финансового контроля Администрации города Сочи обладает правами юридического лица, имеет право в установленном порядке от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет бюджетную смету, лицевые счета, открываемые в органах казначейства, печать с изображением герба муниципального образования город-курорт С. и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки. По результатам обследования, проведенного в ходе выездной проверки (ревизии), оформляется заключение, которое прилагается к материалам выездной проверки (ревизии) (п. 3.5.4. постановления Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№). Административный истец считает, что изложенные в Акте, в части указанных в нем допущенных нарушений пункта 1.5 Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи, утвержденном постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее-Положение) в результате чего была неправомерно произведена выплата директору МБУ «ЦБ УК» ФИО1 ежемесячного денежного поощрения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 194649,68 руб. и пункта 2.2.7. Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи, утвержденном постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ в результате чего была неправомерно произведена выплата директору МБУ «ЦБ УК» ФИО1 премии без учета фактически отработанного времени в сумме 22460,88 руб. (указанную в приложении № к Акту), являются незаконными вследствие несоответствия требованиям действующего законодательства и что к нему необоснованно предъявляются финансовые претензии со стороны МБУ «ЦБ УК» на общую сумму 217110,56 руб. Спорная часть акта основана на неверном понимании административными ответчиками правовой природы трудовых взаимоотношений директора МБУ «ЦБ УК» и его работодателя. Распоряжением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р (далее- Распоряжение №-р) утвержден Устав муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации города Сочи» (п. 3 Распоряжения №-р). В пунктах 1.5. и 1.6. Устава закреплено, что функции и полномочия учредителя МБУ «ЦБ УК» осуществляет управления культуры администрации города Сочи. Так же согласно пункту 1.10 Положения об управлении культуры администрации города Сочи, утвержденном Решение Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ№ в ведении управления культуры администрации города Сочи находятся муниципальные унитарные предприятия и учреждения - организации культуры, искусства и кинематографии (далее именуемые - подведомственные сетевые единицы). Между администрацией города Сочи, в лице Главы города Пахомова А. Н. и ФИО1 заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которого ФИО1 назначена с ДД.ММ.ГГГГ на должность директора МБУ «ЦБ УК» (пункты 1.2., 1.3. трудового договора), согласно раздела 6 которого ФИО1 выплачивается оплата труда в виде должностного оклада в соответствии со штатным расписанием (п. 6.1), премии, надбавки и доплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (п. 6.1). Заработная плата и иные выплаты (вознаграждения) выплачиваются ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы всем работникам (пункты 6.3., 6.4.). Согласно пункту 1 распоряжения Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р-л (далее-распоряжение №-р-л) ФИО1 назначена с ДД.ММ.ГГГГ на должность директора МБУ «ЦБ УК» с оплатой труда согласно штатного расписания. В пункте 1.2. Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи, утвержденном постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ закреплено, что оно регулирует порядок произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи, указанных в приложении № к решению Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оплате труда работников муниципальных учреждений города Сочи», за исключением случаев, когда иное установлено федеральным законодательством, законодательством Краснодарского края, муниципальными правовыми актами. Оплата труда административного истца ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являющейся в данном периоде руководителем МБУ «ЦБ УК», производилась на основании штатного расписания № от ДД.ММ.ГГГГ утвержденном приказом № от ДД.ММ.ГГГГ и согласованного в соответствии с пунктом 6 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений города Сочи утвержденном Решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ№ начальником Управления культуры Администрации города Сочи ФИО4 и штатного расписания № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГ и согласованного в соответствии с пунктом 6 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений города Сочи утвержденном Решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ№ начальником Управления культуры Администрации города Сочи ФИО4, в которых предусмотрена директору МБУ «ЦБ УК» ежемесячное денежное поощрение в размере 12091,50 рублей в месяц (150% от должностного оклада). Таким образом, произведенные выплаты ежемесячного денежного поощрения ФИО1 на общую сумму 194649,68 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являются обоснованными и не противоречат требованиям Положению о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи, утвержденном постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№. Кроме того пункт 1.5. Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи, утвержденном постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ введен Постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи», которое в соответствии с его пунктом 5 вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ со дня официального опубликования («Новости С.», №, ДД.ММ.ГГГГ). О причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (пункты 1, 2 ст. 74 ТК РФ), но административный ответчик неправомерно применил его действие с ДД.ММ.ГГГГ Выплата ежемесячного денежного поощрения ФИО1 производилась в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. При выплате ФИО1 премии в сумме 22460 руб., указанную в приложении № к Акту, директор МБУ «ЦБ УК» ФИО1 руководствовалась следующими нормами нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами, локальными нормативными актами, трудовым договором. Премия директору МБУ «ЦБ УК» ФИО1 за март 2017 г. выплачивалась в размере строго указанном в распоряжении Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-ок в сумме 40305 руб. и в размере строго указанном в распоряжении Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-ок за апрель 2018 г. в сумме 16122 руб. и за второй квартал 2018 г. в сумме 40305 руб., в пределах соответствующих бюджетных ассигнований. По смыслу статьи 191 ТК РФ и строго указанном в распоряжениях размере премий, нарушений при их выплате ФИО1 допущено не было.
На основании изложенного административный истец просил: признать незаконным акт от ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры Администрации города Сочи» проводимой Управлением финансового контроля администрации города Сочи, подписанного главным специалистом отдела финансового контроля администрации города Сочи ФИО2 (руководитель группы), в части указанных в нем допущенных нарушений пункта 1.5. «Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи», утвержденном постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ в результате чего была неправомерно произведена выплата ежемесячного денежного поощрения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ директору МБУ «ЦБ УК» ФИО1 в сумме 194649,68 руб.; признать незаконным акт от ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры Администрации города Сочи» проводимой Управлением финансового контроля Администрации города Сочи, подписанного главным специалистом отдела финансового контроля Администрации города Сочи ФИО2 (руководитель группы), в части указанных в нем допущенных нарушений пункта 2.2.7. «Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи», утвержденном постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ в результате чего была неправомерно произведена выплата премии без учета фактически отработанного времени в сумме 22460,88 руб. (указанной в приложении № к акту).
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещена надлежащим образом, для участия в деле направила своего представителя по доверенности ФИО5
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО5, действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Управления финансового контроля администрации города Сочи ФИО6, действующий на основании доверенности заявленные требования не признал, возражал против их удовлетворения, поддержал доводы, изложенные в представленном суду отзыве на административный иск, в котором указано на следующее: Управление финансового контроля администрации города Сочи с заявленными административными исковыми требованиями не согласно, считает требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. На основании приказа управления финансового контроля администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении контрольного мероприятия», удостоверения о проведении контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ№ главным специалистом отдела финансового контроля ФИО2 (руководитель группы), заместителем начальника отдела предварительного контроля и организационно-аналитической работы ФИО7, главным специалистом отдела финансового контроля ФИО8, проведена плановая выездная проверка муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации города Сочи» по вопросу расходования бюджетных средств на оплату труда и налоговые платежи за 2017 и 2018 годы. Проверка проведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки проведены контрольные действия по документальному изучению финансовых операций об осуществлении расходов за счет средств бюджета города Сочи на оплату труда и налоговых платежей МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации города Сочи» за 2017 и 2018 года. Распоряжением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждены нормативы предельной численности работников муниципальных учреждений - централизованных бухгалтерий, подведомственных отраслевым (функциональным) и территориальным органам администрации города Сочи (далее - Распоряжение №-р). В соответствии с вышеуказанным распоряжением, норматив предельной численности работников Учреждения определяется исходя из количества обслуживаемых учреждений, численности работающих в обслуживаемых учреждениях и количества учреждений, находящихся на самостоятельном ведении бухгалтерского учета. В результате проверки платежных поручений Учреждения по расходованию бюджетных средств на оплату труда за 2017-2018 годы установлено следующее. В соответствии с п. 8 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и по его применению, утвержденной приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н (далее - Инструкция №н) документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами принимаются к бухгалтерскому учету при наличии на документе подписи руководителя и главного бухгалтера субъекта учета. Аналогично, в соответствии с Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н (далее - Приказ №н), применяемым при ведении бухгалтерского учета с ДД.ММ.ГГГГ, документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к бухгалтерскому учету при наличии на документе подписи руководителя и главного бухгалтера учреждения. Вместе с тем, в нарушение Инструкции №н и Приказа №н платежные поручения за 2017 и 2018 годы на бумажном носителе (1460 шт.) на сумму 78248206,71 рублей не подписаны директором Учреждения и главным бухгалтером. В ходе выборочной проверки табелей учета использования рабочего времени установлено следующее. Сведения об учете рабочего времени на основании приказов руководителя Учреждения отражаются в табеле учета использования рабочего времени (ф. 0504421) (далее - Табель) лицом, ответственным за его составление. При обнаружении лицом, ответственным за составление и представление Табеля, факта не отражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе в связи с поздним представлением документов), лицо, ответственное за составление Табеля, обязано учесть необходимые изменения и представить корректирующий. Приказами Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ назначены ответственные лица за составление Табеля. Вместе с тем, установлены случаи отсутствия корректирующих Табелей и не отражения фактов отсутствия работников на рабочем месте по причине нахождения в оплачиваемом отпуске и по нетрудоспособности. Так, в Табеле за апрель 2018 года от ДД.ММ.ГГГГ№ отсутствует информация о количестве часов и условные обозначения отклонений по директору Учреждения ФИО1, находившейся в соответствии с распоряжением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р-о в оплачиваемом отпуске с 09 по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ№) (далее - Постановление №) выплата премии руководителю по результатам работы за месяц, квартал (год) производится за фактически отработанное время. Вместе с тем, в нарушение указанного постановления в проверяемом периоде директору Учреждения ФИО1 производилась выплата премий без учета фактически отработанного времени, в результате чего допущено излишнее расходование средств субсидии на общую сумму 22460,88 рублей. Например, распоряжением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-ок директору Учреждения установлена премия за апрель 2018 года в размере 200% должностного оклада. Согласно представленным расчетным ведомостям и табелям ФИО1 в апреле отработано 11 рабочих дней, следовало выплатить премию в размере 8 867,10 рублей, фактически выплачено 16 122,0 рублей, превышение составило 7 254,90 рублей. В соответствии с Постановлением № ежемесячное денежное поощрение руководителю устанавливается на основании распоряжения администрации города Сочи. Вместе с тем, в ходе проверки не представлены распоряжения администрации города Сочи об установлении ежемесячного денежного поощрения директорам Учреждения ФИО1 и ФИО9, выплата указанного поощрения производилась в размере 150% от должностного оклада. За проверяемый период без распоряжений администрации города Сочи выплачено ежемесячное денежное поощрение директору ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 194 649,68 рублей. Учитывая изложенное, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Административный ответчик главный специалист отдела финансового контроля администрации города Сочи ФИО2 в судебном заседании также не признала заявленные требования и просила суд оставить их без удовлетворения.
Заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, на основании приказа управления финансового контроля администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении контрольного мероприятия», удостоверения о проведении контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ№ главным специалистом отдела финансового контроля ФИО2 (руководитель группы), заместителем начальника отдела предварительного контроля и организационно-аналитической работы ФИО7, главным специалистом отдела финансового контроля ФИО8, проведена плановая выездная проверка муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации города» по вопросу расходования бюджетных средств на оплату труда и налоговые платежи за 2017 и 2018 годы. Проверка проведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ постановления Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке осуществления управлением финансового контроля администрации города Сочи полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений и контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд» по результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который подписывается лицом, уполномоченным на проведение контрольного мероприятия (руководителем группы лиц).
Согласно п. 3.5.4 данного постановления Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, по результатам обследования, проведенного в ходе выездной проверки (ревизии), оформляется заключение, которое прилагается к материалам выездной проверки (ревизии).
В силу пункта ДД.ММ.ГГГГ постановления Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ лицо, уполномоченное на проведение контрольного мероприятия (руководитель группы лиц), в срок до 5 рабочих дней со дня получения письменных возражений к акту проверки подготавливает по ним письменное заключение. Начальник Управления рассматривает обоснованность этих возражений, подписывает письменное заключение, которое приобщается к акту (заключению) и является в дальнейшем его неотъемлемой частью.
По результатам проведенной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, который подписан главным специалистом отдела финансового контроля ФИО2
Согласно данному акту, в нарушение постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи» ФИО1 производилась выплата премий без учета фактически отработанного времени, в результате чего допущено излишнее расходование средств субсидии на общую сумму 22 460 рублей 88 копеек.
Кроме того, в нарушение постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи» в ходе проверки не представлены распоряжения администрации города Сочи об установлении ежемесячного денежного поощрения директорам Учреждения, в том числе Брдниковой Е.В., выплата указанного поощрения производилась в размере 150 % от должностного оклада. За проверяемый период без распоряжений администрации города Сочи директору ФИО1 выплачено ежемесячное денежное поощрение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 194 649 рублей 68 копеек.
Административный истец просит признать незаконным акт от ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры Администрации города Сочи» проводимой Управлением финансового контроля администрации города Сочи, подписанного главным специалистом отдела финансового контроля администрации города Сочи ФИО2 в указанной части.
Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ исполняющего обязанности начальника Управления финансового контроля администрации города Сочи ФИО3 по вопросу стимулирующих выплат в 2017-2018 годах – возражения по данному вопросу не приняты (п. 7 заключения); по вопросу выплат ежемесячного денежного поощрения директору Учреждения без распоряжения администрации города Сочи – возражения по данному вопросу не приняты (п. 8 заключения).
Начальником Управления финансового контроля администрации города Сочи ФИО10ДД.ММ.ГГГГ директору Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры Администрации города Сочи» вынесено представление № об устранении нарушений бюджетного законодательства, содержащее требование принять меры по возмещению необоснованного выплаченных премий, поощрений и переплат.
Начальником Управления финансового контроля администрации города Сочи ФИО10ДД.ММ.ГГГГ директору Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры Администрации города Сочи» вынесено представление № об устранении нарушений бюджетного законодательства, содержащее требования в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по устранению нарушений и возмещению неправомерно выплаченных премий, поощрений и переплат.
В адрес административного истца ФИО1 поступило письмо от Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры Администрации города Сочи» № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием к административному истцу возвратить МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры Администрации города Сочи» излишне выплаченные ему ежемесячное денежное поощрение выплаченное с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 194649 рублей 68 копеек, и премию без учета фактически отработанного времени в сумме 22460 рублей 88 копеек.
Удовлетворяя заявленные ФИО1 требования частично, суд исходит из следующего.
Правовое регулирование труда руководителя организации осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (ч. 1 ст. 273, ст. 274 ТК РФ).
Согласно ст. 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей муниципальных учреждений определяются трудовым договором в порядке установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица.
Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются органом местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Распоряжением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р утвержден Устав муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации города Сочи».
В пунктах 1.5 и 1.6 Устава закреплено, что функции и полномочия учредителя муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации города Сочи» осуществляет управление культуры администрации города Сочи.
Также согласно п. 1.10 Положения об управлении культуры администрации города Сочи, утвержденного Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, в ведении управления культуры администрации города Сочи находятся муниципальные унитарные предприятия и учреждения - организации культуры, искусства и кинематографии (далее именуемые - подведомственные сетевые единицы).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Сочи, в лице Главы города Пахомова А.Н. и ФИО1 был заключен трудовой договор №, согласно условиям которого ФИО1 назначена с ДД.ММ.ГГГГ на должность директора Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры Администрации города Сочи» (пункты 1.2, 1.3 трудового договора).
В соответствии с разделом 6 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГФИО1 выплачивается оплата труда в виде должностного оклада в соответствии со штатным расписанием (п. 6.1), премии, надбавки и доплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (п. 6.1). Заработная плата и иные выплаты (вознаграждения) выплачиваются ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы всем работникам (пункты 6.3, 6.4).
Согласно пункту 1 распоряжения Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р-л ФИО1 назначена с ДД.ММ.ГГГГ на должность директора Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры Администрации города Сочи» с оплатой труда согласно штатного расписания.
В пункте 1.2 Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи, утвержденном постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ закреплено, что оно регулирует порядок произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи, указанных в приложении № к решению Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оплате труда работников муниципальных учреждений города Сочи», за исключением случаев, когда иное установлено федеральным законодательством, законодательством Краснодарского края, муниципальными правовыми актами.
Иное установлено пунктом 6 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений города Сочи, утвержденном Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому штатные расписания муниципальных учреждений города Сочи утверждаются руководителями учреждений по согласованию с соответствующими отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Сочи и управлением по финансам, бюджету и контролю администрации города Сочи.
Из материалов дела следует, что оплата труда административного истца ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являющейся в указанный период руководителем Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры Администрации города Сочи», производилась на основании штатного расписания № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ и согласованного в соответствии с пунктом 6 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений города Сочи утвержденного Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ начальником Управления культуры Администрации города Сочи ФИО4 и штатного расписания № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГ и согласованного в соответствии с пунктом 6 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений города Сочи утвержденного Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ начальником Управления культуры Администрации города Сочи ФИО4, в которых предусмотрено директору Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры Администрации города Сочи» выплата ежемесячного денежного поощрения в размере 12091 рубль 50 копеек в месяц (150% от должностного оклада).
Таким образом, произведенные выплаты ежемесячного денежного поощрения ФИО1 на общую сумму 194649 рублей 68 копеек, выплаченные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являются обоснованными и не противоречат требованиям Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи, утвержденного постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме того, пункт 1.5 Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи, утвержденном постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому все дополнительные выплаты устанавливаются на основании распоряжения администрации города Сочи, введен Постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Постановление Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи», которое в соответствии с его пунктом 5 вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ со дня официального опубликования («Новости Сочи», №, ДД.ММ.ГГГГ).
О причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, что установлено в пунктах 1, 2 ст. 74 ТК РФ, однако, административный ответчик неправомерно применил его действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что выплата ежемесячного денежного поощрения ФИО1 производилась в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 6 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений города Сочи, утвержденного Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, штатные расписания муниципальных учреждений города Сочи утверждаются руководителями учреждений по согласованию с соответствующими отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Сочи и управлением по финансам, бюджету и контролю администрации города Сочи.
Данный факт указывает, что основополагающим документом для начисления ежемесячного денежного поощрения ФИО1 является штатное расписание муниципального учреждений города Сочи, утвержденное руководителям учреждения и согласованное Управлением культуры Администрации города Сочи.
О том, что единовременное денежное поощрение должно выплачиваться ФИО1 в соответствии со штатным расписанием закреплено в пункте 6.1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№ заключенного с ФИО1 и в пункте 1 распоряжения Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р-л «О назначении ФИО1 на должность директора».
Таким образом, произведенные выплаты ежемесячного денежного поощрения ФИО1 на общую сумму 194649 рублей 68 копеек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являются обоснованными и не противоречат требованиям Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи, утвержденном постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме того, представителем суду административными ответчиками представлен расчет ежемесячного поощрения выплаченного ФИО1 без распоряжения администрации города Сочи, общая сумма которого составляет 140 122 рубля 23 копейки.
Указанная сумма отличается от размера суммы, выплаченной ФИО1 в счет ежемесячного денежного поощрения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанной в акте от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ответчики признали, что расчет излишне выплаченного поощрения произведен без учета того, когда внесены изменения в Постановление Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что имеются противоречия в отношении размера суммы выплаченного ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, указание на сумму в размере 194649 рублей 68 копеек в акте от ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры Администрации города Сочи» проводимой Управлением финансового контроля Администрации города Сочи, подписанном главным специалистом отдела финансового контроля Администрации города Сочи ФИО2 – является необоснованным.
Отказывая административному истцу в удовлетворении остальной части исковых требований, суд принимает во внимание следующее.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации города» по вопросу расходования бюджетных средств на оплату труда и налоговые платежи за 2017 и 2018 годы, были проведены контрольные действия по документальному изучению финансовых операций об осуществлении расходов за счет средств бюджета города Сочи на оплату труда и налоговых платежей МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации города Сочи» за 2017 и 2018 года.
Распоряжением администрации города Сочи от 20.06.2018 № 224-р утверждены нормативы предельной численности работников муниципальных учреждений - централизованных бухгалтерий, подведомственных отраслевым (функциональным) и территориальным органам администрации города Сочи.
В соответствии с вышеуказанным распоряжением, норматив предельной численности работников Учреждения определяется исходя из количества обслуживаемых учреждений, численности работающих в обслуживаемых учреждениях и количества учреждений, находящихся на самостоятельном ведении бухгалтерского учета.
В результате проверки платежных поручений МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации города Сочи» по расходованию бюджетных средств на оплату труда за 2017-2018 годы установлено следующее.
В соответствии с п. 8 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами принимаются к бухгалтерскому учету при наличии на документе подписи руководителя и главного бухгалтера субъекта учета.
Аналогично, в соответствии с Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н, применяемым при ведении бухгалтерского учета с ДД.ММ.ГГГГ, документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к бухгалтерскому учету при наличии на документе подписи руководителя и главного бухгалтера учреждения.
Вместе с тем, в нарушение Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н и Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н платежные поручения за 2017 и 2018 годы на бумажном носителе (1460 шт.) на сумму 78 248 206,71 рублей не подписаны директором Учреждения и главным бухгалтером.
В ходе выборочной проверки табелей учета использования рабочего времени установлено следующее.
В соответствии с положениями ст. 91 Трудового кодекса РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Сведения об учете рабочего времени на основании приказов руководителя Учреждения отражаются в табеле учета использования рабочего времени (ф. 0504421) лицом, ответственным за его составление.
При обнаружении лицом, ответственным за составление и представление табеля учета использования рабочего времени, факта не отражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе в связи с поздним представлением документов), лицо, ответственное за составление табеля учета использования рабочего времени, обязано учесть необходимые изменения и представить корректирующий.
Приказами МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации города Сочи» от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ назначены ответственные лица за составление табеля учета использования рабочего времени.
Вместе с тем, установлены случаи отсутствия корректирующих табелей и не отражения фактов отсутствия работников на рабочем месте по причине нахождения в оплачиваемом отпуске и по нетрудоспособности.
Так, в табеле за апрель 2018 года от ДД.ММ.ГГГГ№ отсутствует информация о количестве часов и условные обозначения отклонений по директору учреждения ФИО1, находившейся в соответствии с распоряжением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р-о в оплачиваемом отпуске с 09 по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ№) выплата премии руководителю по результатам работы за месяц, квартал (год) производится за фактически отработанное время.
Вместе с тем, в нарушение указанного постановления в проверяемом периоде директору МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации города Сочи» ФИО1 производилась выплата премий без учета фактически отработанного времени, в результате чего допущено излишнее расходование средств субсидии на общую сумму 22 460 рублей 88 рублей.
Доказательств, подтверждающих, что указанная сумма ФИО1 не была выплачена, либо выплата премий за апрель 2018 года ФИО1 выплачена в ином размере, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца признать незаконным акт от ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры Администрации города Сочи» проводимой Управлением финансового контроля Администрации города Сочи, подписанный главным специалистом отдела финансового контроля Администрации города Сочи ФИО2 (руководитель группы), в части указанных в нем допущенных нарушений пункта 2.2.7. «Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи», утвержденном постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ в результате чего была неправомерно произведена выплата премии без учета фактически отработанного времени в сумме 22460 рублей 88 копеек – являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В указанной части акт от ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки не противоречит нормам действующего законодательства, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению финансового контроля администрации города Сочи, главному специалисту отдела финансового контроля администрации города Сочи ФИО2 об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки МБУ «Централизованная бухгалтерия управления культуры администрации города Сочи» – удовлетворить частично.
Признать незаконным акт от ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная бухгалтерия управления культуры Администрации города Сочи» проводимой Управлением финансового контроля Администрации города Сочи, подписанный главным специалистом отдела финансового контроля Администрации города Сочи ФИО2 (руководитель группы), в части указанных в нем допущенных нарушений пункта 1.5. «Положения о порядке произведения дополнительных выплат руководителям муниципальных учреждений города Сочи», утвержденного постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, повлекших неправомерно произведенную выплату ежемесячного денежного поощрения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ директору МБУ «ЦБ УК» ФИО1 в сумме 194649 рублей 68 копеек.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.С. Шевелев
Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 14.02.2020 года.
«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»
"Согласовано"