ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-814/18 от 28.08.2018 Углегорского городского суда (Сахалинская область)

Дело №2а-814/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 августа 2018 года г. Углегорск

Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи – Менц О.П.,

при секретаре судебного заседания – Котовой Е.С.,

с участием представителя Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в лице помощника Углегорского городского прокурора Баймурзина А.А., действующего по доверенности от 14.08.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Сахалино-Курильскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оборудовать специализированное помещение охранной сигнализацией,

УСТАНОВИЛ:

30.07.2018 Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился с вышеназванным административным исковым заявлением в Углегорский городской суд, в обоснование которого указал, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в Сахалино-Курильском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству (далее - Управление по рыболовству) проведена плановая проверка принятых решений в отношении изъятых биоресурсов, орудий лова, транспортных средств, иных предметов, явившихся орудиями совершения административныхправонарушений, в результате которой установлено, что специализированное помещение Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Углегорскому району (далее – Отдел по Углегорскому району), входящего в состав Управления по рыболовству на правах обособленного структурного подразделения, не оборудовано охранной сигнализацией. 28.02.2018 по результатам проверки в Управление внесено представление.До настоящего времени специализированное помещение Отдела по Углегорскому району не оборудовано охранной сигнализацией, в связи с чем, прокурор просит признать бездействие административного ответчика незаконным, возложить обязанность на Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать охранной сигнализацией помещение для хранения изъятых вещей и документов отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Углегорскому району.

15.08.2018 от представителя административного ответчика - Управления по рыболовству Ким К.И., действующей на основании доверенности, поступил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому в целях устранения нарушений, указанных в представлении, Управлением приняты следующие меры: руководителем управления издан приказ от 14.02.2018 «О порядке хранения изъятых вещей и документов до рассмотрения дела об административном правонарушении»; проводится работа, направленная на установление охранной сигнализации в специализированном помещении, в котором находятся изъятые вещи и документы, по адресу: <адрес>, составлен локальный сметный расчет. В ближайшее время будет проведена закупка на установление и монтаж сигнализаций в специализированных помещениях.

В судебное заседание не явился административный ответчик Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, представитель административного ответчика Рытчер А.И., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Суд, руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), учитывая, что явка административного ответчика не является обязательной и не признавалась таковой судом, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника судебного процесса.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Баймурзин А.А. заявленные требования поддержал, в обоснование привел доводы, указанные в административном исковом заявлении.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту, в том числе, интересов Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с частью 2 статьи 43.2 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (за исключением федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в части морских биоресурсов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 №444, осуществление полномочий по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса, возложено на Федеральное агентство по рыболовству (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству).

В силу п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 №444, Федеральное агентство по рыболовству осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы, представительства и представителей за рубежом и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Приказом Росрыболовства от 17.09.2013 №700 (ред. от 07.10.2016) утверждено Положение о Сахалино-Курильском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству (далее – Положение об Управлении), в соответствии с п.п. 2, 3 которого Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсовна водных объектах рыбохозяйственного значения Сахалинской области, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. Управление является государственным органом, находящимся в подчинении Федерального агентства по рыболовству.

В состав Управления на правах обособленного структурного подразделения входит, в том числе, Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Углегорскому району (694920, <адрес>) (п. 4 Положения об Управлении).

На основании пункта 9.6 Положения об Управлении, Управление имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях, привлекать к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты, нормы и правила, в пределах компетенции Управления.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, отнесено к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 9 данной нормы изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Росрыболовства от 11.09.2017 №616, в соответствии с частью 9 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях эффективного исполнения Росрыболовством и его территориальными органами государственной функции по контролю и надзору в установленной сфере ведения и установления в территориальных органах Росрыболовства единого порядка хранения изъятых вещей и документов, утвержден порядок хранения территориальными органами Росрыболовства изъятых вещей и документов до рассмотрения дела об административном правонарушении.

Приказ Росрыболовства от 11.09.2017 №616, зарегистрирован в Минюсте России 09.01.2018 №49555, 09.01.2018 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, начало действия документа - 20.01.2018.

Пунктами 6, 8 Приказа Росрыболовства от 11.09.2017 №616 предусмотрено, что должностное лицо, осуществляющее изъятие вещей и документов, должно обеспечивать их сохранность до момента передачи изъятых вещей и документов должностному лицу, ответственному за хранение изъятых вещей и документов; в целях недопущения в специализированное помещение посторонних лиц оно оборудуется охранной сигнализацией, а также опечатывается. Находящиеся в специализированном помещении сейфы и металлические шкафы должны опечатываться.

Как следует из материалов дела, в результате проверки, проведенной Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором, установлено, что в рамках дел об административных правонарушениях Управлением по состоянию на 01.02.2018 в территориальных отделах находится на хранении 1140 орудий лова и 9 транспортных средств. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства специализированные помещения территориальных отделов Управления не оборудованы сигнализацией и не опечатываются, в связи с чем, доступ посторонних граждан не ограничен.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 24 названного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

28.02.2018 по результатам проверки в Управление внесено представление «Об устранении нарушений федерального законодательства».

Неисполнение вынесенного представления, а именно непринятие мер по оборудованию специализированных помещений территориальных отделов Управления охранной сигнализацией, в том числе, Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Углегорскому району, влечет доступ посторонних лиц в специализированное помещение и возможность утраты, порчи изъятого имущества, что в свою очередь, влечет нарушение имущественных прав и законных интересов законного владельца изъятого имущества, а при его не установлении – Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Административным ответчиком Управлением по рыболовству суду представлены отзыв на административное исковое заявление, смета от 10.07.2018 на выполнение монтажных работ и копия Приказа от 11.09.2017 , которые, по мнению суда, не могут служить доказательствами достаточности принятых мер по оборудованию специализированного помещения для хранения изъятых вещей и документов охранной сигнализацией.

Исходя из представленных суду и исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству представление прокурора в месячный срок в полном объеме не исполнено; на момент обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением Управлением запрошены и получены только локальные сметы на монтаж сигнализации; на день рассмотрения судом дела доказательств, свидетельствующих об оборудовании специализированного помещения Отдела по Углегорскому району охранной сигнализацией, стороной административного ответчика не представлено.

Установленные судом обстоятельства свидетельствует о бездействии Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, в связи с чем, административное исковое требование Сахалинского природоохранного прокурора в части признания бездействия по непринятию мер по оборудованию охранной сигнализацией специализированного помещения для хранения изъятых вещей и документов отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Углегорскому району незаконным, суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Рассматривая требование прокурора о возложении на административного ответчика – Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать охранной сигнализацией помещение для хранения изъятых вещей и документов отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Углегорскому району, суд приходит к следующему.

Из пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Согласно п. 8 Положения об Управлении, Управление в соответствии с закрепленной сферой деятельности осуществляет, в том числе: в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления в установленной сфере деятельности (п. 8.1.3); функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций (п. 8.1.14).

При таких обстоятельствах, учитывая, что в состав Управления на правах обособленного структурного подразделения входит, в том числе, Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Углегорскому району, в котором имеется специализированное помещение, не оборудованное охранной сигнализацией, а функции по содержанию Управления возложены на само Управление, то суд приходит к выводу, что обязанность по оборудованию охранной сигнализацией помещения для хранения изъятых вещей и документов отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Углегорскому району следует возложить наСахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, в связи с чем, требование прокурора в этой части подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Решая вопрос об установлении срока, в течение которого Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обязано исполнить возложенные на него судом обязанности, суд полагает, что срок, указанный в административном исковом заявлении является достаточным для исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей.

С учетом ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат взысканию с административного ответчика в доход государства, в соответствии п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Сахалино-Курильскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оборудовать специализированное помещение охранной сигнализацией, – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по непринятию мер по оборудованию охранной сигнализацией помещения для хранения изъятых вещей и документов отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Углегорскому району.

Возложить на Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать охранной сигнализацией помещение для хранения изъятых вещей и документов отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Углегорскому району.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья О.П. Менц

Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2018 года.

Председательствующий судья О.П. Менц