ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-814/2022 от 23.05.2022 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-814/2022

23RS0033-01-2022-001081-60

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пгт Мостовской 23 мая 2022 года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Таранова Р.А.,

при секретаре Черной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Мостовского района к администрации Краснокутского сельского поселения Мостовский район понуждении к устранению нарушений бюджетного законодательства и пробелов муниципальном нормотрворчестве,

установил:

и.о. прокурора Мостовского района обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит:

-признать незаконным бездействие администрации Краснокутского сельского поселения Мостовского района по устранению нарушений закона, изложенных в представлении прокуратуры Мостовского района от 03.12.2021 N° 7-01/447-21 об устранении нарушений бюджетного законодательства и пробелов в муниципальном нормотворчестве.

-обязать администрацию Краснокутского сельского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений бюджетного законодательства и пробелов в муниципальном нормотворчестве, изложенные в представлении прокуратуры Мостовского района от 03.12.2021, путем разработки и принятия муниципального правового акта, регламентирующего порядок формирования и ведения реестра источников доходов бюджета поселения.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мостовского района проведен мониторинг соответствия муниципальных актов действующему законодательству в сфере бюджетного законодательства, по результатам которой выявлены следующие нарушения.

Установлено, что до настоящего времени администрацией Краснокутского сельского поселения порядок формирования и ведения реестра источников доходов бюджета поселения не утвержден, что подтверждается письмо администрации Краснокутского сельского поселения от 22.04.2022.

Ранее в целях устранения указанных нарушений закона прокуратурой района 03.12.2021 главе Краснокутского сельского поселения внесено представление, однако по результатам его рассмотрения мер, направленных на устранение нарушений, не принято, до настоящего времени соответствующий проект нормативного правового акта не разработан, в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы не направлен и, соответственно, не принят.

Одной из форм реализации полномочий органов местного самоуправления является разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, а также иным вопросам, определенным Федеральными законами, Уставами и конституциями субъектов Российской Федерации, и уставами муниципальных образований. Формой воплощения указанных полномочий является нормативный правовой акт.

В свою очередь, сложившаяся ситуация влечет нарушение требований ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 47.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, чем нарушается бюджетное законодательство, создаются условия для подрыва авторитета органа местного самоуправления, осуществляющего решение вопросов местного значения.

В результате незаконного бездействия администрации Краснокутского сельского поселения по разработке и принятию муниципальных правовых актов в рассматриваемой сфере нарушает права Российской Федерации на верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ст. 4 Конституции Российской Федерации).

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в суд поступило заявление - и. о. прокурора Мостовского района Шишкова В.В., в котором он просит рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии представителя прокуратуры, заявленные требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации Краснокутского сельского поселения Мостовский район в судебное заседание не явился. В суд поступило ходатайство главы администрации ФИО1, в котором она просит рассмотреть административное дело в отсутствии представителя администрации, против удовлетворения административных требований и.о. прокурора Мостовского района не возражала.

Изучив материалы дела, учитывая мнение сторон, суд пришел к выводу, что административный иск и.о. прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно ч.5 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии ч.ч. 1,3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

В силу положений ст. 47.1 Бюджетного кодекса РФ министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обязаны вести реестры источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Состав информации, порядок формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации, общие требования к составу информации, порядку формирования и ведения реестра источников доходов Российской Федерации, реестра источников доходов федерального бюджета, реестров источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, реестров источников доходов местных бюджетов и реестров источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определяются Правительством Российской Федерации.

Реестры источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, реестры источников доходов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и реестры источников доходов местных бюджетов формируются и ведутся в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрацией.

Правила формирования и ведения перечня источников доходов утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2016 № 868 «О порядке формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации» (далее - Правила).

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Мостовского района проведен мониторинг соответствия муниципальных актов действующему законодательству в сфере бюджетного законодательства, по результатам которой выявлено, что до настоящего времени администрацией Краснокутского сельского поселения порядок формирования и ведения реестра источников доходов бюджета поселения не утвержден, что подтверждается письмо администрации Краснокутского сельского поселения от 22.04.2022.

03.12.2021 в целях устранения указанных нарушений закона прокуратурой района главе Краснокутского сельского поселения внесено представление, однако по результатам его рассмотрения мер, направленных на устранение нарушений, не принято, до настоящего времени соответствующий проект нормативного правового акта не разработан, в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы не направлен и, соответственно, не принят.

Одной из форм реализации полномочий органов местного самоуправления является разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, а также иным вопросам, определенным Федеральными законами, Уставами и конституциями субъектов Российской Федерации, и уставами муниципальных образований. Формой воплощения указанных полномочий является нормативный правовой акт.

В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления).

Согласно статьи 1 Федерального закона N 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления вопросы местного значения определяет, как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (часть 1 статьи 2).

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (части 1, 2 и 3 статьи 52 Федерального закона N 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, пунктом 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа и являются бюджетными полномочиями муниципального образования.

Утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 10 статьи 35 и части 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ, пункт 1 статьи 153 и пункт 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Органы местного самоуправления принимают правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с поименованным Кодексом (пункт 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются названным Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

Порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения определяется для местного бюджета муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями указанного Кодекса (часть 1 статья 187 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В свою очередь, сложившаяся ситуация влечет нарушение требований ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 47.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, чем нарушается бюджетное законодательство, создаются условия для подрыва авторитета органа местного самоуправления, осуществляющего решение вопросов местного значения.

При таких обстоятельствах, суд считает административный иск и.о. прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц обоснованным.

На основании изложенного, суд удовлетворяет административное исковое заявление и.о. прокурора Мостовского района к администрации Краснокутского сельского поселения Мостовский район понуждении к устранению нарушений бюджетного законодательства и пробелов муниципальном нормотрворчестве.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования и.о. прокурора Мостовского района к администрации Краснокутского сельского поселения Мостовский район понуждении к устранению нарушений бюджетного законодательства и пробелов муниципальном нормотрворчестве -удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Краснокутского сельского поселения Мостовского района по устранению нарушений закона, изложенных в представлении прокуратуры Мостовского района от 03.12.2021 №7-01/447-21 об устранении нарушений бюджетного законодательства и пробелов в муниципальном нормотворчестве.

Обязать администрацию Краснокутского сельского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений бюджетного законодательства и пробелов в муниципальном нормотворчестве, изложенные в представлении прокуратуры Мостовского района от 03.12.2021, путем разработки и принятия муниципального правового акта, регламентирующего порядок формирования и ведения реестра источников доходов бюджета поселения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Р.А. Таранов