ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8154/2021 от 12.08.2021 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-8154/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 12 августа 2021 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Бишаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Константинова Н.Е. к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха(Якутия) об оспаривании решения,

установил:

Константинов Н.Е. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что ____ года государственной инспекцией технического надзора г. Якутска Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха(Якутия) ему от казано в регистрации фронтального погрузчика ТО-18Б.3 с заводским номером ____ года выпуска. Отказ выдан со ссылкой на те обстоятельства, что погрузчик утилизирован прежним собственником и снят с регистрации. С отказом истец не согласен, поскольку погрузчик не был утилизирован и на момент подачи прежним собственником такого заявления ответчику погрузчик ему не принадлежал и в его владении не находился, следовательно, не мог быть снят с регистрации по такому основанию. Просит признать решение ответчика незаконным, обязать восстановить регистрацию спорного погрузчика.

В судебном заседании Константинов Н.Е. иск поддержал, пояснил, что приобрел самоходную машину – погрузчик с заводским номером ____ года выпуска на основании договора купли-продажи от ____ года у ООО «Легион-ГРК», который в свою очередь являлся собственником погрузчика с ____ года. Погрузчик имел неисправности, которые устранены истцом, однако никогда не утилизировался, его технический паспорт действителен, Д. на момент подачи заявления о снятии погрузчика с регистрации им не владел и не вправе был подавать заявление об утилизации, просит иск удовлетворить.

Ответчик представителя в суд не направил, заместителем руководителя департамента Гостехнадзора направлен отзыв, в котором иск не признаю, ссылаются на те же основания, по которым принято оспариваемое решение.

Суд, выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца или незаконно возлагает какие либо обязанности, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Оснований полагать, что истцом иск подан за пределами трехмесячного срока обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренного ч. 1 ст. 219, не имеется, поскольку уведомление истца о принятом решении даты не содержит, также ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих дату ознакомления истца с принятым решением от ____ года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что иск об оспаривании решения об отказе в регистрации самоходной машины Константиновым Н.Е. подан с соблюдением срока обращения в суд.

Порядок регистрации самоходной техники, в том числе фронтальных погрузчиков регламентируется Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1507 "Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники" (далее Правила №1507). Уполномоченными органами являются инспекции гостехнадзора. В Республике Саха (Якутия) уполномоченным органом по регистрации самоходных машин является департамент Гостехнадзора Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я).

В соответствии с п.2 Правил №1507 государственная регистрация техники осуществляется в целях государственного учета техники и допуска ее к эксплуатации.

Согласно п. 49 Правил владельцы обязаны снять технику с государственного учета в случае: прекращения права собственности на технику; списания (утилизации) техники; вывоза техники из Российской Федерации, за исключением случаев временного вывоза.

В силу п. 50 Правил снятие с государственного учета техники осуществляется органом гостехнадзора на основании документов, указанных в абзацах третьем - пятом и седьмом пункта 6 настоящих Правил, а также при предъявлении свидетельства о государственной регистрации техники и государственного регистрационного знака. В случае утраты государственного регистрационного знака при снятии с государственного учета выдача нового государственного регистрационного знака взамен утраченного не требуется. В случае утраты государственного регистрационного знака он признается недействительным и органом гостехнадзора в систему учета вносятся сведения об утраченной специальной продукции органа гостехнадзора.

Снятие с государственного учета техники в случае ее отчуждения осуществляется органом гостехнадзора на основании заявления прежнего владельца техники о снятии с государственного учета техники по формам, приведенным в приложениях N 1 и 2 к настоящим Правилам, с приложением документов, удостоверяющих личность заявителя, документов о заключении сделки, направленной на отчуждение техники, паспорта техники, государственного регистрационного знака и свидетельства о государственной регистрации техники, при условии отсутствия подтверждения государственной регистрации техники за новым владельцем. При снятии с государственного учета техники в связи с ее списанием (утилизацией) осмотр не проводится. Заявление прежнего владельца техники о снятии с государственного учета техники может быть подано с использованием Единого портала и подписано простой электронной подписью без необходимости подачи такого заявления в иной форме (п.51).

Судом установлено, что ____ года органом гостехнадзора РС(Я) произведена регистрация фронтального погрузчика с заводским номером ____ года выпуска за владельцем Д.

На основании заявления Д. . ____ года фронтальный погрузчик снят с регистрации в связи с утилизацией.

Между тем, до подачи такого заявления Д. произвел отчуждение погрузчика ____ года в пользу О. ., который в свою очередь продал погрузчик ____ года ООО «Легион ГРК», у последнего истец приобрел спорный погрузчик по договору купли-продажи от ____ года, что подтверждается представленными истцом копиями указанных договоров. Снятие с регистрации и постановка на регистрацию за новыми владельцами в органах гостехнадзора не производилась.

В ____ году истец обратился с заявлением о регистрации на свое имя погрузчика, однако получил отказ ответчика со ссылкой на утилизацию самоходной машины прежним владельцем и недействительность в связи с этим технического паспорта погрузчика.

Между тем согласно положениям Гражданского кодекса РФ самоходные машины являются движимой вещью, пользование и распоряжение которой осуществляется по общим правилам гражданского оборота. Приобретение или возникновение права собственности на машину не подлежит государственной регистрации. Правоустанавливающими документами на технику являются соответствующий договор (купли - продажи, дарения, мены и др.), свидетельство о праве на наследуемое имущество, справка - счет и т.п.

То есть, право собственности на самоходное средство возникает не с момента его регистрации за собственником в уполномоченном органе, а в порядке, предусмотренном соответствующей гражданско-правовой сделкой, в частности по договору купли-продажи - с момента передачи вещи.

Как следует из пояснений истца и представленных документов, спорное самоходное средство в ____ году принадлежало ООО «Легион-ГРК», а не Д. ., следовательно, Д. не являясь собственником и владельцем погрузчика, не вправе был заявлять о снятии с регистрации техники по тем основаниям, что погрузчик утилизирован, обязан был снять погрузчик с регистрации в связи с отчуждением.

Кроме того, Д. не были переданы органу технадзора технический паспорт, свидетельство о регистрации самоходного средства, а также государственные номера погрузчика, поскольку все документы и госномер находились с самим техническим средством у другого владельца ООО «Легион-ГРК» и в ____ году переданы последним истцу по договору купли-продажи, что кроме перечисленных выше документов подтверждается копиями технического паспорта, свидетельства о регистрации, подлинники которых находятся у истца, а также актом одиночного осмотра машины государственного инженера-инспектора гостехнадзора от ____ года.

Исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в совокупности подтверждают, что в соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на спорное самоходное средство, приобретено истцом на основании договора купли-продажи, самоходное средство не подвергалось утилизации, целостно, не имеет технических неисправностей и соответствует требованиям Правил N 1507, таким образом, подлежало регистрации за истцом.

Перечисленные обстоятельства ответчиком при принятии оспариваемого решения учтены не были, не приняты во внимание представленные истцом документы, свидетельствующие об отсутствии у Д. полномочий на снятие погрузчика с регистрации в связи с утилизацией в 2019 году, а также доказывающие фактическое существование и исправность погрузчика, нахождение его у истца.

При таких обстоятельствах оспариваемое истцом решения ответчика нельзя признать законным, оно подлежит отмене с возложением на ответчика обязанности по восстановлению регистрации фронтального погрузчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Константинова Н.Е. к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения удовлетворить.

Обязать межрайонную инспекцию гостехнадзора города Якутска Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) восстановить регистрацию фронтального погрузчика с заводским номером , с номером двигателя , ____ года выпуска, и произвести государственную регистрацию погрузчика за Константиновым Н.Е. .

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.

Судья ___ А.А. Кочкина

___

___

___

___