ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-815/23 от 15.05.2023 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2а-815/23

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2023 года. Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

Председательствующего Кириленко И.В.,

При секретаре Кондратьевой В.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора города Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г. Новороссийск (в порядке ст. 39 КАС РФ) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Новороссийск,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор города Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования г. Новороссийск (в порядке ст. 39 КАС РФ) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Новороссийск.

В обоснование административного иска указано следующее:

Прокуратурой города совместно с сотрудниками отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Новороссийску проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Проведенными проверочными мероприятиями выявлены следующие недостатки в содержании улично-дорожной сети города Новороссийска вблизи общеобразовательных учреждений:

- <адрес>, пересечение <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут движения школьного автобуса) - остановочный комплекс не соответствует требованиям п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007

- <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут школьного автобуса) - дефекты дорожного покрытия (ямочность) (п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017)

- <адрес>, пересечение <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут школьного автобуса) - отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 8.13 «Направление главной дороги» (п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут школьного автобуса) - остановочные комплексы не соответствуют требованиям п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007;

- <адрес>, район МБОУ СОШ : не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.23 и 8.2.1 (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожного знака 5.19. 2 (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.23, 3.24, 8.1.1 и 8.2.1. ( п.5.1.4 ГОСТ Р 52289- 2019)

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.17, 2.1 и 8.1.1. (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.17, 3.24, 5.19.1 и светофора Т.7. (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 2.1, 5.19.1 и 8.13. (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019).

Ранее прокуратурой города, в связи с выявленными нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети вблизи образовательных учреждений, ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес главы администрации муниципального образования г. Новороссийск. Изучение ответа на вышеуказанный акт прокурорского реагирования показало, что принимаемые органом местного самоуправления меры по устранению нарушений недостаточны, вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены.

Таким образом, в целях обеспечения соблюдения требований ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», необходимо обеспечить устранение выявленных недостатков улично-дорожной сети муниципального образования г. Новороссийск.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку представляют угрозу жизни и здоровью неопределенного круга участников дорожного движения, то есть нарушают основные принципы законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно принцип приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения, а также соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечения безопасности дорожного движения.

Органы прокуратуры в силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействий) в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц.

На основании изложенного административный истец просит

1. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Новороссийск, выразившееся в неисполнении требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения улично- дорожной сети муниципального образования г. Новороссийск

2. Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийск устранить нарушения требований нормативных документов в части содержания нижеуказанных участков улично-дорожной сети муниципального образования г. Новороссийск

- <адрес>, пересечение <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут движения школьного автобуса) - привести остановочный комплекс в соответствие с требованиями п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766- 2007

- <адрес>, пересечение <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут школьного автобуса) - установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 8.13 «Направление главной дороги» (п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес>, район МБОУ СОШ : не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.23 и 8.2.1 (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожного знака 5.19. 2 (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.23, 3.24, 8.1.1 и 8.2.1. ( п.5.1.4 ГОСТ Р 52289- 2019)

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.17, 2.1 и 8.1.1. (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.17, 3.24, 5.19.1 и светофора Т.7. (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 2.1, 5.19.1 и 8.13. (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019).

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил свои требования, указав следующее:

Согласно письму начальника ОГИБДД Управления МВД России по г. Новороссийску от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудниками отделения дорожного надзора отдела Отдел ГИБДД Управления МВД России по г. Новороссийску проведено обследование улично - дорожной сети муниципального образования г. Новороссийска вблизи вышеуказанных учебных заведений.

На основании изложенного административный истец просит:

1. Признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения улично - дорожной сети муниципального образования г. Новороссийска.

2. Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийска устранить нарушения требований нормативных документов в части содержания нижеуказанных участков улично - дорожной сети муниципального образования г. Новороссийска:

- <адрес>, пересечение <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут школьного автобуса) - остановочный комплекс не соответствует п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007;

- <адрес>, пересечение <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут школьного автобуса) - отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 8.13 «Направление главной дороги» (нарушение п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019);

- <адрес>, район МБОУ СОШ : не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.23 и 8.2.1 (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес> район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожного знака 5.19.2 (нарушение п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес> район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.23, 3.24, 8.1.1 и 8.2.1 (нарушение п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019);

- <адрес> район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.17, 2.1 и 8.1.1 (нарушение п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019);

- <адрес> район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.17, 3.24, 5.19.1 и светофора Т.7. (нарушение п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес> район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 2.1, 5.19.1 и 8.13 (нарушение п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019).

В ходе судебного разбирательства административный истец настаивал на удовлетворении административного иска.

В ходе судебного разбирательства административный ответчик возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что в отношении:

- <адрес>, пересечение <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут школьного автобуса) - остановочный комплекс не соответствует требованиям п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 - планируется выполнить в 2023 году при выделении финансирования.

- <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут школьного автобуса) - дефекты дорожного покрытия (ямочность) (п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017) - заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по приведению в нормативное состояние улично-дорожной сети Новороссийской городской агломерации по объекту: «Выполнение работ по приведению в нормативное состояние улично-дорожной сети Новороссийской городской агломерации по объекту: «Ремонт автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> в <адрес>» (Дорожная сеть, ремонт дорог, 2023г., Муниципальное казенное учреждение МО города Новороссийск, «Управление по развитию и реконструкции автомобильных дорог», <адрес>). Календарные сроки выполнения работ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г

- <адрес>, пересечение <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут школьного автобуса) - отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 8.13 «Направление главной дороги» (п. 5.3.2. ГОСТ Р 52289-2019) - выполнено, фото прилагается

- <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут школьного автобуса) - остановочный комплекс не соответствует требованиям п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 - планируется выполнить в 2023 году при выделении финансирования

- <адрес>, пересечение <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут школьного автобуса) - остановочный комплекс не соответствует требованиям п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 - планируется выполнить в 2023 году при выделении финансирования.

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.23 и 8.2.1 (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 - выполнено, фото прилагается

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожного знака 5.19.2 (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 - необходим спил (вырубка) деревьев, направлялось письмо в администрацию района, которая провела обрезку деревьев, в данной ситуации необходима полная вырубка деревьев которая запланирована на 2023 год.

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.23, 3.24, 8.1.1 и 8.2.1 (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 - необходим спил (вырубка) деревьев, направлялось письмо в администрацию района, которая провела обрезку деревьев, в данной ситуации необходима полная вырубка деревьев которая запланирована на 2023 год.

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.17, 2.1 и 8.1.1 (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 - выполнено, фото прилагается.

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.17, 3.24, 5.19.1 и светофора Т.7. (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 - необходим спил (вырубка) деревьев, направлялось письмо в администрацию района, которая провела обрезку деревьев, в данной ситуации необходима полная вырубка деревьев которая запланирована на 2023 год.

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 2.1, 5.19.1 и 8.13 (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 - выполнено, фото прилагается.

По результатам рассмотрения представления Прокуратуры г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ были составлены дефектные ведомости и локально-сметные расчеты на 26 909 490 (двадцать шесть миллионов девятьсот девять тысяч четыреста девяноста) рублей, для рассмотрения возможности выделения дополнительных лимитов бюджетных ассигнований для приведения в соответствие с требованиями законодательства школьных маршрутов. ДД.ММ.ГГГГ исх. запрос был направлен главе муниципального образования <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ исх. был получен отказ в выделении дополнительных лимитов бюджетных ассигнований для приведения в соответствие с требованиями законодательства школьных маршрутов, данный вопрос может быть рассмотрен в 2023 году при формировании бюджета на 2024 год.

Ознакомившись с позициями сторон по делу, изучив материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Прокуратурой города совместно с сотрудниками отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Новороссийску проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Проведенными проверочными мероприятиями выявлены следующие недостатки в содержании улично-дорожной сети города Новороссийска вблизи общеобразовательных учреждений:

- <адрес>, пересечение <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут школьного автобуса) - остановочный комплекс не соответствует п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007;

- <адрес>, пересечение <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут школьного автобуса) - отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 8.13 «Направление главной дороги» (нарушение п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019);

- <адрес>, район МБОУ СОШ : не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.23 и 8.2.1 (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес> район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожного знака 5.19.2 (нарушение п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес> район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.23, 3.24, 8.1.1 и 8.2.1 (нарушение п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019);

- <адрес> район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.17, 2.1 и 8.1.1 (нарушение п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019);

- <адрес> район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.17, 3.24, 5.19.1 и светофора Т.7. (нарушение п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес> район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 2.1, 5.19.1 и 8.13 (нарушение п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019).

Ранее прокуратурой города, в связи с выявленными нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети вблизи образовательных учреждений, ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес главы администрации муниципального образования г. Новороссийск.

После подачи административного иска административным ответчиком были устранены следующие нарушения:

- <адрес>, пересечение <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут школьного автобуса) - отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 8.13 «Направление главной дороги» (п. 5.3.2. ГОСТ Р 52289-2019) - выполнено, фото прилагается

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.23 и 8.2.1 (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 - выполнено, фото прилагается

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.17, 2.1 и 8.1.1 (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 - выполнено, фото прилагается.

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 2.1, 5.19.1 и 8.13 (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 - выполнено, фото прилагается.

Соответственно административный иск в части этих нарушений удовлетворению не подлежит.

Согласно требованиям п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утверждённых постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, установлена обязанность должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог содержать дороги в безопасном для движения состоянии, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда использование ими угрожает безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст.. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагаются на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Пунктами 3, 5, 25 ст. 16 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дороги осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; организация благоустройства территории городского округа.

Частью 2 ст. 18 данного Федерального закона № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно ст. ст. 3, 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Таким образом, в целях обеспечения соблюдения требований ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», необходимо обеспечить устранение выявленных недостатков улично-дорожной сети муниципального образования г. Новороссийск.

Органы прокуратуры в силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействий) в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку представляют угрозу жизни и здоровью неопределенного круга участников дорожного движения, то есть нарушают основные принципы законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно принцип приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения, а также соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечения безопасности дорожного движения.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. Признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения улично - дорожной сети муниципального образования г. Новороссийска.

2. Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийска устранить нарушения требований нормативных документов в части содержания нижеуказанных участков улично - дорожной сети муниципального образования г. Новороссийска в отношении:

- <адрес>, пересечение <адрес>, район МБОУ СОШ (маршрут движения школьного автобуса) - остановочный комплекс не соответствует требованиям п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007

- <адрес>, район МБОУ СОШ : не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.23 и 8.2.1 (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожного знака 5.19. 2 (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

- <адрес>, район МБОУ СОШ - не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.17, 2.1 и 8.1.1. (п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019)

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в месячный срок со дня его изготовления в окончательном виде.

Решение принято в окончательном виде 29 мая 2023 года.

СУДЬЯ