ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8165/2021 от 28.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Дело № 2а-8165/2021

...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2021 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Перовских И.Н.,

при секретаре Набиевой А.Е.

с участием представителя административного истца ФИО1

представителя административного ответчика ФИО2

представителя заинтересованного лица ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Правительству Оренбургской области о признании незаконным и отмене постановления об изъятии для государственных нужд земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Правительству Оренбургской области. В обоснование иска указал, что является собственником земельного участка, местоположение: Российская Федерация, ..., земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала N, категория земель: -земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, площадью ... кв.м. с кадастровым номером N.

Постановлением правительства Оренбургской области от 09.08.2021 года № 685-пп, принятого на основании ходатайства Общества с ограниченной ответственностью «Уралсиликат» земельный участок с кадастровым номером N площадью ... кв.м. преобразован в соответствии со схемой в два земельных участка ЗУ1 площадью ... кв.м. и ЗУ2 лощадью ... кв.м., который изъят для государственных нужд из собственности ФИО4, и передан в пользование ООО «Уралсиликат».

Административный истец считает Постановление правительства Оренбургской области от 09,08.2021 года № 685-пп, об изъятии земельного участка, расположенного на территории муниципального образования ... для государственных нужд Оренбургской области, незаконным ввиду того, что наличие лицензии у ООО «Уралсиликат» не является безусловным основанием для удовлетворения такого ходатайства и влечет безусловное принудительное изъятие имущества для государственных или муниципальных нужд при несоблюдении иных условий, при которых возможно изъятие. Указания на то, для каких государственных нужд изымается земельный участок, обжалуемое постановление не содержит. По сути, изъятие земельного участка осуществляется не в интересах общества и государства, а направлено на извлечение прибыли самим подателем ходатайства (ООО «Уралсиликат»). Само по себе наличие действующей лицензии на право пользования участком недр местного значения, выданной на срок разработки месторождения, не является безусловным основанием, свидетельствующим о том, что деятельность заявителя направлена на удовлетворение публичных интересов, соответствует общественным потребностям.

На основании изложенного, просил признать незаконным и отменить Постановление правительства Оренбургской области от 09.08.2021 года № 685-пп, принятого на основании ходатайства Общества с ограниченной ответственностью «Уралсиликат» об изъятии для государственных нужд Оренбургской области земельного участка с условным номером N:ЗУ2, площадью ... кв. метров, подлежащего образованию согласно схеме из земельного участка -с кадастровым номером N, площадью ... кв. метров, категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Российская Федерация, ..., земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала N, принадлежащего на праве собственности административному истцу.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

В судебном заседании представитель административного истца - ФИО1, действующий на основании доверенности, требования административного иска поддержал, просил удовлетворить требования в полном объеме, ссылался на отсутствие необходимости изъятия земельного участка для государственных нужд, поскольку земельный участок изымается в интересах юридического лица, извлекающего прибыль и в результате деятельности по добыче полезных ископаемых, кроме того, оставшийся земельный участок не представляется использовать для сельскохозяйственной деятельно по причине ограниченной площади и затруднениях в доступе к участку.

Представитель административного ответчика - ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного искового заявления, просила в иске отказать. Поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица ООО «Уралсиликат» - ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного искового заявления, просила в иске отказать. Поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежавшим образом.

Судом на основании положений ст. 226 КАС РФ, вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 К АС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, для удовлетворения полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что ФИО4 является собственником земельного участка, местоположение: Российская Федерация, ..., земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала N, категория земель: -земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, площадью ... кв.м. с кадастровым номером N.

... в ... поступило ходатайство ООО «Уралсиликат» об изъятии земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв. метров для государственных нужд Оренбургской области. С ходатайством от ООО «Уралсиликат» представлена копия лицензии N ТЭ, выданная Оренбургским территориальным фондом геологической информации ....

По результатам рассмотрения указанного ходатайства принято постановление № 685-пп от 09.08.2021 «Об изъятии земельного участка, расположенного на территории муниципального образования ..., для государственных нужд Оренбургской области», в котором указано:

«1.Утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории согласно приложению;

2.Образовать в соответствии со схемой путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв. метров, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, с местоположением: Российская Федерация, ..., земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала N:

Земельный участок с условным номером N:ЗУ 1, площадью ... кв.метра, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, с местоположением: Российская Федерация, ..., земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала N

Земельный участок с условным номером N:ЗУ2, площадью ... кв. метров, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства;

изъять для государственных нужд Оренбургской области земельный участок с кадастровым номером NЗУ2, площадью ... кв. метров, категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Российская Федерация, ..., земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала N, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием участок недр местного значения, осуществляемых за счет средств недропользователя.

ФИО4 полагая, что постановление N-пп от ... «Об изъятии земельного участка, расположенного на территории муниципального образования ..., для государственных нужд ...» является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилась с соответствующим административным исковым заявлением в суд.

В соответствии со статьей 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон от 21.02.1992 № 2395-1) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

На основании абзаца 4 статьи 7 Закона от 21.02.1992 № 2395-1 пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Согласно статье 25.1 Закона от 21.02.1992 № 2395-1 земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.

В силу пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.

Положениями пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены исключительные случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании, в том числе, решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти, субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано, в том числе, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

В пункте 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного- самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Кодекса.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей настоящего Кодекса, вправе обратиться, в том числе, организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.

В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом ] 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях:

не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.2 Кодекса;

ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами;

схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1,3-5 пункта 16 статьи 11.10 Кодекса;

в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство -об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в целях осуществления прорывного развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания была одной из национальных целей развития РФ на период до 2030 года была определена «Комфортная и безопасная среда для жизни»,- в рамках реализации которой были установлены следующие целевые показатели, характеризующие достижение цели к 2030 году:

- улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодное увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год.

Изъятие земельного участка с кадастровым номером N в целях проведения работ, связанных с недропользованием, инициировано ООО «Уралсиликат» в соответствии со «Стратегией развития промышленности строительных материалов на период до ... года, и дальнейшую перспективу до 2030 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ 10.05.2016 № 868-р, «Национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определенных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474, и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов общества, в том числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на песок для обеспечения стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны».

Судом установлено, что согласно лицензии на пользование недрами серия ОРБ N ТЭ от ..., с целевым назначением «добыча песка на Архиповском месторождении» ООО «Уралсиликат» является пользователем недр на Архиповском месторождении, находящимся в границах земельного участка с кадастровым номером N, в связи с чем сделан вывод о том, что ООО «Уралсиликат» относится к организациям, имеющим право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд».

Материалами дела подтверждается, что ООО «Уралсиликат» зарегистрировано в ... году, основным видом деятельности является добыча камня, песка и глины, разработка гравийных и песчаных карьеров. С момента создания ООО «Уралсиликат» является владельцем лицензии на право пользования недрами для добычи песка № N ТЭ от ... и ведет активную деятельность по добыче песка.

Из совокупности представленных доказательств, а также из смысла приведенных выше правовых норм следует, что Правительство Оренбургской области, при рассмотрении ходатайства ООО «Уралсиликат», пришло к правомерному выводу о наличии оснований для изъятия спорного земельного участка в целях проведения работ, связанных с недропользованием.

Изъятие земельного участка с кадастровым номером N инициировано в целях проведения работ, связанных с недропользованием ООО «Уралсиликат» в соответствии со «Стратегией развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10.05.2016 № 868-р (ред. от 23.11.2016), «Национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", определенных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474, и.. направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов общества (Российской Федерации), в том числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на песок для обеспечения стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны.

Доказательства, свидетельствующие о наличии предусмотренных законом оснований, перечисленных в п. 11 статьи 56.4 ЗК РФ, для отказа ООО «Уралсиликат» в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка для государственных нужд не представлены.

Необходимость обоснования изъятия земельного участка какими-либо иными обстоятельствами помимо факта наличия лицензии на пользование недрами законом не предусмотрена.

Довод ФИО4 о том, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N в собственности истца останется участок площадью ... кв.м., который в силу его площади, образуемой конфигурации не может быть использован для сельскохозяйственного производства, поскольку доступ к нему может быть обеспечен только через земельные участки, которые находятся в собственности иных лиц, не соответствует действительности и основан на неверном толковании норм права.

В соответствии с п. 6 ст. 11. 9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Раздел земельного участка с кадастровым номером N произведен с учетом попадания большей части земельного участка в границы лицензионного участка недр Архиповского месторождения.

При разделе указанного земельного участка требования ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не нарушены.

Статьей 274 ГК РФ предусмотрено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Земельный участок с кадастровым номером N граничит как с земельными участками, находящимися в частной собственности, так и с земельными участками, государственная собственность на которые неразграничена.

Таким образом, образованный земельный участок с кадастровым номером N:ЗУ 1 площадью ... кв. метра не имеет вклиниваний, вкрапливаний, изломанности границ, чересполосицы, отсутствия возможности размещения объектов недвижимости и других препятствующих рациональному использованию и охране земель недостатков. Использование земельного участка по целевому назначению и в соответствии с определенной категорией земель, к которой он отнесен, не зависит от способа обеспечения доступа к нему, а именно напрямую или через земельные участки, принадлежащие иных лицам.

Проход (проезд) к образуемому земельному участку с кадастровым номером N:ЗУ 1 может быть обеспечен путем установления сервитута в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ.

Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Доводы стороны ФИО4 о том, что на основании ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», оборот земель сельхозназначения основывается в том числе и на принципе сохранения целевого использования земельных участков, не влекут удовлетворение административного иска, поскольку административный истец с ... года за весь период владения земельным участком его не использует по назначению. Кроме того, положения земельного кодекса РФ не содержат запрета на изъятие для государственных и муниципальных нужд в установленном законом порядке земель сельскохозяйственного назначения.

Вопреки доводам ФИО4, не представлены доказательства нарушения оспариваемым постановлением прав, свобод и законных интересов административного истца.

С учетом изложенного, можно сделать вывод, что изъятие земельного участка в целях проведения работ, связанных с недропользованием на основании соответствующей лицензии, осуществлено в соответствии со «Стратегией развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ 10.05.2016 № 868-р, «Национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определенных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474, и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов общества, в том числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на песок для обеспечения стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к Правительству Оренбургской области о признании незаконным и отмене постановления от 09.08.2021 № 685-пп об изъятии для государственных нужд земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19 января 2022 г.

Судья И.Н. Перовских