Дело №2а-8168/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 28 сентября 2022 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего - Воробьевой А.П.
при секретаре судебного заседания – Просвиркиной А.В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя ответчика ИФНС России по г. Тюмени № 1 – ФИО2,
представителя ответчиков УФНС по Тюменской области, ИФНС России по г. Тюмени № – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-8168/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене решения УФНС по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ№,
установил:
истец обратился в суд с указанным административным иском к УФНС России по Тюменской области. В обоснование указал, что при проведении проверки нарушено законодательство, поскольку имущество проданное им, находилось в его собственности более 5 лет, материальной выгоды от его продажи он не получил, поскольку в этом же налоговом периоде понес затраты превышающие на покупку недвижимости. При проведении проверки в ИФНС по г. Тюмени № была использована недействительная информация в части уведомления о возможности истца в проверке.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании требования иска поддержал по основаниям, указанным в иске, пояснив также, что не оспаривает получение имущественного налогового вычета в 2001-2003 г.г., однако вновь обратился за вычетом, поскольку забыл о данном обстоятельстве.
Представители ответчиков УФНС по Тюменской области, ИФНС России по г. Тюмени № – ФИО2, ФИО3 возражали против иска по доводам, указанным в письменных возражениях.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела и, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи, ограничения этого права, его возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Согласно положениям пунктов 3 - 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации для целей исчисления налога на доходы физических лиц к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент привлечения В. к налоговой ответственности) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более.
В силу подпункта 1 пункта 1, подпункта 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей: имущественный налоговый вычет при продаже имущества, а также доли (долей) в нем, доли (ее части) в уставном капитале организации, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством).
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 части 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации) имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.
Из материалов дела, в том числе решения УФНС по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, которое оспаривается по делу, следует, что ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по г. Тюмени № по результатам камеральной налоговой проверки расчета НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи объектов недвижимости за 2020 год, вынесено решение № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщику ФИО1 доначислен к уплате в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме руб., предъявлены штрафы с учетом положений статей 112, 114 НК РФ на основании п.1 ст. 119 НК РФ – в размере руб. пункта 1 статьи 122 НК РФ - в размере руб., начислены пени в соответствии со ст.75 НК РФ в размере руб.
Не согласившись, с указанным решением, истец обратился с жалобой в УФНС по Тюменской области, по результатам рассмотрения которой установлены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки со стороны ИФНС России по г. Тюмени №, в связи с чем вышеуказанное решение от ДД.ММ.ГГГГ отменено и УФНС вынесено новое решение, установлено следующее.
Согласно сведений, поступивших из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Тюменской области в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, налоговым органом установлено, что ФИО1 проданы объекты недвижимости: жилой дом с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером №, расположенные по адресу: , находящиеся в собственности менее предельного срока владения, кадастровая стоимость жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - руб., кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату постановки на учет в ГКН) - руб. (цена сделки по договору купли-продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ - руб.).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес налогоплательщика посредством личного кабинета направлено уведомление о необходимости представления налоговой декларации за 2020 год № в связи с отчуждением спорного имущества.
ФИО1 декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год не представлена. Срок представления Декларации по налогу на доходы физических лиц за год 2020 – ДД.ММ.ГГГГ. В установленные п.4 ст. 228 НК РФ сроки (не позднее ДД.ММ.ГГГГ) налог не уплачен.
В порядке, предусмотренном п.1.2 ст. 88 НК РФ, налоговым органом сформирован расчет сумм налога с доходов физических лиц, полученных от продажи недвижимого имущества (далее по тексту расчет) за 2020 год.
В связи с выявленным нарушением в адрес налогоплательщика почтой направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении пояснений. По результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации налоговым органом установлено, что в соответствии с положениями п.2 ст. 214.10 НК РФ сумма налога должна быть исчислена от кадастровой стоимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Согласно сведениям, поступившим из органов Росреестра в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, установлено, что кадастровая стоимость жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила- руб., кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату постановки на учет в ГКН) составила руб.
Также установлено, что земельный участок и дом находились в собственности менее минимального предельного срока владения (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответственно), таким образом, доходы от их реализации подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
По данным Росреестра сумма дохода от продажи земельного участка и жилого дома по договору купли-продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ составила руб., что также не оспаривается налогоплательщиком в представленном дополнении к апелляционной жалобе и налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год, представленной ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая тот факт, что сумма дохода от продажи спорных земельного участка и жилого дома выше, чем кадастровая стоимость этих объектов, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то в данном случае, положения п.2 ст. 214.10 НК РФ не применимы.
С учетом положений ст. 208 НК РФ доход, полученный налогоплательщиком в 2020 году от продажи спорных объектов недвижимости, составил: руб.
В соответствии с п.2 ст.220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 НК РФ, не превышающем в целом рублей.
С учетом имущественного налогового вычета (п.2 ст. 220 НК РФ), предоставленного налоговым органом, налоговая база составит: рублей ( - ).
Следовательно, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составит: рубля (*13%).
Таким образом, сумма налога к уплате за 2020 год составила рублей.
Из содержания п.8 ст. 101 НК РФ следует принцип преемственности решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решения об отказе в привлечении за совершение налогового правонарушения) акту налоговой проверки.
Согласно акту по результатам камеральной налоговой проверки установлена неуплата суммы налога в размере руб.
В соответствии с п.81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее-Пленум от 30.07.2013 № 57) при рассмотрении жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не взысканных оспариваемым решением, поскольку иной подход создавал бы налогоплательщику препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении него решения.
На основании вышеизложенного, сумма налога на доходы физических лиц за 2020 год, подлежащая уплате в бюджет, составила руб., вместе с тем, учитывая положения п.81 Пленума от 30.07.2013 № 57, сумма налога по данному решению, подлежащая уплате, определена налоговым органом в размере руб.
В отношении периода владения имущества, налоговым органом установлено, что налогоплательщиком одновременная постановка на кадастровый учет и регистрацию прав не была осуществлена в 2013 году, фактически право собственности на объект (жилой дом с кадастровым номером №) зарегистрировано в ЕГРН – ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается доводами налогоплательщика, отраженными в дополнении к апелляционной жалобе б/н от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на момент продажи объект находился в собственности менее предельного срока.
Так как земельный участок № был оформлен в собственность до ДД.ММ.ГГГГ, к нему не может быть применен порядок определения дохода от его продажи в соответствии со ст. 217.1 НК РФ.
Расположение кадастрового номера № в пределах земельного участка кадастровый № подтверждает копия выписки из ЕГРН, представленной в мой адрес на основании запроса в МФЦ г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указанный кадастровый номер отмечен, как расположенный в пределах данного земельного участка, Управление сообщает следующее.
Налоговым органом не произведено доначисление налога в связи с реализацией земельного участка с кадастровым номером №.
В рамках камеральной налоговой проверки установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью – 983 кв. м. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ и прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ площадь участка была увеличена на 12 кв.м. и составила 995 кв.м., вновь образованному земельному участку присвоен новый кадастровый № ().
В соответствии со ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон № 218), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В пункте 2 статьи 11.4 ЗК РФ определено, что при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые, в результате раздела земельные участки. При этом, согласно пункту 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные в главах III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости (ч.2 ст. 16 Федерального закона № 218).
Поскольку вновь образованному земельному участку присвоен кадастровый № (), право собственности на данный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, объект находился в собственности менее предельного срока владения, в связи с чем, доходы от его реализации подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Относительно предоставления ФИО1 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме №3-НДФЛ за 2020 год, Управлением установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме №3-НДФЛ за 2020 год, согласно которой отразил сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в размере руб.
В представленной налоговой декларации налогоплательщиком отражен доход в сумме руб. от продажи жилого дома и земельного участка, находившихся в собственности менее пяти лет, и в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ заявлен имущественный налоговый вычет в размере руб.
Кроме того, в представленной налоговой декларации налогоплательщиком отражена сумма фактически произведенных расходов по приобретению жилого дома, расположенного по адресу: , в размере руб., и заявлен имущественный налоговый вычет в размере руб.
Федеральным законом от 23.07.2013 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014 (п.1 ст.5 НК РФ, п.1 ст.2 Закона N 212-ФЗ, ст.216 НК РФ), внесены изменения в ст. 220 НК РФ.
Пунктом 2 ст.2 Закона N 212-ФЗ установлено, что положения ст.220 НК РФ применяются к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим после дня вступления в силу указанного Федерального закона.
В силу пп.1 п.3 ст.220 НК РФ (в редакции Закона N 212-ФЗ) имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп.3 п.1 ст.220 НК РФ, предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории РФ одного или нескольких объектов имущества, указанного в пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, не превышающем 2 000 000,00 рублей.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ в случае, если налогоплательщик при приобретении (строительстве) одного объекта недвижимости не использовал всю сумму имущественного вычета в 2 000 000 рублей, то он вправе получить остаток при покупке (строительстве) другого жилья.
Повторное предоставление налоговых вычетов, предусмотренных пп.3 и 4 п.1 ст.220 НК РФ, не допускается (п.11ст.220 НК РФ в редакции Закона N 212-ФЗ).
Налоговым органом предоставлен имущественный налоговый вычет ФИО1 по приобретению квартиры, расположенной по адресу: в сумме руб. Ответчиком данное обстоятельство не оспаривается.
Таким образом, имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов по приобретению жилого дома по адресу: , заявлен не правомерно.
По результатам проверки ФИО1 доначислен налог на доходы физических лиц за указанный период в сумме руб.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что налог на доходы физических лиц в сумме руб. по сроку уплаты не уплачен. В связи с чем, ответчику начислены пени в сумме руб., расчет пени приведен в оспариваемом решении.
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей (п.1 ст. 119 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ налоговым органом, рассматривающим дело, устанавливаются обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения и учитываются при применении налоговых санкций.
Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
Управлением учтены обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика: несоразмерность суммы налоговых санкций тяжести совершенного налогового нарушения, совершение налогового правонарушения впервые, тяжелое финансовое положение, в связи с чем, суммы предъявленных указанным решением штрафов уменьшены в 50 раз.
Оспариваемым решением ФИО1 привлечен к налоговой ответственности с уменьшением штрафных санкций в 50 раз.
Оспариваемое решение налогового органа является законным, основанным на результатах проверки и полученных доказательствах. Расчет недоимки, пени и штрафных санкций исчислен верно, является математически правильным, основанным на требованиях налогового законодательства, суд с указанным расчетом соглашается.
К доводам административного истца суд относится критически, поскольку они основаны на неверном толковании законодательства, доводам также дана оценка налоговым органам в оспариваемом решении, суд с данной оценкой соглашается и не усматривает оснований для переоценки. Доводы истца об использовании недействительной информации в части уведомления о возможности истца в проверке не влияют на законность и обоснованность оспариваемого решения, поскольку решение ИФНС № по г. Тюмени, которая допустила нарушения в части не обеспечения участия истца в рассмотрении материалов проверки, было отменено, по делу принято новое решение.
Налоговый орган установил и обоснованно признал по делу наличие смягчающих обстоятельств, снизил размер санкций в 50 раз. Оснований для дополнительного снижения санкций судом не установлено.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене решения УФНС по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ№ – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ с применением компьютера.
Председательствующий подпись А.П. Воробьева