Дело № 2а-816/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
при секретаре Зубик О.Н.,
с участием представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 27 февраля 2017 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к федеральному казённому учреждению исправительная колония № .... УФСИН России по РК о признании незаконными действий должностных лиц,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казённому учреждению исправительная колония № .... УФСИН России по РК (далее также – ИК-.... о признании незаконными действий должностных лиц, в обоснование заявленных требований указав, что ему, сотрудниками исправительного учреждения, не разрешается получение бандеролей 1-го класса. Данные действия истец просит признать незаконными, компенсировав ему также моральный и материальный вред.
Истец, отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы, о месте и времени судебного заседания, извещен надлежащим образом, по месту отбывания наказания.
Представитель административного ответчика с доводами иска не согласилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Определением от 27.02.2017 производство по делу в части требований о компенсации морального и материального вреда, прекращено.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил провести судебное заседание при имеющейся явке.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
ФИО2 отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в ИК-...., куда прибыл 19.08.2016.
По утверждению административного истца, он, по прибытии был уведомлен сотрудниками ИК-8 о невозможности получения бандеролей 1-го класса. Эти ограничения истец считает незаконными и необоснованными.
В соответствии со ст.ст. 1, 9, 11, 82 УИК РФ Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно ст. 90 и ст. 125 УИК РФ истец, отбывая уголовное наказание в исправительной колонии особого режима, в строгих условиях, вправе получать одну посылку или передачу и одну бандероль в течение года.
Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами (ч. 1 ст. 90 УИК РФ).
Пунктом 98 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным Приказом Министерства Юстиции РФ от 03.11.2005 № 205 установлено, что между предыдущей и последующей посылками, передачами и бандеролями выдерживается период, равный частному от деления двенадцати месяцев на общее количество посылок (передач и бандеролей), полагающихся осужденному в год (без учета полученных в порядке поощрения). При переводе осужденного из одних условий содержания в другие периодичность получения следующих посылок, передач, бандеролей исчисляется от даты получения последней на предыдущих условиях содержания.
Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 предписывают, что бандероль – это почтовое отправление с печатными изданиями, рукописями, деловыми бумагами, фотографиями, а посылкой является почтовое отправление с товарным вложением.
В силу п. 3 и п. 10.2 Порядка Приема и вручения внутренних почтовых отправлений, утвержденного Приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п бандероль 1-го класса – это почтовое отправление с вложенными в него печатными изданиями, документами и товарными вложениями, предельная масса которой равна 2,5 кг.
Таким образом, бандероль 1-го класса имеет признаки и посылки, и бандероли, поскольку может содержать помимо книг, рукописей и проч., также товарные вложения.
В этой связи, суд констатирует, что действия сотрудников ИК-.... по ограничению получения бандеролей 1-го класса, носят законный и обоснованный характер. В противном случае, само ограничение, установленное ст. 125 ГК РФ, по лимиту посылок и бандеролей, перестало бы иметь свое значение, т.к. лицо отбывающее наказание смогло бы получать товарные вложения помимо посылки, также и в бандероли, а это будет способствовать тому, что мера уголовного наказания в виде лишения свободы, сформированные для ее реализации принципы и положения, в т.ч. режим отбывания наказания, действующие на территории Российской Федерации, превратятся в формальность.
Кроме того, административным истцом не представлено доказательств того, что его право на получение почтовых отправлений – посылок или бандеролей, было нарушено. Так, не приведено ни одного факта, свидетельствующего о том, что истцу с момента помещения в ИК-.... не передавались посылки и бандероли, поступившие на его адрес в пенитенциарное учреждение.
Согласно ч. 1 и ч. 8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из материалов дела, об установленных ограничениях истцу стало известно в августе 2016 года, а исковое заявление направлено через организацию почтовой связи только 29.12.2016, т.е. по истечении трех месяцев. Это обстоятельство, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
По этим причинам, в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.
В силу ст. 114 КАС РФ, с административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме ... руб., отсрочка по уплате которой была предоставлена истцу определением суда от 10.02.2017.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к федеральному казенному учреждению исправительная колония № .... УФСИН России по РК о признании незаконными действий должностных лиц, отказать.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета МОГО «Ухта» государственную пошлину в сумме ... руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков
Мотивированное решение составлено 28 февраля 2017 года.