ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-816/19 от 26.02.2019 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2а-816/19 Строка 3.021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26.02.2019 г. г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Галкина К.А.,

при секретаре Петросян К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича к администрации муниципального образования Туапсинского района в лице управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинского района, исполняющему обязанности начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинского района Аксенову А.Ю., администрации муниципального образования Туапсинского района о признании незаконным уведомление от 29.11.2019 года №270, обязании пересмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 23.11.2018 года,

УСТАНОВИЛ:

Берг Олег Викторович и Берг Дмитрий Олегович обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Туапсинского района в лице управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинского района, исполняющему обязанности начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинского района Аксенову А.Ю. о признании незаконным уведомление от 29.11.2019 года №270, обязании пересмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 23.11.2018 года.

В исковом заявлении указано, что Бергу О.В. принадлежит право аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

На уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 23.11.2018 года администрация ответила уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 29.11.2018 года №270, которое по мнению административных истцов является незаконным.

Административные истцы указывают, что вывод о расположении земельного участка в границах территории, подверженной затоплению, является ошибочным. Установление территории, подверженной затоплению, относится исключительно к компетенции Федерального агентства водных ресурсов согласно п.3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 №360. У органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по установлению зон затопления, доказательств принятия Федеральным агентством решения об отнесении территории, на котором расположен спорный земельный участок, к зоне затопления администрацией не предоставлено. Отсутствие такого решения подтверждается также тем, что сведения о нем согласно п.5 Правил должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости в строку 15 «Особые отметки», однако такие сведения в кадастровой выписке отсутствуют.

Также истцы указывают, что даже если земельный участок и относится к зоне затопления, то строительство защитных сооружений необходимо не в любой зоне затопления, а только при глубине затопления более 1,5 м. (п.14.6 Свода правил 42.13330.2011). Как указывают истца, администрацией не представлено доказательств превышения этой глубины затопления. Если даже считать, что органы публичной власти (согласно ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ) должны были выполнить мероприятия по предотвращению затопления, но не выполнили их, это не может быть основанием для отказа юридическим и физическим лицам в реализации их прав согласно п.4 ст.1 ГК РФ. Норма ч.2 ст.67.1 Водного кодекса РФ не запрещает строительство на затопленных земельных участках.

Между административными истцами заключен договор совместной деятельности от 10.11.2018 г.

Считая свои права нарушенными, административные истцы обратились в суд и просят: признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 29.11.2018 года №270, расположенном по адресу: РФ, <адрес>, кадастровый ; обязать пересмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 23.11.2018 года по земельному участку расположенному по адресу: РФ, <адрес>, кадастровый .

В ходе подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрации муниципального образования Туапсинского района.

В ходе рассмотрения дела административные истцы уточнили исковые требования и просили: признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 29.11.2018 года №270, расположенном по адресу: РФ, <адрес>, кадастровый ; обязать администрацию муниципального образования Туапсинского района выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по адресу: РФ, <адрес>, кадастровый , при отсутствии иных оснований для отказа.

Административные истцы Берг О.В. и Берг Д.О., представитель административного ответчика администрации муниципального образования Туапсинского района в лице управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинского района, административный ответчик исполняющий обязанности начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинского района Аксенов А.Ю., представитель административного ответчика администрации муниципального образования Туапсинского района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. От представителя административного ответчика администрации муниципального образования Туапсинского района поступили возражения, в которых представитель администрации просит отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на законность оспариваемого уведомления.

В соответствии со ст.150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административные истцы обратились в суд с настоящим иском 20.12.2018 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого уведомления №270 от 29.11.2018 года.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В судебном заседании установлено, что административному истцу Бергу О.В. на праве аренды принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: РФ, <адрес>, кадастровый , что подтверждается договором аренды земельного участка от 21 декабря 2012 года, заключенными между Бергом О.В. и администрацией муниципального образования Туапсинского района (л.д.8-17).

10.11.2018 года между Бергом О.В. и Бергом Д.О. заключен договор совместной деятельности (л.д.21), согласно которому стороны обязались соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для строительства личного подсобного хозяйства на земельном участке, расположенном по адресу: РФ, <адрес>, кадастровый .

В соответствии с частями 1-4, 6 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, 23.11.2018 года Бергом О.В. в адрес управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинского района направлено уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: РФ, <адрес>, кадастровый (л.д.22-24).

Уведомлением и.о. начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинского района №270 от 29 ноября 2018 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке Берг О.В. уведомлен о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (л.д.25). Основанием вынесения уведомления послужило то, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый располагается в границах территории, подверженной затоплению регулярно с периодичностью до нескольких раз в год, боковой и донной речной эрозии, морской абразии в соответствии с генеральным планом Шепсинского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края. В соответствии со ст.67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения собственником водного объекта специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещается.

Судом установлено, что в материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, кадастровый (л.д.18-20), в которой указано: категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства. Сведения об ограничениях использования спорного земельного участка в выписке отсутствуют.

В обжалуемом уведомлении указано, что земельный участок, располагается в границах территории, подверженной затоплению регулярно с периодичностью до нескольких раз в год, боковой и донной речной эрозии, морской абразии в соответствии с генеральным планом Шепсинского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края.

Пунктом 4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что зонами с особыми условиями использования территорий являются - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации

На основании ч.1 ст.67 Водного кодекса Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

Согласно ч.1 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что предусмотрено ч.5 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации.

При этом, зоны затопления, подтопления, не являются зонами, в границах которых полностью запрещается возможность строительства в соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса РФ.

В соответствии с ч.6 ст.67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

Указанная норма применяется при условии утверждения зон затопления, подтопления в установленном законом порядке. В связи с этим, Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 года №360 "Об определении границ затопления, подтопления" утверждены Правила определения границ зон затопления. В силу пункта 5 Правил зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный реестр недвижимости сведений об их границах.

Судом установлено, что границы зон затопления, подтопления спорного земельного участка Федеральным агентством водных ресурсов не определялись, в государственный кадастр недвижимости не вносились. Доказательств обратного, административными ответчиками, суду не представлено. В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости на земельный участок, расположенный по адресу: РФ, <адрес>, кадастровый сведения об ограничениях его использования отсутствуют.

Исходя из буквального толкования ч.6 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации, отсутствует безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления, обязанность проведения которых в силу ч.7 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществляющее строительство жилого дома.

Между тем, при рассмотрении уведомления Берга О.В. о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащем ему на праве аренды земельном участке, уполномоченным органом не разрешался вопрос о необходимости и возможности проведения инженерной защиты объектов от затопления, подтопления с учетом конкретных условий местности, а также ответчиком не указано какие защитные мероприятия, кем и в какие сроки должны быть проведены. Также отсутствуют ссылки на законодательные акты федерального и муниципального уровня.

При этом, проведение специальных защитных мероприятий, оценки конкретных условий местности, в силу действующего правового регулирования относится к компетенции органа местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и поставлен на кадастровый учет.

Из представленных в материалы дела доказательств, в частности договора о совместной деятельности, следует, что административные истцы намерены использовать земельный участок с учетом вида разрешенного использования именно для строительства личного подсобного хозяйства, для чего административный истец и обратился в уполномоченный орган с соответствующим уведомлением.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия администрации муниципального образования Туапсинского района ограничивают права административных истцов, в том числе Берга О.В., как арендатора земельного участка, а обжалуемое уведомление не основано на требованиях действующего законодательства в сфере земельных правоотношений.

С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 29.11.2018 года №270, расположенном по адресу: РФ, <адрес>, кадастровый .

Обязать администрацию муниципального образования Туапсинского района выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по адресу: РФ, <адрес>, кадастровый , при отсутствии иных оснований для отказа.

Обязать административных ответчиков сообщить суду и административным истцам об исполнении решения суда по настоящему делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 04.03.2019 года