№
№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 июля 2020 года в гор. Кисловодске
Кисловодский городской суд Ставропольского края в открытом судебном заседании под председательством судьи Супрунова В.М. при секретаре Джерештиевой Р.А. с участием административного истца Фоминой О.В. и её представителя Караманова В.К., представителя административного ответчика - администрации гор. Кисловодска - Цехиной А.А., представителя заинтересованного лица - комитета имущественных отношений администрации гор. Кисловодска - Сажневой Т.Н. рассмотрел административное дело №.
по административному иску Фоминой Ольги Викторовны к администрации гор. Кисловодска об оспаривании постановления в части
установил:
истец арендатор земельного участка с № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в <адрес> с видом разрешенного использования под объект торговли на основании договора аренды №, заключённому ДД.ММ.ГГГГ. на срок до ДД.ММ.ГГГГ и собственник объекта недвижимости - нежилого здания (магазина) с № площадью <данные изъяты> кв.м. с тем же адресом - <адрес>, находящегося на арендуемом земельном участке №
Постановлением администрации гор. Кисловодска СК от ДД.ММ.ГГГГ. за №«Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд» в п.2 постановлено: изъять для муниципальных нужд земельный участок с № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под объект торговли; изъять для муниципальных нужд объект недвижимого имущества с № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> находящегося на земельном участке с №.
Данное постановление административный истец Фомина О.В. оспорила в суд и просит признать его незаконным в касающейся её части (пункт второй) как нарушающее её права и охраняемые законом интересы.
В обоснование своих требований указала, что оспариваемое постановление принято административным ответчиком после того как постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении проектной документации по проекту планировки территории «Благоустройство пешеходного бульвара по <адрес> (от <адрес>)» администрация гор. Кисловодска утвердила названный проект. Изъятие у неё арендуемого земельного участка и принадлежащего ей магазина для муниципальных нужд не отвечает закону - ст.ст. 235, 279 ГК РФ и ст. 49 ЗК РФ и не может производиться в угоду другим частным интересам. Планировка территории не является основанием изъятия имущества для муниципальных нужд. Планировка территории регламентирует порядок реализации благоустройства территории, а изъятие земельного участка и недвижимости обуславливается исключительно наличием государственных или муниципальных нужд. Генеральный план города и утверждённый проект благоустройства пешеходного бульвара по пр. Дзержинского не предусматривают строительства объектов муниципального значения на территории изымаемого у истца земельного участка. Таким образом, постановление ответчика об изъятии у неё недвижимого имущества незаконен, просит иск удовлетворить.
Административный ответчик - администрация гор. Кисловодска в лице своего представителя Цехиной А.А., удовлетворению иска Фоминой возражал, ссылаясь на то, что благоустройство гор. Кисловодска - строительство пешеходного бульвара вызвано необходимостью приведения его территории в соответствие уровню курорта федерального значения. С этой целью разработан, утверждён и осуществляется проект планировки территории «Благоустройство пешеходного бульвара по проспекту <адрес> Данный проект опубликован в сети Интернет для свободного доступа, он не отменён и его выполнение находится на стадии завершения. Указанный объект - пешеходный бульвар, как указано в проектной документации, это линейный объект капитального строительства, он сам по себе объект муниципального значения, возводимый на территории изымаемых земельных участков, но не в частных интересах, как утверждает истец, т.к. бульвар - это городская территория общего пользования, а в интересах общества, неопределённого круга лиц горожан и отдыхающих. Строительство объекта без изъятия участков и недвижимого имущества истца и других лиц, указанных в оспариваемом постановлении, невозможно. Просит в иске отказать, поскольку на пешеходном бульваре не должно быть объектов, не предусмотренных утверждённым проектом, а размещение торговых объектов на бульваре не предусматривается. Непосредственно на месте магазина и земельного участка истца будет построена каменная лестница, исходя из имеющегося рельефа и цветник, предусмотрены многочисленные фонтаны, которые являются частями единого проекта, согласно представленным в дело материалам. Интересы истца в связи с изъятием у неё земельного участка и объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд администрацией гор. Кисловодск не нарушены, она сама не подписывает предусмотренный законом и направленный ей проект соглашения, но спора об этом в данном деле нет.
Представитель заинтересованного лица - комитета имущественных отношений администрации гор. Кисловодска - Сажнева Т.Н. полагает исковые требования Фоминой не основанными на законе. С соблюдением её интересов истцу своевременно направлен проект соглашения об изъятии недвижимости с необходимыми приложениями, которые ею проигнорированы.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и генеральный план городского округа города-курорта Кисловодск, утв. решением Думы города-курорта Кисловодска №121-413 от 12.09.2013г. суд пришёл к следующему.
Законом - частью 1 ст. 279 ГК РФ и ст. 49 ЗК РФ допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2 ГК РФ).
В данном случае все обязательные условия на момент принятия оспариваемого постановления соблюдены, имеется проект планировки территории «Благоустройство пешеходного бульвара по <адрес> утв. постановлением администрации гор. Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении проектной документации по проекту планировки территории «Благоустройство пешеходного бульвара по <адрес>». Названный проект планировки территории относится к законной документации планировки территории(часть 4 статьи 41часть 4 статьи 41 Кодекса) и является законной основой для принятия ответчиком постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд».
Довод истца о том, что планировка территории без строительства иных объектов на изымаемом земельном участке не является основанием для его изъятия для муниципальных нужд неоснователен. Термином планировка (планирование) обозначается определенная градостроительная деятельность и документация (проектно-техническая, строительная и др.) на конкретные объекты в т.ч. капитального строительства (ч.1 ст. 18 ГрК РФ).
Также, согласно статьи 9ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Создание в городе линейного объекта капитального строительства - пешеходного бульвара с системой фонтанов и пр. необходимо для устойчивого развития гор. Кисловодска как курорта федерального значения и отдыха граждан РФ в условиях этого курорта. Этот объект является капитальным строительством во всех его частях, включая и ту, которая будет располагаться на земельном участке под изымаемым магазином истца.
В силу пункта 4 статьи 56.3 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 ЗК РФ, посколькук вопросам местного значения муниципального района отнесено изъятие земельных участков в границах муниципального района (округа) для муниципальных нужд, что имеет место и в данном случае.
Обжалуемое постановление администрации гор. Кисловодска № «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ. указанным нормам права соответствует.
Довод стороны административного истца о несоответствии проекта планировки территории «Благоустройство пешеходного бульвара по проспекту <адрес>» генеральному плану городского округа города-курорта Кисловодск заявлен неосновательно и судом отклоняется.
В генеральном плане городского округа города-курорта Кисловодск (утв. решением Думы города-курорта Кисловодска №121-413 от 12.09.2013г.) в томе 1 «Положение о территориальном планировании городского округа города-курорта Кисловодск» имеется раздел 2 «Мероприятия по территориальному планированию развития города-курорта Кисловодска», где в п. 2.1 «Планируемое функционально-планировочное зонирование территории» указаны функциональные зоны и в т.ч. природно-рекреационная зона, к которой отнесены бульвары и пешеходные улицы города (пп.6). Предусмотрено восстановление и организация новых пешеходных улиц, бульваров, аллей с размещением фонтанов, водопадов и др. комплексов паркового дизайна.
Генеральный план города является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.
Для осуществления указанных в генплане направлений развития поселения законодательством предусмотрена иная более детальная специальная документация. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон (часть 1 статьи 41.1ГрК РФ).
Как установлено в данном судебном разбирательстве, указанные нормы при планировке территории и подготовке проекта пешеходного бульвара по <адрес> соблюдены, а необходимость изъятия земельного участка, арендуемого истцом, и принадлежащего ей объекта недвижимости обусловлена наличием публичного интереса в строительстве данного линейного объекта капитального строительства для нужд местного населения и приезжающих на федеральный курорт граждан. Т.е. обжалуемое постановление администрации гор. Кисловодска направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в аренде и частной собственности истца.
Утвержденная администрацией документация по планировке территории опубликована в установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации порядке (часть 14 статьи 46ГрК РФ) о чём истцу известно, поскольку распечатки её страниц сторона истца, полагая их значимыми для разрешения спора, приобщила к делу.
На основании постановления администрации № от ДД.ММ.ГГГГ., указанное в его пункте втором изъятие не производится ни полностью, ни преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, в т.ч. тех, деятельность которых опосредованно служит интересам общества. На недопустимость изъятия земельных участков и связанных с ними объектов в частном интересе, а не для государственных и(или) муниципальных нужд указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016г.
В данном случае спорное постановление принято администрацией в соответствии с действующим законодательством и документами по территориальному планированию городского округа в целях реализации потребностей публично-правового образования.
Процедура изъятия земельного участка и объекта недвижимости, оформленная на данной стадии оспариваемым постановлением администрации гор. Кисловодска, соблюдена ответчиком надлежащим образом.
Суд по обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных материалов и объяснений участвующих в деле лиц, исходя из выше указанных норм права, находит исковые требования Фоминой по указанным ею основаниям не подлежащими удовлетворению.
Потому, руководствуясь статьями 177-180, 218, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административных исковых требований Фоминой Ольги Викторовны, предъявленных к администрации гор. Кисловодска о незаконности пункта № постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд» - о т к а з а т ь.
Решение можно обжаловать в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья В.М. Супрунов