ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-816/2021 от 21.05.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 мая 2021 года г. Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,

при секретаре Сакаевой А.А.,

с участием представителей административного истца Администрации города Твери ФИО9, ФИО10 (после перерыва),

административного ответчика Территориального управления Росимущества в Тверской области ФИО11 (до перерыва), ФИО12 (после перерыва),

заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери ФИО13,

заинтересованного лица Тверской городской Думы ФИО14,

заинтересованного лица Управления Росреестра по Тверской области ФИО15 (до перерыва), ФИО16 (после перерыва),

рассмотрев в открытом судебном заседании 21.05.2021, 27.05.2021 ( с перерывом) административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Твери к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области о признании недействительным Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 16.03.2021 №69-75-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области», возложении обязанности по его отмене,

у с т а н о в и л:

Администрация города Твери обратилась в суд с административным иском к Территориальному управлению Росимущества в Тверской области, в котором просила признать недействительным Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 16.03.2021 №69-75-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области» и возложить на административного ответчика обязанность в течение 3-х рабочих дней со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу его отменить.

В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец ссылался на следующие обстоятельства. Положения ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную, что требует согласованных действий между органами местного самоуправления и органами государственной власти РФ. Согласование позиций органов должно осуществляться с учетом финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества. Соответственно данные нормы не могут рассматриваться как позволяющие - в нарушение конституционных прав местного самоуправления и гарантий муниципальной собственности - принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий (Определение Конституционного Суда Российской Федерации №828-0-П от 04.12.2007). Положения о волеизъявлении сторон и договоренности в случаях передачи имущества следуют также из Постановления Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 №8-П и должны быть положены в основу при применении п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ.

Таким образом, волеизъявление органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность федерального имущества является необходимым условием передачи.

В соответствии с Положением о порядке приобретения объектов в муниципальную собственность и передачи объектов из муниципальной собственности, утвержденным решением Тверской городской Думы №2 от 15.01.2004, волеизъявление на прием в муниципальную собственность федерального имущества оформляется соответствующим решением Тверской городской Думы, при соблюдении необходимых условий, указанных в данном решении. Вместе с тем, Администрации города Твери стало известно о принятии административным ответчиком Распоряжения от 16.03.2021 №69-75-р в отношении недвижимого имущества, расположенного на территории города Твери. Волеизъявление органов местного самоуправления города Твери на прием в муниципальную собственность имущества оформляется решением Тверской городской Думы и издаваемым на основании решения постановлением администрации города Твери о приеме объекта в муниципальную собственность (п.4.2 Порядка).

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Аналогичные положения закреплены и в ч.1 ст.14 и п.3 ч.2 ст.19 Жилищного кодекса РФ.

Доли в праве на жилые помещения, указанные в обжалуемом распоряжении Территориального управления Росимущества в Тверской области не могут быть использованы для решения предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ вопросов местного значения, а именно для предоставления малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, по договору социального найма, поскольку в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства РФ, доли в праве не могут предоставляться по договору социального найма.

Статья 19 ЖК РФ допускает нахождение жилищного фонда в собственности Российской Федерации. Согласно вышеприведённой правовой позиции Конституционного Суда РФ, положения ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества, предполагают соблюдение определенной процедуры, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органа местного самоуправления. Данная процедура в рассматриваемом случае нарушена, волеизъявление органов местного самоуправления на прием в муниципальную собственность города Твери недвижимого имущества, не получено, равно как и нарушена процедура принятия в муниципальную собственность города Твери недвижимого имущества, установленная Порядком. Документы, подтверждающие фактическое использование заявленного в оспариваемом Распоряжении имущества муниципальным образованием город Тверь отсутствуют, чем нарушены положения Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 №374.

Аналогичным образом Территориальное управление Росимущества в Тверской области уже пыталось передать недвижимое имущество в собственность города Твери, минуя его волеизъявление, соответствующие распорядительные акты в 2007 году уже признавались недействительными, как противоречащие нормам федерального закона (решение Арбитражного суда Тверской области от 26.10.2007 №А66-5621/2007). Между тем, в нарушение прав муниципального образования город Тверь, в нарушение вышеназванных норм федерального закона и муниципальных нормативных правовых актов административным ответчиком вновь принято распоряжение, аналогичное обжалованному.

Кроме того, согласно п.1 ст.246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. На основании ст.252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между её участниками по соглашению между ними. Данные соглашения в Администрацию города Твери не представлены.

Определением судьи от 08.04.2021, вынесенным при подготовке дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по Тверской области, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.

Определением суда, занесённым в протокол судебного заседания от 28.04.2021, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Тверская городская Дума.

Представители административного истца Администрации города Твери ФИО9, ФИО10 (после перерыва) в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержали в полном объёме по доводам, изложенным в административном иске, просили их удовлетворить.

Представители административного ответчика Территориального управления Росимущества в Тверской области ФИО11 (до перерыва), ФИО12 (после перерыва) в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним.

В возражениях административного ответчика указано, что порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определён Федеральным законом №122-ФЗ от 22.08.2004, в соответствии с ч.11 ст.154 которого имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры подлежали передаче в муниципальную собственность. Объекты, указанные в Перечне имущества, передаваемого в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области, не обладают признаками имущества, которое в соответствии с ч.11 ст.154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 является имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации, соответственно указанное имущество не может находиться в собственности Российской Федерации, и подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Согласно абз.24 ч.11 ст.154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004, органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.

Согласно письму Главы города Твери от 06.04.2021 №01/1700-и акт приема-передачи недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь возвращен по причине отсутствия решения Тверской городской Думы о приеме имущества в муниципальную собственность, в связи с чем сделан вывод, что распоряжение ТУ Росимущества издано без учета мнения органа местного самоуправления. Однако, указанное обстоятельство не свидетельствует о несоответствии Распоряжения ТУ Росимущества закону или иному нормативному правовому акту, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя, в связи с чем не является основанием для признания его недействительным.

Так, порядок и сроки действий госоргана, осуществляющего передачу имущества, в случае непредставления передаточного акта регламентированы абз.28 ч.11 ст.154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004, а именно, в случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющий передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке. Как установлено в абз.28 ч.11 ст.154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 соответствующий передаточный акт может быть утвержден уполномоченным органом даже в случае его неподписания одной из сторон. Таким образом, законодатель не придает факту подписания передаточного акта решающего значения в соблюдении процедуры передачи имущества. То есть даже не подписанный, но утвержденный в установленном порядке акт передачи может служить основанием для перехода права собственности на имущество. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности (абз.29 ч.11 ст.154 данного Закона).

Представление указанных в административном иске документов, подтверждающих фактическое использование имущества муниципальным образованием город Тверь, в данном случае в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 №374 не является необходимым. Кроме того, согласно данному Постановлению Правительства РФ от 13.06.2006 №374, для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность представления согласия муниципального образования не требуется.

Отсутствие в бюджете муниципального образования средств на проведение мероприятий, связанных с принятием жилых помещений в муниципальную собственность, их содержание и ремонт, не является основанием, препятствующим процедуре передачи имущества.

В дополнительных возражениях на административный иск представитель административного ответчика указал, что согласно положениям ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ в случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке. Таким образом, неподписание акта является достаточным условием для его утверждения уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Необходимость учёта волеизъявления органа местного самоуправления распространяется только на случаи принятия решения органами государственной власти Российской Федерации об изъятии и передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации. В случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную наличие волеизъявления органов местного самоуправления не требуется.

Согласно п.3.3 Положения «О порядке приобретения объектов в муниципальную собственность и передачи объектов из муниципальной собственности», утвержденного Решением Тверской городской Думы от 15.01.2004 №2, организацию приема передаваемых объектов обеспечивают подразделения администрации города в порядке, установленном соответствующими актами администрации города Твери. Учитывая изложенное, Распоряжение о передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области, подлежит направлению в адрес администрации города Твери.

Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери ФИО13 в судебном заседании полагал заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, полностью поддержал позицию административного истца.

Представитель заинтересованного лица Тверской городской Думы ФИО14 в судебном заседании полагал заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, поддержал доводы представленного письменного отзыва на иск.

В письменном отзыве ссылался на следующие обстоятельства. Подпунктом 5 п.1 ст.31 Устава города Твери к исключительной компетенции Тверской городской Думы относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Порядок приобретения объектов в муниципальную собственность и передачи объектов из муниципальной собственности утвержден решением Тверской городской Думы от 15.01.2004 №2. Установленная Порядком процедура приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность включает в себя несколько этапов, в том числе принятие Тверской городской Думой решения о намерении принять объект в муниципальную собственность; направление администрацией города Твери в государственные органы и другие организации необходимого комплекта документации, требуемого для выполнения решения Тверской городской Думы; издание постановления администрации города Твери о приеме объекта в муниципальную собственность; подписание актов приема-передачи, государственная регистрация права муниципальной собственности, включение зарегистрированного объекта в реестр муниципальной собственности. Согласно п.4.2 Порядка волеизъявление органов местного самоуправления города Твери на прием в муниципальную собственность имущества находящегося в государственной собственности оформляется решением Тверской городской Думы и издаваемым на основании решения постановлением администрации города Твери о приеме объекта в муниципальную собственность.

Согласно п.1.7 Порядка для приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность субъект правотворческой инициативы вносит проект решения Тверской городской Думы о намерении принять объект в муниципальную собственность. В соответствии со ст.71 Регламента Тверской городской Думы, утвержденного решением Тверской городской Думы от 17.06.2020 №121, право вносить проект решения в Думу принадлежит депутатам, постоянным комитетам, Главе города Твери, Общественной палате города Твери, прокурору Тверской области, уполномоченному им прокурору, органам территориального общественного самоуправления, инициативным группам граждан численностью не менее одной тысячи жителей города Твери, обладающих избирательным правом. Территориальным управлением Росимущества в Тверской области издано оспариваемое Распоряжение в отношении недвижимого имущества, расположенного на территории города Твери, однако, ни одним из вышеуказанных субъектов, обладающих правом внесения проекта решения в Тверскую городскую Думу, проект, выражающий волеизъявление на прием доли в праве на указанные в Распоряжении объекты недвижимого имущества, внесен не был.

В связи с изложенным, административным ответчиком путем издания Распоряжения от 16.03.2021 №69-75-р нарушена процедура приема объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность города Твери в соответствии с действующим Порядком, в связи с чем, Тверская городская Дума соглашается с доводами, изложенными в административном исковом заявлении и поддерживает его в полном объеме.

Представители заинтересованного лица Управления Росреестра по Тверской области ФИО15 (до перерыва), ФИО16 (после перерыва) в судебном заседании разрешение заявленных административных исковых требований оставили на усмотрение суда.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Из положений ст.4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.

Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.

Из представленных в материалы дела документов следует, что оспариваемое распоряжение принято 16.03.2021.

Рассматриваемое административное исковое заявление поступило в суд 06.04.2021, т.е. в пределах предусмотренного действующим законодательством трёхмесячного срока.

По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.

Как установлено при рассмотрении дела административным ответчиком 16.03.2021 принято оспариваемое Распоряжение № 69-75-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области».

Из текста данного распоряжения следует, что оно принято в соответствии с ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тверской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 №282, во исполнение поручения Росимущества от 02.11.2020 №ЕГ-07/34703.

Данным распоряжением утверждён перечень имущества, передаваемого в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области (п.1); передано в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области имущество, составляющее казну Российской Федерации, согласно приложению, к настоящему распоряжению (п.2); Территориальному управлению Росимущества в Тверской области поручено в трехдневный срок со дня издания настоящего распоряжения направить передаточный акт в Муниципальное образование город Тверь Тверской области для подписания (п.3), а Муниципальному образованию город Тверь Тверской области, в свою очередь, - представить на утверждение в Территориальное управление подписанный акт приема-передачи в течение трёх недель с момента получения настоящего распоряжения (п.4).

В силу п.5 оспариваемого распоряжения, в случае если в установленный абз.24-26 ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ и настоящим распоряжением срок акт приема-передачи не подписан и не представлен муниципальным образованием город Тверь Тверской области в Территориальное управление, акт приема-передачи утверждается Территориальным управлением в одностороннем порядке.

Настоящее распоряжение в силу п.6 является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению. Право собственности муниципального образования город Тверь Тверской области возникает с момента утверждения акта приема-передачи.

Согласно п.7 распоряжения, право муниципальной собственности на передаваемое имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению, подлежит государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Территориальному управлению, согласно п.8 распоряжения, поручено в течение 15 дней с момента предоставления выписки из ЕГРН подготовить акт приема-передачи на имущество по форме ОКУД 0504101 и направить муниципальному образованию город Тверь Тверской области для подписания. Подписанный экземпляр акта приема-передачи вернуть в Территориальное управление. Территориальному управлению поручено внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества (п.9).

Приложением к указанному распоряжением является перечень имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области. В указанный перечень включены: доля в праве в размере 19/100 на объект индивидуального жилищного строительства по адресу: <...>; доля в праве в размере 1/3 на индивидуальный жилой дом по адресу: <...>; доля в праве в размере 41/100 на индивидуальный жилой дом по адресу: <...>; доля в праве в размере 42/100 на объект индивидуального жилищного строительства по адресу: г.Тверь, ул.1-я Желтиковская, д.12.

Представленными в материалы дела выписками из ЕГРН подтверждается, что по адресу: <...> расположен объект индивидуального жилищного строительства – жилое здание с кадастровым номером , принадлежащее на праве собственности ФИО5 (доля в праве 35/200 и 5/200), ФИО6 (доля в праве 34/100), ФИО7 (доля в праве 27/100). Доля в размере 19/100 в общей долевой собственности на здание ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована на праве собственности за Российской Федерацией.

По адресу: <...> расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером принадлежащий на праве собственности ФИО8 (доли в праве 1/3 и 1/3), а также Российской Федерации (доля в праве 1/3), дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

По адресу: <...> расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности ФИО1 (доля в праве 30/100), ФИО2 (доля в праве 29/300), ФИО3 (доля в праве 29/300), ФИО4 (доля в праве 29/300). Доля в размере 41/100 в общей долевой собственности на жилое здание ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована на праве собственности за Российской Федерацией.

По адресу: г.Тверь, ул.1-я Желтиковская, д.12 расположен объект индивидуального жилищного строительства – жилое здание с кадастровым номером , доля в праве общей долевой собственности на которое ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована за Российской Федерацией. Иные собственники данного объекта недвижимости не зарегистрированы.

Право собственности Российской Федерации на вышеуказанные доли в праве общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества зарегистрировано на основании свидетельств о праве на наследство по закону как на выморочное имущество, что подтверждено копиями представленных в материалы дела свидетельств.

Сведений о возникновении прав иных лиц на вышеуказанное недвижимое имущество в размере зарегистрированных на праве собственности за Российской Федерацией долей в материалах дела не имеется.

Оспариваемое распоряжение для исполнения и акты приёма-передачи имущества направлены административным ответчиком Главе города Твери и поступили в Администрацию города Твери 18.03.2021.

Письмом от 06.04.2021 №01/1700-и Глава города Твери вернул руководителю Территориального управления Росимущества в Тверской области без подписания акт приема-передачи в отношении части долей в общей долевой собственности на индивидуальные жилые дома. В обоснование возврата актов указано, что передаваемые объекты не могут быть использованы для решения предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения. Решение о намерении принять объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность города Твери уполномоченным органом - Тверской городской Думой не принималось, следовательно, распоряжение Территориального управления Росимущества в Тверской области от 16.03.2021 №69-75-р издано без учета мнения уполномоченного органа местного самоуправления в нарушение положений Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ.

Согласно п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Пунктом 1 Приложения №3 к указанному Постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, включая жилищный фонд.

Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу указанного порядка находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В целях реализации порядка передачи имущества федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, принимается решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.

Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.

Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.

В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №432, предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

В силу п.4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Пунктом 5.13 Положения предусмотрено, что право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику, то есть Российской Федерации в лице Территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 №374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации».

Пунктом 1 указанного Постановления установлено, что для принятия решения о передаче имущества, кроме имущества, указанного в пункте 1.1 настоящего постановления, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность необходимо представить следующие документы: а) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе; б) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в отношении предлагаемого к передаче недвижимого имущества (в том числе в отношении земельных участков в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральному государственному унитарному предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости); г) документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре недвижимости); д) согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо); е) заверенная в установленном порядке копия устава федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче; ж) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче; к) документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества; л) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам; м) согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.

Таким образом, документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, представляются только в случае, если указанное имущество фактически используется органами местного самоуправления в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности.

Содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа в силу п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

Доводы административного истца в части того, что при принятии оспариваемого распоряжения в одностороннем порядке не учтено отсутствие волеизъявления муниципального образования на прием указанного в распоряжении имущества в муниципальную собственность судом во внимание не принимаются ввиду обязательности передачи данного имущества из федеральной собственности и приему его в собственность муниципального образования.

Определениями Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 №524-О, от 04.12.2007 №828-О-П разъяснен конституционно-правовой смысл части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ и указано, что для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

В Определении от 07.02.2012 №234-О-Р «Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года №828-О-П» Конституционный Суд РФ указал, что суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.

Исходя из статуса указанного в оспариваемом распоряжении имущества, находящегося на территории г.Твери, оно подлежало передаче соответствующему муниципальному образованию, которое обязано было его принять. Передача указанного имущества в муниципальную собственность имела объективную необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий для решения вопросов местного значения, поскольку оно не относится ни к одной из указанных в ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в собственности Российской Федерации (имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации, обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений).

В связи с изложенным, учитывая, что указанное в оспариваемом распоряжении имущество подлежит передаче в муниципальную собственность, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого распоряжения недействительным.

Доводы административного истца о несоблюдении процедуры, предусмотренной Положением о порядке приобретения объектов в муниципальную собственность и передачи объектов из муниципальной собственности, утверждённым решением Тверской городской Думы от 15.01.2004 №2, безусловным основанием для признания незаконным и недействительным оспариваемого распоряжения не является, поскольку передаваемое недвижимое имущество не относится к объектам, прием которых в муниципальную собственность в силу п.1.6 указанного Положения не допускается.

Жилищный фонд в силу норм действующего законодательства о разграничении государственной собственности в Российской Федерации подлежит передаче в муниципальную собственность.

При этом, в силу пунктов 3.2, 3.3 Положения, именно Администрация города Твери или уполномоченное ею структурное подразделение администрации города Твери обеспечивает предоставление документов, необходимых для государственной регистрации перехода прав на принятое (переданное) имущество в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, в установленном законом порядке.

Организацию приема передаваемых объектов также обеспечивают подразделения администрации города в порядке, установленном соответствующими актами администрации города Твери.

Доводы административного иска о том, что доли в праве на жилые помещения, указанные в обжалуемом распоряжении, не могут быть использованы для решения предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ вопросов местного значения, о незаконности оспариваемого акта также не свидетельствуют.

В силу ч.1 ст.19 ЖК РФ жилищным фондом является совокупность жилых помещений.

Статьёй 16 ЖК РФ к жилому помещению отнесён как жилой дом, так и часть жилого дома, которым признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (части 1 и 2).

Ограничений на принятие в собственность муниципального образования жилого дома в размере доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение не предусмотрено. Кроме того, участник долевой собственности, обладая полномочиями по распоряжению данным имуществом, предусмотренными п.2 ст.246 ГК РФ, имеет также право и на выдел своей доли из общего имущества в силу положений п.2 ст.252 ГК РФ.

Достаточных доказательств, подтверждающих отсутствие по указанным в обжалуемом распоряжении адресам объектов жилищного фонда, либо их нахождение в состоянии, не позволяющем использовать их по прямому функциональному назначению для решения вопросов местного значения, в материалы дела не представлено.

Таким образом, оспариваемое распоряжение вынесено уполномоченным органом, в пределах его компетенции в соответствии с требованиями действующего законодательства. В связи с изложенным, оно не может быть признано нарушающим права административного истца.

Поскольку необходимой, предусмотренной ч.2 ст.227 КАС РФ совокупности условий для признания незаконным оспариваемого распоряжения не установлено, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных административных исковых требований Администрации города Твери к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области о признании недействительным Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 16.03.2021 №69-75-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области», возложении обязанности по его отмене – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.Я. Панасюк

Мотивированное решение составлено 10.06.2021.

1версия для печатиДело № 2а-816/2021 ~ М-599/2021 (Решение)