ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-817/2021 от 14.12.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №2а-817/2021 (УИД 69RS0040-02-2021-002630-34)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2021 года г. Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,

при секретаре Сакаевой А.А.,

с участием представителя административного истца Администрации города Твери на основании доверенности Ковалёвой И.И.,

представителя административного ответчика Управления Росреестра по Тверской области на основании доверенности Румянцева А.А.,

представителя заинтересованного лица департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери на основании доверенности Тарасова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 07.12.2021, 14.12.2021 (с перерывом) административное дело по административному иску Администрации города Твери к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконными действий по государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество, возложении обязанности по произведению государственной регистрации прекращения права муниципальной собственности,

у с т а н о в и л:

Администрация города Твери обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, в котором просила суд признать незаконными действия административного ответчика по государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество, указанное в приложении к Распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19.01.2021 №2-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области»; возложить на административного ответчика обязанность по истечении трёх дней с момента вступления в силу решения суда произвести государственную регистрацию прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество, указанное в приложении к Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19.01.2021 №2-р.

В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец ссылался на следующие обстоятельства. Положения ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную, что требует согласованных действий между органами местного самоуправления и органами государственной власти РФ. Данные нормы не могут рассматриваться как позволяющие - в нарушение конституционных прав местного самоуправления и гарантий муниципальной собственности - принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий (Определение Конституционного Суда Российской Федерации №828-0-П от 04.12.2007). Положения о волеизъявлении сторон и договоренности в случаях передачи имущества следуют также из Постановления Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 №8-П и должны быть положены в основу при применении п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ.

Таким образом, волеизъявление органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность федерального имущества является необходимым условием передачи. В соответствии с Положением о порядке приобретения объектов в муниципальную собственность и передачи объектов из муниципальной собственности, утвержденным решением Тверской городской Думы №2 от 15.01.2004, волеизъявление на прием в муниципальную собственность федерального имущества оформляется соответствующим решением Тверской городской Думы, при соблюдении необходимых условий, указанных в данном решении.

Вместе с тем, Администрации города Твери стало известно о принятии в одностороннем порядке Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19.01.2021 №2-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области» в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Тверь, ул.Спартака, д.44. Управлением Росреестра по Тверской области зарегистрировано право муниципальной собственности города Тверь на жилые помещения, в которых проживают граждане на условиях договора социального найма, находящиеся в многоквартирном жилом доме, находящемся в аварийном состоянии. Являясь собственником имущества, Территориальное управление Росимущества в Тверской области, зная об аварийном состоянии многоквартирного жилого дома, доведя его до такого состояния, приняло решение передать дом в муниципальную собственность города Твери. При этом, финансовых средств муниципальному образованию город Тверь, на восстановление данного имущества Территориальным управлением Росимущества Тверской области не передано.

Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч.1 ст.2, п.6 ч.1 ст.14, п.6 ч.1 ст.16). Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п.1 ч.1 ст.50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Аналогичные положения закреплены в ч.1 ст.14 и п.3 ч.2 ст.19 ЖК РФ. В указанных в оспариваемом распоряжении жилых помещениях проживают граждане, в связи с чем, они не могут быть использованы для решения предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ вопросов местного значения, а именно для предоставления малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, по договору социального найма. При этом, ст.19 ЖК РФ допускает нахождение жилищного фонда в собственности Российской Федерации.

Процедура безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность в рассматриваемом случае нарушена, поскольку волеизъявление органов местного самоуправления на прием в муниципальную собственность города Твери недвижимого имущества по адресу: г.Тверь, ул.Спартака, д.44 не получено, равно как и нарушена процедура принятия в муниципальную собственность города Твери недвижимого имущества установленная Порядком. Документы, подтверждающие фактическое использование указанного имущества муниципальным образованием город Тверь отсутствуют (нарушены положения Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 № 374).

В силу п.2 ст.63 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» право собственности возникает со дня государственной регистрации. Таким образом, п.6 оспариваемого распоряжения содержит иную редакцию и является незаконным.

Аналогичным образом Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области уже пыталось передать имущество в собственность города Твери, минуя его волеизъявление, соответствующие распорядительные акты в 2007 году признавались недействительными, как противоречащие нормам федерального закона (решение Арбитражного суда Тверской области от 26.10.2007 №А66- 5621/2007).

В связи с изложенным, по мнению административного истца, регистрирующему органу в соответствии с положениями ст.26 ч.1 п.п.5, 7, 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» надлежало приостановить государственную регистрацию прав ввиду: непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.

Между тем, в нарушение прав муниципального образования город Тверь переход прав на недвижимое имущество был зарегистрирован в нарушение норм Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения административного истца в суд с рассматриваемым административным иском.

Определением судьи от 08.04.2021, вынесенным при подготовке дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери, Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.

Представитель административного истца Администрации города Твери на основании доверенности Ковалёва И.И. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.

Дополнительно указала, что административным ответчиком, исходя из представленных на регистрацию документов, при принятии решения о государственной регистрации прав на их основании, нарушены требования законодательства. Представленные документы не соответствовали нормативно-правовым актам, в том числе требованиям Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 №374, Приказа Минэкономразвития РФ от 13.07.2009 №270 (п.п.2.4.2, 3.4). Государственная регистрация прав на их основании подлежала приостановлению.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Тверской области на основании доверенности Румянцев А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, ссылаясь на то, что в силу п.1 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ основанием для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права. Представленных документов было достаточно для государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества.

В дополнительно представленных письменных возражениях указал, что заявления о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, указанные в Распоряжении ТУ Росимущества в Тверской области от 19.01.2021 №2-р, были поданы в отношении каждого объекта недвижимости в электронном виде. Государственная регистрация права собственности произведена в течение семи рабочих дней в соответствии с п.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ.

Представитель заинтересованного лица департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери Тарасов В.В. в судебном заседании полагал заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, полностью поддержал позицию административного истца. Дополнительно указал, что представленных документов не было достаточно для осуществления на их основании государственной регистрации права муниципальной собственности.

В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц ТУ Росимущества в Тверской области, Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, извещённые судом о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, письменных возражений по административному иску не представили.

На основании положений ч.6 ст.226 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Из положений ст.4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным кодексом (ч.7 ст.219 КАС РФ).

Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.

Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.

Установление трехмесячного срока для обращения в суд с административным иском о признании незаконным решения, действия (бездействия) органов и должностных лиц, по своей сути, обусловлено необходимостью обеспечения стабильности и определенности публичных правоотношений.

В данном случае правовое значение, подлежащее оценке на предмет его законности либо незаконности, имеет момент, когда административному истцу стало об этом известно.

Из представленных в материалы дела документов следует, что право муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества на основании Распоряжения ТУ Росимущества в Тверской области от 19.01.2021 №2-р зарегистрировано не ранее 18.03.2021. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с рассматриваемым административным иском об оспаривании действий административного ответчика по государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество, указанное в приложении к указанному распоряжению (дата подачи административного иска 05.04.2021) административным истцом не пропущен.

По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.

Как установлено при рассмотрении дела, заинтересованным лицом ТУ Росимущества в Тверской области 19.01.2021 принято Распоряжение №2-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области».

Из текста данного распоряжения следует, что оно принято в соответствии с ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тверской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 №282, во исполнение поручения Росимущества от 02.11.2020 №ЕГ-07/34703.

Данным распоряжением утверждён перечень имущества, передаваемого в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области (п.1); передано в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области имущество, составляющее казну Российской Федерации, согласно приложению, к настоящему распоряжению (п.2); Территориальному управлению Росимущества в Тверской области поручено в трехдневный срок со дня издания настоящего распоряжения направить передаточный акт в Муниципальное образование город Тверь Тверской области для подписания (п.3), а Муниципальному образованию город Тверь Тверской области, в свою очередь, - представить на утверждение в Территориальное управление подписанный акт приема-передачи в течение трёх недель с момента получения настоящего распоряжения (п.4).

В силу п.5 оспариваемого распоряжения, в случае если в установленный абз.24-26 ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ и настоящим распоряжением срок акт приема-передачи не подписан и не представлен муниципальным образованием город Тверь Тверской области в Территориальное управление, акт приема-передачи утверждается Территориальным управлением в одностороннем порядке.

Настоящее распоряжение в силу п.6 является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению. Право собственности муниципального образования город Тверь Тверской области возникает с момента утверждения акта приема-передачи.

Согласно п.7 распоряжения, право муниципальной собственности на передаваемое имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению, подлежит государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Территориальному управлению, согласно п.8 распоряжения, поручено в течение 15 дней с момента предоставления выписки из ЕГРН подготовить акт приема-передачи на имущество по форме ОКУД 0504101 и направить муниципальному образованию город Тверь Тверской области для подписания. Подписанный экземпляр акта приема-передачи вернуть в Территориальное управление. Территориальному управлению поручено внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества (п.9).

Приложением к указанному распоряжению является перечень имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области. В указанный перечень включены комнаты в доме 44 по ул.Спартака в г.Твери.

Вышеуказанное распоряжение для исполнения и акты приёма-передачи имущества направлены административным ответчиком Главе города Твери письмом от 21.01.2021 за №69-ЛА-03/237 от 21.01.2021.

Письмом от 15.02.2021 №01/727-и Глава города Твери вернул руководителю Территориального управления Росимущества в Тверской области без подписания акт приема-передачи в отношении жилых помещений по адресу: г.Тверь, ул.Спартака, д.44. В обоснование возврата актов указано, что передаваемые объекты не могут быть использованы для решения предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения. Решение о намерении принять объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность города Твери уполномоченным органом - Тверской городской Думой не принималось, следовательно, распоряжение Территориального управления Росимущества в Тверской области от 19.01.2021 №2-р издано без учета мнения уполномоченного органа местного самоуправления в нарушение положений Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ.

Представленными в материалы дела копиями выписок из ЕГРН, а также сведениями, представленными Управлением Росреестра по Тверской области 13.12.2021, подтверждается, что комнаты в доме 44 по ул.Спартака в г.Твери поставлены на кадастровый учёт как жилые помещения и зарегистрированы в период с 18.03.2021 по 24.03.2021 на праве собственности за муниципальным образованием город Тверь. Ранее указанные объекты в период с 30.12.2015 по 26.02.2016 были зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерацией.

Действия административного ответчика по государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество, указанное в приложении к Распоряжению ТУ Росимущества в Тверской области от 19.01.2021 №2-р, оспариваются административным истцом в рассматриваемом иске.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ч.1 ст.1 данного Федерального закона).

Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, государственной регистрацией прав на недвижимое имущество является юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, п.п.1, 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 №457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Управление Росреестра по Тверской области отнесено к территориальным органам Росреестра в Центральном федеральном округе.

Решение о государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав по результатам правовой экспертизы представленных документов (ч.1 ст.26, п.3 ч.1 ст.29, ст.65 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ). Такие решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

Согласно ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в числе прочего акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (п.1 ч.2).

Из п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ в редакции, действовавшей на дату совершения оспариваемых действий регистрирующего органа, следует, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права.

Как следует из п.2 ч.1 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, в частности, в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в период с 12.03.2021 по 15.03.2021 представителем заинтересованного лица ТУ Росимущества в Тверской области в отношении каждого из объектов недвижимости, указанных в приложении к Распоряжению ТУ Росимущества в Тверской области от 19.01.2021 №2-р, в Управление Росреестра по Тверской области в электронном виде путём заполнения специальной формы поданы заявления о государственной регистрации права собственности на основании приложенных к заявлению документов, а именно указанного распоряжения и акта приема-передачи недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области от 11.02.2021.

Заявления ТУ Росимущества в Тверской области, осуществляющего полномочия собственника федерального имущества, право Российской Федерации на которое подлежало прекращению в связи с вынесением Распоряжения от 19.01.2021 №2-р, в силу п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ являлись основаниями для государственной регистрации прав.

Частью 2 ст.16 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ предусмотрено, что датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.

По каждому из заявлений государственная регистрация права муниципальной собственности на соответствующие объекты произведена в течение семи рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в соответствии с п.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ.

Согласно п.3 ч.1 ст.29 названного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт; соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в представленных документах, сведениям о данном объекте, содержащимся в ЕГРН; наличие прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица (п.221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 07.06.2017 №278).

Под формой юридического документа понимается внешняя объективизация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящих перед лицом, принимающим юридический документ, целей. Достижение данных целей осуществляется посредством определения следующих компонентов формы юридического документа: надлежащего носителя (бумажный или электронный), структуры документа (внутренняя упорядоченность его содержания), а также закрепления в нем обязательных элементов, при отсутствии которых он не выполняет своего назначения (реквизиты: вид, адресат, место и дата составления, регистрационный номер документа, подписи лиц и др.).

Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, то есть такой документ состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.

В силу приведенного регулирования государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа государственной власти, наделенного соответствующими правами на распоряжение недвижимым имуществом.

Часть 1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации прав. К числу таких оснований, среди прочих, отнесены: обращение с заявлением о государственной регистрации прав ненадлежащего лица; отсутствие документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав; несоответствие по форме или содержанию документов требованиям законодательства Российской Федерации; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона; акт государственного органа, являющийся основанием государственной регистрации прав, издан вне пределов компетенции издавшего его органа и (или) подписавшего его лица (п.п.2, 5, 7, 14, 18 ч.1 указанной статьи).

В силу ч.1 ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Представленное в качестве основания для государственной регистрации права Распоряжение ТУ Росимущества в Тверской области от 19.01.2021 №2-р являлось предметом обжалования со стороны Администрации г.Твери. При этом, в административном иске административный истец ссылался на аналогичные изложенным в рассматриваемом иске основания, по которым он считает указанное распоряжение незаконным и необоснованным.

Решением Центрального районного суда г.Твери от 13.08.2021 по делу №2а-811/2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 17.11.2021, в удовлетворении заявленных административных исковых требований Администрации г.Твери к ТУ Росимущества в Тверской области о признании незаконным с даты принятия Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 19.01.2021 №2-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования город Тверь Тверской области», и его отмене отказано.

Согласно ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Поскольку при рассмотрении административного дела №2а-811/2021 участвовали те же лица, которые являются участвующими в деле лицами по рассматриваемому делу, установленные вступившим в силу решением суда от 13.08.2021 обстоятельства, связанные с соблюдением со стороны ТУ Росимущества в Тверской области требований нормативных правовых актов, устанавливающих: его полномочия на принятие оспариваемого распоряжения, порядок принятия оспариваемого распоряжения, основания для принятия оспариваемого распоряжения, а также связанные с установлением соответствия содержания оспариваемого распоряжения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, не подлежат повторному установлению при рассмотрении данного административного дела.

Оспариваемое распоряжение, как следует из указанного решения суда, вынесено уполномоченным органом, в пределах его компетенции в соответствии с требованиями действующего законодательства, прав административного истца (Администрации г.Твери) не нарушает.

В связи с изложенным, доводы представителей административного истца и заинтересованного лица департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери о несоответствии представленных на государственную регистрацию документов по объёму и содержанию требованиям нормативных правовых актов и наличии оснований для приостановления государственной регистрации прав, суд находит необоснованными.

Отсутствие подписи уполномоченного лица муниципального образования, в собственность которого распоряжением ТУ Росимущества в Тверской области передано недвижимое имущество, в акте приема-передачи недвижимого имущества, утверждённом в одностороннем порядке согласно условиям, изложенным в п.5 распоряжения, и.о. руководителя ТУ Росимущества в Тверской области 11.02.2021, и представленном одновременно с распоряжением в качестве основания для государственной регистрации прав, о наличии оснований для приостановления государственной регистрации прав не свидетельствует.

В силу п.1 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ основанием для осуществления государственной регистрации прав являлся акт государственного органа - Распоряжение ТУ Росимущества в Тверской области от 19.01.2021 №2-р, изданное органом государственной власти в рамках его компетенции, устанавливающее переход права.

При этом, решением суда от 13.08.2021 по делу №2а-811/2021 установлено, что указанное в данном распоряжении имущество подлежит передаче в муниципальную собственность. В силу прямого указания в ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ принятое уполномоченным органом решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность является основанием возникновения права собственности на указанное в нём имущество.

Таким образом, оспариваемые действия по государственной регистрации права на недвижимое имущество совершены уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в установленные сроки в соответствии с требованиями действующего законодательства. В связи с изложенным, они не могут быть признаны нарушающими права административного истца.

Поскольку необходимой, предусмотренной ч.2 ст.227 КАС РФ совокупности условий для признания незаконными оспариваемых действий по делу не установлено, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных административных исковых требований Администрации города Твери к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконными действий по государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество, возложении обязанности по произведению государственной регистрации прекращения права муниципальной собственности – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Т.Я. Панасюк

Мотивированное решение составлено 10.01.2022.

Дело №2а-817/2021 (УИД 69RS0040-02-2021-002630-34)