ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-818/2022 от 29.08.2022 Дивногорского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2а-818/2022

24RS0012-01-2022-000692- 84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2022 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:

судьи Боровковой Л.В.,

при секретаре Петросян Г.А.,

с участием представителя административного ответчика - администрации г.Дивногорска Красноярского края Малыгаева Д.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 в лице представителя ФИО2 к администрации г.Дивногорска об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 в лице представителя ФИО2 обратился в суд с иском к администрации г.Дивногорска о признании незаконным решения от 16.06.2022 , возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления от 07.06.2022, мотивируя тем, что 07.06.2022 административный истец обратился в администрацию г.Дивногорска с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного на территории г.Дивногорска, восточнее земельного участка с кадастровым номером в зоне «Жилая усадебной застройки» (Ж-1) для строительства индивидуального жилого дома площадью от 600 до 1500 кв.м. в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на ситуационном плане территории.

Администрация г.Дивногорска в ответе от 13.06.2022 отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что данный земельный участок имеет сложный рельеф местности, признаки изломленности границ, отсутствие транспортной доступности; ширина земельного участка в узкой его части составляет менее 25 метров; он расположен в охранной зоне магистрального водопровода, поставленного на кадастровый учет с кадастровым номером , т.е. не учтены сведения о зонах с особыми условиями использования территории.

С указанными основаниями административный истец не согласен.

Так, согласно публичной кадастровой карте испрашиваемый земельный участок расположен между уже сформированными и поставленными на кадастровый учет земельными участками, в связи с чем, испрашиваемый земельный участок предполагает сложную геометрическую фигуру и довод административного ответчика не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку форма земельного участка образуется в связи с рельефом уже сложившегося землепользования в испрашиваемом месте.

Довод административного ответчика относительно ширины земельного участка не соотносится к установленному законом основанию для отказа в формировании земельного участка, поскольку измерение ширины земельного участка осуществлялось в самом узком месте, при этом согласно публичной кадастровой карте и приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка большая часть земельного участка имеет ширину, в два раза превышающую ширину самого узкого места, при этом административный ответчик игнорирует сложную форму земельного участка. По мнению истца при сложности формы земельного участка надлежало рассчитать среднюю ширину земельного участка с указанием на процентное соотношение площади земельного участка и площади возможной территории застройки земельного участка.

Ссылка администрации г.Дивногорска о нахождении земельного участка в охранной зоне магистрального водопровода не подкреплена ссылкой на норму права, запрещающую формирование земельного участка в данной зоне.

Кроме того, решением Дивногорского городского суда Красноярского края от 01.02.2018 по иску ФИО4 к администрации г.Дивногорска отказано в удовлетворении исковых требований о перераспределении земельного участка и утверждении схемы со ссылкой на то, что из испрашиваемого земельного участка возможно образование самостоятельного земельного участка площадью не менее 600 кв.м. без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ.

Таким образом, позиция администрации г.Дивногорска, выраженная в решении об отказе в предоставлении земельного участка ФИО1, полностью противоречит позиции администрации г.Дивногорска, выраженной при рассмотрении заявления ФИО4 о перераспределении земельного участка, и позиции суда, выраженной в решении от 01.02.2018.

Такими действиями администрация г.Дивногорска искусственно исключает из оборота часть земель, которые, как установлено судом, могут быть предоставлены как на торгах, так и во внеочередном порядке иным гражданам.

Административный истец ФИО1, его представитель ФИО2, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, что суд в силу ч.6 ст.226 КАС РФ полагает возможным.

Представитель административного ответчика Малыгаев Д.А. в судебном заседании полагал административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, аналогичным в оспариваемом ответе.

Выслушав представителя административного ответчика Малыгаева Д.А., исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу п. 2 ст. 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.

Судом установлено, что ФИО1 в лице представителя ФИО6 обратилась в администрацию г.Дивногорска Красноярского края с заявлением от 28.06.2022 о предоставления в собственность земельного участка, расположенного на территории г.Дивногорска, восточнее земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ в зоне «Жилая усадебной застройки» (Ж-1) площадью от 600 до 1500 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на ситуационном плане территории в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 № 7 - 2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».

В ответе от 16.06.2022 администрация г.Дивногорска отказала в утверждении схемы расположения земельного участка.

Основанием для отказа послужило то, что испрашиваемый к формированию земельный участок имеет сложный рельеф местности (сильный уклон с северной стороны), признаки изломанности границ, отсутствует транспортная доступность; ширина земельного участка в узкой части составляет менее 25 метров; земельный участок расположен в охранной зоне магистрального водопровода г.Дивногорска.

В соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления, в том числе, земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности отдельным категориям граждан в собственность предусмотрен, в том числе, Законом Красноярского края от 04.12.2008 № 7 -2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», в котором предусмотрен порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу п. 2 ст. 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.

В соответствии с пп. 3 п.1 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса и утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пп.13 п.1 ст.11.10 ЗК РФ).

При этом, статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

На основании указанных положений схема расположения земельного участка является документом, необходимым для образования земельного участка.

В силу положения пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса.

Пунктом 17 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

При этом, под изломанностью границ в сложившейся правоприменительной практике понимается их размещение, вызывающее неудобства в использовании и ухудшающее конфигурацию земельного участка.

Вместе с тем, из публичной кадастровой карты усматривается, что представленный вариант схемы расположения земельного участка приведет к образованию земельного участка, имеющего многоугольную форму, границы которого представляют собой изломанный объект.

Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.104 Земельного кодекса РФ в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны.

В силу пункта 6 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Пунктом 24 указанной статьи зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории.

В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (в ред. от 14.02.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, в водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий» не допускается нахождение источников загрязнения почвы и грунтовых вод в месте пролегания водоводов в пределах 10 метров от водовода по обе его стороны и не менее 20 метров при диаметре водоводов более 1000 миллиметров (п.106 главы V СанПиН 2.1.3684-21).

Как следует из публичной кадастровой карты, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне санитарной охраны П пояса поверхностного водозабора р.Енисей филиала «Красноярская ТЭЦ-2» АО «Енисейская ТКГ (ТКГ-13)2.

Сведения об установлении указанной зоны с особыми условиями использования территории внесены в Единый государственный реестр недвижимости под .

Исходя из положений статьи 8 ГрК РФ и статьи 11 ЗК РФ, вопросы установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований находятся в исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Согласно Правилам землепользования и застройки, утв. решением городского Совета депутатов от 29.11.2012 № 28-176-ГС, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-1» зона «Жилая усадебной застройки».

Согласно Правилам предельные (минимальные и (или) максимальные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: ширина земельного участка, предназначенного для строительства усадебного жилого дома, должна составлять не менее 25 м.

Вместе с тем, как следует из публичной кадастровой карты, ширина земельного участка в его узкой части составляет менее 25 метров.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ администрации г.Дивногорска в утверждении схемы расположения спорного земельного участка обоснован, в данном случае у ответчика нет возможности предоставить спорный земельный участок истцу на праве собственности в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 № 2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в лице представителя ФИО2 к администрации г.Дивногорска об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в собственность отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Согласовано: судья Боровкова Л.В.